- Какие причёски разрешены мусульманам?
- Современность характерна многообразием не только стилей и фасонов одежды. Индустрия красоты предлагает и множество вариантов стрижек и причёсок. Чем же руководствуются мусульмане, выбирая ту или иную форму причёски? Есть ли какие-либо ограничения в этой области? Ответ на этот вопрос даётся в предлагаемой фетве Муфтията РД.
- Аргументация:
- Правила ухода за волосами и фатвы о мужских прическах
Какие причёски разрешены мусульманам?
Современность характерна многообразием не только стилей и фасонов одежды. Индустрия красоты предлагает и множество вариантов стрижек и причёсок. Чем же руководствуются мусульмане, выбирая ту или иную форму причёски? Есть ли какие-либо ограничения в этой области? Ответ на этот вопрос даётся в предлагаемой фетве Муфтията РД.
Вопрос: Какие виды стрижек рекомендованы в Исламе?
Ответ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
В целом, ислам не отдает предпочтения каким-либо видам стрижек, но некоторые из них предосудительны (нежелательны). Все стрижки, которые предполагают бритье волос только с части головы, нежелательны, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Либо сбрей все волосы на голове, либо оставь их» (Сунану ан-Насаи №5048, Сунан Абу Давуд №4195).
Мужчине можно как отращивать волосы, так и сбривать их. Если мужчина в состоянии ухаживать за волосами, то ему лучше оставить волосы и ухаживать за ними, иначе лучше будет сбрить их.
Что касается незамужней женщины, то ей нежелательно сбривать волосы на голове, а замужней необходимо на то одобрение мужа. А при необходимости, например, при лечении разрешено брить как часть волос на голове, так и всю голову.
Прически с острижением, но не бритьем волос дозволены, если в них нет подражания нечестивцам или религиозной культуре иноверцев, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобится какому-либо народу, тот из них» (Сунан Аби Давуд, №4931).
Аргументация:
عبارة فتح الرحمن بشرح زبد ابن رسلان: قال شهاب الدين الرملي: الثالثة: أنه يكره القزع كراهة تنزيه؛ لخبر «الصحيحين» عن ابن عمر قال: «سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهى عن القزع). وهو حلق بعض الرأس، سواء أكان من موضع واحد، أم مفترقاً . وقيل: إنه حلق بعض مواضع متفرقة منه، وفي رواية لأبي داود: أنه صلى الله عليه وسلم نهى عن القزع وقال: «احلقه كله أو دعه كله».
قال النووي في «شرح مسلم»: أجمع العلماء على كراهة القزع؛ إذا كان في مواضع متفرقة، إلا أن يكون لمداواة أو نحوها، وهي كراهة تنزيه، قال بعض أصحاب مالك: لا بأس به في القصة، أو القفا للغلام.
قال الغزالي في «الإحياء»: لا بأس بحلق جميع الرأس لمن أراد التنظيف، ولا بأس بتركه لمن أراد أن يدهن ويرجل… ولا خلاف أنه لا يكره إزالته بالمقراض.(1)
عبارة فتح الباري: . وكرهه مالك في الجارية والغلام، وقيل في رواية لهم لا بأس به في القصة والقفا للغلام والجارية، قال (اي: النووي): ومذهبنا كراهته مطلقا، قلت: حجته ظاهرة؛ لأنه تفسير الراوي أما القصة والقفا للغلام فلا بأس بهما. القصة بضم القاف ثم المهملة والمراد بها هنا شعر الصدغين والمراد بالقفا شعر القفا. والحاصل منه أن القزع مخصوص بشعر الرأس وليس شعر الصدغين والقفا من الرأس وأخرج بن أبي شيبة من طريق إبراهيم النخعي قال: لا بأس بالقصة وسنده صحيح.(2)
عبارة تحفة المحتاج: لا يشرع الحلق لأنثى مطلقا إلا يوم سابع ولادتها للتصدق بوزنه وإلا لتداو، أو استخفاء من فاسق يريد سوءا بها ومثلها الخنثى ويكره لهما الحلق.
عبارة الشرواني: (قوله: إذ لا يشرع الحلق لأنثى مطلقا إلا يوم سابع ولادتها) . ويحرم على المرأة المزوجة إن منعها الزوج وكان فيه فوات استمتاع أيضا فيما يظهر وينبغي الحرمة أيضا إذا لم يمنع وكان فيه فوات استمتاع م ر ..(3)
(1) См.: Фатх ар-Рахман, шарх Зубад ибн Раслян, с. 258
(2) См.: Фатх аль-бари Шарх сахих аль-Бухари, т. 10, с. 365
(3) См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширавани), т. 4, с. 119
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/58704
Правила ухода за волосами и фатвы о мужских прическах
أكْرِمْ شَعَرَكَ وأحْسِنْ إلَيْهِ
( ن ) عن أبي قتادة .
121 8 — Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ухаживай за своими волосами должным образом и хорошо относись к ним!» Этот хадис передал ан-Насаи со слов Абу Къатады.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1218, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 500.
«Ухаживай за своими волосами должным образом» – то есть, сделай так, чтобы у них был опрятный вид, чтобы они не были грязными и удаляя то, что может послужить причиной появления в них вшей.
«и хорошо относись к ним» – расчесывая и умащая их маслом при необходимости или время от времени. К ухаживанию за ними относится и закапывание того, что выпало из волос. В «аль-Фирдаус» сказано, что у Абу Къатады были длинные и жесткие локоны, которые он умащал маслом два раза в день. См. «Файдуль-Къадир» 2/97.
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними» Передал Абу Дауд, 4163, назван хасан аль-Хафизом ибн Хаджаром в Фатхуль-Бари, 10/368, назвали также хорошим: имам Ас-Сахави, имам Ан-Навави, шейх Альбани.
от Аиши, да будет доволен ей Аллах, что она сказала: «Я расчесывала волосы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда у меня были месячные.» Передал Бухари, 291.
О запрете расчесываться каждый день без нужды.
Cообщается , что Хумайд аль-Химйари , он Ибн Абду-р-Рахман , сказал : Я встретил одного человека из числа тех , кто сопровождал его Абу Хурайра. Он сказал: « Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует , запретил нам расчесываться каждый день или мочиться в местах купания. Шейх аль-Албани сказал достоверный хадис.
Смысл хадиса в том, что не следует расчесываться все время и даже без нужды, будь человек в пути или дома, чтобы не утруждать себя, и нет в этом разницы между расчесыванием волос и бороды. Также это может привести к изнеженности мужчины.
О не желательности ходить с не расчесанными волосами.
Сообщается, что ’Ата ибн Йасар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек с не начесанными волосами и неопрятной бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ему знак, как бы повелевая привести в порядок волосы и бороду. Он сделал это и вернулся, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заметил: «Разве так не лучше, чем то, что один из вас приходит с нерасчесанными волосами, подобно шайтану?»» Этот хадис передал Малик.
О дозволенности отращивать длинные волосы.
Пришло от Анаса, да будет доволен им Аллах, что волосы Пророка да благословит его Аллах и приветствует, доходили до его плеч. Передал Бухари, 5563, Муслим, 2338.
Также Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах сказал: «Волосы Посланника Аллаха заканчивались между его ушами и плечами.» Передал Бухари, 5565, Муслим, 2338.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Нет проблем в том, чтобы отращивать длинные волосы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, носил волосы, которые иногда доходили до его плеч. И хотя вместе с тем, что в основе в этом нет проблем, тем не менее это зависит от традиций и обычаев. Если утвердились традиции на том, что это не делается ни кем, кроме определенной группы, которая традиционно известна как падшая в глазах людей, тогда порядочные люди и люди с хорошим характером не должны отращивать длинные волосы, потому что по традиции люди считают, что это делается только людьми низкого положения и аморальными. Поэтому вопрос отращивания мужчинами длинных волос — это нечто разрешенное, но это подчиняюшееся традициям и обычаям людей. Если обычай таков, что все категории людей, благородные и низкие в равной степени, отращивают длинные волосы, то нет ничего плохого в этом, если же это делается только низкими людьми, тогда люди чести и высокого положения не должны делать этого. Никто не должен отвечать на это говоря, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который был самым благородным из людей и самым высоким по положению, отращивал длинные волосы, потому что мы видим, что отращивать волосы — это не Сунна и не вопрос поклонения, напротив, это вопрос следования за обычаями и традициями» См. «Фатауа Нур ‘аля Дарб»
Умащение головы и бороды мужа благовониями.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я умащала пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его волосы и борода начинали блестеть». ( Сахих аль- Бухари)
Оставление седых волос .
Это относится как к голове, так и бороде, как к мужчинам, так и женщинам.
Сообщается, что ’Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими всеми Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выщипывайте седые волосы, поистине, они являются светом верующего. Верующий не станет седым в исламе без того, чтобы Аллах не записал для него из-за этого благого дела, поднимает его в степени и стирает из-за этого один из его грехов». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы не любили, когда человек выщипывал белые волосы со своей головы и бороды». Этот хадис передал Муслим
Изменение цвета седых волос, используя хну, красную, желтую и т. п. видов красок
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иудеи и христиане не окрашивают (волосы), так отличайтесь же от них». Этот хадис передала «группа».
Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшее, что можно использовать для окрашивания седины — это хна и катм». Этот хадис передала «группа».
О дозволенности окрашивания волосы в черный цвет на джихаде.
И согласились все ученые на разрешенности этого. Сказал Хафиз Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллах): «И исключаются из этого, т.е. из запрета на окрашивание в черный, муджахиды по иджма» (см. «Фатхуль Бари», 6/499) И причина этого — устрашение врага.
О запрете использование окрашивания в черный для обмана и сокрытия
Как делают это женщины перед помолвкой, скрывая свой истинный внешний вид или возраст. И это запретно и порицаемо по иджма. Сказал имам Мубаракфури (рахимахуЛлах): » И это, т.е. окрашивание в черный с целью скрытия и обмана — харам по согласию ученых». (см. «تحفة الأحوذي», 5/360)
И причина этого — хадис: «Кто обманывает нас — тот не из нас» (Хаким, 2156, Ибн Маджа, 2225, Ибн Хиббан, 1107, и др, сказал Альбани: «Сахих)
Оставление прядей волос во время бритья головы.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил “каз‘”».
Передатчик (этого хадиса) сказал:
«“Каз‘” — это оставление в разных местах прядей волос во время бритья головы ребёнка», указав при этом рукой себе на лоб и на обе стороны головы.
( Сахих аль-Бухари)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал выбривать волосы в одном месте и оставлять в другом, он запретил пучки, пряди и хохлы.
Ибн ’Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Или сбривайте все или оставляйте все». Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Дауд и ан-Насаи.
Говорит шейх алляма муфтий Саудии Мухаммад ибн Ибрахим Алю Шейх:
. «А что касается того что делают сейчас некоторые мусульмане, стригут часть и оставляют часть. то это есть казъ (стрижка части головы) от которой запрещал посланник Аллаха и их виды:
1) Стригут одни места и оставляют другие.
2) Стригут середину и оставляют по бокам.
3) Стригут по бокам и оставляют по середине.
4) Стригут переднюю часть и оставляют заднюю.
5) Стригут заднюю часть и оставляют переднюю.
6) Стригут часть волос с боку головы и оставляют другую
Укорачивание женских волос.
тТо, что запретили ученые в вопросе укорачивания волос для женщин, то это нижеследующие случаи:
1.Если она тем самым наряжается для посторонних мужчин.
2.Если она делает это, уподобляясь неверующим или же порочным женщинам.
3.Если она тем самым уподобляется мужчинам.
4.Если ее будет стричь посторонний мужчина, как это делается в салонах «греха».
5.Если она делает это без соизволения мужа.
То, что делает запретным укорачивание в данных случаях понятны и нет в них сомнения, и мудрость запрета в этих случаях так же понятна.
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз сказал:
«Мы не знаем ничего (плохого) об укорачивании волос женщины. Запрещено только брить их, женщина не должна брить волосы на голове, но стричь их из-за длины или густоты, то мы не видим в этом греха. Но способ должен быть хорошим, то есть согласие на это ее мужа, и чтобы не было в этом подражание не мусульманкам. А брить же их полностью запрещено кроме, как по болезни или уважительной причине» («Женские фатвы» 165)
Шейх Салих аль-Фаузан сказал:
«Волосы на голове у женщины — красота для нее, требуется только следить за ними, поправлять их для красоты и ухаживать за ними в пределах дозволенного. Также требуется скрывать их от посторонних мужчин, не являюшихся родственниками (махрамами). но легкомысленное отношение к ним всякими стрижками или делать их похожими на голову мужчин или уродовать их облик изменение их цвета без надобности — это все не дозволено
Хукм отрезания волос надо лбом (челка)
Вопрос: Каков хукм относительно стрижки, которую делают некоторые женщины, когда они отрезают волосы надо лбом и оставляют пряди волос свисать над ним (то есть в виде челки)?
Ответ: Хвала Аллаху.
Если намерение этого в подражании женщинам кафиров, то это харам, потому что подражание немусульманам – харам. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто подражает какому-то народу – тот из них». Но если намерение не было в том, чтобы подражать кафирам, но это один из новых обычаев, распространенных среди женщин, тогда это то, что считается украшением, которым женщины могут украшаться для мужа или чтобы появляться перед своими родственниками и выглядеть привлекательно перед ними, и тогда мы не видим в этом ничего плохого.
Аль-Ляджна ад-Даима лиль-Ифта, часть 3, стр. 881
О запрете делать прически во время траура.
По причине запрета Посланника Аллаха причесываться во время траура, который пришел в риваяте хадиса у Ан-Насаи (3536, шейх Альбани назвал достоверным).
Сказал шейх Мухаммад Ан-Наджди: «Скорее всего, запрещается делать изысканные прически, смазывая волосы ароматическими маслами и т.п. Абу Мухаммад ибн Хазм писал: «Женщина в трауре не должна делать причесок, но ей разрешается просто расчесывать волосы гребешком» см. «Аль-калиматуль байинат фи ахками хиддадиль муминат», 10
Разрешено ли мухриму расчесывать волосы?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Ибн Усеймин сказал:
«Мухриму не следует расчесывать волосы, потому что паломнику следует выглядеть неопрятным и не ухоженным. Нет ничего неправильного в том, чтобы вымыть волосы, но при расчесывании волосы могут упасть. Но если волосы упадут непреднамеренно, например в результате протирания головы или почесывания головы, то в этом случае нет греха, потому что он не преднамеренно удалил у себя волосы. Необходимо отметить, что в отношении запрещенного в ихраме, если они совершаются по ошибке или по забывчивости, то нет греха на человеке в этом случае, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный.» (33:5)
«Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (2:286)
И Аллах сказал: «Я поступлю так»
Фатава аркан аль Ислам, стр. 521-522
Следует ли брить голову новорожденной девочке?
Следует ли при рождении брить голову девочке? Можно ли делать это с целью, чтоб сделать волосы сильнее?
Ответ
Хвала Аллаху.
Это не является сунной, чтоб брить волосы у девочки на седьмой день (как в случае с мальчиками). Что касается повода, упомянутого в вопросе, если это действительно так, то в общем ученные полагают, что брить голову девочке — макрух. Но следует отметить, что если это сделает волосы толще и они будут лучше расти, тогда нет ничего неверного с этим, т.к. действие макрух более не считается таковым, если есть причина для этого действия.
Шейх Ибн Усеймин, Маджму ат Асилят тахум вль-Усрат аль-Муслима, стр. 147
Ошибки совершаемые во время обривании головы во время хаджа и умры
Среди ошибок совершаемых при обривании головы следующие:
1. Некоторые люди бреют часть головы полностью и оставляют другую часть. Я видел это своими глазами. Я видел мужчину совершавшего Саи между Сафа и Марва, и он обрил правую часть своей головы, но на левой оставил волосы. Я схватил его и спросил: «Почему ты сделал это?» Он ответил: «Я сделал потому что я хочу сделать Умру дважды, поэтому обрил правую часть для первой умры и оставил другую половину для другой» Это невежество и заблуждение.
2. Некоторые люди выходя из ихрама для умры, обрезают волосы только на одной стороне. Это противоречит внешнему смыслу аята, в котором Аллах сказал:
«Вы побреете головы и подстрижетесь, не испытывая страха.» (48:27)
Подстригание волос должно быть на всей голове. Известно, что подстригание одного или двух волос не оказывает эффекта на внешний вид паломника, который совершил Умру. И это идет в разрез внешнего смысла аята.
Средством избавления от этих ошибок является то, что при обривании головы следует обривать всю голову, и при подстригании волос следует подстригать всю голову.
3. Некоторые люди, завершив Саи, если они не находят кого-либо для того чтобы побрить их головы или подстричь волосы, возвращаются в свои дома и выходят из ихрама и одевают обычную одежду и затем подстригают волосы или обривают головы. Это серьезная ошибка, потому что человек не может выйти из ихрама без обривания головы или без подстригания волос, как сказал пророк, во время Прощального Хаджа, он приказал сподвижникам которые не принесли жертву, что бы они сделали это, и он сказал: «Пусть они подстригут волосы и затем выйдут из ихрама» (Бухари (1691) Муслим (1229). Это указывает на то, что нельзя выходить из ихрама, до того как будут подстрижены волосы.
Основываясь на этом, если паломник завершил Саи и не может найти кого либо подстричь волосу, ему следует оставаться в ихраме, пока он не обреет голову или не подстрижет волосы. Не разрешено выходить из ихрама до этого.
Если человек сделал это по причине не знания и вышел из ихрама без обривания головы или подстригания волос, считая, что это разрешено, то на нем нет осуждения, по причине невежества, но если он узнает об этом, то ему следует одеть ихрам, потому что не разрешено выходить из ихрама, зная что это запрещено. Затем ему следует побрить голову или остричь волосы, и затем он может выйти из ихрама»
Из Далиль аль Ахта аллати йага фиха аль Хадж Валь Мутамир (Ошибки совершаемые паломниками во время Хаджа и умры
Источник статьи: http://alifammara.livejournal.com/167473.html