- ВОПРОС-ОТВЕТ
- Войти используя аккаунт социальных сетей
- бритье усов
- бритье усов
- Re: бритье усов
- Гигиена согласно Сунне
- Хадисы
- Комментарий имама ан-Навави
- Что такое фитра?
- Разъяснение каждого пункта из хадиса
- Обрезание
- Бритьё в паховой области
- Стрижка ногтей
- Выщипывание волос под мышками
- Укорачивание усов
- Тщательное мытьё суставов
ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопросы об Исламе
- Непрочитанные сообщения
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Пользователи
- Наша команда
Войти используя аккаунт социальных сетей
бритье усов
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
бритье усов
Re: бритье усов
Относительно усов есть определённое разногласие среди учёных, некоторые говорят, что лучше брить, другие что лучше укорачивать, третьи, что брить запрещено, но можно только подкорачивать. Это связано с тем, что существуют достоверные хадисы на эту тему в которых употребляются разные слова
» Удаляйте усы» (также может подразумеваться подстрижка, но прямое значение слова слова «Ахфу» значит полное удаление, т.е. бритьё. Слово «Ахфу», его более явный смысл «полное удаление», но в зависимости от контекста может обозначать и укорачивание)
» Остригайте усы» (здесь использовано слова «Джаззу», которое используется также в смысле стрижки овец)
» Ослабляйте усы» (Другого слова я подбирать не стал, перевёл буквально «ослабляйте» (анхику)).
خمس من الفطرة: الختان، وحلق العانة، ونتف الإبط، وتقليم الظفر، وتقصير الشارب».
» Пять вещей естественны: Обрезание, бритьё волос на лобке, удаление подмышками,подстригание ногтей и укорачивание (таксыр) усов«
Те кто говорит о необходимости бритья, ссылаются на первый хадис, потому что там говорится «удаляйте», а последующие два хадиса, они толкуют в свете первого хадиса. Четвёртый хадис полностью выпадает из их внимания, так как его невозможно толковать через призму первого хадиса, потому что употреблено слово «укорачивание», его никак не возможно понять в смысле «полное сбривание».
Имам ат-Тахави сказал: «Укорачивание это хорошо, а сбривание лучше».
Учёные маликитского мазхаба считали, что брить усы совершенно недопустимо. Сам имам Малик говорил: «Удаление (ихфа) усов это не значит их сбривание, и моё мнение, что следует применить воспитательные меры к тем, кто сбривает усы», также Имам Малик говорил: «Сбривание усов — это бидаат».
Упоминая тех, кто не заслуживает права быть свидетелями в судебных прениях, по причине своей нечестивости Ибн Фархан упомянул тех, кто сбривает свои усы (См.: «Табсырату-ль-хуккам» Прозрение правителей).
Представители шафиитского мазхаба считали, что сильно укорачивать тоже нельзя, и что сунной является укорачивание настолько, чтобы волосы не заходили на верхнюю губу, а не срезать их под корень.
Имам Ахмад сказал: «Если удалит их, то не проблема, если укоротит, то не проблема».
Те из учёных, кто считает, что надо укорачивать трактуют первые три хадиса через призму четвёртого, что видится более правильным, так как слова употребляемые в первых трёх хадисах в зависимости от контекста и намерения могут быть истрактованы и как укорачивание и как удаление, что же касается четвёртого хадиса то слово «Таксыр» (укорачивание) никак не может трактоваться в плане «полного удаления». Ввиду этого именно четвёртый хадис играет решающую роль.
В любом случае видно, что разногласия существенны, посему некоторые учёные сказали, что в этом вопросе человек может делать так, как ему хочется. Хотя ещё раз повторим, что мнение об укорачиваении видится более обоснованным.
А Аллах знает об этом лучше.
Источник статьи: http://www.whyislam.to/forum/viewtopic.php?t=6740
Гигиена согласно Сунне
Одним из непременных условий соблюдения Ислама и полноценной веры является поддержание чистоты. Соблюдение гигиены согласно Сунне Пророка ﷺ способствует очищению души и укреплению имана. Из перевода комментариев имама ан-Навави на «Сахих Муслим» вы сможете почерпнуть полезные сведения о чистоте и рекомендуемых действиях по уходу за своим телом.
Хадисы
257. Передаётся от Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен): «К фитре относятся пять вещей: обрезание, бритьё волос на лобке, выщипывание волос под мышками, подстригание ногтей и укорачивание усов».
258. Передал Джафар ибн Сулейман от Ибн Малика: «Анас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Было установлено для нас время для стрижки усов, стрижки ногтей, выщипывания (волос под мышками), чтобы мы не откладывали (эти действия) более чем на сорок ночей»».
259. Передают со слов Ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Подрезайте усы и отпускайте бороды».
260. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал, что Посланник Аллаха ﷺ произнёс: «Укорачивайте усы и оставляйте бороды – будьте отличны от язычников!».
261. Передают со слов Аиши: «Посланник Аллаха ﷺ произнёс: «Десять вещей относятся к фитре: укорачивание усов, оставление бороды, использование сивака, полоскание носа водой, стрижка ногтей, тщательное мытьё суставов, выщипывание волос под мышками, бритьё волос на лобке и подмывание водой (после испражнения)»». Мусаб (передатчик хадиса) сказал: «Я забыл десятое, и это не что иное, как полоскание рта». Кутайба добавил: «Ваки сказал: «Сбрызгивание водой значит подмывание»».
Комментарий имама ан-Навави
Пророк ﷺ разъяснил пять вещей, сказав (что это): «обрезание, бритьё волос на лобке, выщипывание волос под мышками, подстригание ногтей и укорачивание усов».
В другом хадисе говорится: «Десять вещей относятся к фитре: укорачивание усов, оставление бороды, использование сивака, полоскание носа водой, стрижка ногтей, тщательное мытьё суставов (1) , выщипывание волос под мышками, бритьё волос на лобке и подмывание водой (после испражнения)». Мусаб (передатчик хадиса) сказал: «Я забыл десятое, и это не что иное, как полоскание рта».
Слова Пророка ﷺ «фитра – это пять вещей» означают, что пять вещей относятся к фитре, как сказано в другом хадисе: «Десять вещей относятся к фитре», и (фитра) не ограничена только десятью вещами, так как Пророк ﷺ указал на это, сказав: «…относятся к фитре». Аллах знает лучше!
Что такое фитра?
Среди учёных есть разногласия относительно этого слова тут (в этих хадисах). Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Большинство учёных пришли к тому мнению, что это сунна». Так же об этом упомянули множество учёных, которые сказали, что смысл этого слова в том, что это является сунной всех пророков, мир им всем и благословение Аллаха.
Другие сказали: это религия. Далее, большинство из этих деяний не являются обязательными, по мнению учёных, а в некоторых из них есть разногласие об их обязательности – в таких, например, как обрезание, полоскание рта и промывание носа водой. Не запрещается связывать обязательное с необязательным, как, например, сказал Всевышний Аллах (смысл): «Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после сборки урожая» (сура «аль-Анам», аят 141). В этом аяте Господь связал необязательное с обязательным. Ведь отдавать должную милостыню (закят) является обязательным, а приём пищи не является обязательным. Аллах знает лучше!
Разъяснение каждого пункта из хадиса
Обрезание
Обрезание является обязательным, по мнению имама аш-Шафии и некоторых учёных, желательным – по мнению имама Малика и большинства учёных (2) . По мнению шафиитов, оно является обязательным как для мужчин, так и для женщин.
Обязательным для мужчин является удаление всей кожи, которая закрывает головку члена, пока не откроется головка. Что касается женщин, то это удаление (ампутация) лишнего кусочка мяса над влагалищем. Достоверное мнение, на котором сошлись большинство наших учёных (шафиитов), – это то, что можно делать обрезание в детском возрасте, но необязательно. Есть мнение, что обрезание должен делать вали (опекун) до совершеннолетия. Есть также мнение, что запрещается делать обрезание до десяти лет. Если мы последуем за достоверным мнением, то желательно делать обрезание на седьмой день после рождения. Входит ли день рождения в семь дней или отсчёт этих семи дней начинается после дня его рождения – в этом есть разногласия среди учёных. Самым явным (правильным) является то, что входит (день рождения в семь дней).
Учёные разошлись во мнениях относительно гермафродита (3) . Некоторые сказали, что до совершеннолетия нужно сделать ему обрезание обоих половых органов. Другие сказали, что не делается обрезание, пока не выявится (его половая принадлежность), и это (второе) мнение более сильное.
Что касается того, кто родился с двумя мужскими половыми органами, если они работают, то им обоим следует сделать обрезание, а если работает только один, то обрезание делается рабочему органу. Есть также разногласие в том, в чём проявляется работоспособность (члена): одни говорят, что возможностью мочиться, а другие – способностью совершать половой акт.
Если человек умер, не сделав обрезание, то по отношению к нему есть разные мнения:
1. Известное и достоверное – это то, что не делается обрезание, будь покойный ребёнком или взрослым.
2. Взрослому делается обрезание, а ребёнку не делается. Аллах знает лучше!
Бритьё в паховой области
Бритьё в паховой области – это бритье волос на лобке. называется истихдат (дословно – «требование железа»), потому что для этого используются железные инструменты, и это, как правило, бритва. В этом действии (удалении волос) есть красота и чистота. Самое лучшее – это бритьё, но можно стричь, выщипывать и употреблять современные средства удаления волос.
Под бритьём волос на лобке имеется в виду бритьё волос, которые растут над половым органом и вокруг него, также и волосы вокруг женского полового органа. Передаётся от Абу Аббаса ибн Шурейджа, что это и волосы, выросшие вокруг заднего прохода. Из всего этого становится ясным, что желательно брить все волосы, которые растут спереди и сзади на половых органах и вокруг них.
Что касается времени бритья (этих волос), то избранным мнением считается, что их следует брить в зависимости от степени необходимости и длины волос: когда они вырастают, то сбриваются. То же самое и относительно подстригания усов, выщипывания волос под мышками и стрижка ногтей. А что касается хадиса, в котором сказано: «Было установлено для нас время для стрижки усов, подстригания ногтей, выщипывания (волос) под мышками, чтобы мы не откладывали (эти действия) более чем на сорок ночей», то смысл его в том, чтобы люди не откладывали это действие более чем на сорок дней, но не в том, что желательно откладывать на сорок дней (и брить на сороковой). Аллах знает лучше!
Стрижка ногтей
Стрижка ногтей – это желательное действие, но не обязательное.
Желательным является начать стрижку с ногтей рук, потом ног. И начать с указательного пальца правой руки, потом среднего, потом безымянного пальца, потом мизинца, потом большого пальца. После этого переходим на левую руку и начинаем с мизинца, потом настаёт черёд безымянного, и так до конца – до большого пальца правой руки. Потом переходим на ноги. Желательно начать стрижку с мизинца правой ноги и закончить мизинцем левой ноги. Аллах знает лучше!
Выщипывание волос под мышками
Выщипывание волос под мышками единогласно является желательным действием. Лучшим является удаление этих волос через выщипывание, если человек может это делать, но можно и брить, и использовать разные средства удаления волос.
Рассказывают от Юнуса ибн Абдуль Аъля: «Я зашёл к имаму Шафии, да смилуется над ним Аллах, и возле него был парикмахер, который брил ему под мышками, и имам Шафии сказал: «Ты знаешь, что сунной является выщипывать из-под мышек, но я не могу терпеть боль от этого»».
Желательным является начинать с правой подмышки.
Укорачивание усов
Укорачивание усов – это сунна, и желательно начинать стрижку с правой стороны. У человека есть выбор: постричь самому или попросить другого помочь в этом, поскольку здесь нет ущемления достоинства и совершения запретного, в отличие от случая с выщипыванием волос под мышками и бритьём в паховой области. Что же касается границ подстригания, то избранное мнение , что , пока не обнажится край губы, но не следует их сбривать. А что касается риваятов «сбривайте усы», то речь идёт о том, что выходит за границы губ. Аллах знает лучше.
Что же касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать.
Учёные перечислили двенадцать нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны.
Первое – окрашивание бороды в чёрный цвет, кроме целей джихада.
Второе – окрашивание в жёлтый цвет ради уподобления праведникам, а не Пророку ﷺ .
Третье – окрашивание бороды в белый цвет серой или чем-то ещё так, что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения, либо внушая людям, что он шейх.
Четвёртое – выщипывание или бритьё при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть.
Пятое – выщипывание седины.
Шестое – стрижка бороды с целью придать ей форму в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей.
Седьмое – увеличение либо уменьшение , например удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритьё бакенбард вместе с бритьём головы, выщипывание эспаньолки (волосы под губой в виде треугольника) по бокам и другое.
Восьмое – расчёсывать её на виду у всех, приукрашивая себя.
Девятое – оставлять бороду растрёпанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде.
Десятое – смотреть на черноту или седину своей бороды с самодовольством и гордостью, обманываясь своей молодостью либо гордясь сединой, поскольку она возвышает мужчину над юношами.
Одиннадцатое – связывать её либо плести косы.
Двенадцатое – бритьё бороды, кроме случая, когда борода растёт у женщины, – тогда ей желательно сбрить её. Аллах знает лучше.
Тщательное мытьё суставов
Тщательное мытьё суставов – это сунна, которая не ограничена омовением (то есть это желательно не только во время омовения). Учёные сказали, что к суставам относятся те места из ушей, где накапливается грязь, то есть это ушные раковины. Эту грязь нужно удалять, так как скопление большой (грязи) вредит слуху. Также (необходимо удалять) то, что накапливается в носу, и в общем всю грязь, которая накапливается в какой-либо части тела в виде пота, пыли и т.д. Аллах знает лучше!
Что касается его слов «я забыл десятое – и это не что иное, как полоскание рта», то это сомнение (передатчика) в ней (передаче). Кади Ияд сказал: «Это (десятое) может быть обрезанием, которое было упомянуто вместе с пятью (вещами, которые были упомянуты в первом хадисе)».
Это краткое изложение того, что связано с фитрой. В «Шарх Мухаззаб» я написал об этом досконально с доводами и ответвлениями. Аллах знает лучше!
Другой хадис, в котором сказано: «Было установлено для нас время для стрижки усов, стрижки ногтей, выщипывания (волос под мышками), чтобы мы не откладывали (эти действия) более чем на сорок ночей». Смысл этого хадиса мы разъяснили, а именно: чтобы не откладывали более чем на сорок дней, но не в том, чтобы оставлять на сорок дней (и брить на сороковой).
В другом хадисе не из «Сахих Муслима» пришло: «Было установлено для нас Пророком ﷺ ». Аллах знает лучше!
Кади Ияд сказал: «Сказал Укайли: «В этом хадисе Джафара есть недопонимание. Ибн Абд аль-Барр сказал: этот хадис не передал никто, кроме Джаъфара»». Но это не является доводом (поводом) для того, чтобы посчитать, что у Джафара слабая память.
Я (ан-Навави) скажу: «Многие учёные посчитали доверенным Джафара бин Сулеймана, и о доверенности его тебе должно хватить того, что Муслим привёл его (то есть привёл от него хадис).
Различные слова, которые употребляются в хадисах в отношении бороды, – все они указывают на необходимость оставления бороды так, как она растёт, и это ясный смысл из хадисов. Это мнение было высказано нашими учёными и учёными других мазхабов.
Кади Ияд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нежелательно брить бороду, укорачивать и подстригать её. Что касается подравнивания снизу и по бокам, то это хорошее дело, кроме случая, если этим пытаются достичь известности. Кроме того, нежелательно брить и подстригать её».
И затем он сказал: «Саляфы разошлись во мнениях по поводу границ бороды. Часть из них сочла, что у бороды нет границ, но они не оставляли её настолько длинной, чтобы получить из-за неё известность, и имам Малик считал, что нежелательно отпускать слишком длинную бороду. Другие посчитали, что борода ограничивается обхватом кулака, а то, что длиннее, следует подстригать. Третьи сочли, что нежелательно брить бороду, кроме как в хадже или умре».
И он сказал: «А что касается усов, то многие саляфы следовали мнению о полном удалении усов и их бритьё, следуя буквальном смыслу слов Посланника Аллаха ﷺ : «Брейте и устраняйте», – и это мнение куфийцев. Многие посчитали, что нельзя сбривать усы и удалять их полностью. И это мнение имама Малика, который сбривание усов приравнял к нежелательности их оставления и повелевал наставлять того, кто так поступает (бреет усы). Он также считал нежелательным убирать усы сверху. Эти учёные считали, что слова «сбривать», «удалять» и «подстригать» означает одно и то же, и это подстригать усы так, что обнажится край губы. Другие решили, что здесь есть выбор».
Слова Кади Ияда завершились.
И избранное мнение – оставлять бороду так, как она растёт, и не укорачивать её вообще.
А самое предпочтительное мнение по поводу усов – это подстригать их так, чтобы был виден нижний край губы. А Аллах знает лучше!
Имам ан-Навави, «Шарх Муслим», глава об уходе за телом
Перевёл: Муса Багилов, теолог
(1) То есть мытьё мест, куда плохо попадает вода, например между пальцами, где собирается грязь и куда плохо попадает вода.
(2) Мудрость в обрезании для мужчин: очищение члена от попадающей в крайнюю плоть грязи и множество других польз. Для женщин – оно уменьшает её сильную страсть.
(3) Хунса Мушкиль.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/50825