Чем бы выделиться? Усы и борода в истории России
Мода на усы или бороду — это отражение взглядов общества на то, что приемлемо, а что нет во внешности сильной половины человечества. От эпохи к эпохе мода на бритость менялась. Причем в одно и то же время у разных классов общества она была разной. Мода на бороду в России всегда испытывала влияние соседних цивилизаций с одной стороны Западной и с другой Восточной (Южной).
Поднимаем историю и разбираемся, как протекала тенденция на ношение бороды и усов в истории нашей страны.
Немного о древнем мире
История бороды начинается со времен первобытных людей. Изначально она предназначалась для утепления особо чувствительных участков кожи щек и подбородка. Лишь в середине I тысячелетия до н. э. борода воспринималась в качестве украшения мужского лица. Для ухода за своей бородой первобытный человек вынужден был выполнять самые простые парикмахерские процедуры:
— для того чтобы немного подрезать бороду, он использовал кремневый нож;
— для расчесывания бороды применялись рыбные кости.
Древние египтяне по-особому относились к бороде. Лишь фараонам было позволено носить бороды. Мужчины же сбривали бороды бритвами из кремния, а более состоятельные люди бритвами из бронзы. Фараоны, которые не отращивали собственную бороду, носили фальшивую. Такую бороду при помощи лент подвязывали к лицу, а концы ленты за ушами завязывались в узел.
После смерти фараона его бороду обязана была носить царица
В древнегреческом же обществе бороды носили практически все, кроме знати, представители которой предпочитали ходить с чистым лицом. Именно там и зародилась мода на бритье, которая позднее перекочевала в Древний Рим.
Греки предпочитали носить бороду конической формы, при этом они не ленились завивать ее крупными спиралями или мелкими локонами. Для того чтобы придать бороде эффекта седины, мужчинам приходилось пропитывать свою растительность на лице специальными ароматическими маслами и затем посыпать ее мукой из толченых бобов или мелом. Некоторые греки свои бороды окрашивали цветной глиной или, покрыв предварительно щелочью, высветляли ее, подставляя подбородок к солнцу.
Мода на бороду в Древней Руси
Как ни странно, мода на длинные бороды в Восточную Европу пришла из Византии вместе с крещением Киевской Руси. Но еще на протяжении многих десятилетий после внедрения христианства по русским лесам и долам бродили языческие жрецы с гладкими лицами, которые призывали некрещенный народ отказаться от воли пришедших из-за южных морей «небритых носителей креста».
Но борода в Древней Руси все-таки прижилась. К тому же, безбородому человеку всегда отказывали в благословении. Как утверждал патриарх Адриан, Бог создал мужчину бородатым, лишь коты и псы не имеют ее. Борода охранялась государством, как настоящая святыня. Так, Ярослав Мудрый даже установил штраф за нанесение ущерба бороде.
Предписанием устанавливалось, что люди во время драки не должны дергать друг друга за бороды. Если один из участников конфликта вырвал клочок бороды, то обязан заплатить государству штраф размером в 12 гривен. По тем временам такая сумма считалась весьма внушительной и превышала штраф за искалеченную руку.
Во время правления Ивана Грозного никому даже в голову не приходило сбривать бороду. Как заявлял правитель: бритье бороды это тяжкий грех, который не сможет смыть кровь даже всех великомучеников.
В России ношение бороды было продиктовано многолетними обычаями и религиозными постановлениями. Подобные правила были подробно описаны в Кормчих книгах, Номоканонах, а также утверждены решениями Стоглавого собора. Как и во времена античности, в средневековье мужчина без бороды воспринимался обществом как слабый, лишенный мужества и бесплодный, поскольку борода считалась признаком силы и энергии, старшинства, великого ума, символом достоинства, свободы и почестей. Отрезать, а тем более выдрать бороду, за исключением общепринятого ритуала, считалось тяжким оскорблением человеку.
Запрет ношения бороды
До Петра I в Российской империи все, кто мог, носили бороды. При этом они были самых разных фасонов: лопатой, клинышком, остроконечные, круглые. Но однажды все-таки была попытка сломать многовековую традицию: князь Василий Иоаннович выбрил свое лицо и попытался склонить к тому же приближенных к себе людей. Однако его поступок вызвал всенародное возмущение. Причина недовольства крылась в глубоких христианских традициях: борода ассоциировалась с самим Богом, а бритое лицо с сатаной.
Каждому хотелось быть поближе к богу. Все закончилось тем, что мужчины проигнорировали указ князя и снова с удовольствием запустили бороды. Много лет спустя Петр I, желая приобщить русский народ к европейским традициям, запретил носить бороды, издав 5 сентября 1698 года закон о налоге на бороды в городах. При этом крестьяне, носившие бороды, также обязаны были платить в государственную казну налог, если входили в город небритыми. Согласно одной из версий, у Петра самого борода почему-то не росла, поэтому он и принял такое решение.
Правда, от запрета ношения бороды любой желающий мог откупиться за большие деньги: выдавалось что-то похожее на паспорт на бороду. Это была медная бляха, на которой изображались усы и борода вместе с надписью «Деньги взяты». Бляху необходимо было носить при себе постоянно.
Налог на бороду был отменен лишь Екатериной II, которая, взойдя на престол в 1762 году, выдала указ, но с небольшой оговоркой: все государственные чиновники, военные и придворные обязывались оставлять свое лицо «босым».
В XIX веке к теме бороды русские императоры обращались еще неоднократно. Ношение бороды разрешалось исключительно крестьянам и лицам, достигшим почтенного возраста. У молодых борода считалась признаком вольнодумства. Чиновники же всех рангов обязывались гладко выбривать все лицо.
Последним указом, который поставил точку в истории бороды в России, стало распоряжение Николая II от 1901 года, разрешившее ношение бород юнкерам.
Особенности моды в СССР
Стоит отметить, что вначале существования СССР мода на бороды полностью соответствовала западноевропейской. Усы и бороды были вполне распространенным явлением. Однако в течение несколько десятилетий ситуация поменялась в противоположную сторону. В 1930-е гг. установилась норма на бритость лица, которая, по мнению некоторых экспертов, продолжается и поныне.
Однако, как показывает исторический экскурс, периоды бритости постоянно сменяются периодами моды на усы и бороды. К примеру, до Великой Отечественной воны бороду и усы запрещалось носить простым людям. Только чиновники имели право отращивать небольшие усы. После войны наступило отепление и бороды, правда, небольших размеров, снова вернулись в моду.
В настоящий момент появилась особенность, которая не была присуща предыдущим историческим периодам. Мода, которая ранее была характерна исключительно для правящих классов, теперь легко устраивается во всех слоях населения. Но остается один бесспорный факт борода существовала всегда. Она и по сей день считается внешним выражением мужественности и силы.
Источник статьи: http://diletant.media/articles/25765187/
Бородатый — значит, особенный
Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.
Ламберсексуал (от англ. lumberjack — «лесоруб») — брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода — это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих.
Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди — те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий — духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)
Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды — и то лишь, если начальство было благосклонно.
Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля». Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.
Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду — причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии — писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо — наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.
В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.
Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.
Позиция государства относительно бород смягчилась в Российской империи лишь с эпохи Александра III, который сам предпочитал «официальную народность» и носил бороду. В 1874 году было выпущено предписание «О разрешении гражданским чиновникам носить бороду и усы, за исключением служащих в некоторых учреждениях…». В 1881 году растительность была официально разрешена флотским офицерам. Николай II следовал примеру отца — впрочем, столь же роскошной бороды ему отрастить не удалось.
Мода на бороды к началу ХХ века заканчивается. Первая мировая война с окопными паразитами и газовыми атаками окончательно подкосила этот обычай: надевать противогазы на бороды оказалось очень неудобно.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/67118/borodatyi-znachit-osobennyi
antonio_rg
Τα πεσόντα φύλλα
Заметки на стыке истории, генеалогии, филологии и антропологии
Про волосы и бороды в СССР
Все правильно, борода была в СССР признаком асоциального и нежелательного отщепенца, чудака на грани приличия, почти предателя. За тремя, впрочем, исключениями — короткая борода дозволялись профессорам, медикам (даже военным!) и капитанам гражданских и военных судов. Почему именно им — непонятно. Вероятно, рискованные/учительские профессии, где без мужика «с признаками» психологически совсем сложно.
Но и в современной РФ это осталось почти так. На короткую бороду имеют право только нью-православные активисты, а на длинную — только старообрядцы и попы. Все остальные воспринимаются почти как асоциалы.
Вообще да, насчет Николая I спутал почему-то с Александром III, Вы правы. Ум за разум уже.
Насчет всего остального — не правы. По РИ — ну, наверху всегда вырождение, есессно. Но это ни о чем не говорит.
По поводу ТР — глупость. Все 20-е годы национал-социалисты провели в уличных баталиях с коммунистами. Какое там «стал антикоммунистом во время Второй Мировой»?
Корень антикоммунизма немцев — 1918 г. Обрушение двух христианских империй путем устроения революций в обоих известно кем. Именно тогда немцы превратились из врагов в друзей и вместе с русскими бились на Юге России против большевиков. А затем уже русские защищали Гитлера в самой Германии от полицейских облав в 20-х годах.
Гитлер, как только пришел к власти, открыл дело о цареубийстве. Он очень хорошо относился к русскому самодержавию, видя в нем пример успешной колонизации европейцами азиатских просторов (что и было правдой — норманская теория была официальной идеологией РИ)
Геббельс — партийная проститутка, которой затыкали дыры тогда и так, когда и как было выгодно. «Против капитализма» следует читать (в контексте политической культуры Германии 20-х) «против либерализма», а еще точнее — против Веймарского Свинарника. Гитлер и пришел-то к власти именно ввиду поддержки крупного бизнеса и тому, что объявил фундаментальной ценностью СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССОВ, противопоставив эту идею коммунистической «классовой борьбе».
Все-таки читайте лучше самого Гитлера, а не его проституток. В Майн Кампф все про коммунистов и СССР черным по белому сказано. А эта книжка тоже появилась в 1926-ом. И он, с момента ее выхода, ни на йоту не отступал от идей, озвученных там. До самого конца.
Источник статьи: http://antonio-rg.livejournal.com/555924.html