Маяковский мужчина вас усах капуста
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Стихотворение Владимира Маяковского «Нате»
Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт бъявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. Одним из классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение «Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения — поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Первая строфа произведения представляет нам окружение лирического героя в общем. Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего» (эпитет). Эта метафора свидетельствует как раз об их излишней сытости, перешедшей в самодовольство и тупость. Поэт противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца – отнюдь не скопидомство, а душевная щедрость. Герой называет свои слова бесценными» (эпитет) не из тщеславия. Просто искусство, поэзия – самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще. С отвращением герой описывает представителей этого мира:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души этих людей, заплывшие жиром. Больше всего во второй строфе мне нравится метафора «раковина вещей». На мой взгляд, она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое. Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош,
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Эта строфа так же, как и первая, основана на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца», такой ранимой, нуждающейся в бережном отношении, мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Не люди, а «паразиты» окружают творца и отравляют его существование. Образ бабочки свидетельствует о чистой душе поэта. Конечно, злые завистники попытаются испачкать ее, даже уничтожить. Поэтому творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. Я думаю, отсюда эта показная грубость и циничность лирического героя:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным во что бы то ни стало. Так «грубым гунном» врывается Маяковский в поэзию ХХ века, чтобы показать мир сытых, изнанку настоящей жизни. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая бездуховность и пошлость порождали в душе поэта гневный протест. А оружие у него было одно – слово. Стихотворения Маяковского всегда будут современны. Они устремлены в будущее, потому что призывают человека совершенствоваться. Поэт ненавязчиво воспитывает нас. Так, в сатирическом произведении «Нате» он утверждает: духовная смерть гораздо страшнее физической. Мы должны это помнить и быть бдительными.
Владимир Маяковский: нате!
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв
Источник статьи: http://stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/25.htm
Маяковский мужчина вас усах капуста
Сатирическое стихотворение «Нате!» написано в 1913 году, когда молодой Маяковский не знал пощады к обывателям и мещанам, обрушивался на них с яростной критикой, пробивая параллельно себе дорогу на поэтический Олимп. Не слишком жаловал поэт этот люд и после, но на раннем этапе творчества, казалось, серая обывательская толпа готова раствориться под суровым взглядом автора.
Стихи не служат сытости
Публику в стихотворении Маяковский сравнивает с обрюзгшей толпой, которая плавно вытекает из дому и стекается послушать, что им сегодня приготовил на десерт/ужин молодой поэт. Среди публики сплошь обывательские лица – мужчина с капустой в усах, женщина, перепачканная белилами и т д. Все они хотят отведать сегодня кусочек культуры на сытое брюшко, закусить, так сказать.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…
… вот вы, женщина, на вас белила густо…
Они сползаются и вытекают на поэтический зов, ибо в тусклых квартирах им уныло, а сытость предполагает прогулку. Такую публику автор сравнивает со стоглавой вошью, откровенно называя паразитом на теле человеческого общества. Они считают, что поэт должен петь для них, этого его святой долг и обязанность – Нате! – кричит Маяковский и сунет им под нос дулю.
От физики к лирике
Оскорбляя толпу, Маяковский хочет разбудить в них что-то человеческое, развить духовное, отучить от стадного инстинкта.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах.
Большинство людей, по мнению лирического героя, который на 100% передаёт мысли автора строк, поклоняются лишь физическим ценностям и превратились в раковину вещей. Духовное для них стороннее, поэтому оно и тянет, как стеклянные бусы папуаса и посторонний шорох слепого. Поэт может приоткрыть им двери в царство Лиры, но он не клоун и не ходит на представление, чтобы кривляться на потеху публике! Захочет и плюнет –
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам…
Толпа пришла, первая часть представления успешна, теперь поэт должен её дрессировать, а не она заставлять его корчить рожи и кидать на ветер строфы. У пиита, даже несмотря на его визуальную грубость, гораздо больше чести и достоинства, чем у этой, выплывшей из подворотни и рассевшейся для представления толпе. Герой стихотворения сразу ставит дистанцию между собой и обывателями с капустой на лице – это вы пришли ко мне, а не я к вам, это у вас нет того, что есть у меня.
Как сказал Стендаль:
«Это моя нужда вступает в сделку с их богатством, а сердце моё за тысячу лье от их наглости и на такой высоте, что его не могут задеть жалкие и ничтожные знаки их пренебрежения или милости».
Маяковский сказал даже резче, но смысл сохранился – между ним и серой толпой бездонная пропасть.
Мораль стиха
Стихотворение «Нате!» учит ограждать себя от окружающей бездуховности, не уподобляться тем, кто ниже тебя по духовному началу, но богаче. Стих показывает, что поэт не должен быть клоуном, он пишет, чтобы поливать души, а не танцевать под аплодисменты и позволять ковырять пальцем у себя в душе.
Поэт рад служить тем, кто любит поэзию, но он не прислуга для духовно мёртвых мещан и никогда не будет для них флейтой, улучшающей пищеварение.
Резкое, броское, но правдивое стихотворение, которое не выходит за рамки стиля Маяковского, но ещё раз показывает, что автор будет отстаивать свою позицию до конца. Вопреки общественному мнению, вопреки сложившимся стереотипам. Будет плыть, вопреки штилю. Чего и вам желает.
Текст
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Аудио
Источник статьи: http://stihirus24.ru/mayakovskij/405-nate.html
Владимир Маяковский — Нате: Стих
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
Появление Маяковского в русском поэтическом обществе можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. В начале XX века многие поэты использовали нестандартные образы и приемы в своем творчестве. Но именно Маяковский приобрел самую скандальную славу. В 1913 г. он написал стихотворение «Нате!», ставшее его программным заявлением перед публикой.
В это время публичное выступление поэтов было очень популярно. Это давало способ заработать деньги и завоевать известность тем, кто не имел возможности опубликовать свои произведения. Выступления начинающих авторов порой приобретали характер униженной просьбы подачки от скучающего общества. У богатых слушателей это развивало ложное самомнение, они начинали считать себя истинными знатоками и ценителями искусства.
Известно презрение Маяковского к буржуазному обществу. Оно еще больше усиливалось из-за вынужденного участия поэта в таких публичных чтениях. Стихотворение «Нате!» стало резким протестом автора, направленным против тех, кто воспринимал его творчество как очередное развлечение. Можно представить себе реакцию человека, попавшего впервые на выступление Маяковского с этим стихотворением.
Агрессивный стиль и содержание произведения сразу должны вызвать в слушателе негативную реакцию. Маяковский заявляет, что его поэтический дар растрачивается впустую перед «обрюзгшим жиром». Автор выхватывает из толпы характерные мужской и женский образы, олицетворяющие собой все мерзости общества. У мужчины «в усах капуста», а женщину даже не видно из-за косметики и обилия принадлежащих ей предметов. Тем не менее эти «недочеловеки» — уважаемые и почитаемые члены человеческого социума.
Главным же образом, которым Маяковский описывает толпу, является «стоглавая вошь». Благодаря деньгам, человеческая масса заявляет свои права на личность поэта. Она считает, что, купив его время, властна распоряжаться талантом по своему усмотрению.
Маяковский идет наперекор правилам приличного общества. Он, подобно «грубому гунну», совершает индивидуальный бунт. Вместо приличного преклонения и кривляния поэта в лицо толпе летит плевок. В этом плевке сосредоточена вся накопленная автором ненависть.
Стихотворение «Нате!» — одно из наиболее сильных произведений протеста в русской поэзии. Никто до Маяковского не выражал такого открытого презрения к собственным слушателям. В нем можно видеть зародыш современного ультрарадикального искусства.
Примечание: данный стих также называют «Hate!», что в переводе с английского означает «ненависть».
Источник статьи: http://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-nate/