Машинисты поездов с бородой

С ветерком: первая женщина-машинист о работе, жизни и мечтах

Елена Лысенко-Салтыкова — единственная в современной России женщина, которая имеет права на управление электропоездом. Сегодня она работает помощником машиниста в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на составах, которые курсируют на Киевском направлении Московской железной дороги. О любимой профессии, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться на пути к мечте, Елена рассказала порталу mos.ru.

В белой рубашке

Елена работает на должности помощника машиниста с 2018 года. Недавно она получила права на управление электропоездом и теперь проходит необходимую закатку перед предстоящим экзаменом. Этот процесс по правилам занимает минимум три месяца, но некоторые остаются работать помощниками и на более долгий срок — все зависит от кадровой ситуации в конкретном депо.

В обязанности помощника входит контроль посадки и высадки пассажиров, ведение переговоров по радиосвязи, заполнение документов, отслеживание работы приборов. По сути, машинист и помощник работают в тандеме.

«Помощник — это руки и глаза машиниста. Если возникает какая-то нештатная ситуация, помощник бежит ее исправлять», — поясняет Елена.

На современных составах у машинистов нет необходимости обладать большой физической силой, определенным ростом или выполнять грязную работу.

«Почему-то существует клише про железнодорожников, что мы все в масле, в грязи. Нет, это не так. Я, например, работаю в белой рубашке», — говорит Елена.

Между небом и землей

Елена выросла в авиационной семье. Папа работает пилотом, мама — бортпроводницей. В школьные годы девушка стала посещать занятия на детской железной дороге в Кратове. После этого решила поступать в железнодорожный техникум.

«Я много летала на самолетах с детства и даже была с отцом в кабине пилотов. В полете мне больше всего нравится момент взлета. Это бешеная скорость! А когда уже взлетаешь, все так спокойно и размеренно. А поезд мчится постоянно! Это скорость, это движение, это смена обстановки в режиме нон-стоп. Поездка никогда не повторяется. Мне нравится именно этот момент движения, скорости», — говорит Елена.

Одно время девушка рассматривала возможности стать пилотом или авиаконструктором, даже ходила в авиамодельный кружок в школе. Но в итоге выбрала железную дорогу. Родители решение поддержали.

«Отец и по сей день переживает за меня, каждый день узнает, как я прохожу закатку, как складываются отношения с коллективом, интересуется, дает советы… Конечно, небо до сих пор зовет… Думаю, что при возможности я пойду в аэроклуб. Но это скорее будет хобби, а не профессия», — рассуждает Елена.

Девушка и предрассудки

Путь к профессии стал для Елены настоящим испытанием. После школы она решила поступать в колледж транспорта в Люблине. И хотя никаких законодательных запретов обучаться в таком учебном учреждении для девушек нет, Елену сразу предупредили, что пройти практику и трудоустроиться по профессии будет практически нереально.

«В колледже были не против меня. Но любое обучение подразумевает практику. Естественно, никакому учебному учреждению не нужны были эти проблемы — заступаться за кого-то. Это приходилось делать самой. В одних депо мне говорили прямым текстом: “Девушек мы не берем”. В других находили какие-то отговорки, не давали прямых ответов. Я всегда просила дать мне письменный отказ — никто этого не делал», — рассказывает Елена.

Читайте также:  Стрижки для длинных волос 2020 подростки

Закончить обучение удалось после прохождения внепоездной практики в качестве слесаря по ремонту вместе с не прошедшими медкомиссию. Хотя единственным «ограничением по здоровью» для Елены был ее пол. Девушка получила диплом по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава». Он дает право работать по профессиям техника, слесаря и помощника машиниста. Уже после этого по своей инициативе Елена наконец нашла депо, где смогла пройти профессиональную практику как машинист, хотя на постоянную работу ее не взяли.

Только в 2018 году ей удалось устроиться на эту должность в ЦППК. Новые коллеги отнеслись к девушке с интересом, хотя некоторые были настроены скептически.

«Всегда люди встречают по одежке и провожают по уму. Изначально были вопросы, но какой-то агрессии не было. Все смотрели с удивлением и думали, что из этого получится. При этом никто из моих коллег меня не жалел. Не было такого, что “пойду за тебя это сделаю, ты же девочка”», — рассказывает Елена.

Свадьба в «Иволге»

Новая работа дала Елене не только возможность самореализации, но и внесла коррективы в личную жизнь. Здесь она познакомилась с будущим супругом, который работает в компании машинистом. 14 февраля, в День всех влюбленных, пара сыграла свадьбу, торжественная церемония прошла в поезде «Иволга».

Супруги не работают в паре, как и любые другие родственники. Таковы правила транспортной компании. Перемены в личной жизни никак не повлияли на карьерные стремления Елены.

«Я познакомилась с будущим супругом, уже работая на железной дороге. Так что дома в этом плане проблем нет. Он с самого начала знал, кто я и чего хочу. Я собиралась быть машинистом, а не останавливаться на должности помощника. Муж меня всегда поддерживает», — рассказывает Елена.

Работа подразумевает смены до 12 часов как в дневное время, так и ночью. Такой образ жизни привычен для Елены с детства — ее родители так же часто бывали в отъездах по работе.

«Профессия машиниста и его помощника — это скорее не профессия, а образ жизни. Организм привыкает быть постоянно в движении», — говорит Елена.

Общество хочет знать

Елена отмечает лишь, что при такой работе важно следить за своим здоровьем и самочувствием, питаться правильно. В свободное время она выращивает домашние растения и зелень, фотографирует, делает поделки. Елена интересуется ландшафтным дизайном и мечтает о собственном доме с участком, где сможет воплотить свои идеи.

Девушка активно ведет страницы в социальных сетях, где получает как комплименты, так и непрошеные советы.

«В интернете очень много “диванных” специалистов: все смелые, критикуют. Для меня, конечно, более важно мнение реально знакомых специалистов, моих коллег. И оно, как правило, положительное», — говорит Елена.

Девушка признается: публичность стала для нее испытанием.

«Самое сложное в моей профессии — это общественное мнение, повышенное внимание к моей персоне. В остальном нет ничего, что мешало бы мне делать то, что я делаю. Ни физические нагрузки, ни моральные. Это работа, как и любая другая, не для всех — не для всех мужчин и не для всех женщин», — рассуждает Елена.

Право на труд

В России существует перечень профессий, в которых запрещается применять труд женщин. Документ был составлен 20 лет назад и содержит 456 позиций. С тех пор многие производства стали современнее и технологичнее. Компании могут принимать на работу женщин, если соблюдены условия безопасности. Однако на практике это происходит не всегда.

Читайте также:  Прическа хвост с прямой челкой

«Право выбора профессии должно оставаться за человеком. Все люди разные, независимо от пола. Всегда можно сотрудника куда-то перевести, если он не справляется. А не давать шанса — это плохо», — рассуждает Елена.

Обучаясь в колледже, Елена была единственной девушкой на потоке. Но за ней последовали другие.

«Мне очень приятно, что на фоне моего примера девчонок стали принимать. И я горжусь, что я хоть чем-то смогла помочь», — говорит девушка.

Дочка Елены пока ходит в детский садик, но уже планирует свое профессиональное будущее.

«Сейчас она хочет стать летчиком, и я не против. Вместе с дедушкой они ходят смотреть самолеты на аэродром», — говорит Елена.

Источник статьи: http://www.mos.ru/news/item/74133073/

Как русские женщины стали водить поезда (ФОТО)

Восточно-Сибирская железная дорога. Помощник машиниста Тамара Петрик. 1965.

Работа машиниста поезда в России всегда считалась исключительно мужской из-за слишком тяжелых и вредных условий труда. Тем не менее, некоторые все-таки женщины становились машинистами поездов и паровозов.

Архивное фото, Вадим Жуков / TASS

В Советском Союзе существовал перечень запрещенных работ для женщин, которые были связаны с высоким риском для здоровья. Специальность машиниста была как раз одной из них. Однако в 1938 году эту профессию из списка исключили, и в стране впервые появились женщины-машинисты. Одной из первых стала Елена Чухнюк, которая управляла тяжелым локомотивом еще с 1938 года, получив к 1941 году звание «Почетный железнодорожник» — ей тогда было всего 26. В годы войны она подвозила на фронт под Сталинградом и Курском боеприпасы, военную технику и уголь.

Огонёк № 20, май 1951

Другая девушка, Башарат Мирбабаева, стала первой женщиной-машинистом в советском Узбекистане в 1939 году, а после войны продолжила управлять тепловозом. В 1951 году она даже попала на обложку журнала «Огонек» ( она была еще и первой девушкой в Узбекистане, которая совершила прыжок с парашютом).

Старший машинист депо Северное Е.Д. Мишина (стоит слева). Фото 1949 года.

В московском метро женщины стали работать машинистами в годы Великой Отечественной войны, когда многие мужчины ушли на фронт. Работа в метро считалась не менее сложной, чем на локомотиве, ведь приходилось всю смену проводить под землей, в условиях постоянного шума и вибраций.

Машинист поезда метро, 1959.

Впервые «женский поезд» вышел на рейс 8 марта 1942 года. После войны многие женщины продолжили работать машинистами.

Женский поезд имени 8 марта.

Кстати, «Женский поезд имени 8 марта» стал и первым тематическим в метро. На нем можно было прокатиться по Сокольнической ветке до 1975 года, а затем состав сняли для модернизации. Но сейчас он необязательно управляется женщинами.

Ленинградский метрополитен, 1979.

В ленинградском метро в 1955 году была сформирована единственная женская бригада машинистов из четырех человек. Одна из них, машинист 1 класса Наталья Донская, проработала в метро 32 года, уйдя на пенсию в 1987. «Тяжелый график, много стрессовых ситуаций. Праздники приходится отмечать в кабине поезда. Нужно иметь железное здоровье, хорошую реакцию и крепкую психику. Во время своей смены машинисты не могут делать перерыв на чай, кофе или разговоры, – рассказывала она. – Нужно крепко задуматься, прежде чем идти на машиниста. Ведь это огромная ответственность за жизни пассажиров. Случись пожар или упади под поезд человек — никто не будет делать скидок на женскую слабость». Тем не менее, среди молодых девушек были энтузиасты, которых такие условия не пугали.

Машинист московского метрополитена А.К. Нечаева и академик Петр Николаевич Поспелов в Кремлевском дворце во время регистрации делегатов XXIV съезда КПСС. 26 марта 1971.

Читайте также:  Короткая стрижка для очень квадратного лица женщины

В 1980-х профессия машиниста электропоезда вновь стала исключительно «мужской», однако руководство метрополитена не стало увольнять женщин с большим стажем работы. Они продолжали работать и после распада Советского Союза.

Машинист 1 класса Тамара Григорьевна Аранчий, кавалер ордена «Знак Почета». 8 июня 1989. г.

Последней женщиной, которая продолжала водить поезда в метро, была Наталья Корниенко. Она рассказывала, что «на улицах гораздо больше опасностей и напряга», чем в работе под землей. Более 30 лет она водила составы по Сокольнической ветке и уволилась в 2014.

Электропоезд 81-717/714 на станции Воробьёвы Горы. В кабине машинист электропоезда 1-го класса Наталья Владимировна Корниенко.

При этом учиться на машиниста поезда в России женщинам не запрещено, но вот устроиться на работу практически нереально. Единственная девушка, которая сегодня работает по этой специальности – Юлия Юрова. Она помощник машиниста на «Аэроэкспрессе».

Юлия Юрова, помощник машиниста «Аэроэкспресса».

В середине 2019 Министерство труда вычеркнуло эти профессии из списка, признав, что управление современными поездами гораздо легче, чем раньше. Нанимать женщин-машинистов в метро обещают начать с 2021. Так что ждем. Станет ли машинист привычной женской профессией?

Источник статьи: http://ru.rbth.com/read/591-zhenschiny-vodyat-poezda-metro

Машинисты поездов с бородой

ОАО «РЖД» объявляет набор на обучение и дальнейшее трудоустройство женщин в качестве помощников машиниста – это первая необходимая ступень для получения профессии машиниста. Желающим посвятить себя этой сложной и ответственной профессии сначала необходимо пройти обучение и наработать определенный опыт в качестве помощника машиниста.

Прием заявок женщин, желающих начать обучение по профессии в первой волне, открыт, обучение стартует в июле 2020 года по мере набора групп.

Отбор будет состоять из нескольких этапов, которые позволят определить готовность претендента в будущем к работе на железнодорожном транспорте. Успешное прохождение всех этапов дает право кандидату на обучение в учебных центрах ОАО «РЖД».

Кандидаты должны быть старше 18 лет и иметь образование не ниже среднего общего. Обязательным условием является прохождение предварительного медицинского обследования, в том числе психофизиологического освидетельствования.

Обучение будущих помощников машиниста будет проходить в учебных центрах ОАО «РЖД» в трех городах – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Срок подготовки на помощника машиниста составляет 24 недели. Желающие получить новую профессию должны быть готовы к временной смене места жительства, в период учебы в очной форме будет выплачиваться стипендия и предоставляться общежитие.

Обучение будет состоять из теоретических и практических этапов и частично будет переведено в дистанционный формат. Организация обучения будет осуществляться в соответствии с эпидемиологической ситуацией в каждом конкретном регионе и при строгом соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора.

В ходе теоретических занятий будущим помощникам машиниста предстоит изучить правила технической эксплуатации на железнодорожном транспорте, охраны труда, устройство подвижного состава. Навыки вождения поездов женщины будут отрабатывать, в том числе, на специальных тренажерах, полностью имитирующих кабину машиниста.

После завершения обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства о присвоении профессии женщинам будет предоставлено право работать помощниками машинистов.

Более подробную информации можно получить на официальном сайте компании в разделе «Работа в РЖД» или по телефону Единого информационного ресурса «Горячая линия» (круглосуточно): 8-800-100-1520.

Помощник машиниста — это второй пилот в кабине поезда. Он находится в подчинении у машиниста и отслеживает показания приборов, контролируя работу локомотива, а также показания светофоров, сигнальных знаков и указателей для обеспечения максимальной безопасности движения поездов.

Источник статьи: http://company.rzd.ru/ru/9354/page/104069/?id=252452

Оцените статью
Adblock
detector