С ветерком: первая женщина-машинист о работе, жизни и мечтах
Елена Лысенко-Салтыкова — единственная в современной России женщина, которая имеет права на управление электропоездом. Сегодня она работает помощником машиниста в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на составах, которые курсируют на Киевском направлении Московской железной дороги. О любимой профессии, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться на пути к мечте, Елена рассказала порталу mos.ru.
В белой рубашке
Елена работает на должности помощника машиниста с 2018 года. Недавно она получила права на управление электропоездом и теперь проходит необходимую закатку перед предстоящим экзаменом. Этот процесс по правилам занимает минимум три месяца, но некоторые остаются работать помощниками и на более долгий срок — все зависит от кадровой ситуации в конкретном депо.
В обязанности помощника входит контроль посадки и высадки пассажиров, ведение переговоров по радиосвязи, заполнение документов, отслеживание работы приборов. По сути, машинист и помощник работают в тандеме.
«Помощник — это руки и глаза машиниста. Если возникает какая-то нештатная ситуация, помощник бежит ее исправлять», — поясняет Елена.
На современных составах у машинистов нет необходимости обладать большой физической силой, определенным ростом или выполнять грязную работу.
«Почему-то существует клише про железнодорожников, что мы все в масле, в грязи. Нет, это не так. Я, например, работаю в белой рубашке», — говорит Елена.
Между небом и землей
Елена выросла в авиационной семье. Папа работает пилотом, мама — бортпроводницей. В школьные годы девушка стала посещать занятия на детской железной дороге в Кратове. После этого решила поступать в железнодорожный техникум.
«Я много летала на самолетах с детства и даже была с отцом в кабине пилотов. В полете мне больше всего нравится момент взлета. Это бешеная скорость! А когда уже взлетаешь, все так спокойно и размеренно. А поезд мчится постоянно! Это скорость, это движение, это смена обстановки в режиме нон-стоп. Поездка никогда не повторяется. Мне нравится именно этот момент движения, скорости», — говорит Елена.
Одно время девушка рассматривала возможности стать пилотом или авиаконструктором, даже ходила в авиамодельный кружок в школе. Но в итоге выбрала железную дорогу. Родители решение поддержали.
«Отец и по сей день переживает за меня, каждый день узнает, как я прохожу закатку, как складываются отношения с коллективом, интересуется, дает советы… Конечно, небо до сих пор зовет… Думаю, что при возможности я пойду в аэроклуб. Но это скорее будет хобби, а не профессия», — рассуждает Елена.
Девушка и предрассудки
Путь к профессии стал для Елены настоящим испытанием. После школы она решила поступать в колледж транспорта в Люблине. И хотя никаких законодательных запретов обучаться в таком учебном учреждении для девушек нет, Елену сразу предупредили, что пройти практику и трудоустроиться по профессии будет практически нереально.
«В колледже были не против меня. Но любое обучение подразумевает практику. Естественно, никакому учебному учреждению не нужны были эти проблемы — заступаться за кого-то. Это приходилось делать самой. В одних депо мне говорили прямым текстом: “Девушек мы не берем”. В других находили какие-то отговорки, не давали прямых ответов. Я всегда просила дать мне письменный отказ — никто этого не делал», — рассказывает Елена.
Закончить обучение удалось после прохождения внепоездной практики в качестве слесаря по ремонту вместе с не прошедшими медкомиссию. Хотя единственным «ограничением по здоровью» для Елены был ее пол. Девушка получила диплом по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава». Он дает право работать по профессиям техника, слесаря и помощника машиниста. Уже после этого по своей инициативе Елена наконец нашла депо, где смогла пройти профессиональную практику как машинист, хотя на постоянную работу ее не взяли.
Только в 2018 году ей удалось устроиться на эту должность в ЦППК. Новые коллеги отнеслись к девушке с интересом, хотя некоторые были настроены скептически.
«Всегда люди встречают по одежке и провожают по уму. Изначально были вопросы, но какой-то агрессии не было. Все смотрели с удивлением и думали, что из этого получится. При этом никто из моих коллег меня не жалел. Не было такого, что “пойду за тебя это сделаю, ты же девочка”», — рассказывает Елена.
Свадьба в «Иволге»
Новая работа дала Елене не только возможность самореализации, но и внесла коррективы в личную жизнь. Здесь она познакомилась с будущим супругом, который работает в компании машинистом. 14 февраля, в День всех влюбленных, пара сыграла свадьбу, торжественная церемония прошла в поезде «Иволга».
Супруги не работают в паре, как и любые другие родственники. Таковы правила транспортной компании. Перемены в личной жизни никак не повлияли на карьерные стремления Елены.
«Я познакомилась с будущим супругом, уже работая на железной дороге. Так что дома в этом плане проблем нет. Он с самого начала знал, кто я и чего хочу. Я собиралась быть машинистом, а не останавливаться на должности помощника. Муж меня всегда поддерживает», — рассказывает Елена.
Работа подразумевает смены до 12 часов как в дневное время, так и ночью. Такой образ жизни привычен для Елены с детства — ее родители так же часто бывали в отъездах по работе.
«Профессия машиниста и его помощника — это скорее не профессия, а образ жизни. Организм привыкает быть постоянно в движении», — говорит Елена.
Общество хочет знать
Елена отмечает лишь, что при такой работе важно следить за своим здоровьем и самочувствием, питаться правильно. В свободное время она выращивает домашние растения и зелень, фотографирует, делает поделки. Елена интересуется ландшафтным дизайном и мечтает о собственном доме с участком, где сможет воплотить свои идеи.
Девушка активно ведет страницы в социальных сетях, где получает как комплименты, так и непрошеные советы.
«В интернете очень много “диванных” специалистов: все смелые, критикуют. Для меня, конечно, более важно мнение реально знакомых специалистов, моих коллег. И оно, как правило, положительное», — говорит Елена.
Девушка признается: публичность стала для нее испытанием.
«Самое сложное в моей профессии — это общественное мнение, повышенное внимание к моей персоне. В остальном нет ничего, что мешало бы мне делать то, что я делаю. Ни физические нагрузки, ни моральные. Это работа, как и любая другая, не для всех — не для всех мужчин и не для всех женщин», — рассуждает Елена.
Право на труд
В России существует перечень профессий, в которых запрещается применять труд женщин. Документ был составлен 20 лет назад и содержит 456 позиций. С тех пор многие производства стали современнее и технологичнее. Компании могут принимать на работу женщин, если соблюдены условия безопасности. Однако на практике это происходит не всегда.
«Право выбора профессии должно оставаться за человеком. Все люди разные, независимо от пола. Всегда можно сотрудника куда-то перевести, если он не справляется. А не давать шанса — это плохо», — рассуждает Елена.
Обучаясь в колледже, Елена была единственной девушкой на потоке. Но за ней последовали другие.
«Мне очень приятно, что на фоне моего примера девчонок стали принимать. И я горжусь, что я хоть чем-то смогла помочь», — говорит девушка.
Дочка Елены пока ходит в детский садик, но уже планирует свое профессиональное будущее.
«Сейчас она хочет стать летчиком, и я не против. Вместе с дедушкой они ходят смотреть самолеты на аэродром», — говорит Елена.
Источник статьи: http://www.mos.ru/news/item/74133073/
Как русские женщины стали водить поезда (ФОТО)
Восточно-Сибирская железная дорога. Помощник машиниста Тамара Петрик. 1965.
Работа машиниста поезда в России всегда считалась исключительно мужской из-за слишком тяжелых и вредных условий труда. Тем не менее, некоторые все-таки женщины становились машинистами поездов и паровозов.
Архивное фото, Вадим Жуков / TASS
В Советском Союзе существовал перечень запрещенных работ для женщин, которые были связаны с высоким риском для здоровья. Специальность машиниста была как раз одной из них. Однако в 1938 году эту профессию из списка исключили, и в стране впервые появились женщины-машинисты. Одной из первых стала Елена Чухнюк, которая управляла тяжелым локомотивом еще с 1938 года, получив к 1941 году звание «Почетный железнодорожник» — ей тогда было всего 26. В годы войны она подвозила на фронт под Сталинградом и Курском боеприпасы, военную технику и уголь.
Огонёк № 20, май 1951
Другая девушка, Башарат Мирбабаева, стала первой женщиной-машинистом в советском Узбекистане в 1939 году, а после войны продолжила управлять тепловозом. В 1951 году она даже попала на обложку журнала «Огонек» ( она была еще и первой девушкой в Узбекистане, которая совершила прыжок с парашютом).
Старший машинист депо Северное Е.Д. Мишина (стоит слева). Фото 1949 года.
В московском метро женщины стали работать машинистами в годы Великой Отечественной войны, когда многие мужчины ушли на фронт. Работа в метро считалась не менее сложной, чем на локомотиве, ведь приходилось всю смену проводить под землей, в условиях постоянного шума и вибраций.
Машинист поезда метро, 1959.
Впервые «женский поезд» вышел на рейс 8 марта 1942 года. После войны многие женщины продолжили работать машинистами.
Женский поезд имени 8 марта.
Кстати, «Женский поезд имени 8 марта» стал и первым тематическим в метро. На нем можно было прокатиться по Сокольнической ветке до 1975 года, а затем состав сняли для модернизации. Но сейчас он необязательно управляется женщинами.
Ленинградский метрополитен, 1979.
В ленинградском метро в 1955 году была сформирована единственная женская бригада машинистов из четырех человек. Одна из них, машинист 1 класса Наталья Донская, проработала в метро 32 года, уйдя на пенсию в 1987. «Тяжелый график, много стрессовых ситуаций. Праздники приходится отмечать в кабине поезда. Нужно иметь железное здоровье, хорошую реакцию и крепкую психику. Во время своей смены машинисты не могут делать перерыв на чай, кофе или разговоры, – рассказывала она. – Нужно крепко задуматься, прежде чем идти на машиниста. Ведь это огромная ответственность за жизни пассажиров. Случись пожар или упади под поезд человек — никто не будет делать скидок на женскую слабость». Тем не менее, среди молодых девушек были энтузиасты, которых такие условия не пугали.
Машинист московского метрополитена А.К. Нечаева и академик Петр Николаевич Поспелов в Кремлевском дворце во время регистрации делегатов XXIV съезда КПСС. 26 марта 1971.
В 1980-х профессия машиниста электропоезда вновь стала исключительно «мужской», однако руководство метрополитена не стало увольнять женщин с большим стажем работы. Они продолжали работать и после распада Советского Союза.
Машинист 1 класса Тамара Григорьевна Аранчий, кавалер ордена «Знак Почета». 8 июня 1989. г.
Последней женщиной, которая продолжала водить поезда в метро, была Наталья Корниенко. Она рассказывала, что «на улицах гораздо больше опасностей и напряга», чем в работе под землей. Более 30 лет она водила составы по Сокольнической ветке и уволилась в 2014.
Электропоезд 81-717/714 на станции Воробьёвы Горы. В кабине машинист электропоезда 1-го класса Наталья Владимировна Корниенко.
При этом учиться на машиниста поезда в России женщинам не запрещено, но вот устроиться на работу практически нереально. Единственная девушка, которая сегодня работает по этой специальности – Юлия Юрова. Она помощник машиниста на «Аэроэкспрессе».
Юлия Юрова, помощник машиниста «Аэроэкспресса».
В середине 2019 Министерство труда вычеркнуло эти профессии из списка, признав, что управление современными поездами гораздо легче, чем раньше. Нанимать женщин-машинистов в метро обещают начать с 2021. Так что ждем. Станет ли машинист привычной женской профессией?
Источник статьи: http://ru.rbth.com/read/591-zhenschiny-vodyat-poezda-metro
Машинисты поездов с бородой
ОАО «РЖД» объявляет набор на обучение и дальнейшее трудоустройство женщин в качестве помощников машиниста – это первая необходимая ступень для получения профессии машиниста. Желающим посвятить себя этой сложной и ответственной профессии сначала необходимо пройти обучение и наработать определенный опыт в качестве помощника машиниста.
Прием заявок женщин, желающих начать обучение по профессии в первой волне, открыт, обучение стартует в июле 2020 года по мере набора групп.
Отбор будет состоять из нескольких этапов, которые позволят определить готовность претендента в будущем к работе на железнодорожном транспорте. Успешное прохождение всех этапов дает право кандидату на обучение в учебных центрах ОАО «РЖД».
Кандидаты должны быть старше 18 лет и иметь образование не ниже среднего общего. Обязательным условием является прохождение предварительного медицинского обследования, в том числе психофизиологического освидетельствования.
Обучение будущих помощников машиниста будет проходить в учебных центрах ОАО «РЖД» в трех городах – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Срок подготовки на помощника машиниста составляет 24 недели. Желающие получить новую профессию должны быть готовы к временной смене места жительства, в период учебы в очной форме будет выплачиваться стипендия и предоставляться общежитие.
Обучение будет состоять из теоретических и практических этапов и частично будет переведено в дистанционный формат. Организация обучения будет осуществляться в соответствии с эпидемиологической ситуацией в каждом конкретном регионе и при строгом соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора.
В ходе теоретических занятий будущим помощникам машиниста предстоит изучить правила технической эксплуатации на железнодорожном транспорте, охраны труда, устройство подвижного состава. Навыки вождения поездов женщины будут отрабатывать, в том числе, на специальных тренажерах, полностью имитирующих кабину машиниста.
После завершения обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства о присвоении профессии женщинам будет предоставлено право работать помощниками машинистов.
Более подробную информации можно получить на официальном сайте компании в разделе «Работа в РЖД» или по телефону Единого информационного ресурса «Горячая линия» (круглосуточно): 8-800-100-1520.
Помощник машиниста — это второй пилот в кабине поезда. Он находится в подчинении у машиниста и отслеживает показания приборов, контролируя работу локомотива, а также показания светофоров, сигнальных знаков и указателей для обеспечения максимальной безопасности движения поездов.
Источник статьи: http://company.rzd.ru/ru/9354/page/104069/?id=252452