Славянские прически
Если говорить о славянских прическах, мужских или женских – не имеет значения, то необходимо уточнять, о каком временном этапе идет речь. Ведь мужские и женские славянские прически менялись с течением времени, и чем ближе к современности – тем чаще. Вероятно, это связано с модой на заимствования из других культур.
Сегодня прически в славянском стиле – это стилизации на различные эпохи, в нынешних салонах красоты вам никто точно не скажет, откуда взята та или иная концепция. Тем не менее, существует немало литературы, описывающей славянские прически, начиная с Позднего Средневековья. Подобные наработки основаны в большей степени на дошедших до нас изображения – это фрески и рисунки в книгах. Также существуют упоминания европейских и азиатских хронистов, которые встречались со славянами (например, знаменитые дневники Ибн Фадлана).
Но какими были славянские стрижки изначально, в Раннем Средневековье и в еще более древние эпохи? Точного ответа на этот вопрос у нас нет, потому что до нас через фольклор дошли лишь скупые упоминания о принципах, на основе которых такие прически формировались. К примеру, прически славянских женщин, по всей вероятности, всегда подразумевали косу или даже несколько кос. Одну мощную косу носила женщина замужняя, «колосок» косы в этом случае олицетворял единство рода. Коса должна была располагаться за спиной вдоль позвоночника, главного «энерговода» в человеческом теле.
Прически славянских женщин, еще не вступивших в брак, могли подразумевать несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине, но также спереди вдоль плеч. Так женщина показывала, что она свободна. При этом, вероятно, из волос могли собираться «корзинки» и прочие эстетически гармоничные фигуры. Но прическа славянской женщины однозначно не могла подразумевать распущенные или короткие волосы. Ведь наши предки полагали, что в волосах заключена сила человека. Волосы – как своеобразные антенны-приемники, напитывались окружающей силой и передавали ее своему владельцу. Распущенные волосы напротив, отдают энергию. Женщина могла носить распущенные волосы только в доме, среди самых близких людей, даже в кругу друзей такой вариант был недопустим. Не говоря уже о коротких прическах (типа каре). Таких исконно славянских причесок никогда не существовало, потому что женщина, которой необходимо делиться жизненной силой со своими детьми, никогда не станет лишать себя дополнительного притока энергии, это попросту глупо и даже опасно (чревато болезнями).
Что касается мужских славянских стрижек, то они также не подразумевали распущенных локонов, но по другой причине. Мужчины сильнее женщины с точки зрения энергетики, образно выражаясь, мужчина – генератор (тогда как женщина – приемник). Но распущенные волосы говорили о небрежности, да и попросту были неудобны, ни в быту, ни в бою. Мужчины носили достаточно длинные прически, но не такие длинные, как у женщин. Судя по уже упомянутым дневникам Ибн Фадлана, у мужчин волосы были примерно до плеч.
Мужские славянские прически не подразумевают косу, волосы собираются в хвост. При этом часть волос сзади могла располагаться под хвостом в свободной форме (такую стрижку можно увидеть у Геральта из Ривии из ныне популярной компьютерной игры Ведьмак 3). Предположительно, мужчины могли заплетать несколько локонов в тонкую косу, оставляя ее сбоку. Этот аспект носил символическое значение, возможно, это был символ мужчины, идущего на войну. Однако такая коса никогда не оставлялась спереди лба, она могла мешать в схватке.
Прически славянских воинов не особенно отличались от бытовых мужских причесок. Они в любом случае забирались в хвост, чтобы не мешать обзору. Также здесь стоит учесть один практический аспект. Учитывая наличие у воина шлема, хвост располагался у самой шеи, иначе воин попросту не мог надеть шлем с подшлемником. Это единственный действительно логичный момент, который стоит учитывать, в остальном, если мы говорим о глубокой древности, нам неизвестны какие-то особые прически славянских воинов.
Таким образом, волосы у славян, имея особое символическое значение, распускались только в доме. Длинные волосы у славян были нормой, ненормальными считались короткие прически, не важно – у мужчин или у женщин. При этом у женщин они, разумеется, были длиннее, что отчасти обусловлено элементарной физиологией. Длинные волосы у славян – это символ красоты и силы, короткие волосы могли указывать на «низость» натуры человека, что, кстати, справедливо для многих народов древнего мира (за редким исключением, как, например, было у римлян). Также короткие волосы, вероятно, могли служить указанием на «рабское» положение. При этом известно, что славяне с древности использовали берегини – полоски из кожи или ткани, которыми обвязывался лоб. Так даже растрепанные локоны не мешали обзору, кроме того, к берегине могли подвешиваться декоративно-обережные элементы, к примеру – всем известные височные кольца, распространенные у восточных славян в Средние Века.
Волосы у древних славян имели чуть ли не сакральное значение, поэтому к прическам, вероятно, подходили с большим тщанием. К сожалению, у нас нет точных сведений об обрядовых, жреческих или воинских славянских прическах. Однако мы знаем базовые принципы, знаем, как наши предки относились к своим волосам. Вероятно, этого достаточно для человека, который пытается так или иначе прикоснуться к своим корням, чтить былые традиции.
Источник статьи: http://radogost.ru/slavjanskie-pricheski.html
Какие мужские прически считались самыми красивыми на Руси
Несмотря на сложившееся мнение о том, что русские мужики особого внимания своей внешности не уделяли, это совсем не так. На Руси были свои каноны красоты и неписаные эталоны презентабельного внешнего вида.
И они касались не только замужних баб и молодых девиц, но и мужчин всех возрастов. Большую часть времени и те, и другие занимались тяжелым трудом, зато в праздники и выходные прихорашивались с особой тщательностью.
Каноны мужской красоты
На Руси были свои каноны красивой мужской внешности. Самой популярной была прическа на прямой пробор. Русские крестьяне украшали ее узкой тесьмой, перевязанной посреди лба. Мужчины носили волосы достаточно длинные, практически до плеч. Иногда чуть короче.
Расчесывались гладко, чтобы причёска красиво и благородно лежала. Очень трепетно относились и к растительности на лице. Русский мужчина считал самым большим позором и безобразием бритое лицо. Гололицым, или «женоликим», мог быть только ребенок или подросток. Взрослому мужу не пристало так ходить. Шикарной считалась густая, окладистая борода и переходящие в нее усы.
Бороду никогда не стригли, но ее регулярно с любовью расчесывали. В праздничные дни прическу и бороду расчесывали особенно тщательно, волосок к волоску, и даже смазывали жиром, чтобы волосы блестели. Особенно к такой «красоте» были склонны зажиточные купцы. Во время многочисленных пиршеств они частенько вытирали лоснящиеся от жирных мясных блюд пальцы о свои волосы или бороду.
Привычка ухаживать за бородой и прической настолько прочно засела в характере мужчин, что они бессознательно прихорашивались таким образом при виде девицы, которая особенно сильно нравилась. Чтобы привлечь внимание симпатичной особы, мужик уважительно оглаживал свою бороду и потуже заправлял за пояс рубаху-косоворотку по направлению назад, чтобы мощная грудь прямо колесом стояла. Русские женщины таких красавцев пропустить не могли.
Борода – богатство русского мужчины
Поскольку борода для мужчины на Руси была очевидным символом мужественности, представитель сильного пола без этого украшения не мог даже жениться. Его считали неспособным к продолжению рода. Чтобы борода росла густая и окладистая, за ней особым образом ухаживали. Прежде всего, был наложен строжайший запрет на бритье.
Если кто-то хотел жестоко оскорбить мужчину, он мог отрезать у того бороду. За это по законам Русского государства полагался штраф 12 рублей (для сравнения: за убийство человека штраф составлял 36 рублей). Эти правила описаны в «Русской правде». Бывали случаи, что у врагов бороду поджигали. Такой поступок считался прямым объявлением войны.
Уход за кожей и волосами
Особое значение для ухода за кожей тела и лица имело омовение в бане. На Руси любили ядреный пар. Бани топили очень жарко, и всегда пользовались вениками. Без этого аксессуара русская баня – не баня. Вениками стегали достаточно активно, от всей души. После этого обычно ныряли в прорубь (если дело было зимой) или в речку. Если водоема поблизости не было, мужчина окатывал себя ледяной водой из колодца.
Все эти процедуры были очень важны. Высокая температура в парной способствовала активизации кровообращения. Хлестание вениками стимулировало лимфоток и укрепляло сосуды. Контрастный душ с использованием студеной воды делал кожу упругой, молодой, избавлял лицо от морщин и украшал его свежим румянцем, без которого на Руси не мыслили красоты. Для мужчин все эти процедуры были чем-то обязательным, даже священным.
Всем им, конечно, предшествовало тщательное мытье. Кожу сначала хорошо растирали мочалом. Его делали из нарезанной на полосы коры липы. Из этой ароматной и полезной для здоровья древесины обычно вырезали и полки в бане. Тело мыли золой и квасной гущей. Эти ингредиенты смешивали до образования однородной массы, а затем активно терли ею тело и волосы. Чтобы волосы и борода были густыми и блестящими, голову также мыли кислым молоком или глиной.
Гладкость коже придавали размоченные отруби. Ими умывали лицо как обычным мылом. Чтобы борода и волосы на голове росли активнее (особенно, если с этим наблюдались проблемы), голову по несколько раз ополаскивали настоями хмеля, липы, розмарина, ромашки и других лекарственных трав. Очень полезным считался квас, в котором замачивали мяту. В таком разогретом настое пропаривали веники; им же окатывали тело во время мытья. Помимо полезных для здоровья кожи свойств, он также придавал телу приятный аромат и отбивал запах пота, что очень нравилось женщинам.
Все эти процедуры были обязательными для каждого русского мужчины. Не мыться в бане, придерживаясь всех этих ритуалов, считалось постыдным. Мужик, который не ухаживал должным образом за своей внешностью, не мог рассчитывать на какой-либо успех у слабого пола. Часто за него не хотели идти замуж даже те девицы, которые находились в «критическом» для брака возрасте.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/53228-kakie-muzhskie-pricheski-schitalis-sam.html
Мужские прически древней руси воины
Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду — она считалась красой и честью любого мужчины.
О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян — скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.
Варяги
На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, — то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.
Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода — заплетена в косу.
Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.
Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.
Князья и дружинники
Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».
Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.
Колдуны
В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла — от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни — ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.
Миряне
В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд — пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.
После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо.
В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».
Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.
Источник статьи: http://russian7.ru/post/kakim-muzhchinam-na-rusi-zapletali-kosy/