- Как быть раздетым в одежде и стать точкой в огромном зале. Интервью с клоунами Cirque du Soleil
- История Cirque du Soleil: от труппы уличных артистов под шефством Ги Лалиберте до «слива» за $1,5 млрд
- Смазанный старт
- Cirque du Soleil — продукт госфинансирования
- Отвергнутая Columbia Pictures и успех в «городе соблазнов»
- Закрепление успеха
- Ги Лалиберте — канадский Хью Хефнер?
- Продажа Cirque du Soleil американцам
Как быть раздетым в одежде и стать точкой в огромном зале. Интервью с клоунами Cirque du Soleil
Артисты шоу TOTEM от Cirque du Soleil уже три недели выступают в Сочи. Портал Юга.ру пообщался с самыми трогательными участниками шоу — клоунами Джоном и Мишей.
Миша, «грустный рыбак»
Михаил Усов работает в шоу TOTEM уже семь лет и отдыхает только по понедельникам. Он родился на Украине, учился в Москве, накладывает грим 30 минут — а еще 10 минут готовится к выступлению морально.
Смотрите также:
Вы давно не были в России?
— Да, 13 лет. Последний раз я здесь был, когда работал в цирке на Цветном бульваре — у Максима Никулина. До этого 14 лет работал в труппе клоунов «Микос», а еще раньше, в Советском Союзе, учился в Москве в Измайловской цирковой студии.
Как вы выбрали свою профессию?
— Мне кажется, что не я ее выбирал, а она меня. Я вообще ничего не делал для этого. У меня обыкновенные родители, инженеры-строители, и до 14 лет я вообще не знал, чем мне заниматься. Учился я плохо, потому что мне было скучно в школе. И вот я отправился в ПТУ поступать, а на остановке, куда я приехал, стоял совершенно лысый человек с портфелем. Он сказал: «Ты будешь вольтижером!» В общем, он пригласил меня таким образом в цирк — у него был цирковой кружок. Ему даже пришлось меня уговаривать. И когда я туда попал, я понял: вот я теперь попал. Это мой мир. С 14 лет я клоун, а с 16 — профессиональный клоун. Первые гастроли были в Казахстане.
У вас есть какие-то образцы для подражания, возможно, люди, у которых вы черпаете вдохновение?
— Обожаю Вуди Аллена, Чарли Чаплина и Славу Полунина. У Полунина я научился паузе, когда ничего не надо делать. Просто стоять и смотреть. Все остальные клоуны много шутят, чтобы было смешно, — а у него такого нет, он трогает глазами. Я очень долго искал этот взгляд и вообще пытался понять, где он так научился. Естественно, я у него лично ничего не спрашивал, познакомился с ним только год назад в Японии, когда он приезжал смотреть наш ТОТЕМ. Но сам этот принцип ничегонеделания, действия без действия — меня это очень затронуло. Благодаря Полунину я понял, что клоунада — это больше, чем просто смешить. Ты можешь быть как картина в музее: хочется смотреть и смотреть, и пока смотришь — что-то рождается внутри.
Я читал, что с вами на гастроли ездит ваша семья.
— Да, жена оставила приличную работу в одном из банков и поехала вместе со мной по всему миру. Дети появились во время поездок — одна дочка родилась в Берлине, другая в Нью-Йорке. Одной столько же лет, сколько шоу ТОТЕМ, другой четыре года.
Как вам публика в Сочи?
— Ой, я же соскучился. Я вообще по русской публике соскучился. Я ведь играю историю — такую, немного с алкоголем… Знаете, вообще-то я играю своего папу, который едет на рыбалку. И эмоции идут наши, это мне очень нравится. Публика узнает эту роль, она ей близка.
В одном из интервью вы рассказывали об американской публике в маленьком провинциальном городке — о том, насколько чутко и трогательно вас приняли. Как это было?
— Да, это юг Америки, город Шарлотт. Этих людей у нас бы назвали колхозниками — наивные, открытые, добрые. Они сразу начинают громко обсуждать то, что увидели. Но я не могу сказать, что отличия одной публики от другой — это принципиально важно. Моя задача как клоуна — достучаться до любого сердца. Не до мозгов, а именно до сердца. И когда ты это сделал — публика уже с тобой, не обязательно дальше что-то придумывать разное для разной аудитории. Мы ездим по всему миру — и я вижу, что мир такой маленький на самом деле! У человека везде две руки, две ноги, мозги и органы восприятия.
Достучаться тяжело — и в то же время легко. То, что мы делаем, — это быть в одежде и одновременно раздетым. И когда это получается, люди видят: я такой же, как они. Это залог успеха.
То, что мы делаем, — это быть в одежде и одновременно раздетым
А вы с Джоном работаете вместе все это время или менялись?
— С Джоном работаем года три-четыре. До него был другой партнер. Я тоже уходил: я с самого начала в шоу, но уходил и научил другого человека делать этот номер. Я передал права на этот номер, все это мы запротоколировали. Потом я уходил на 2 года, потом мой тогдашний сменщик Филипп тоже хотел что-то поделать — и мы с ним решили меняться по полгода. Это хорошая комбинация: каждый может успевать сделать что-то помимо этой работы. Это важно.
Вот у меня сейчас готовится собственный спектакль совместно с Машей Александровой из Большого театра. Клоун и балерина. Мы не знаем еще пока, где именно он будет проходить, и пока репетируем. Но я всегда с удовольствием возвращаюсь в TOTEM. Здесь семейная атмосфера, люди подолгу вместе, мы дружим.
Вы сказали, что вы передали права. Каким образом формируются юридические взаимоотношения относительно творческого продукта?
— Мне просто платят за авторские права — и все. Всякий раз, когда шоу работает без меня, они выплачивают мне определенную сумму. Я предоставил цирку видео, которое я делал еще до прихода в TOTEM, — они видят, что это действительно мой номер еще с тысяча девятьсот девяносто какого-то года. Мы подписываем документы, все очень просто. Чем мне нравится Cirque du Soleil — эта компания очень внимательно относится к соблюдению закона. Кто я, казалось бы, такой — клоун какой-то. Но нет, это важно, это интеллектуальная собственность.
Кем хотят стать ваши дети?
— Семилетняя Даша клоуном не хочет быть. Папу она, конечно, любит, ей смешно, но… Она хочет быть балериной, а еще раньше хотела быть феей, как все дети. Я не хочу давить. Клоунада — это уникальная профессия, миллиметровая: каждый день, несмотря на то что я знаю все это наизусть, открываю что-то новое.
Например, говорят, что для большого зала нужны широкие жесты, надо активнее двигаться — но нет, я открыл для себя, что можно даже в большом зале стать точкой, маленькой точкой. И когда ты ей становишься — у публики нет шанса не следить за тобой. Не нужно разбрасывать, разбалтывать энергию. Только идти на острие. Без давления. Очень тонко.
У вас каждый день сейчас идут выступления?
— По 9 спектаклей в неделю, кроме понедельника. Шоу начинается в 20 часов, нас зовут в 18:30. Но я еще не видел, чтобы артисты пришли в 18:30. Всегда что-то нужно, поэтому приходят раньше — в 15, в 16 или даже раньше.
Джон, «итальянец Валентино»
Джон Монастеро работает в команде TOTEM с марта 2014 года. Его персонаж — невыносимый турист с претензией на роль мачо. До Cirque du Soleil Джон работал в США как клоун и актер Commedia dell’Arte. Он учит калифорнийских школьников физическому театру, а по миру с ним путешествуют жена Николь и маленькая дочь Жозефина.
Смотрите также:
Насколько ваша роль близка вашему личному темпераменту?
— Безусловно, большую часть времени я не просто отличаюсь от Валентино — я его полная противоположность. В жизни я спокойный, застенчивый, обращенный внутрь себя человек. Валентино — это действительно персонаж, которого я на себя надеваю, когда приходит время выходить на сцену.
Как вы открыли в себе клоуна?
— Это интересная история: когда мне было лет 7, нас в школе попросили нарисовать то, как мы себя представляем. Все пошли по очень реалистичному пути — нарисовав себя так, как они выглядят в жизни. И только я нарисовал себя в образе клоуна. Для меня в детстве это было способом справляться с реальностью. У меня была достаточно трудная ситуация в семье — мои родители расстались, когда я был ребенком. Быть клоуном — это был мой способ справиться с детством. Я мог пойти и по другому пути, но выбрал этот — и теперь я тот, кто я есть, и там, где я есть.
Быть клоуном — это был мой способ справиться с детством
В американской массовой культуре укоренена коулрофобия, боязнь клоунов. Она есть во всех странах — но в США это особенно ярко проявляется, чего стоит только творчество Стивена Кинга. Вы сталкивались с этим в профессиональной или личной жизни?
— Я делаю все-таки немножко другие вещи. То, о чем вы говорите, это скорее относится к типу «клоуна из «Макдоналдса»». Я должен со стыдом признаться, что я даже животных из шариков делать не умею. Я с этим не сталкивался в рамках выступлений, но действительно было такое, что я кому-то в светской беседе говорил, что я клоун, а на меня косились и говорили: «Ой, вы знаете, я не люблю клоунов». Но сам я всю жизнь занимался другим.
Представьте, что вы работаете в кадровом агентстве или на трудовой бирже. К вам приходит человек, который хочет понять, кто он, найти себя в профессии. Какими чертами должен обладать человек, чтобы вы ему сказали: ты должен быть клоуном?
— Самое главное — у него должна быть накопленная с жизненным опытом эмоциональная чувствительность, эмпатия. Ведь в западной традиции есть привычка смеяться над публичным унижением, глупостью, над человеком, оказавшимся в дурацкой ситуации, в то время как я стараюсь сделать так, чтобы люди смеялись не столько надо мной, сколько над абсурдностью происходящего. Способность повернуть ситуацию именно в эту сторону — именно то, что должно присутствовать в клоуне. Потому что когда человек падает и не поднимается — это трагедия, а когда человек упал, а потом встал — это смешно.
Вы уже почти месяц находитесь в Сочи. Удалось ли вам посмотреть город?
— У нас шестидневная рабочая неделя, поэтому, должен признаться, мало что видел. Естественно, мы ходили к морю, прошлись по набережной, успели съездить в Большой Сочи на открытый рынок, который меня совершенно поразил, потому что я увидел кучу специй, и фруктов, и рыбы, и других продуктов, которых я никогда в жизни не видел и не пробовал. Когда у нас будет двойной выходной в понедельник-вторник, планирую съездить в горы, в Красную Поляну.
Как у вас получается сохранять эмпатию и эту эмоциональную чувствительность в условиях шестидневной рабочей недели? Молитвы, медитации, 24-часовой сон?
— Как вы догадались про сон и медитацию? Медитация для меня — это эффективный способ замедлиться, вернуть себе себя. Подолгу это делать не получается, но я стараюсь заниматься этим ежедневно по 10–15 минут. У меня 3‑летняя дочь, поэтому больше я себе позволить не могу. Но это довольно хорошо работает — когда мы работали в Японии, у нас было 10 шоу в неделю, и даже тогда это помогало. Да, я стараюсь высыпаться, да, я стараюсь много отдыхать. Но надо сказать, что, когда я выхожу на сцену в образе Валентино, я распахиваюсь людям — и уже они заряжают меня энергией. Это еще вопрос — кто кому отдает, они мне или я им.
Источник статьи: http://www.yuga.ru/articles/culture/8112.html
История Cirque du Soleil: от труппы уличных артистов под шефством Ги Лалиберте до «слива» за $1,5 млрд
Воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок
История Ги Лалиберте — уличного музыканта, бросившего колледж, убежденного филантропа, первого канадского космического туриста, заплатившего «Роскосмосу» $35 млн, и страстного игрока, просадившего за покерным столом бюджет средней африканской страны. История основателя Cirque du Soleil — в материале «Реального времени».
Смазанный старт
Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в городе Квебек одноименной франкоязычной провинции на востоке Канады в семье медсестры и менеджера по связям с общественностью в Alcan Aluminium Corporation (производитель алюминия). Недостатка в деньгах родители Ги не испытывали, поэтому неосознанно своим образом жизни и симпатией к зрелищным представлениям прививали сыну с юных лет любовь к исполнительскому искусству.
В одном из немногих своих интервью много лет спустя Ги признавался, что настоящим переломным моментом для него стало посещение шоу Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли (The Ringling Brothers and Barnum & Bailey, старейший в мире американский передвижной цирк, объявивший о банкротстве в 2017 году, после 146 лет существования).
Познакомившись с цирковым миром, Ги уже тогда решил во что бы то ни стало быть его частью. В средней школе юноша начал создавать собственные творческие номера и организовывать представления, освоил игру на аккордеоне и гармонике. После выпуска по настоянию родителей в 1975 году он поступил в один из юридических колледжей Квебека, однако вскоре бросил учебу, предпочтя наукам сферу уличных развлечений.
Некоторое время Ги Лалиберте работал на улицах города как артист-одиночка, исполняя музыку и жонглируя для зевак, но через пару месяцев был замечен коллегами и принят в труппу «бродячих артистов» Les Echassiers. В ее составе акробаты, глотатели огня и артисты гастролировали по стране и миру с театрализованными представлениями. Некоторое время Ги жил в Европе, перебиваясь случайными заработками, но денег не хватало. В 1979 году он возвращается в Канаду.
В родном Квебеке разоренный Лалиберте пробует устроиться на постоянную работу — на гидроэлектростанцию Baie-James. Попытка оказалась не очень успешной — всего через три дня рабочие ГЭС утроили забастовку, а бригады, ответственные за беспорядки, были уволены в полном составе, в числе одной из них был и 20-летний Ги Лалиберте. Надо сказать, он быстро воспользовался возможностью вернуться к привычной для него жизни уличного артиста.
Лалиберте присоединился к труппе ходулистов, которой руководил его канадский коллега, уличный артист Жиль Сте-Круа — Club des Talons Hauts (Клуб высоких каблуков). Партнеры начали совместно организовывать шоу и массовые праздники в пригородах Квебека. Известно, что Лалиберте три года подряд, с 1979-го по 1981-й, проводил зимы на Гавайях. По официальной легенде, именно там благодаря вдохновляющему гавайскому солнцу ему впервые пришла в голову мысль о создании масштабного шоу — Cirque du Soleil («Цирк Солнца»).
Лалиберте присоединился к труппе ходулистов, которой руководил его канадский коллега, уличный артист Жиль Сте-Круа — Club des Talons Hauts (Клуб высоких каблуков). Фото teletype.in
Cirque du Soleil — продукт госфинансирования
В 1982 году Лалиберте и Сте-Круа проводят свое первое по-настоящему крупное мероприятие — карнавал циркового искусства La Fête Foraine в провинции Бэ-Сен-Поль. Ярмарка привлекала уличных артистов со всей Канады и США и мгновенно стала очень популярной. Карнавал, проводившийся в течение трех лет подряд, обычно заканчивался масштабным шоу, которое собирало все лучшие номера на одной сцене. Эти финальные шоу были настолько зрелищными и востребованными у публики, что у Лалиберте родилась идея гастрольного «цирка без животных».
Шанс основать его у компаньонов появился уже в 1984 году, когда Лалиберте и Сте-Круа выбивают первый правительственный контракт: власти провинции Квебек выплачивают труппе порядка 1,2 млн канадских долларов на организацию празднования 450-й годовщины открытия Канады Жаком Картье. Ги ставит сенсационную по тем временам программу под названием Cirque du Soleil.
Первым делом он пригласил артистов из нескольких стран Европы и Штатов, заполучив в труппу самобытных акробатов, жонглеров и танцоров с необычными техниками, до этого момента не представленными в Канаде и тем более Квебеке. В представлении использовались удивительные световые эффекты, собственная живая музыка и огромное количество костюмов и декораций. Был написан оригинальный сценарий, в котором решено было отказаться от разрозненных номеров, чередующихся с «отбивками», и соединить шоу смысловой канвой. Празднование завершилось более чем успешно, а Лалиберте получил первое профессиональное признание.
Изначально задуманное как разовое мероприятие, шоу Cirque du Soleil было поддержано властями и официально зарегистрировано как некоммерческое предприятие. После своего первого тура в 1984 году Ги Лалиберте пригласил основателя Канадской национальной цирковой школы Гаея Карона стать художественным руководителем проекта.
Постановки Cirque du Soleil с самого начала резко контрастировали с представлениями традиционного цирка. Для привлечения зрителей традиционные цирки часто включали номера знаменитых артистов. Лалиберте же не нанимал звезд, чтобы привлечь толпы, он считал, что ни один исполнитель не может стоить больше, чем сам цирк. Cirque du Soleil отказался от животных, так компания избежала нападок со стороны зоозащитников и огромных затрат, связанных с содержанием и передвижением животных во время гастролей.
Постановки Cirque du Soleil с самого начала резко контрастировали с представлениями традиционного цирка. Фото thenational.ae
Отвергнутая Columbia Pictures и успех в «городе соблазнов»
В 1985 году труппа Лалиберте впервые выступила за пределами Квебека, проведя шоу в соседней провинции Онтарио. Положительный зрительский отклик побудил Ги начать выводить Cirque du Soleil за пределы Квебека. Надо сказать, ему это давалось с переменным успехом. В 1986 труппу на ура встречали в Британской Колумбии и Ванкувере, билеты на полторы тысячи мест были раскуплены, однако некоторые шоу откровенно проваливались, а «Цирк Солнца» погружался в финансовую яму. По информации The New York Times, к концу 86-го долг достиг отметки в 750 тысяч долларов США. Тут на помощь Cirque du Soleil вновь пришли власти, выделив компании дополнительное финансирование.
В 1987 году статус Cirque du Soleil был изменен с некоммерческого на коммерческое предприятие. В то же время труппа получает приглашение на фестиваль искусств в Лос-Анджелесе. Невзирая на финансовые трудности Лалиберте решил рискнуть, и его труппа выступила на фестивале. Шоу имело огромный успех и было замечено американской кинокомпанией Columbia Pictures, которая выступила с предложением создать фильм о шоу Лалиберте. Лично Ги не позволил компании заключить контракт, его слишком сильно смутили ограничения и навязчивые пожелания, на которых настаивал киногигант.
Напряженные отношения с Columbia Pictures никак не сказались на популярности Cirque du Soleil в Штатах. Американская публика, познакомившись с красочным и оригинальным шоу Лалиберте, уже не хотела отпускать труппу. К 1990 году на своих представлениях компания обеспечивала вместимость 2 500 человек, продавая билеты по 33,5 доллара США за штуку. К этому времени Cirque du Soleil уже разработал свою систему дубляжа — одновременных гастролей нескольких трупп с одной и той же программой. Коллективы совершали поездки по нескольким частям света и останавливались в городах примерно на четыре-пять недель. Новый спектакль труппы Лалиберте под названием Nouvelle Experience, который в течение 19 месяцев гастролировал по 13 крупным городам США и Канады, получил отличную реакцию, к концу тура его увидели порядка 1,3 млн человек.
В середине 1991 года Ги Лалиберте решил, что его проекту пора пересекать границы Америки и смог убедить одну из канадских телекомпаний спонсировать тур Cirque du Soleil по странам Азии на $40 млн. Одновременно он заключил годовое соглашение с владельцем крупной гостиницы Mirage Resort в Лас-Вегасе Стивом Винном на организацию шоу Nouvelle Experience на площадке его комплекса. Проект имел большой успех среди гостей «города соблазнов» и побудил Винна запустить еще одно постоянное шоу Лалиберте в Mirage Resort под названием Mystere. Впоследствии между Винном и Лалиберте был заключен десятилетний контракт на производство и постановку новых представлений.
Поняв, что нашел золотую жилу, в 1994 году Стив Винн построил целое здание для Cirque du Soleil, инвестировав в него порядка $20 млн. Это не только обеспечило Винну хороший доход, но и помогло шоу Лалиберте окончательно стабилизировать финансовое положение своего проекта — кассовые сборы от шоу в Лас-Вегасе стали основным и устойчивым источником дохода. В дополнение к этому Cirque du Soleil также получал значительную сумму от продажи «мерча» во время своих представлений. Благодаря успеху Mystere Cirque du Soleil стали самым жарким и популярным шоу в Вегасе. По данным BBC, до сих пор билеты на шоу Cirque du Soleil в Лас-Вегасе стабильно распродаются на уровне 97% и приносят компании 60% годового дохода.
Шоу Saltimbanco. Фото cirquedusoleil.com
Закрепление успеха
В то же время начинается экспансия в Европу: в 1995 году Cirque du Soleil открыла свою первую европейскую штаб-квартиру в Амстердаме и начала масштабное европейское турне с новым шоу Saltimbanco. Следующей постановкой в 1994 году стала легендарная Alegria, которая показывалась по всей Европе более двух лет. В это время выручка Cirque du Soleil, по данным The New York Times, увеличивается в разы: с $30 млн в 1994 году до 110 млн в 1996-м.
Этот рост был достигнут главным образом благодаря Mystere. Выручка этого шоу составила порядка $40 миллионов. В 1997 году Винн построил целый театр в Лас-Вегасе, потратив на него еще около $60 млн. The Walt Disney Company также возвела еще один стационарный театр для размещения Cirque du Soleil в центре развлечений Walt Disney World в Калифорнии. В том же году в Монреале была организована репетиционная база, которая и сейчас служит штаб-квартирой компании.
В октябре 1998 года в Лас-Вегасе свет увидело новое шоу под названием «O» (произносится так же, как «eau», что по-французски означает «вода»). Эта постановка вошла в историю как одно из первых полноформатных шоу, проводимых в воде — во время представления артисты, танцоры и акробаты выступали в, над и около гигантского бассейна объемом 5,5 тысячи кубометров, специально возведенного для Cirque du Soleil. Стоимость производства шоу составила колоссальные $90 млн, а стоимость билетов доходила до $100.
К тому моменту Cirque du Soleil уже стал известным брендом и без труда получал публику, наполняя свои залы. Еще одна постановка, La Nouba, дебютировала в Walt Disney World, а новый спектакль Dralion в январе 1999 года отправился в трехлетний тур по Северной Америке. Таким образом, Cirque du Soleil завершил 1990-е годы с семью спектаклями и выступлениями в 22 странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки и Европы.
В начале 2000-х Cirque du Soleil перешел на полностью автономный режим работы: в монреальской штаб-квартире было запущено собственное производство костюмов и реквизита для всех 12 существовавших на тот момент трупп цирка. Новые стационарные театры подобные сценам Винна в Лас-Вегасе возводятся международными инвесторами в Европе и Азии, годовая выручка достигает $1 млрд. Команда Ги Лалиберте же продолжает выпускать одну сенсационную постановку за другой, создавая коллаборации с легендарными брендами, артистами и кинематографическими командами (были созданы шоу, посвященные творчеству и личности Майкла Джексона, Лионеля Месси, The Beatles и многих других). Cirque du Soleil не переставал удивлять мирового зрителя, то погружая его в мир стимпанка, то перенося место действия в гиперреалистичные джунгли.
До 2009 года дела в компании Лалиберте (на тот момент принадлежала ему на 80%) шли отлично, но вскоре укрепление канадского доллара и жадность поставили под сомнение дальнейший успех «Цирка Солнца».
Ги Лалиберте получил известность не только как уличный музыкант, создавший всемирно известное шоу, но и как страстный филантроп, путешественник в космосе, профессиональный игрок в покер. Фото teletype.in
Ги Лалиберте — канадский Хью Хефнер?
Внимания заслуживает не только сам Cirque du Soleil, но и личность его основателя — Ги Лалиберте, очень неоднозначной и яркой фигуры современности. Он получил известность не только как уличный музыкант, создавший всемирно известное шоу, но и как страстный филантроп, путешественник в космосе, профессиональный игрок в покер.
История отношений Лалиберте с покером и азартными онлайн-играми началась в конце 90-х, когда на тот момент уже состоятельный бизнесмен стал часто бывать в Лас-Вегасе. Американские СМИ шутят, что, если бы Forbes составил официальный список неудачников онлайн-покера, его непременно бы возглавил основатель Cirque du Soleil, ведь, по примерным подсчетам, он просадил порядка $31 млн, и не меньше половины этой суммы проиграл за покерным столом. Были у игрока и триумфы: в 2007 году он занял четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, забрав банк в $700 тысяч.
В пользу Лалиберте говорит другой факт его биографии: в 2007 году он объявил об официальном открытии благотворительного фонда One Drop Foundation, целью которого является сделать чистую воду доступной для каждого в мире. Фонд финансируется самим Лалиберте, Королевским банком Канады и Фондом принца Альберта II из Монако. В 2012 году Лалиберте основал Big One Drop – крупнейший по стоимости входного билета покерный турнир в мире за всю историю проведения Мировой серии покера в Лас-Вегасе. «Бай-ин» турнира составил $1 млн, а десятая часть каждого взноса была передана в фонд One Drop Foundation.
С фондом связана еще одна любопытная глава жизни Лалиберте. В 2009 году он решил привлечь внимание мировой общественности к проблемам воды весьма оригинальным способом: совершить путешествие в космос. Заплатив «Роскосмосу» $35 млн за вылет на МКС на космическом корабле «Союз ТМА-16», он 30 сентября 2009 года стал первым канадским космическим туристом. 9 октября в рамках своей миссии, озаглавленной «Движущиеся звезды и Земля для воды», Лалиберте провел 120-минутную веб-трансляцию, которая транслировалась во время шоу в 14 городах мира.
Есть в биографии Ги Лалиберте еще более шокирующие детали. В том же 2009 году британское издание The Independent публикует громкий материал с заголовком «Миллиардер-импресарио подает в суд на рассказ о сексе, наркотиках и Cirque du Soleil». Канадский журналист, автор документальных фильмов и книг с расследованиями о жизни знаменитостей Ян Гальперин выпустил в свет несанкционированную книгу-биографию Лалиберте, в которой представил основателя Cirque du Soleil как «негодяя, прыгающего из постели в постель, с неиссякаемым аппетитом к сексу, наркотикам и рок-н-роллу».
Гальперин подробно описывает некоторые «декадентские вечеринки», которые Лалиберте, по его словам, финансировал за счет доходов своей бизнес-империи, цитирует десятки бывших гостей, передает все «подробности разврата». Во время этих «закрытых шоу» артисты Cirque du Soleil развлекали мировую бизнес-элиту, политиков и голливудских звезд, утверждал журналист. Иск Лалиберте к Гальперину был подан в 2009-м, после долгих разбирательств история получила логическое завершение лишь в мае 2011 года. По данным Radio-Canada, писатель и шоумен достигли мирового соглашения, одним из условий которого было принесение Гальпериным публичных извинений.
Здание цирка в Монреале. Фото teletype.in
Продажа Cirque du Soleil американцам
К 2013 году Cirque du Soleil представил уже порядка 19 шоу-программ, которые приносили в основном Лалиберте около $1 млрд в год, а штат трупп во всем мире насчитывал около пяти тысяч артистов. В январе Cirque du Soleil объявил о своих первых в истории масштабных сокращениях — увольнении 400 сотрудников и закрытии четырех шоу. В разговоре с корреспондентом BBC сооснователь цирка Жиль Сте-Круа назвал причиной кризиса решение генерального директора Cirque du Soleil Даниэля Ламарра увеличить производительность компании с одного шоу в год до трех (это было в 2008 году). С тех пор, по словам Сте-Круа, многие почувствовали «снижение качества» шоу.
Он также связал сокращения с высокими производственными затратами на головокружительно сложные представления Cirque du Soleil, стоимость которых порой доходит до $25 млн. Пресс-секретарь Cirque du Soleil Рене-Клод Менар в официальном релизе пояснила, что у шоу нет проблем с доходами и поступлениями от продаж билетов, однако наметились существенные проблемы с расходами. Укрепление канадского доллара стало проблемой для компании, которая несет 95% своих расходов в Канаде, где живет и обучается почти половина штата сотрудников, но получает 95% своих доходов в других странах.
20 апреля 2015 года Ги Лалиберте подтвердил продажу Cirque du Soleil: компания официально находится в руках консорциума иностранных инвестфондов, констатировал основатель шоу. Согласно информации Radio-Сanada, по итогам сделки 60% акций компании было продано американскому фонду TPG Capital, 20% выкупил китайский фонд Fosun, еще 10% приобрел инвестфонд Квебека Caisse de depot et Place du Québec. 10% Лалиберте сохранил у себя вместе с правом участвовать в стратегическом и художественном планировании деятельности компании.
При этом TPG Capital как мажоритарный владелец Cirque du Soleil взяла на себя обязательства сохранить головной офис компании, в котором работает более 1 400 человек, в Монреале, а также придерживаться стратегии гендиректора шоу Даниэля Ламарра и продолжать вкладывать средства в культурные и общественные организации провинции Квебек. На пресс-конференции, посвященной продаже Cirque du Soleil, Ги Лалиберте объяснил, что передача акций международным фондам стала кульминацией процесса, запущенного им еще в 2006 году, когда Cirque du Soleil начал активно расти за рубежом. По словам Лалиберте, новые партнеры позволят его цирку продолжать рост, диверсифицировать и активно развивать новые рынки.
Лалиберте заявил, что продажа Cirque du Soleil — это ни в коем случае не сбыт неликвидного актива, ведь цирк «по-прежнему хорошо зарабатывает», продавая свыше 11 млн билетов в год, что «больше, чем все бродвейские театры вместе взятые». Он также пояснил, что никогда не собирался оставлять бизнес в наследство своим пятерым детям, а TPG Capital сможет гарантировать лучшее будущее для Cirque du Soleil. Сумма сделок не разглашалось, однако, по данным «Коммерсанта», она составила примерно $1,5 млрд.
Сейчас 59-летний бизнесмен — нечастый гость в публичном пространстве. Известно, что в настоящее время Лалиберте занимается частными инвестициями и практически не вмешивается в дела цирка. Cirque du Soleil же продолжает представлять шоу-программы по всему миру. На данный момент под этим брендом на пяти континентах работают 20 шоу, доходы компании не раскрываются.
Источник статьи: http://realnoevremya.ru/articles/135414-istoriya-cirque-du-soleil