Обязательно ли носить бороду? В каких случаях её можно сбривать?
Обязательно ли носить бороду? В каких случаях её можно сбривать?
Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Руслан, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, дабы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
На Ваш вопрос отвечает шейх Ахмад Кутти:
«Ношение бороды считается сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Этой практике следовали и многие другие пророки и посланники Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велит нам:
На основании этого хадиса большинство ученых и имамов прошлого объявляли ношение бороды обязательным делом для мужчин. Ввиду вышесказанного мусульмане не должны относиться беспечно к вопросу о ношении бороды. Но все же необходимо заметить, что из вышесказанного отнюдь не следует, что ношение бороды имеет такую же религиозную важность, как и остальные предписанные ритуалы. Важно помнить, что нам не разрешено порицать мужчин, которые не носят бороду, и ставить под вопрос их вероубеждение. Но поскольку ношение бороды, без сомнения, является сунной, каждый мусульманин должен стараться иметь ее исходя из своих возможностей – ведь Аллах не спрашивает с нас за то, что превыше их».
Чтобы пролить больше света на этот вопрос, мы хотели бы привести Вам фатву, изданную видным мусульманским ученым д-ром Юсуфом Аль-Карадауи:
«Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал таким слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Отличайтесь от неверующих, отращивайте бороды и сбривайте усы».
В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что причина, по которой мусульмане должны отращивать бороды, –в том, чтобы отличаться от немусульман. Немусульмане, о которых здесь идет речь, – это огнепоклонники персы, которые сбривали свои бороды. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел научить мусульман отличаться от немусульман и внешне, и поведением. Кроме того, сбривание бороды – это поступок, которым человек и восстает против своей природы, и подражает женщинам. Следовательно, борода – это знак зрелости и мужественности. Однако отращивание бороды не означает, что она должна разрастаться в длину или ширину. Борода делает человека красивее, если она немного подрезана по краям. Так делали наши праведные предшественники (саляф). Большинство современных мусульман сбривают бороды, и это означает, что они подражают врагам своей религии и пренебрегают руководством своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Многие ученые запрещают сбривать бороды. Согласно их мнению, отращивание бороды – это обязательное дело. Между тем, некоторые современные ученые разрешают сбривать бороду под давлением нынешних обстоятельств. Они считают, что отращивание бороды Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) было обычным делом, а не ритуальным действием. На основании вышесказанного мы можем выделить мнения по поводу сбривания бороды. Согласно первому из них, сбривание бороды запрещено. Этому мнению следовал и Ибн Таймийя. Согласно второму, это макрух (порицаемо). Этого мнения придерживался Ияд. Согласно третьему мнению, сбривать бороду не запрещено. Этого мнения придерживается большинство современных ученых.
Я считаю, что отращивание бороды можно считать похвальным, но не обязательным, и поэтому ее сбривание нужно считать скорее порицаемым (макрух), а не запретным (харам). Ни один из сподвижников Пророка не сбривал бороду. Возможно, в ее сбривании тогда не было никакой нужды, но возможно и то, что отращивание бороды было их традицией».
Источник статьи: http://www.islam.plus/ru/fatwa/islamskie-nauki/fikh-pravila/obazatelno-li-nosit-borodu-v-kakih-slucaah-ee-mozno-sbrivat
Должен ли мусульманин носить бороду или нет
Сейчас среди россиян молодого и среднего возраста стало модным носить бороду «Аля ваххабит» — подбородок и щеки покрыты волосами, над верхней губой волосы сбриваются. Это преподается как проявление мужественности, по крайней мере, в Исламе. Но как показывает практика, такую бороду носят не только приверженцы Ислама, многие молодые христиане также не прочь пощеголять такой растительностью на лице. А вот как сам Ислам относится к бороде и усам?
Считается, что мусульман без растительности на лице нет. Но, как показывает реальность, даже в среде мусульманских богословов не существует единого мнения. Начнем с раннего ислама.
В те времена сам Пророк призывал своих последователей отращивать бороды: «Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы».
В средневековье отношение мусульман к наличию растительности на лице особо не изменилось – шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали, что запрет на бритье бород правильный и необходимо неукоснительно его придерживаться.
Но уже тогда появились первые «оппозиционеры» из представителей шафиитского мазхаба, считавшие, что бритье хоть и нежелательно, но это не харам, т.е. не запретно.
А что же современные богословы? В традиционном арабском обществе все без изменений – бритье считают запретным (харам). Так считают и салафитские богословы – Ибн Баз, аль-Усаймин и др. и шиитские аятоллы Али Систани, Мухаммад Ширази и Али хаманеи. Последний даже публично обвинил через телевидение Ирана короля Марокко Мухаммеда VI в том, что он носит слишком короткую бороду.
В Ливане, в Сирии и Ираке, где идет война с ИГИЛ, местные курды начали массово сбривать растительность на лице. Причина – они не хотят, чтобы их путали с террористами. Отмечались случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей только за наличие длинной бороды.
В Турции бороду рекомендовано носить мужчинам старше тридцати лет, но если ты государственный служащий, то независимо от возраста должен быть бритым. То же самое было и в Египте во время правления Хосни Мубарака.
В Афганистане и Пакистане, в районах, где правит Талибан, ношение бороды обязательно, причем она должна быть длиннее сжатого кулака. В противном случае мужчина мог подвергнуться избиению прямо на улице.
А что наши ближайшие соседи?
В Казахстане к отращиванию бороды относятся как к суннату (то есть как к необязательной процедуре). Танжарак Турганкулов – заведующий «Центром религиоведения» заявил, что отращивание молодыми казахами бород вносит смуту в мусульманское общество.
В Узбекистане официально нет законов, запрещающих бороды. Но негласно все бородачи попадают во внимание сотрудников спецслужб, как «потенциальные исламские радикалы». Даже имамы вынуждены сбривать свои бороды, лишь бы избегнуть попадания в так называемые «списки бородачей» в СНБ. Дошло до того, что бородатым в Узбекистане отказывают в выдаче паспорта. Для этого носителю бороды необходимо предоставить справку от областного управления духовенства, что он не состоит в экстремисткой организации. Что практически неразрешимая задача.
Здесь также все неоднозначно. Например, в Карачаево-Черкесии совет улемов настоятельно советует имамам «отрастить бороды, минимально в пределах видимости». Говоря проще, должна присутствовать видимая щетина.
А вот у соседей, в Дагестане, носителей длинных бород могут поставить на «профилактический учет» в категории «религиозный экстремизм».
Муфтий Тюменской области Ильдар Заганшин говорит, что ношение бороды необходимо заслужить. Он рекомендует отпустить (небольшую) бороду не ранее 30-35 летнего возраста, и лишь после достижения 60 летнего возраста допускается отпускать густую длинную бороду как у Деда Мороза.
Шамиль Аляутдинов – имам-хатиб Московской мемориальной мечети заявил, что ношение бороды не является фардом (обязательным), такое мнение – это одно из проявлений безграмотности в вопросах веры.
В этом вопросе также нет единого мнения. Кто-то рекомендует только удалять те волосы, что выходят за край верхней губы. Кто-то не видит в сбривании усов ничего противоестественного.
Как видите, каждый волен решать, как ему выглядеть в глазах окружающих. На все воля Всевышнего.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c9eed5118430d00b31e9207/doljen-li-musulmanin-nosit-borodu-ili-net-5da4b76986c4a900b24711a9
Почему мусульмане носят бороду
Зачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.
Едины все мусульманские ученые в том, что борода является сунной пророка Мухаммада ﷺ, который всегда носил бороду, кроме того борода — символ мужественности, она часть фитры человека, то есть его первозданного естества, подаренного человеку Аллахом.
Борода в исламе
Если обратиться к истории жизни и деятельности Пророка Аллаха ﷺ, то можно увидеть, что он отращивал бороду, как и все христиане-монахи и иудеи в то время. Как сообщают хадисы, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ призывал и мусульман не брить, а отращивать бороду и носить ее: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороды и подстригайте усы», и «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». То есть, в его времена борода была отличительным признаком верующих в Единого Бога — Аллаха.
О запрете на бритье бороды встречается упоминание у Ибн Хазма, захиритского правоведа, а также у маликита аль-Хаттаба, ханбалита ас-Саффарини и ханафита Ибн Абидина. Но были и те, кто противоречил мнению о таком запрете, — такого мнения придерживались, к примеру, шафиитские ученые ан-Навави, ар-Рафии, аль-Хатиб аш-Шарбини и Закария аль-Ансари говорили о том, что бритье нежелательно, то есть макрух. Но аз-Заркаши, аль-Азраи, аль-Халими и аль-Каффаль аш-Шаши, представители шафиитского мазхаба, все-таки считали, что это скорее запретное действие.
По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.
Ношение бороды в исламских странах сегодня
Нередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.
Из-за военных действий, которые ведутся в последнее время на территории Ирака и Сирии, где боевики ИГИЛ воюют против курдов, наметилась тенденция среди курдов, проживающих в юго-восточной части Турции, к сбриванию бород для того, чтобы не походить на членов ИГИЛ, которые носят длинные бородаты.
Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».
Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде.
В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.
Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.
В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.
Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.
Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.
В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.
По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.
Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».
Длина и цвет бороды
Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.
Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.
Усы в исламе
Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.
Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.
Среди сподвижников Пророка Аллаха ﷺ были и те, кто усы только укорачивали — Абдуллах ибн Бишр, Хаджжадж ибн Амир, Утба ибн Ауф, Микдам ибн Мадикариб и Абу Умам аль-Бахили, а также те, кто полностью сбривал или убирал свои усы — Абу Рафиа, Салама ибн аль-Акуа, Абу Усайд аль-Ансари, Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах и Абу Саид аль-Худри.
Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?
Источник статьи: http://medinaschool.org/library/creed/islam-voprosy-i-otvety/pochemu-musulmane-nosyat-borodu