- И я там был
- Что означает фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?
- Почему по усам текло, а в рот не попало?
- «И я там был, мёд, пиво пил». Мёд из сказок и медовуха. В чём разница?
- по усам текло, в рот не попало
- Смотреть что такое «по усам текло, в рот не попало» в других словарях:
И я там был
«и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
из народного сказочного фольклора
Прибавь четыре, запиши ответ,
запомни сумму – вскоре пригодится…
Не гладь глазами девам ягодицы
тебе уже, чай, не шестнадцать лет…
в том плане, что совсем наоборот –
жизнь цифры переставила местами…
Мёд пили жадным ртом, а не устами…
Иных уж нет. Другие – жить устали.
И пьют не мёд – воды набрали в рот…
И я средь них: уйдя на пенсион,
дела забросил…
Выйдя из потока
стремнины быстрой, постарел до срока:
о девах думать вовсе не резон.
А тут намедни встретил одного:
подтянут, бодр, с девицею подмышкой –
вся из себя… молоденькая слишком…
хохочут… будто рядом никого.
Я кинул взгляд, подумал: «…бес в ребро».
А он в ответ восторженно: «Дружище!
Не узнаёшь? Богатым будет нищий», –
и подмигнул: по-свойски и хитро.
Насилу, лишь по голосу, узнал:
сосед по парте…
Я опешил: «Ты ли?»
«Да я же, я». Обнял – бока заныли:
как будто под завалом побывал.
Лет тридцать пять не виделись, поди…
О том, о сём, восторги, ахи, охи –
участники порушенной эпохи,
свидетели «спрямления» пути.
А сколько вместе выпито вина:
сойдемся было, и прощай получка…
Я на неё глазами: «Это внучка?»
А он в ответ без пафоса: «Жена».
«Жена-а?» – рвануло, будто в артобстрел:
я был сражён, я был убит – не меньше:
я в шестьдесят досрочно перезрел,
а он «дозрел до самых юных женщин».
Наивно ныть, мол, мне – не повезло:
сам выбрал глушь, где тлею вполнакала.
Мёд пили вместе …
По усам текло…
Мне в рот, увы,
ни капли не попало.
Источник статьи: http://stihi.ru/2016/10/18/7279
Что означает фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?
Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля «Хлебные дельцы. Картины русского быта». Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в «Сказке о Кузьме Остолопе» — «Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил». Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок» он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает «Губы обмачивает, но не небо «.
Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?
Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.
Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.
В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.
Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.
Источник статьи: http://ludirosta.ru/post/chto-oznachaet-fraza-i-ya-tam-byl-med-pivo-pil-po-usam-teklo-da-v-rot-ne-popalo_1303
Почему по усам текло, а в рот не попало?
Интересно разобраться со смыслом выражения «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Его часто можно встретить в концовках русских сказок.
Мне по душе версия психоаналитика юнгианского толка М.-Л. фон Франц в ее книге «Психология сказки»:
Подобные присловья в конце сказки являются неким ритуалом, совершаемым при выходе, ибо волшебная сказка переносит далеко в мир детских снов, в которых отражается коллективное бессознательное, но где нельзя остаться навсегда.
Другими словами, рассказчик таким образом помогает слушателю переключиться, покинуть мир волшебной сказки и вернуться в действительность.
Почему же по усам течет, а в рот не попадает? Интересный ответ нашелся у историка Д.И. Антонова. В статье «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика» он связывает этот факт с местом действия сказки — загробным миром, коим Тридесятое царство и является. Помните из публикаций о Бабе Яге? Герой должен отведать ее пищу, пищу мертвых, чтобы в этот загробный мир попасть.
«. Мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить», – писал В.Я. Пропп, – «Приобщившись к еде, предназначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых».
Интересно, что «мед-пиво» — не единственное угощение, которого рассказчик не вкушает. Есть в сказках и такие варианты:
«Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало»,
«кутью большой ложкой хлебал, по бороде текло – в рот не попало!»,
«подали белужины – остался не ужинавши»,
«кому подносили ковшом, а мне решетом»,
«дали мне блин, который три года в кадушке гнил»,
«тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел. »,
«дали чашку с дырой, да у меня рот кривой – мимо все бежало, в рот не попало»,
«а рыба-та у них была шшука, я по блюду-ту сшупал, когти-те задрал, ничево не набрал – так голодный и ушол».
Все эти угощения объединяет одна идея: их невозможно есть, и более того — они вызывают у рассказчика отвращение.
Как объясняет Антонов, рассказчик в этом случае границу миров не нарушает и к пище из Тридесятого царства притронуться не может, ведь он — в мире живых, и с тем как сказка завершается, граница становится еще более непреодолимой, теперь она и вовсе закрыта, а в рот, стало быть, ничего не попадает.
А вы пытались для себя когда-либо объяснить смысл этой фразы? Какие были варианты?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bffe5d111893800abcb2536/pochemu-po-usam-teklo-a-v-rot-ne-popalo-5e392e9fb9065453f21619b1
«И я там был, мёд, пиво пил». Мёд из сказок и медовуха. В чём разница?
«И я там был, мёд, пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало».
Нам с детства знакомы эти строки, но не всем понятно о каком мёде идёт речь. Ведь мы же не пьём обычный пчелиный мёд, уж слишком он приторно-сладок.
Может речь идёт про обычную медовуху? Предположение логичное, но не верное.
На самом деле, в те стародавние времена, когда крепкие спиртные напитки на Руси были не в чести, а слабоалкогольные не употреблялись повседневно, хозяева готовили к большим праздникам, так называемые, меда питные или ставленые.
Принцип изготовления тех медов несложен, хотя и имелись свои тонкости и секреты. Но по сути, дело сводилось к тому, что обычным пчелиным мёдом заливались какие-нибудь ягоды, и эта масса оставлялась для брожения.
Многие сталкивались с такой проблемой, когда купленный мёд начинает пениться, бывает так, что он вылезает из банки. Такая оказия случается с незрелым мёдом, когда пасечник поторопился и не дал пчёлам достаточно провентилировать заполненный ячейки и удалить лишнюю влагу. Мёд с повышенной влажностью непременно начинает бродить. Сок ягод проникая в мёд, также повышает его влажность и провоцирует спиртовое брожение.
Разные ягоды бродят по разному, с разной скоростью. Если малина выбраживается буквально за несколько дней, то брусника вообще не бродит, благодаря содержанию в ней большого количества бензойной кислоты. Её лучше класть в мёд в смеси с другими ягодами. Клюква начинает бродить очень медленно, месяцами. Ускорить можно измельчением ягод. Калина быстрее, но и ей требуется время.
Но, так или иначе, в зависимости от вида ягод или их смеси, спустя какое-то время, мёд заканчивает активное брожение.
Казалось бы, можно уже и пить. Но не для этого всё затевалось. Повторюсь – меда готовили только на большие праздники, такие как свадьба.
После первоначального сбраживания напиток запечатывали в бочонки и закапывали, то есть»ставили». Выстаивались такие меда много лет, постепенно улучшаясь в качестве. Сроки выдержки доходили до 10-15 лет и больше.
Таким образом, к будущей свадьбе своих детей, родители начинали готовиться практически сразу после их рождения.
Пока дети росли и зрели, вызревал, в закопанных бочках, и мёд на их свадьбы.
Для ускорения брожения и улучшения вкуса, в меда могли добавляться пряные и ароматические травы. Использование шишек хмеля позволяло получить готовый продукт раньше на несколько лет.
Позже стали добавлять воду, а то и вовсе заменять ею ягоды. Это ещё более ускорило процесс изготовления спиртных напитков на основе мёда, которые уже не шли ни в какое сравнение с медами в древности.
В конце концов появилась и медовуха. Для максимального ускорения процесса, мёд, разведённый водой, для быстрейшего его растворения, стали варить. После остужения в медовую воду могут вноситься травы и ягоды, иногда добавляют дрожжи. А чаще бывает и без трав – только мёд, вода и дрожжи.
Но и это не самый худший вариант. Некоторые дельцы «медовуху» делают буквально за несколько часов. Они разводят мёд водой и просто добавляют спирт.
Вуаля! Осталось разлить по бутылкам, приклеить красивые этикетки, надеть косоворотку и айда на ярмарку…
Так технология приготовления медового напитка сократилась с полутора десятка лет до пары часов.
Лично я часто экспериментирую с ягодами в меду, но ограничиваюсь первичным сбраживанием и выпиваю молодой мёд в возрасте нескольких месяцев или года.
Некоторые терпкие или горьковатые виды, к примеру мёд на калине или рябине, использую только как витаминную добавку в чай.
Экспериментируйте! Желаю Вам открыть для себя тот самый мёд из сказок!
Если публикация Вам показалась интересной, не сочтите за труд нажать «палец вверх». ))
Подписывайтесь на канал, будут и другие лесные интересности.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/v_lesah_i_na_lugah/i-ia-tam-byl-med-pivo-pil-med-iz-skazok-i-medovuha-v-chem-raznica-5c5d6525660e3700af2fd6ea
по усам текло, в рот не попало
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «по усам текло, в рот не попало» в других словарях:
По усам текло, в рот не попало — По усамъ текло, въ ротъ не попало. Ср. Были деньги, да взять не успѣли: по усамъ текло, да въ ротъ не попало. Островскій. Лѣсъ. 4, 1. Ср. Тутъ. не удалось, домъ не такой, нельзя было настаивать очень. только что. намъ по усамъ текло, а въ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. — Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
По усам текло, да в рот не попало. — По усам текло, да в рот не попало. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
по усам текло, а в рот не попало — прил., кол во синонимов: 4 • не доставшийся (9) • не обломившийся (4) • … Словарь синонимов
по губам текло, да в рот не попало — Ср. Она войдет куда да поклонится, так вот ровно тебе по губам потекло, да в рот не попало. В.И. Даль. Где потеряешь, не чаешь. 2. Рассказ. См. рублем подарить. См. по усам текло, а в рот не попало. См. слюнки текут … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
По трусам текло, а в рот не попало — (от фразы, завершающей многие русские сказки: По усам текло, а в рот не попало о недоставшемся угощении; грубовато) 1) о несостоявшемся счастье, неполученном удовольствии; 2) об оральном сексе … Живая речь. Словарь разговорных выражений
РОТ — муж. уста, отверстие в теле животного и человека, чрез которое принимается пища, а у дышащих легкими (не жабрами, не дыхальцами) также издается голос; рот или полость рта, полость, замыкаемая губами и переходящая в зев, пасть, или в глотку… … Толковый словарь Даля
попасть — паду, падёшь; попал, ла, ло; попавший; св. 1. в кого что (чем). Достичь чего л., поразить какую л. цель (о пуле, снаряде, о чём л. брошенном, пущенном, направленном и т.п.). Камень попал в окно. Пуля попала в плечо. П. ключом в замочную скважину … Энциклопедический словарь
попасть — паду/, падёшь; попа/л, ла, ло; попа/вший; св. см. тж. попадать 1) а) в кого что (чем) Достичь чего л., поразить какую л. цель (о пуле, снаряде, о чём л. брошенном, пущенном, направленном и т.п.) Камень попал в окно. Пуля попала в плечо … Словарь многих выражений
МЕД — муж. густоватое, липкое и сладкое вещество, выделываемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках. Мед самотек, самоток, паточный, подсед, светлый, чистый, стекающий сам в посудину из сотов; мед цельный, сотовый, печатный, не вытекший;… … Толковый словарь Даля
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_new/7816/%D0%BF%D0%BE