- Аль-Фуркан — независимый интернет портал мусульман Дальнего Востока
- Можно ли мусульманину брить бороду?
- Ответы на вопросы наших читателей
- Можно ли стричь бороду в исламе?
- Ислам: традиционное отношение к бороде
- Хадисы: что этот такое?
- Хадисы о бороде
- Культура ношения бороды в исламе
- Борода в исламе что значит?
- Окрашивание бороды
- Борода в исламе: сунна или фарз
- Нормы шариата: борода как символ истинной веры
- Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
- Борода – отличительная черта террориста
- Молодые мусульмане и отращивание бороды
- Отращивать или брить: извечная дилемма
- Хадисы о бороде
- Авторитетные мнения о бороде богословов 20-го века
- Ответы на вопросы о бороде
Аль-Фуркан — независимый интернет портал мусульман Дальнего Востока
Дорогие братья и сёстры!
Каждую пятницу с 13.00 до 14.00 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. оф 41 Тел: 8-924-303-8411 Всё бесплатно
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. Тел: 8-924-303-8411
Можно ли мусульманину брить бороду?
1. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана, про злонамерения которого в Коране говорится так:
и прикажу им, (рабам Аллаха) изменить творения Аллаха, и они непременно сделают это». (Женщины, 119).
2. Посланник (с.а.в.с.) велел отпускать бороду и запретил брить ее, ведь Аллах Всевышний сказал:
И что дал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» (Собрание, 7).
3. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороды, отличайтесь от огнепоклонников». (Рассказал Муслим).
4. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал также: «Есть действий, которые можно совершать на теле: подстригать усы, отпускать бороды, чистить зубы, прополаскивать нос водой, обрезать ногти…» (и другие действия). (Рассказал Муслим). Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается.
5. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». (Рассказал аль-Бухари). Бритье бороды является уподоблением женщине, что является основанием для лишения милости Аллаха.
6. В одном из хадисов о пророке Мухаммаде (а.с.с) рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад (а.с.с.) спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». (Хороший хадис, рассказал Ибн Джарир). В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад (а.с.с) больше ни разу не посмотрел на византийца. Сподвижники пророка (а.с.с.) рассказали потом, что Мухаммад (а.с.с) не смотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу. А пророк Мухаммад (а.с.с.) никогда не смотрел на чужих женщин.
7. Оставлять бороду – приказ Аллаха и Его посланника (с.а.в.с.). Это – обязанность, и потому Посланник (с.а.в.с.) и его сподвижники всегда сохраняли ее. Что касается бритья ее, то в хадисах на этот счет указано на запрещение.
8. Нельзя сбривать волосы на щеках или выщипывать их, так как волосы на щеках относятся к бороде, согласно толковому словарю.
9. Медицина доказала, что борода защищает гланды от поражения солнцем. Кроме того, бритье ее повреждает кожу.
10. Борода – украшение мужчин, созданное Аллахом для мужчин и некоторых птиц, таких как петух, чтобы отличать их от представительниц женского пола. Однажды один мужчина в брачную ночь вошел к своей жене, сбрив бороду, с которой она видела его раньше, и жена не отдалась ему, так как ей не понравился его внешний вид. Как-то спросили одну женщину ее подруги о том, почему она выбрала себе в мужья человека с бородой. Она ответила: «Я вышла замуж за мужчину, а не за женщину».
11. Бритье бороды относится к не одобряемым поступкам, которые необходимо запрещать. Пророк (с.а.в.с.) сказал: «Кто из вас увидит не одобряемое, должен изменить его своими руками. Если не может изменить руками, должен изменить его своим словом. Если не может изменить и словом, то пусть изменит своим сердцем. И это будет самым слабым проявлением имана».
12. Как-то я спросил одного мужчину, бреющего свою бороду, о том, любит ли он Посланника (с.а.в.с.). Он ответил утвердительно. «Но ведь Посланник (с.а.в.с.) велит оставлять бороду», — сказал я ему. – «Кто любит Посланника (с.а.в.с.), подчиняется или противоречит ему?» – спросил я. «Подчиняется» – ответил мне мужчина и обещал отпустить бороду.
13. Если твоя жена возражает, чтобы ты отпустил бороду, скажи ей: «Поистине, я – мужчина, который опасается ослушаться своего Господа». Поднеси ей подарок и напомни ей слова Мухаммада (с.а.в.с.): «Нет покорности тварения в ослушании Творцу и Создателю». (Достоверный хадис, рассказанный Ахмадом).
Мнения ученых 4-х мазхабов о ношении бороды.
Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). » Мухаммад сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы » (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты.
Ибн Аль-Абидин сказал: «Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал» (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: «Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)»
Шейх Ибн Раъфата в своей книге «Хашияту Аль-Кафия» пишет: «Поистине Шафии в своей книге «Аль-Умм» указал на то, что сбривание бороды является харамом» и на это же указали Аз-Заркаший и Аль-Халимий в «Шуъб Аль-Иман» и Аль-Куффал Аш-Шаший в «Махасин Аш-Шариа» на то, что сбривание бороды является харамом. Так же в «Шарх аль-Уббаб» упоминается, что Два шейха (имеются ввиду Ан-Навави и Ар-Рифаи) сказали: «сбривание бороды является нежелательным действием». А Шейх Аль-Азраий сказал: «Правильно (достоверней) запрет на её сбривание»
Аль-Хуляйми сказал: «Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды — это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)». (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711).
Ан-Навави в «Шарх Аль-Муслим» (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще. «
Имам Малик сказал в «Ат-Тамхиде» : «Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины»
Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к «Шарх Халиль»: «Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы. «
Аль-Къуртубий сказал: «Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её»
Ан-Нафравий в «Аль-Фаваких Ад-Дивани» сказал: «И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании»
Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды — Ваджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.
Шейх Ибн Таймийя сказал: «И является запретным сбривание бороды» а так же сказал: «И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал» и так же сказал в «Шарх Аль-Умда»:»Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) «
Ибн Муфлих сказал В «Аль-Фурууъ (1/92)»: «Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно), но сбривание её является харамом»
Источник статьи: http://alfurkan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=881:mozhno-li-musulmaninu-brit-borodu&catid=38:islambase&Itemid=75
Ответы на вопросы наших читателей
Вопрос: Каков хукм относительно сбривания бороды? Является ли это карахаат-тахрим, если совершить три раза?
Ответ: Несомненно, борода является важной сунной, и в это мучёные единогласны. Однако есть разногласия относительно того, является ли борода ваджибом – обязательным атрибутом внешности мусульманина, то есть запрещено ли её сбривать. По мазхабу Имамов Ахмада и Малика сбривание бороды запретно (соответственно это считается грехом), по мазхабу Имама Абу Ханифы это карахаат-тахрим (порицаемое, близкое к запрету деяние).
В Шафиитском мазхабе сбривать бороду не запрещено, однако порицаемо – макрух (действие, за несовершение которого есть награда, а за совершение не засчитывается грех).
Курамухаммад-хаджи Рамазанов (да смилуется над ним Аллах) в книге «Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах» пишет: «Полностью сбривать бороду лезвием по мазхабу имама Ахмада и имама Малика является запретным. По мазхабу Абу Ханифы–карахаат-тахрим (нежелательное действие, близкое к запретному; если совершить карахаат-тахрим три раза, то это будет равносильно одному малому греху). По мазхабу Шафии бриться нежелательно, но не запретно. О нежелательности этого также говорит известный в мире алим Имам Ан-Навави». («Аль-фикх аль-Ислами ваадиллятуху», том 4, стр. 2659; Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах)).
Примечание: Во всяком случае, крайне желательно следовать сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а борода – это очень важная сунна, которой уделяется огромное внимание в Исламе.
Вопрос: Если один из родителей не разрешает делать намаз, засчитается ли грех тому, кто хочет его сделать?
Ответ: Если родители, не ведая, что пятикратный намаз является обязанностью каждого мусульманина, запрещают совершать намаз своему совершеннолетнему сыну или дочери, то это является грехом. Если же родители знают, что пятикратный намаз – это обязанность каждого мусульманина, но зная это, запрещают своим детям совершать намаз, то это приводит их к вероотступничеству, да убережёт нас Аллах.
Естественно, не стоит сразу же занимать враждебную позицию и вступать в конфронтацию с родителями, огрызаться и т. п. – этого делать нельзя. Вместо этого на деле покажите своё доброе отношение к ним, расскажите, как Ислам предписывает относиться к родителям, относитесь к ним по-доброму, дайте понять, что этому вас учит ваша вера, религия. Поэтому, если родители не дают вам совершать намаз, то не конфликтуйте с ним и всячески старайтесь добиться их расположения мягкими назиданиями и наставлениями, проявляя примерное поведение и т.п.
Ни в коем случае не пропускайте намаз. Если невозможно совершить намаз при родителях, удалитесь в другую комнату или идите в мечеть, то есть старайтесь делать свои намазы скрытно от родителей во избежание конфликта. Ислам не даёт права мусульманину/мусульманке оставлять предписания, кто бы этому ни противился, в том числе и родители. Поэтому запрет родителей не освобождает от совершения намаза, и за отказ от него, соответственно, засчитывается грех, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет подчинения созданию, если тем самым ослушиваешься Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17171).
Вопрос: Нужно ли делать два суджуд асахви (земные поклоны, совершаемые для того, чтобы компенсировать упущения от забвения в молитве), если имам ханафит на утренний намаз не читает махдину?
Ответ: Мы знаем, что по мазхабу Имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) чтение молитвы «кунут» в утренней молитве является настоятельной сунной. Если Шафиит последовал в утреней молитве за Ханафитом, который не прочитал молитву «кунут» (махдина), для шафиита желательно совершить два земных поклона (саджда) перед салямом. («Фатх аль-Алям» 2/246)
Вопрос: Можно ли выйти замуж без опекуна?
Ответ: Абсолютное большинство учёных (джумхур) утверждают, что женщину обязан выдать замуж опекун, если женщина вышла замуж без опекуна, то брак недействителен, ибо в хадисе сказано:
لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ
«Нет брака (недействителен), кроме как с опекуном» (Абу Давуд, ат-Тирмизий). Данного мнения придерживаются Маликиты, Шафииты, Ханбалиты и некоторые Ханафиты (Абу Юсуф ученик имама Аба Ханифы).
Если же имеется опекун, который соответствует условиям никаха, но он отсутствует, то есть уехал куда-то (на расстояние Сафара) и не может присутствовать на бракосочетании, то девушку выдает Имам данной местности, потому как в хадисе сказано:
«Правитель является опекуном той, у которой нет опекуна». (Абу Давуд)
Под словом «правитель» подразумевается имам или кадий (шариатский судья). («Хашия Иаанатат-талибин» 3/571).
На вопросы ответил Шамиль Мусаев
Источник статьи: http://islamdag.ru/verouchenie/41724
Можно ли стричь бороду в исламе?
Предлагаем ознакомиться с темой: «можно ли стричь бороду в исламе?», включая последние тенденции.
Вопрос: Каков хукм (правило) относительно ношения бороды в нашем ханафитском мазхабе? Я слышал, что согласно нашему мазхабу, ношение бороды – это ваджиб (обязательное действие). Также мне говорили, что брить бороду нельзя, ее можно только подстригать. Объясните, пожалуйста, как правильно. Мурад
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Вопрос относительно длины бороды и возможности ее укорачивать был (и является) предметом больших дискуссий между учеными, особенно в арабском мире. Множество книг и статей было написано на эту тему.
После изучения вопроса я попытался осветить вопрос согласно ханафитскому мазхабу (ниже приводится результат моих исследований):
Ношение длинной бороды является Сунной, существует множество хадисов, где говорится об этом. Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
خالفوا المشركين: وفروا اللحى، وأحفوا الشوارب
Чтобы отличаться от многобожников, удлиняйте бороды и укорачивайте усы.
(Сахих аль-Бухари, хадис 5892)
От жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айши передается хадис:
” عشر من الفطرة: قص الشارب، وإعفاء اللحية، والسواك، واستنشاق الماء، وقص الأظفار، وغسل البراجم، ونتف الإبط، وحلق العانة، وانتقاص الماء “
«Десять вещей к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой». (Сахих Муслим, хадис 261)
Из вышеприведенных хадисов ясно, что отпускать бороду и укорачивать усы является Сунной. Также передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду:
وكان كثير شعر اللحية
Он (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду. (Сахих Муслим, хадис 2344)
Так что очевидно, что если человек отпустит бороду, он будет следовать Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако нужно отметить, что также согласно Сунне, человек должен выглядеть прилично и опрятно. Поэтому, если человек отращивает бороду, он должен следить, чтобы она была чистой и аккуратной. Передают от имама Малика (рахимахуллах), что когда он видел человека с длинной и неопрятной бородой, он указывал ему подстричь ее.
Все ученые единодушны в том, что человеку не разрешается полностью сбривать бороду, если нет какой-то реальной необходимости. К примеру, медицинских показаний или опасения перед преследованием.
Относительно того, какой минимальной длины должна быть борода, некоторые ученые сказали, что человек может отпускать бороду до той длины, до какой она может вырасти естественным образом. Также ученые-ханафиты говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека (чтобы ее можно было сжать в кулаке). Это также подтверждается практикой сподвижников, в частности, Ибн Умара (да будет доволен им Аллах).
Хайтам сообщает, что Ибн Умар укорачивал бороду, пока он не достигала размера его кулака (Китабуль Асар имама Абу Юсуфа, с. 234)
عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنه أنه كان يقبض على لحيته فيأخذ منها ما جاوز القبضة
Имам Мухаммад (рахимахуллах) комментирует это сообщение так:
وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة رحمه الله
Мы считаем, что это мнение является мнением имама Абу Ханифы.
(Китабуль Асар имама Мухаммада)
Следовательно, согласно оригинальным ханафитским источникам, рекомендуемая длина бороды равняется размеру кулака. Ученые-ханафиты выбрали такое мнение из-за того, что это было практикой Ибн Умара, который, как известно, очень строго придерживался Сунны.
Однако если человеку угрожают какие-то неприятности из-за ношения бороды, он не попадет в грех, если подстрижет бороду короче, чем длина кулака. Единственно, нужно стараться избегать того, чтобы полностью сбривать бороду.
Примечание: Если по каким-то причинам естественного порядка у человека вообще не растет борода, на нем не будет греха из-за этого. Инша Аллах, он получит награду за то, что он имел намерение следовать Сунне, даже при том, что он не сумел отрастить бороду.
А Аллах знает лучше.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Борода с давних времен считалась символом мужественности. В некоторых культурах чисто выбритое лицо даже вызывало отвращение и становилось объектом насмешек. Но с течением времени отношение к бородатым мужчинам менялось, и сейчас каждый человек имеет возможность самостоятельно выбирать, каким будет его внешний вид. Однако в определенных религиозных течениях существуют особые правила по поводу того, как должен выглядеть истинно верующий представитель конфессии. Довольно острой темой для споров, особенно среди молодежи, является борода. В исламе на этот счет нет единства мнений, поэтому мы попробуем немного прояснить данную тему.
Ислам: традиционное отношение к бороде
Важность бороды в исламе особо подчеркивается многими религиозными деятелями. Они ссылаются на то, что еще пророк Мухаммад повелевал мужчинам носить бороды, чтобы отличаться от язычников. Поэтому и воспринимается эта рекомендация как правило, которому необходимо следовать, чтобы заслужить одобрение Аллаха.
Но не стоит так просто и поверхностно рассматривать ношение бороды в исламе. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо иметь некоторые знания о том, каким образом формировалось это религиозное течение, а также в какой временной промежуток это происходило. Дело в том, что в период жизни пророка Мухаммада аккуратная растительность считалась неизменным атрибутом настоящего мужчины. Отращивание бороды было тем действием, которое позволяло юноше ощутить себя взрослым и самостоятельным мужчиной. Только в этом случае ему было позволено заводить семью и жить своим домом.
Подобное отношение к растительности на лице было не только у мусульман. Например, в Древней Руси мужчина должен был тщательно следить за собой и ни в коем случае не брить бороду и усы. Это считалось большим позором, хотя и не имело никакого отношения к религиозным обрядам. Историки относят данный факт скорее к культурным традициям.
А вот для мусульманина растительность на лице – это особенный атрибут, доказывающий его веру в Аллаха. Вот только, несмотря на понимание того, насколько важна борода в исламе, обязательно ли ее ношение, вам никто не скажет. Будет ли грехом избавление от нее? Как определить грань между выполнением заветов пророка Мухаммада и правилами, которые диктует современное общество? Попробуем разобраться.
Хадисы: что этот такое?
Способны помочь узнать, насколько важна борода в исламе, хадисы. Каждый правоверный мусульманин хорошо знает, что это такое. Но если вы не сильны в религиозных терминах, то мы готовы восполнить данный пробел.
Хадисами называют предания о словах пророка Мухаммеда, которые регулируют все стороны жизни правоверного мусульманина. Хадисы передавали мнения и высказывания пророка о тех или вещах, а их достоверность подтверждалась порядочностью и богобоязненностью человека, передающего данные слова.
Если человек не вызывал у общины доверие, то хадисы не могли считаться достоверными и тщательно перепроверялись. Порой их вовсе отвергали как источник сведений о пророке Мухаммаде. Со временем в исламе даже образовалось такое течение, как хадисоведение. Оно включает в себя изучение самих хадисов и их передатчиков. Для этого выработана особая методология, которая особенно активно используется мусульманскими учеными.
Так как пророк Мухаммад рассказывал обо всем, что должен делать правоверный мусульманин, чтобы заслужить одобрение Аллаха, то естественно, что в хадисах упомянуто и о растительности на лице мужчин.
Хадисы о бороде
Стоит заметить, что пророк Мухаммад довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Он утверждал, что правоверные являются примером для других людей, поэтому должны выглядеть опрятно и аккуратно. В одном из хадисов указано, что верящий в Аллаха обязан брить усы и отращивать бороду. Это будет отличать его от язычников и многобожников.
В другом хадисе пророк Мухаммад отмечает десять вещей, которые составляют естественность, данную природой мусульманину. Среди обычных рекомендаций по гигиене упоминается отращивание бороды. Также важно подстригать усы и ухаживать за полостью рта. Таким образом, можно сделать вывод, что борода в исламе – это важный и значимый атрибут. Но, помимо этого, существуют и правила ношения растительности на лице, которым необходимо неукоснительно следовать.
Культура ношения бороды в исламе
Многим мусульманам кажется, что растительность на лице должна быть как можно гуще и длиннее, но на самом деле это в корне неверное мнение. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно. Так как все правоверные должны уподобляться ему, то и им стоит внимательнее относиться к своей растительности на лице.
Допускается и борода без усов, этот момент оставлен на усмотрение самого мужчины. Многие мусульмане не отпускают усов, хотя весьма тщательно следят за своей бородой. В хадисах пророк Мухаммад уточнял, что не подстригают бороду только дикари. Самой приемлемой длиной считается та, которая не превышает размеров сжатого кулака. Впрочем, и короче этой длины растительность на лице не должна быть.
Борода в исламе что значит?
Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым.
Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе – это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего.
Окрашивание бороды
Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.
Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях.
Борода в исламе: сунна или фарз
Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман.
Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны – рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху.
Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.
Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины. Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице. К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души.
А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов.
Нормы шариата: борода как символ истинной веры
Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды. Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна. Они подвергались публичным избиениям.
В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Об этом заявлялось во всеуслышание сразу же после прихода к власти. В назидание талибы взрывали парикмахерские и выносили отдельные предупреждения цирюльникам. В своих высказываниях талибы ссылались на то, что бритье растительности на лице противоречит словам пророка Мухаммада.
Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
Стоит отметить, что во многих странах, где официальной религией является ислам, мужчинам допустимо находиться в обществе без бороды. Например, в Турции борода рассматривается как сунна для взрослых мужчин, но вот государственные служащие должны находиться на рабочем месте с чисто выбритым лицом.
Похожая ситуация складывается в Ливане. Там ношение бороды не характеризует мужчину как правоверного мусульманина, а во многих случаях, наоборот, вызывает к нему излишний интерес со стороны сил правопорядка.
В Казахстане и Узбекистане одинаково относятся к мусульманам с бородой и без нее. Но вот все чаще в обществе человек, на лице которого заметна густая растительность, вызывает подозрение. С чем это связано?
Борода – отличительная черта террориста
К сожалению, в современном мире отношение к бороде в исламе существенно изменилось. Она стала ассоциироваться с экстремизмом и терроризмом. Ведь большинство радикально настроенных мусульман, совершающих кровавые террористические акты и ведущие военные действия на Ближнем Востоке, имеют густые и длинные бороды. Теперь подобные люди вызывают страх, хотя ислам категорически выступает против убийства невинных людей.
В связи с изменениями в мире многие мусульманские лидеры крайне положительно смотрят на бритье бороды. Ведь это становится отличительной чертой тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к терроризму. Во многих странах вводится неофициальный запрет на ношение бороды, но стоит заметить, что это всего лишь временная мера, вызванная сложной обстановкой в исламском мире.
Молодые мусульмане и отращивание бороды
Многие муфтии замечают, что борода без усов становится очень модным атрибутом современной мусульманской молодежи. И такое отношение всегда порицается богословами, ведь в этом случае молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления. Они причисляют себя к правоверным мусульманам, выполняющим заветы пророка Мухаммада, только посредством бороды. Она будто свидетельствует о добропорядочности человека, что в большинстве случаев не подтверждается.
Поэтому некоторые муфтии начинают говорить о праве ношения бороды, которое можно только заслужить. Например, известна проповедь Ильдара Заганшина, который утверждает, что лишь с обретением семьи в тридцать лет (как минимум) можно позволить себе отрастить небольшую бородку. А вот в шестьдесят лет мужчина вправе отпустить длинную бороду, символизирующую его мудрость и готовность делиться жизненным опытом.
Отращивать или брить: извечная дилемма
Конечно, сложно однозначно ответить на вопрос, стоит ли мусульманину отпускать бороду. Ведь мы уже показали, насколько многогранной является данная проблема. Но все же многие считают правильным соблюдать заветы пророка Мухаммада и не противопоставлять себя современному обществу. Поэтому зачастую мужчины позволяют себе носить небольшую и аккуратную бороду, которая не вызывает подозрений у окружающих. Возможно, именно это является самым правильным и мудрым решением правоверного мусульманина.
Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.
Хадисы о бороде
Приведу хадисы по данной теме:
1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водой и обрезание«;
2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»;
3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!». Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину»;
4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»
Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака».
Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:
«О дети Адама ! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей» (см. Св. Коран, 7:31).
Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями ! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) . Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость».
Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.
Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан).
Авторитетные мнения о бороде богословов 20-го века
Теперь приведу вам несколько авторитетных мнений представителей мусульманского богословия ХХ века.
1. Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории:
1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр;
2) необязательная сунна (сунна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр;
3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов.
К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)».
2. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет.
Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше».
Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно.
К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться, а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.
Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.
Ответы на вопросы о бороде
В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?
Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!
Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин , а также — женщин, старающихся походить на мужчин», но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, . Т. 2. Ч. 3. С. 148.
О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.
Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.
Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.
В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна . Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.
Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.
Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».
См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).
Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра . аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.
Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.
См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.
См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.
Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».
Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар . В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.
См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.
Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».
См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).
Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.
См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер . Измир: Ниль, 1991. С. 103.
Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.
См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.
Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Руслан, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, дабы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
На Ваш вопрос отвечает шейх Ахмад Кутти:
«Ношение бороды считается сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Этой практике следовали и многие другие пророки и посланники Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велит нам:
«Отращивайте бороды и подстригайте усы».
На основании этого хадиса большинство ученых и имамов прошлого объявляли ношение бороды обязательным делом для мужчин. Ввиду вышесказанного мусульмане не должны относиться беспечно к вопросу о ношении бороды. Но все же необходимо заметить, что из вышесказанного отнюдь не следует, что ношение бороды имеет такую же религиозную важность, как и остальные предписанные ритуалы. Важно помнить, что нам не разрешено порицать мужчин, которые не носят бороду, и ставить под вопрос их вероубеждение. Но поскольку ношение бороды, без сомнения, является сунной, каждый мусульманин должен стараться иметь ее исходя из своих возможностей – ведь Аллах не спрашивает с нас за то, что превыше их».
Чтобы пролить больше света на этот вопрос, мы хотели бы привести Вам фатву, изданную видным мусульманским ученым д-ром Юсуфом Аль-Карадауи:
«Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал таким слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Отличайтесь от неверующих, отращивайте бороды и сбривайте усы».
В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что причина, по которой мусульмане должны отращивать бороды, –в том, чтобы отличаться от немусульман. Немусульмане, о которых здесь идет речь, – это огнепоклонники персы, которые сбривали свои бороды. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел научить мусульман отличаться от немусульман и внешне, и поведением. Кроме того, сбривание бороды – это поступок, которым человек и восстает против своей природы, и подражает женщинам. Следовательно, борода – это знак зрелости и мужественности. Однако отращивание бороды не означает, что она должна разрастаться в длину или ширину. Борода делает человека красивее, если она немного подрезана по краям. Так делали наши праведные предшественники (саляф). Большинство современных мусульман сбривают бороды, и это означает, что они подражают врагам своей религии и пренебрегают руководством своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Многие ученые запрещают сбривать бороды. Согласно их мнению, отращивание бороды – это обязательное дело. Между тем, некоторые современные ученые разрешают сбривать бороду под давлением нынешних обстоятельств. Они считают, что отращивание бороды Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) было обычным делом, а не ритуальным действием. На основании вышесказанного мы можем выделить мнения по поводу сбривания бороды. Согласно первому из них, сбривание бороды запрещено. Этому мнению следовал и Ибн Таймийя. Согласно второму, это макрух (порицаемо). Этого мнения придерживался Ияд. Согласно третьему мнению, сбривать бороду не запрещено. Этого мнения придерживается большинство современных ученых.
Я считаю, что отращивание бороды можно считать похвальным, но не обязательным, и поэтому ее сбривание нужно считать скорее порицаемым (макрух), а не запретным (харам). Ни один из сподвижников Пророка не сбривал бороду. Возможно, в ее сбривании тогда не было никакой нужды, но возможно и то, что отращивание бороды было их традицией».
Источник статьи: http://boroda-guru.ru/mozhno-li-strich-borodu-v-islame/