Монета мужик с бородой

Верейское княжество. Денга (голова с бородой и кольцевая надпись, буквы МД, на обороте человек с саблей и секирой)

Номинал: Денга
Металл: Серебро
Дата выпуска: 1432-1485
Монетный двор: Верейский
Масса монеты на фото: 0,47 г
Нормативная масса: 0,4 г
Номинал: Денга
Металл: Серебро
Дата выпуска: 1432-1485
Монетный двор: Верейский
Масса монеты на фото: 0,47 г
Нормативная масса: 0,4 г

Описание монеты

На лицевой стороне в центре внутри кольца из точек изображение повёрнутой влево человеческой головы с бородой. По окружности надпись: «КНЯЗЬ МИХАИЛО ОНДРЕЕВИЧ».
На оборотной стороне внутри кольца из точек и сплошного кольца изображение сидящего на коленях человека с саблей и секирой в руках. По сторонам буквы «М Д».

Буквы «М Д» могут означать год чеканки (6954 или 1446 от р.х.), но вероятнее всего это инициалы денежника.

Фотография из каталога А.В. Орешникова «Русские монеты до 1547 г.» (первое издание, Москва, 1896). В каталоге монета обозначена под номером 776, там же приведено её подробное описание.

Информация о других монетах номиналом Денга:

Если Вы заметили какие-нибудь неточности, пишите об этом здесь: «Книга замечаний и предложений».

Для добавления фотографии монеты в каталог, отправьте её на e-mail: mail@russian-money.ru

Состояние монеты не имеет значения, но важно, чтобы фотография была чёткой и сделана лично Вами, а не скопирована из Интернета. Наличие монеты у Вас не обязательно, фотография может быть сделана в музее или где-либо ещё с разрешения владельца.

Просьба фотографировать монету с двух сторон, а по возможности гурт. Фотография будет размещена администратором в ближайшее время. Если Вы заметили некачественное фото, можете прислать замену.

В письме просим Вас указать, как именно нужно обозначить авторство (Ваш ник, настоящее имя, или вообще не указывать). Авторство сохраняется за Вами, но фотография может быть использована в пределах этого сайта для оформления статей, каталогов или справочников. Каждая фотография получает логотип нашего сайта, который защищает её от распостранения за пределы данного проекта (но не гарантирует этого). Если Вы не желаете помещать логотип, сообщите об этом.

Вопросы по стоимости или определению монет будут проигнорированы! На указанный e-mail принимаются только фотографии для наполнения сайта.

Источник статьи: http://www.russian-money.ru/coins/russkie-knyazhestva/vereya/denga—361

Металлоискатели в России / Только белая техника!

КОМПАНИЯ

УСЛУГИ

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

Золотая монета, открывшая тайны древней империи Кушан

Античные государства мы знаем неплохо, но вот если обратить взор к востоку карты мира, то тут все начинает теряться во тьме веков. Между прочим, здесь тоже царили великие цивилизации, после которых остались не только величественные строения, но и золотые монеты.

Древняя Индия – колыбель одной из величайших цивилизаций древнего мира и одной из сегодняшних религий. Почти 2000 лет назад территорию Индостана, как и многие другие, контролировала династия Кушанов. Сведения об империи Кушанов почерпнуты из письменных источников других цивилизаций, и потому являются отрывочными, неточными и недостаточными. Так, историки до сих пор не уверены, на каком языке говорили кушаны, был ли он индоевропейским языком или как-то был связан с китайским.

Читайте также:  Вечерняя прическа своими руками с бубликом для волос

Что касается происхождения кушанов, то можно утверждать только то, что они пришли с запада Китая и ворвались на территорию Индии подобно стихийному бедствию во втором веке до н.э.

Считается, что они являются одним из племен юэчжи, жестоких кочевников, которые рассматриваются как прототип более поздних гуннов и монголов. Действительно, некоторые традиции юэчжи прослеживаются у гуннов.

Мы не знаем наверняка, что означает термин «Кушан», хотя он может происходить от китайского «Гишанга», это самоназвание одного из аристократических племен юэчжи.

Так вот, кушаны сначала пронеслись через Бактрию, заняли современный Афганистан и Пакистан, где подверглись ассимиляции: у кушанов появилась пакистанская форма одежды, греческий алфавит (немного приспособленный под фонетику кушанского) и религия – смесь иранской и греческой.

К тому времени, когда Кушаны добрались до Индии, кушанская культура представляла собой богатую смесь китайских, иранских, афганских, греческих и индийских обычаев, верований и способов одежды.

Основная информация о Кушанской империи появилась после изучения чеканки монет, которая была исполнена таинственной и детальной символики.

Золотой дистатер. Аверс. Вима Кадфиз, царь Кушана, 137 г. н.э.

Вот, например, первая золотая монета империи Кушанов. Это золотой дистатер царя Вимы Кадфиза, третьего правителя-кушана в Индии. Что касается личности Вимы Кадфиза, то это человек-загадка, впрочем, как и вся кушанская культура. Исходя из символизма монеты, можно предполагать, что он был мыслителем и философом (нередкая черта среди правителей древности).

Кроме того, Вима Кадфиз – это первый кушанский царь, чье изображение было нанесено на золотые монеты. Эти монеты – впечатляющие произведения искусства, и являются таковыми по сей день.

Золотой дистатер, или двойной динар, весит 15,95 грамм, что в два раза больше, чем у другой широко распространенной золотой монеты того времени – римского ауреуса. Большой радиус монеты дал возможность древнему мастеру изобразить не только голову или бюст Вима Кадфиза, но и всю фигуру царя, восседающего на сложно мягком троне (как вариант – на ложе из облаков). Голову правителя венчает диадема в греческом стиле и высокую шапку, похожую на феску. Археологи утверждают, что кушаны искусственно удлиняли черепа правителей-мужчин с младенчества, так что под головным убором может скрываться удлиненный череп.

На реверсе кушанского золотого дистатера изображен индуистский бог Шива, «создатель, разрушитель и изменитель всех вещей». Фаллический элемент наверняка подчеркивает функцию «создателя». Шива изображен стоящим на фоне священного быка Нанди, хранителя ворот Кайласы – небесной обители Шивы.

Вместе с божествами индуистского пантеона на оборотной стороне монеты есть символ буддийской триаратны (три драгоценности буддийской доктрины), что указывает на то, что Вима Кадфиз, возможно, предпочитал буддийскую веру.

Действительно, его сын, Канишка Великий, был явным сторонником буддизма.

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с надписью греческими буквами «БОДДО».

В любом случае, время правления Вимы Кадфиза и Канишки было периодом расцвета империи Кушанов, и их прекрасные монеты стали одним из немногих памятников, благодаря которым кушаны оставили свой неизгладимый след в истории.

Источник статьи: http://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/28-rasskazi-kladoiskatelstvo/4391-zolotaya-moneta-otkryvshaya-tajny-drevnej-imperii-kushanov.html

Бородовые знаки Петра I – «окаянные грамоты»

Бородовые знаки, отчеканенные во времена правления Петра I, известного борца с бородами и усами, сейчас являются желанной добычей для коллекционеров. Многие их них были переплавлены через три года после смерти царя-реформатора, а сегодня на нумизматическом рынке, в основном, представлены более поздние новоделы.

Читайте также:  История причесок костюма моды

Спасти и сохранить

Бородовой знак, или, как его еще называют, бородовая копейка, – это металлическая «квитанция», свидетельствующая об оплате «бородовой пошлины», которая взималась с желающих сохранить растительность на лице, а именно – драгоценные бороды и усы.

В наши дни история появления этого знака кажется довольно курьезной. Однако во времена Петра вопрос о бритье бород стоял очень остро, и дело иногда заканчивалось трагедиями и даже народными бунтами.

А все потому, что царь в 1699 году издал указ, согласно которому разрешалось надевать иноземное платье немецкого покроя, но главное – брить обязательно бороды и усы и даже носить парики.

Борода дороже жизни

Для Петра с его западными воззрениями «голый вид» лица был делом самым обычным – он и сам брился, и вокруг него в Немецкой слободе все иноземцы ходили бритыми. А вот русский люд взбунтовался. И вовсе не потому, что гладко выбритое лицо – это некрасиво и холодно. А потому, что царь покусился, по сути, на святое.

В старом русском обществе считалось, что Бог создал людей по образу и подобию своему. Причем, мужчины оказались более подобны божьему обличию, так как Бог на всех святых иконах представал бородатым. Поэтому ношение бород у мужского населения всегда воспринималось не только как признак мужественности, но и как признак религиозности.

Особенно важны бороды стали во времена царя Ивана Грозного. Иван Васильевич считал даже слегка подровненные бороды признаком неприятия христианского Бога. И в 1550 был издан специальный указ, по которому бритье бороды считалось очень серьезным преступлением, за которое отлучали от церкви. А могли и жизни лишить, если попадешься под горячую руку царских опричников.

С ножницами наперевес

Можно представить, какое возмущение поднялось по всей Руси-матушке, когда Петр объявил об обязательном бритье растительности на лице. Противники бритья бород считали, что ходить на людях «с босым рылом» – смертельный позор и богопротивное дело. По стране прокатилась волна народных бунтов. Бриться народ отчаянно не хотел и старался от этого уклониться любыми способами.

Царь Петр вместо того, чтобы к народным чаяниям прислушаться и поддаться воле многочисленных бунтовщиков, распорядился создать отряд цирюльников из солдат, прежде бывших в его «потешных» войсках, которые отлавливали на улицах русских городов всех небритых и овечьими ножницами остригали им бороды. А заодно и одежду укорачивали, если она была на русский манер длиннополой.

Окаянная грамота

Обстановка в русском обществе накалилась до предела. И неизвестно, чем бы закончилась борьба царя с народными бородами, если бы в чью-то умную голову не пришла мысль извлечь из трагической борьбы с бородами финансовую выгоду.

Так в 1705 году появился царский указ, где разрешалось ходить с бородами, но за особую плату – «бородовую пошлину», прозванную в народе «окаянной грамотой». Уплатившему в государственную казну нужную сумму выдавался специальный бородовой знак.

Плата за него была совсем немаленькой, хотя размер ее определялся принадлежностью к тому или иному разряду. Больше всего за удовольствие носить бороду должны были заплатить царедворцы, городовые дворяне и высшие чины. «Бородовая пошлина» для них составляла поистине астрономическую по тем временам сумму – 600 рублей!

Гораздо меньше, но все равно очень много, – 100 рублей – платили купцы. Простые горожане должны были раскошелиться на 60 рублей. Для всех прочих – от мелких чиновников до слуг, извозчиков и ямщиков, а также приезжих, сумма бородовой «мзды» составляла 30 рублей. Повезло только крестьянам – у себя в деревнях они могли ходить с бородой совершенно бесплатно. С 1715 года «тариф» изменился и стал 50 рублей для всех категорий. Полностью пошлину отменили лишь в 1772 году.

Читайте также:  Прическа для девочки с длинными волосами с инструкцией

Деньги взяты

Бородовые знаки 1705 года – это медные кругляки, похожие на монеты. Их размер соответствовал тогдашней копейке, а весили они от 4,5 до 5,2 грамма. В отличие от копейки они имели приспособление, которым крепились к одежде как значок.

По аверсу и реверсу у первых бородовых знаков шла окантовка из продолговатых точек. На лицевой стороне была отчеканена надпись «Деньги взяты», а под ней изображался рисунок носа, бороды и усов. На оборотной стороне был изображен двуглавый орел и год выпуска, написанный буквами в кириллице – «҂АѰЕ».

Однако бородовые знаки 1705 года не были самыми первыми. Оказывается, более ранние были отчеканены еще в 1699 году, скорее всего, в очень ограниченном количестве. Потому что долгое время у историков имелся всего один экземпляр бородового знака того времени, хранившийся в Эрмитаже. На этом знаке можно было различить надпись «СЗГо ГОДУ», а на обороте была отчеканена борода с надписью над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ».

Второй бородовой знак, датируемый 1699 годом, обнаружили лишь в 2018 году в Пскове. Правда, даже после этой сенсационной находки бородовые знаки 1699 года некоторые специалисты считают антикварной подделкой.

Есть надчеканы

Бородовые знаки различаются наличием или отсутствием надчеканов с широкой и узкой бородой, а также несколькими вариантами штемпеля надчекана. Более дорогим и редким считается знак с широкой бородой.

Скорее всего, надчеканы появились для обозначения продления срока службы знака еще на год. Ставились они исключительно в Москве, в Пробирной палате.

После смерти Петра, начиная с 1725 года, бородовые знаки чеканились из меди и серебра. Они были ромбической формы. На лицевой стороне у них имелась надпись «С бороды пошлина взята», а обратная сторона была гладкой. По гурту шла чеканная подпись «Борода лишняя тягота». Видимо, и здесь не обошлось без государственной пропаганды.

Некоторое время бородовые знаки даже использовались в качестве платежного средства, отсюда и их второе название – «бородовая копейка». Но при Екатерине II война с растительностью на лице завершилась. Русские люди уже привыкли брить бороды, и бородовые знаки стали не нужны. Указ об их отмене издали в 1772 году.

Новоделы и подделки

Но в 19-м веке бородовые знаки вновь увидели свет. Правда, это были новоделы – новое увлечение русской знати, которая стала обзаводиться собственными коллекциями монет. Новоделы бородовых знаков чеканились на столичном монетном дворе в Санкт-Петербурге по новым штемпелям. От оригиналов они отличаются другой чеканкой герба и шрифтов, окантовкой и расположением носа. Как правило, новоделы чеканились из латуни, меди, серебра и даже золота, а по диаметру соответствовали оригиналу.

Бородовые знаки также неоднократно подделывались. Как правило, антикварные подделки выделяются узорчатым ободом. Некоторые из них имеют даже надчекан для обмана коллекционеров. Наткнуться на подделку бородового знака, копию или новодел 19 века в наше время очень легко – слишком много их предлагается на антикварных рынках.

На сегодняшний день настоящие оригинальные бородовые знаки стоят недешево. С надчеканами – еще дороже. Цена самых редких экземпляров хорошего качества может превышать 100 тысяч рублей.

Источник статьи: http://www.monetnik.ru/obuchenie/numizmatika/borodovye-znaki-petr-i/

Оцените статью
Adblock
detector