Мода прически как искусство

Парикмахерское искусство — как все начиналось?

Прическа – важный элемент внешнего облика человека. Этот факт неоспорим. Причем, уже в глубокой древности манипуляции с волосами имели не только гигиенический смысл, но и эстетический. Более того, много-много тысячелетий назад по прическе можно было определить род занятий человека и его место на социальной лестнице. На протяжении истории менялась мода на цвет волос и их длину, на укладочные средства и способы украшения творений парикмахеров. Но вот отношение к прическе осталось таким же – она по-прежнему имеет важнейшее значение в создании имиджа человека.

Древний мир

В первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. То есть что-то типа прически в основном делалось из соображений гигиены и удобства существования в жестких условиях первобытного мира. Хотя, наверняка, шаманы и прочие колдуны уделяли волосам значительно больше времени, чем простые смертные, и сооружали у себя на головах прически с ритуальным значением.

Первые признаки настоящего парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом – археологами при раскопках были найдены сосуды с косметикой. Важным моментом в жизни древних египтян было изготовление париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Кроме того, современники фараонов делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь благополучно отваливалась. Все туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность. В Древнем Египте и женщины и мужчины с одинаковым рвением ухаживали за собой: мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы, как и женщины, использовали для ухода за волосами гребни и шпильки, которые изготавливались из дерева, слоновой кости.

Жители Эллады намного определили своих предшественников-древних египтян в сфере парикмахерского искусства. У древних греков уже выработаны многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья. Так, в Древней Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно. Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики – сделать прическу, исходя из особенностей и пропорций лица конкретного человека. Хотя, конечно, и здесь уже действовали законы моды. Например, среди женщин-древних гречанок на протяжении значительного времени был популярен рыжеватый цвет волос, которого они добивались при помощи хны. Также в моде были романтичные локоны. Для того чтобы добиться курчавости, использовались металлические стержни-щипцы (каламис). Их нагревали на жаровне, после чего на стежнни накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска применялось оливковое масло. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

Еще больший толчок развитию парикмахерского искусства придали жители Древнего Рима. Как известно, очень многое они позаимствовали у древних греков, но переосмыслили, переработали и придали свои неповторимые черты. Римские патриции стали уделять внешнему виду еще больше времени и многие часы проводили за прической. Конечно, для этих целей у них имелись специалисты – тонсоресс, которые квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли завивку горячими металлическими стержнями, могли делать «мокрую» холодную укладку с клейкими составами, а стригли волосы особыми серповидными бритвами. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

Средневековье и эпоха Возрождения

В эпоху раннего Средневековья в Европе развитие парикмахерского искусства приостановилось. И тому были весьма серьезные причины – творческие поиски в области моды и прически признавались греховными. За изыски можно было и на костре сгореть. Поэтому, во избежание неверных толкований, женщины скрывали свои волосы под накидками и другими головными уборами. А о косметике вообще речь не заводилась — все плотское, в том числе и гигиена, признавалось «происками дьявола» и немедленно изгонялось! Единственной отрадой жителей средневековых городов, желающих хоть каким-то способом сохранить человеческий облик, остались расчески. В то время они делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

Читайте также:  Свадебные прически распущенные локоны с фатой

По мере того, как слабла хватка инквизиции, а религиозные войны теряли свою привлекательность для доблестных рыцарей, начинали складываться цеха ремесленников. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе, развивали производство и сбыт парфюмерии и косметики. В сферу деятельности средневековых цирюльников входили не только стрижка и бритье, но и некоторые медицинские услуги – они ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы. По этой причине сами себя они охотно называли хирургами.

Ренессанс для парикмахеров стал глотком свежего воздуха, и лавочки цирюльников стали появляться в городах как грибы после дождя. Люди стремились наслаждаться жизнью, наполняя ее удовольствиями и красотой. Взоры современников эпохи Возрождения обратились к античности и очень многое там позаимствовали. Так вновь стали актуальными светлые волосы, и женщины на юге Европы часами сидели под палящим солнцем в лоджиях. Причем сидели они, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа), а на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови. Прически становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. У мужчин популярностью пользуются волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

XVI-XVII века

В эпоху Барокко вновь становятся актуальными парики. А ввел их в моду Генрих III Валуа, так как не обладал роскошной шевелюрой. В результате, по всей Европе стали носить парики. Их производство было поставлено на широкую ногу, а рабочие, изготавливающие парики стали называться «постижерами». В начале XVII века некий Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж — с длинными локонами. И из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Так, по свидетельству «Берлинской хроники», в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о целом париковом цехе.

Еще большего взлета парикмахерское искусство достигло в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром. Мода на парики продержалась долго – вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

XVIII век

Начиная с середины XVIII века, прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами. Их работа занимала несколько часов и требовала не только мастерства высокого уровня, но и физической выносливости. Для того чтобы прически важных особ выглядели настоящими шедеврами, в Париже в Академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро, начали готовить куаферов. В это время появляются все новые модели причесок как результат соперничества куаферов между собой.

Читайте также:  Как сделать прическу если есть только выпрямитель

В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями и драгоценностями. Причем для её выполнения мастер использовал специальный каркас. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. Для создания таких высоких причесок использовалось до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Конечно, вслед за королевой такие прически захотели иметь и другие знатные дамы – мода на них распространилась по всей Европе и даже в России. Женщины – жертвы моды вынуждены были спать полусидя, чтобы сохранить подольше творения парикмахеров, о мытье головы речь заходила все реже. Поэтому обратной стороной такой красоты стал педикулез и другие малоприятные последствия.

XIX век

В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго придумал специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре после этого знаменательного события в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество стали соперничать с ручной работой парикмахеров. Например, в 1880 г. была изобретена электрическая машинка для стрижки волос, что поначалу «отняло» часть клиентов у традиционных цирюльников. Но в последствии парикмахеры взяли достижения науки на вооружение, и умело стали использовать их в своих целях.

XX век

Двадцатый век полон находок и изобретений в сфере парикмахерского искусства. Около 1904 г. Шарль Нестле — француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку или так называемый «перманент». В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В двадцатые годы XX столетия стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. изобретение — устройство для плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот. Успех этой техники был подтвержден на конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. А вскоре была придумана и традиционная сегодня химическая завивка волос.

В наше время профессия парикмахера пополняется новыми изобретения с завидным постоянством. Уже никого не удивляет наращивание волос или их ламинирование. Индустрия парикмахерского искусства чуть ли ни каждый день предлагает удивительные технологии по уходу за волосами, необычные техники стрижек. На вооружении современных парикмахеров все достижения науки! И все это для того, чтобы мы с вами выглядели красиво и элегантно.

Запись в парикмахерский зал по тел. 220-97-27

Источник статьи: http://komilfo74.ru/aricles/parikmaxerskij-zal/parikmaxerskoe-iskusstvo-kak-vse-nachinalos

Модные прически как произведение искусства

Сегодняшний пост посвящается прическам эпохи XVII и XVIII веков. И сразу возникает вопрос к женщинам: «Сколько времени сейчас вы тратите на укладку волос?» Я предполагаю, что эта процедура занимает в обычный день около 10 минут утром, если не запланировано на вечер визита в театр, ужина в ресторане, кафе или романтического свидания. А у мужчин уж никак не более 5 минут с короткой стрижкой. А можете ли представить, что приготовление прически заняло бы у вас весь день с раннего утра до позднего вечера, и это только для того, чтобы посетить бал или светский вечер?

В XVII веке во Франции законодателем моды был король Людовик XIV. В 1679 году вышел иллюстрированный модный журнал «Меркур Галант», в котором талантливые художники, граверы воспроизводили модные наряды королевского двора. Журналы не создавали моду, но они ее популяризировали, предлагали рекомендации, какие прически и одежду будут носить в данном сезоне.

Жан-Батист-Андре Готье-Даготи. «Мария-Антуанетта с рукой, лежащей на глобусе»

Людовик XIV ввел обычай носить при дворе высокие пышные парики. В то время ходила молва, что сам король таким образом скрывал собственную плешивость. Действительно, парики могли прятать лысины, длительное время сохраняли прически из завитых волос, придавали более респектабельный вид. Вскоре парик стал знаком высокого положения. Без него дворянин не мог появиться на людях. Простые люди не носили париков, но отращивали длинные волосы.

Читайте также:  Короткая стрижка сзади ветерок

В XVII веке модной прической считалась «а-ля Каденетт» (прядь волос с одной стороны была длиннее остальных). Также были распространены мужские прически с «любовными» локонами, завязанными на конце лентами того цвета, который так любила дама сердца. При таких прическах часто носили сережку в левом ухе с большой жемчужиной в виде капли.

Парики делали из разных материалов: натуральных волос, шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса. Во второй половине XVII века в моде были огромные парики. В это время происходит расцвет парикмахерского дела. Во Франции посыпались заказы на изготовление париков. Они стали предметом коммерции и экспорта. Если они делались из темных волос, то их запудривали. Парик стал официальным головным убором высшего общества, несмотря на все неудобства, связанные с его ношением. Королевский парикмахер Эрве первый разработал метод прикрепления волос на монтюр парика. Увеличивался штат парикмахеров. Услуги оценивались дорого, многие получали доходные должности, что создавало конкуренцию. Были случаи воровства париков на улицах города. Особенно популярен был такой метод: высокий мужчина на подносе мясника нес мальчика, накрытого покрывалом. В одну секунду мальчишка срывал парик с прохожего и убегал. Когда ошеломленный хозяин смотрел по сторонам, мясник останавливал его и предлагал помощь.

Жозеф Дюкре. Версальский дворец: «Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург»

Украшали прически драгоценными камнями, гребнями с жемчугом и лентами. В конце XVII века появляются такие прически, как «а-ля мутон» (под барана). При ней волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности головы без пробора. Также была распространена прическа «а-ля катоган», когда длинные пряди завязывались в толстый узел, напоминающий конский хвост.

Женские прически XVIII века были высокие, украшались лентами и кружевами. Существовали также целые волосяные сооружения с полметра высотой. Если дама выезжала в свет, а прическа сделана заранее, то во время сна использовались специальные подголовники, которые давали возможность держать прическу на весу. В Париже готовили специальных парикмахеров в Академии парикмахерского искусства, которую создал мэтр Легро. Парикмахер Леонар впервые изобрел механизм, позволяющий прическе уменьшаться, чтобы дама могла сесть в карету. А если не удавалось, то, представьте себе, снимали верх кареты.

Знаменитый модник середины XVIII века австрийский канцлер Кауниц придумал оригинальный способ пудрить парик. В особой комнате распыляли пудру. Все это было похоже на мучную мельницу. Затем канцлер в парике входил в комнату, и его слуги с большими опахалами распыляли пудру на парик. После этого Кауниц менял запудренную одежду и ехал на светский прием или бал.

Многие дамы составляли целые композиции на волосах. Использовали птиц, мини-сады из крошечных искусственных деревьев. Самой модной прической была А la Belle Poule (с моделью знаменитого фрегата). Носить такие прически было опасно: волосы могли загореться от пламени свеч в канделябрах на балах.

М. Зичи. «Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II»

Создание причесок в XVII и XVIII веках было целым искусством. Они видоизменялись, были высокие и низкие; посередине головы часто делали большую квадратную буклю, похожую на батарею. От нее шли по сторонам крупные локоны. Такая прическа была высокой и называлась «легавая собака». Иногда накладывали на голову также что-то вроде берета с цветами и перьями. Эта прическа называлась «тюрбан».

Каждая дама и ее парикмахеры старались сделать произведение искусства из волос, так как вечером дама выезжала на балы, светские вечера. И ей очень хотелось, чтобы этот шедевр настоящего искусства увидел весь высший свет.

Источник статьи: http://www.buro247.ru/blogs/culture/26687.html

Оцените статью
Adblock
detector