Мужские прически xvi века
В XVI веке по всей Западной Европе продолжает утверждаться абсолютная монархия. Этот процесс происходит и в значительно окрепшей экономически Франции. С развитием мануфактур появляются новые классы — буржуазия и наемные рабочие.
Рис. 47
Географические открытия способствовали процветанию торговли с другими странами, налаживанию товарооборота между отдаленными районами самой Франции. Под воздействием итальянского Возрождения, проникшего во Францию в конце XV века, исчезают остатки средневековья. Во всем чувствуется влияние античности. Двор французского короля становится самым пышным в Европе. Вкусы окружающих приспосабливались к королевским. Несмотря на репутацию сильнейшей державы, Франция терпит поражение в войне с Испанией. В связи с этим она на некоторое время попадает под влияние и зависимость от испанского владычества. Но это не отразилось на французской культуре и искусстве. Пожалуй, больше всего испанское влияние сказалось в моде, особенно в высших, придворных кругах. Портреты короля, знатных дворян дают полное представление о том, как понимали красоту. Мужчины — дородные, плотные, сильные, с умными красивыми лицами. Женщины — со спокойным выражением глаз, мягкие, женственные.
Рис. 48
Основные виды и формы причесок. В первой половине XVI века мужские прически целиком повторяли силуэты испанских- волосы, зачесанные назад или подстриженные «лестничками» и подвитые надо лбом в крупные локоны. С 20-х годов XVI века прическа становится короче. Причиной этому было ранение в голову короля Франциска I во время игры в снежки. По совету медиков волосы пришлось коротко остричь — так родилась новая прическа типа «ежика», которую быстро скопировали придворные. Увлечение высокими испанскими воротниками также способствовало распространению коротких причесок. Король Генрих III был известным щеголем — ему приписывают появление разнообразных причесок из завитых волос. Он собственноручно завивал волосы себе и королеве. Так прически несколько видоизменились. Пряди надо лбом стали отращивать длинные и завивать в кольцеобразные локоны. С приходом к власти короля Генриха IV, слывшего также большим франтом,, распространяется мода на прически, сочетавшие короткую стрижку с завивкой. Она получила название «Генрих IV» или «Анри катр».
Существенной деталью этой прически были два или один «любовных» локона, которые были длиннее остальной массы волос и спускались на воротник с правой стороны. Входит в моду прическа «под болонку», с круто завитыми мелкими локонами.
С 50-х годов волосы в прическах стали носить разной длины, но надо лбом взъерошивали частым гребнем.
Пожилые дворяне носили прически с полудлинными завитыми волосами, зачесанными за уши, откинутыми со лба. К концу века распространяется мода на седину, введенная Генрихом IV. С 1594 года эта мода становится всеобщей. Для придания волосам иллюзии седины волосы пудрили мукой или пудрой. Дополнением причесок, которые с 1560 года еще более укоротились, были небольшие остроконечные бородки, получившие, так же как и прически, название «Генрих IV» («Анри катр»). Усы завивались так, чтобы концы воинственно, «метелками» торчали в разные стороны (рис. 47). Буржуа, ремесленники носили «пейзанские» прически, с бородами и усами; духовенство — прическу с выбритой макушкой — тонзурой.
Женские прически первой половины XVI века имели два основных силуэта. С распространением испанской моды прически стали делать высокими, с каркасными валиками надо лбом (рис. 48). Валики укладывались ровными объемными рядами один над другим (рис. 49). Иногда валики расширялись в середине. Часто такие прически сочетали разные виды завивки — мелкие локоны, крупные трубчатые локоны. Они располагались на висках. Другим видом прически была «кеглеобразная» с каркасами внутри. Прическа делалась на каркасе из железной или медной проволоки. Завитые локоны маскировали высокий каркас, полностью скрывая его, но повторяя его форму. Со временем форма каркаса стала изменяться — появились прически в форме «груши», «яблока», «летучей мыши». Во Францию проникли итальянские прически — с гладко причесанными волосами и прямым пробором, на макушке маленькая мягкая шапочка. Такую прическу мы можем видеть на портрете Джованни Бальтрафио «Прекрасная Ферроньера».
Рис. 49
В середине XVI века широко стали применять парики разного цвета. Был моден темный цвет, поэтому волосы посыпали темной, пудрой. В торжественных случаях прически посыпали толченым мускатом, серебряной фольгой. Особенно украшали прически типа «башни» («ля тур») — их ввела в моду королева Маргарита Наваррская. Прическа была сделана на каркасе, волосы завивались и покрывались таким количеством драгоценностей, что их почти не было видно (рис. 50). Прическа с мелкозавитыми локонами, «под болонку» вышла из моды — ее сменили высокие. Названий причесок этого времени много, но они произвольные (рис. 50а). Во времена правления королевы Марии Медичи все придворные дамы носили прическу, называвшуюся ракета. Все волосы завивались и приподнимались вверх конусом. Отдельные пряди заплетались в плоские косички и располагались крестообразно. Эта прическа была очень модной при дворе, и слово «ракета» в это время обозначало только упомянутую прическу. (Слово «ракета» итальянского происхождения, лишь несколько столетий спустя это слово приобрело новое значение — летательный аппарат.)
Рис. 50
Головные уборы, украшения, косметика
Костюм, так же как и прическа, в XV-XVI веках носит следы итальянской и испанской мод. Французские короли диктовали моду, которой раболепно подражали все придворные. Обладая красивой внешностью, короли Франциск I, а позднее Генрих IV старались сделать свои костюмы изысканными, роскошными-преобладали светлые тона, в моде были вышивки.
Женские костюмы, так же как и мужские, испытывали испанское влияние. Характерной чертой всех костюмов было резкое сочетание цветов.
С распространением испанских мод самым популярным головным убором становится ток (рис. 51). Он украшался страусовыми перьями, пряжками, драгоценными камнями у тульи, маскируя концы перьев. Особенно любили украшать шляпы длинным страусовым пером, получившим название «лисий хвост». Модники носили шляпы с большими полями — сомбреро. Распространены были среди буржуа и ремесленников и низкие шляпы — фуражки, козырек которых был выдвинут полумесяцем вперед. Мода на шляпы все время варьировалась. То они получали конусообразную форму, напоминавшую сахарную голову, то увеличивались в ширину, напоминая тарелку, то раздувались. Любимым головным убором оставался барет разных форм, красиво украшенный. Он вытеснил распространившийся в это время флорентийский ток. Разновидностью тока стала шляпа с высокой заостренной тульей и маленькими полями. В 40-х годах появилась новая форма барета. Она была не очень широкая, с узкими, загнутыми вниз полями. Эта форма стала общепринятой. Головные уборы было принято украшать золотыми блестками, дорогими безделушками. Бареты, украшенные перьями, были привилегией фаворитов. Низшие слои населения носили шляпы и шапки из простых материалов, а также фуражки, колпаки.
Рис. 50а
Женщины из-за высоких причесок носили головные уборы редко. Во время моды на прическу «под болонку» вошел в употребление испанский ток, который носили вплоть до появления высоких причесок. Сложная укладка волос повлияла на изменение форм головных уборов. Это были преимущественно маленькие, изящные шапочки, покрывавшие теменной пучок и спускавшиеся острым мысом на лоб (рис. 51а). Вариантов этих шапочек было бесчисленное множество. Женщины носили чепцы с длинными вуалями. Молодые женщины носили широкие, низкие шляпы разных форм. Они были разноцветные и делались из разных материалов, богато украшались перьями и всевозможными драгоценностями. Надевали капюшоны с короткой пелериной, а также сетки — под шляпы. Вошли в моду и широко распространились страусовые перья. Модным в то время был черный цвет, и большинство головных уборов делалось из тканей черного цвета. К головным уборам прибавился оригинальный беарн, изобретенный Маргаритой Наваррской. Он состоял из тонкого ровного обруча с прикрепленной к нему сзади вуалью и большим пучком перьев сбоку. Благородные дамы носили шаперон — маленькую красную шапочку с острым концом. Эти шапочки были бархатными, парчовыми, шелковыми. Женщины низших и средних сословий носили головные уборы из сукна. Но жены и дочери разбогатевших буржуа и ремесленников отделывали головные уборы так богато, что цена каждого могла превосходить цену целого наряда. Начали входить в моду высокие тюрбаны.
Рис. 51
Украшений носили так много, что королям приходилось издавать указы, в которых запрещались те или иные виды украшений. Ослушавшиеся подвергались штрафам. Но несмотря на это, мужчины и женщины носили массивные золотые шейные цепи, ожерелья, серьги из драгоценных камней, иногда достигавших размера грецкого ореха, броши и кольца искусной работы, расшитые пояса и длинные шнурки из переплетенных золотых и серебряных нитей. Модными считались длинные жемчужные бусы, двойным рядом обвивавшие шею. Носили черные маски и полумаски из черного бархата, а также перчатки и веера, расшитые узорами. Появились лорнеты, висячие зеркальца, часы, прикрепленные на концах шнурков. В виде украшения иногда надевали совсем немыслимые вещи. Широко распространилась мода носить на шейных цепочках медальоны с девизами, крохотные флакончики с духами, ароматическими маслами. В знак траура женщины украшали свою одежду эмблемами черепов и слез, которые укреплялись также на браслетах и ожерельях и даже на головных уборах.
Рис. 51а
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st020.shtml
Мужские прически xvi века
Глава четвертая. Английские прически XVI века
Общая характеристика
В XV веке Англия выдвигается в число могущественных стран благодаря географическим открытиям и завоеванию колоний, развитию мануфактур, торговле шерстяными тканями в разных странах. В это же время в ходе войны Алой и Белой розы была уничтожена старая феодальная знать. Королем стал Генрих VII Тюдор, основоположник династии Тюдоров. В этот период возвышается новое дворянство-джентри, связанное с торговлей, образуется единое национальное абсолютистское государство.
В период правления королевы Елизаветы создаются английские компании. Они направляют экспедиции в другие страны с целью захвата новых колоний и создают сильный по тому времени флот. Главным соперником Англии была Испания, с которой шла многолетняя упорная война. После крушения «непобедимой армады» — флота, посланного испанским королем для завоевания Англии, — Англия к началу XVI века становится одной из сильнейших держав Европы. Зарождение нового способа производства — капиталистического — способствовало превращению страны спустя три века в «мастерскую мира», могущественную, передовую морскую державу, обладательницу огромных колоний.
Рис. 52
В XVI веке в Англию, так же как и в другие страны Европы, из Италии проникают гуманистические идеи Возрождения, начинает пробуждаться интерес к литературе, театру, развивается просветительство. Одним из крупнейших гуманистов этого времени был лорд- канцлер Томас Мор, один из основоположников утопического социализма. XVI век в Англии по праву считается веком Вильяма Шекспира (1564-1616), который в своих бессмертных хрониках, трагедиях, комедиях показал яркую, полную энергии жизнь людей с сильными характерами, волей, большими страстями, могучей мыслью. «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Ричард III» и многие другие произведения Шекспира ставились на сцене лондонского театра «Глобус» и живут на сценах театров всего мира до сего времени. Драматургия Шекспира оказала большое влияние на развитие всей культуры в целом, так как театр сделался любимым местом простого народа. Изобразительное искусство отражало гуманистические взгляды и интерес к человеческой личности. Эстетический идеал женской красоты англичан напоминал испанский: сдержанность чувств, горделивая посадка головы, умение держаться прямо, с достоинством, белая кожа, женственность, густые светлые волосы ценились больше всех других качеств.
Мужскими достоинствами считались крепкое телосложение, высокий рост, отвага, сочетавшаяся с галантными манерами.
Основные виды и формы причесок
В Англии XVI века поочередно господствуют испанские, затем французские, а со второй половины XVI века — немецкие моды. При этом в каждую из них англичане вносят свой национальный колорит. В мужских модах все подражали королю. Мужские прически были просты, в большинстве «под скобку» (рис. 52, 52а и 52б). Аристократы носили завитые длинные локоны, подстриженные короче с одной стороны. Появляются прически типа «Анри катр», короткие стрижки на испанский манер с завивкой. Волосы надо лбом отращивались длин-, нее и завивались, с затылка срезались сильнее. Часто на лоб выпускали один «любовный» локон. На затылке волосы были подстрижены «ступеньками», или «лестничками», выглядели короче. Носили также прически типа «барашка», при которой волосы по всей голове мелко завивались, или типа «ежика», когда коротко подстриженные волосы торчали надо лбом наподобие игл ежа. Более длинные волосы зачесывали назад, подвивая их. Буржуа и ремесленники носили гладкие прически умеренной длины. Пуритане носили волосы, стриженные «в кружок», за что они получили название «круглоголовые» (см. рис. 52а). С конца XVI века вошло в моду припудривание волос, перенятое у французского короля Генриха IV. Дополнением к прическам были бороды и усы. Самой распространенной формой бороды была «эспаньолка» типа «Генрих IV», носили также бороды остроконечной, «козлиной», округлой формы. Усы имели форму щетки, концы иногда выпрямляли стрелками или подкручивали кольцами. Старые лорды носили более длинные бороды и усы. Молодые следовали моде.
Рис. 52а
Рассмотрим прически на портретах Г. Гольбейна Младшего. «Король Генрих VIII» (1537). Чванливое, почти круглое лицо обрамлено бородкой «жабо», подбородок остается почти открытым, усы опускаются почти к бороде. Прическа короткая, почти скрыта большим плоским баретом с белым пером. «Портрет Симона Джорджа Квокута» (1542). На полотне — молодой человек с короткой стрижкой. Волосы не завиты, гладко прилегают к голове. Небольшая борода и усы подвиты, почти сливаются друг с другом. Борода типа «Генрих IV». Дополняет прическу плоский барет, украшенный драгоценностями и пером. Бареты мы видим почти на всех портретах.
Рис. 52б
Все состоятельные женщины носили, следуя испанской моде, высокие прически с каркасами разной формы, сделанными из проволоки или бархатных валиков. Каркас укреплялся на висках, на него накладывались слегка подвитые волосяные пряди и закреплялись. Наиболее распространенной прической были волосы, уложенные вокруг головы валиком в виде сердца. При такой прическе волосы разделялись на прямой пробор, на макушке укладывались в плоский пучок, покрытый маленькой бархатной шапочкой или сеткой. Аристократки, придворные дамы носили валикообразные прически. Валик был широкий, объемный. Для этого использовали искусственные элементы — подкладные подушечки. Во второй половине XVI века появились «кеглеобразные» прически. Волосы завивались и укладывались на высоком каркасе. Конец его венчала небольшая волосяная розетка. Носили волосы, завитые в локоны разной формы, распуская их по щекам или собирая в пучок на затылке. Делались прически с пробором. В конце XVI века появляется горизонтальная завивка: волны в прическах укладываются ровными прядями, сильно открывая лоб.
Рис. 53
С появлением высоких воротников прически стали «расти вверх». В царствование королевы Елизаветы начинают носить парики всех цветов. Сама королева предпочитает рыжий или шафрановый. Прически на париках были различны, некоторые — в форме конуса, другие — в форме груши. На многих портретах королева Елизавета изображена в высокой прическе типа «башня»: волосы завиты в трубчатые локоны и уложены в строгом порядке — параллельными рядами, вертикально к голове. Прически обильно посыпались пудрой, украшались шпильками с алмазными навершиями, серебряными сетками, перьями. Валикообразные прически несколько изменились: к силуэту сердца добавился высокий пучок, а также мелкие локоны, расположенные вокруг лба. Высокие прически часто принимали форму головных уборов, чаще всего — хоутса, небольшой шапочки, мысом надвинутой на лоб.
Рис. 53а
Английский костюм, как и прическа, испытывали влияние иностранных мод. В начале XVI века в Англию проникают итальянские, затем испанские, французские, немецкие моды. Все они влияли на английский стиль, но захватывали только верхушку общества и королевский двор. Во второй половине XVI века увлечение испанскими модами было связано с замужеством Марии Тюдор, ставшей женой испанского короля Филиппа II. Костюмы аристократов демонстрировали богатство их хозяев, роскошь королевского двора стала предметом подражания. Костюм потерял легкость и тонкость, — перегруженный украшениями из кружев и мишуры, он превратился в нечто вроде богатой витрины. Имея возможность использовать товары, привезенные со всех концов света, английские лорды стали шить свои костюмы из индийской парчи, восточных и венецианских тканей, с отделкой из русских мехов. В связи с этим выходит ряд законов, которые запрещали буржуазии носить дорогостоящие ткани. Это обострило раздор между буржуазией и аристократией, придворными.
Рис. 53б
Мужской костюм состоял из куртки, штанов, доходивших до колен, и плотно обтягивавших ногу чулок. Куртка и штаны украшались прорезями; дополнением к куртке был высокий воротник, размеры которого сильно увеличились к этому времени. Отделка была различной и придавала всему виду то строгость, то изнеженность.
Женский костюм напоминал испанский и состоял из тех же деталей.
Направление в моде определялось вкусом королевы Елизаветы, которая требовала, чтобы все придворные дамы следовали ее примеру, однако их костюмы должны были быть менее богаты. Вариантов женских костюмов было много; в середине XVI века стало ощущаться влияние немецкой моды. Состоятельные люди носили бархат, парчу, тонкое сукно локальных цветов — зеленого, голубого, коричневого.
Самым нарядным во всей Европе считался красный цвет. Его использовали в костюмах для торжественных случаев — пиров, турниров, театра.
В конце XVI века в женском костюме произошли изменения: начали носить под юбкой железные конструкции — вертюгали. Они расширяли юбки, делали весь костюм более массивным, приземистым, нарушали пропорции фигуры. Королевские костюмы ослепляли величавостью, роскошью.
Головные уборы, украшения, косметика
Носили низкие бареты с пером, на манер испанских и французских. Высокие фетровые шляпы с перьями, у которых с одной стороны отгибались поля, разнообразные меховые, суконные, бархатные шапочки. Королева Елизавета, покровительствовавшая торговле, издала указ об обязательном ношении среди простого населения шерстяных колпаков, вязанных из грубой шерсти.
Женскими головными уборами были чепцы сложной конструкции, которые часто надевались один на другой (рис. 53, 53а и 53б). Носили шляпки с полями, шапки. Национальным головным убором считался гейбл-по форме он напоминал крышу домика и состоял из нескольких слоев материи: верхний слой был самым твердым, внутри были тонкие чепцы и шапочки. Чтобы форма «крыши» сохранялась, подкладывали каркасы, валики. Гейбл декорировался вышивкой, драгоценностями. Сзади прикреплялся один или два куска тонкой ткани или вуали. Этот головной убор хорошо передан на полотнах Ганса Гольбейна Младшего — «Портрет леди Ратклиф» и «Портрет Джейн Сеймур». Многие дамы любили небольшие шапочки хоутс, надевавшиеся на темя и прикрывавшие волосы. Края хоутса выгибались полушариями, середина спускалась мысом на лоб. По форме это было маленькое «сердечко». Считалось, что этот изящный головной убор был введен в моду шотландской королевой Марией Стюарт, которая любила наряды и слыла красавицей.
На полотне французского живописца Шарля Клуэ Мария Стюарт изображена в хоутсе — видны боковые части прически.
Жены горожан, ремесленников носили головные уборы из дешевой шерсти, льна. Это были скромные по форме чепцы. На улицу надевали платки.
Украшения. Прически королевских особ, придворных нередко украшались обручами, жемчужными нитями, шпильками, гребнями с жемчужными и алмазными навершиями. Королева Елизавета ввела в моду вуали, крепившиеся к каркасам, которые создавали нечто вроде воздушного облака. Королева дополняла свой головной убор золотыми обручами, которые украшались драгоценностями, нанизанными в виде подвесок. Среди мужчин, так же как и среди женщин, было распространено ношение серег, только мужчины носили серьгу в одном ухе (левом); драгоценности, прикрепляемые к шпилькам, гребням, заколкам, не только украшали прически, делали их более’ праздничными, но и поддерживали волосяные пряди, которые закручивались вверх и должны были иметь поддержку в виде каркаса. Прическа королевы была усыпана драгоценными камнями и жемчугом, которые накреплялись на длинные шпильки.
Косметика. В Англии XVI века среди аристократов косметика была сильно распространена. Мужчины и женщины румянились, подкрашивали ресницы, брови, губы. Белила покрывали не только лицо, но и руки. Это время характерно модой на большие лбы, поэтому прибегали к помощи специальных инструментов для выщипывания волос, что зрительно увеличивало размер лба. Королева Елизавета не только увеличивала линию лба, но и сбривала брови, как это было модно в Италии. Прически обсыпались разноцветными крупными пудрами, которые придавали волосам и прическам на париках разные оттенки. Высшее общество пользовалось дорогими мазями, ароматическими водами, притираниями. Все это стоило очень дорого. Горожане и крестьяне не могли приобретать эти товары.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st021.shtml