Н ярославцев почему растут усы

Добрый и весёлый поэт

10 марта замечательному детскому поэту Николаю Ярославцеву исполнилось 60. Поздравляем!

Недавно на одном серьёзном совещании зашёл разговор солидных людей о патриотизме. Мнения по вопросу высказывались разные. Говорилось о том, как прививать детям любовь к родному краю, что с этой целью нужно усилить в процессе воспитания, какие меры принять в отношении телевизионных передач и кино…
А мне на фоне умных суждений вдруг вспомнилось небольшое стихотворение Николая Ярославцева: «Незабудки». И когда представилась возможность, я сказала, что не надо особых ухищрений, чтобы воспитать патриотов, достаточно детям в раннем возрасте прочесть и выучить наизусть это непритязательное стихотворение:
Голубые незабудки
На полянке – там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.

Потому их так назвали,
Чтоб от Родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли!

Меня это восьмистишие, особенно его последние строки, трогают до слёз. Кстати, красота родной земли запечатлена Николаем Витальевичем во многих произведениях: «Саранки», «Жарки», «Что привёз я из тайги?», «На Байкале», «Родничок», «Закон тайги», «Ручей»…
Каким таким особым секретом должен обладать поэт, чтобы вот так легко, доступными пониманию каждого ребёнка словами выразить главную суть?
Готовясь написать эту юбилейную статью, я перечитала две последних книги Николая Ярославцева и сделала в них около 30 закладок. Могла бы гораздо больше, но понимаю, что и половины того, что отметила, процитировать не удастся. Вообще-то у поэта вышло, если не ошибаюсь, семь книг, не считая многочисленных публикаций в различных журналах, антологиях и сборниках для детей. Но книги, о которых веду речь, как бы обобщают его творчество, потому и остановлюсь на них.
Первая книжка «Паровоз ходил чумазый», предназначена детям, но, на мой взгляд, она ещё и идеальное пособие для родителей и педагогов. Книга хорошо издана в 2010 году «Экспресс-издательством» Геннадия Богданова, замечательно оформлена художником Ольгой Кузьминой и уже стала редкостью. Почему я назвала этот сборник стихов пособием? Да потому, что он помогает взрослым вспомнить детство, свои ранние открытия мира и всех его сложностей,и тем самым учит обращаться с ребёнком бережнее. Книга ведёт взрослого читателя к пониманию ребёнка и того, как он познает окружающий мир через призму своего воображения. Она и написана будто бы ребёнком. Да-да, тем самым, вышедшим на улицу или сидящим дома, но на каждом шагу удивляющимся тому, что понятно взрослому, и ещё не пОнято маленьким человеком.
«Где живёт ветер?» «Почему растут усы?» «Чем пахнет хлеб?» «Для чего нужны цветы?»… Надо обладать очень тонкой душевной организацией, чтобы не забыть эти и другие подобные вопросы, волнующие всех нас в детстве, но давно утраченные и отшлифованные ответами реальной жизни.
Где твой дом, скажи мне ветер?
Ты гудишь, свистишь, поёшь.
Я тебя сегодня встретил,
Только где же ты живёшь.

И каков ответ! Его мог сформулировать только ребёнок:
Хитрый ветер, ты кругом,
У тебя повсюду дом!
Только детское воображение, принимающее мир чистой душой, способно на такие обобщения. А сохрани ребёнок такое воображение на всю последующую жизнь, кто знает, не совершит ли он в будущем более серьёзные открытия?!
Но поэт не только видит мир глазами ребёнка, он еще и дает детям подсказки в своих стихах, с тонкой иронией корректирует их поступки и первые шаги по жизни. Он преподносит им простые истины и нравственные ценности доступным, лёгким языком.
Книги радостно дарить,
Книги могут говорить,
Только надо, чтоб услышать,
Вам букварь благодарить.

Он с улыбкой открывает сложности и тонкости родного языка:

Ошибки в словах
допускает Иван…
И бЕшеным краном
стал бАшенный кран.

Он даёт первые уроки стихосложения:
Любят кушать обезьяны
Очень сладкие …

Испугавшись нашей Светки,
Воробьи слетели с …

В этой книге много еще всяческих интересных вещей: и весёлые считалки, и загадки, и частушки, и нелепицы, которые так любят сочинять ребятишки. Но главное, в этой книге есть то, в чём более всего нуждаются дети – любовь к ним, понимание их – будущих граждан родной страны и планеты Земля.

Читайте также:  Разновидности стрижки каскад для длинных волос

Вторая книга, о которой я хочу сказать, тоже вышла в «Экспресс-издательстве». Она не так совершенна в оформлении, как первая, но весьма привлекательна содержанием. «Мечтаю, смеюсь и грущу…» — серьезный поэтический сборник, который по словам автора включает весь жанровый спектр его творческого багажа. В книгу вошли литературные пародии, эпиграммы и посвящения, лирические стихи – именно в таком порядке выстроена композиция сборника.
Но если в написании пародий и эпиграмм, Николай Ярославцев, что называется, собаку съел – с них начинался его поэтический путь, на них он оттачивал перо, то его лирические стихи для многих будут открытием. Таковыми они стали и для меня.
Поэт и здесь не избежал своей любимой детской темы:
Мечтаю, смеюсь и грущу почему-то,
Вхожу в золотые от солнца дворы.
Родятся стихи от весеннего утра
Для шумной и доброй моей детворы.

Я буду смешные читать небылицы –
Летать на тарелке, гулять по луне.
Приятно мне видеть счастливые лица!
И весело детям, и радостно мне!

Николай Ярославцев многие годы проработал авиатехником в читинском аэропорту, он и сейчас, будучи уже известным и маститым писателем, служит небу. Но и от земли не отрывается:
В читинском порту совершаются рейсы.
И здесь у обычной бетонной плиты
Растут эдельвейсы, цветут эдельвейсы
Такой необычной, как сон красоты!

Вы можете запросто к ним прикоснуться,
Не лазать в горах, чтоб увидеть мечту.
Достаточно просто однажды проснуться,
Взять в кассе билет и примчаться в Читу!

Ироничность в стихах – высший пилотаж Н.Ярославцева. Он и в лирических откровениях остаётся верен себе:
Ты, я знаю, придёшь через веси и дали,
Сквозь раскат грозовой,сквозь туманы идя.
Даже в топях болот ты застрянешь едва ли,
Не сбежишь, не исчезнешь в потоке дождя.
Ты нагрянешь ко мне без звонка и без стука,
Без приветствий, объятий,как свет на жнивьё.
И не выдавит слёз наша злюка-разлука…
тихо встречу тебя, вдохновенье моё!

В книге много посвящений – друзьям, любимым, коллегам. Они написаны в разные годы, но истинность чувств продолжает жить в этих строках:
***
Т.В.
Как это здорово: влюбляться
В июльский дождик проливной!
Когда тебе уже семнадцать, —
смеяться с будущей женой!
Вбежать в подъезд по лунным лужам
И ощутить, что ты – поэт.
И знать, что ты на свете нужен,
Как и тебе – весь этот свет!

Не удержусь от публикации еще одного восьмистишия, в котором, по-моему, отражается сущность нашего юбиляра.

Я женщиной любимою любим
И, значит, не забыт и не заброшен!
Я мог бы стать, наверное, любым,
Но хочется быть добрым и хорошим.

Я лёгкими своими воздух пью –
Себя врачую утренним бальзамом.
Такое чувство, будто состою
У Господа на службе первым замом!

И в завершение, позволю себе на секунду отойти от официоза и поздравить юбиляра – от души.
Мы знакомы с тобой, Коля, почти 40 лет! За это время ты стал большим и хорошим поэтом. Тебя любят дети, обожают взрослые. Поэты счастливы увидеть на свои стихи твои пародии и эпиграммы. Твои книги переводятся на другие языки, произведения публикуются в детских хрестоматиях и российских антологиях, прочих популярных изданиях. При этом твоих книг не встретишь в магазинах, потому что они туда просто не попадают – расходятся по рукам уже из типографии. При всей своей известности мог бы уже и голову задрать! А ты остаёшься прежним, потому что знаешь по чём фунт лиха. Вот и оставайся таким! Мы тебя любим! Пиши, издавайся и не зазнавайся!

Источник статьи: http://stihi.ru/2013/03/29/1538

Литературный вечер «Творчество забайкальского поэта Н. В. Ярославцева» в подготовительной группе

Елена Шамсутдинова
Литературный вечер «Творчество забайкальского поэта Н. В. Ярославцева» в подготовительной группе

Читайте также:  Модная окраска волос при короткой стрижке

Литературный вечер в подготовительной группе ДОУ

«Творчество Забайкальского поэта Н. В. Ярославцева»

Воспитатель Шамсутдинова Е. А.

Цель: Расширить представление детей о жизни и творчестве Забайкальского поэта Н. В. Ярославцева.

Задачи:

• Развивать интерес к слушанию стихотворений, творческое воображение, речевую активность;

• Развивать у детей познавательный интерес, память, логическое мышление;

• Способствовать воспитанию чувства юмора, доброго отношения к людям, природе.

Оборудование: портрет писателя; книги Н. Ярославцева; презентация.

Ход мероприятия

— Наш литературный вечер посвящен творчеству Забайкальского поэта Николая Витальевича Ярославцева.

Рассказ о поэте:

-Николай Витальевич Ярославцев – потомок уральского казака Ярославцева, сосланного с клеймом «вор» на лице, за участие в пугачевском восстании, на вечное поселение в Забайкалье. Родился 10 марта 1953 года в городе Чита. После окончания школы поступил в Читинский железнодорожный техникум.

Работал монтером на Забайкальской железной дороге – строил малую железную дорогу. Срочную службу проходил механиком-водителем боевой машины в танковых войсках. С 1974 года, практически без перерыва, работал техником по авиаприборам на читинском авиапредприятии, занимаясь сложным и ответственным делом – он инженер по авиационному электронному оборудованию самолетов и вертолетов.

Нельзя сказать, что поэтический талант появился у него вдруг внезапно. Еще в 10 лет он писал стихи. Одно из них, похожее на смешную дразнилку, он посвятил своей сестре.

Шла Наташа по дороге –

У нее худые ноги –

Дунул резко ветерок

И свалил Наташу с ног.

— В школе у него был друг. И следующее стихотворение навеяно дружбой с одноклассником:

В школу шел отличник Вовка.

Сел комар на Вовку ловко…

Но вампир, писклявый, гнусный,

Сплюнул – Вовка был невкусный…

Ну, а двоечник Макар –

Комарами весь искусан,

Потому что очень вкусен.

Говорят, любой балбес –

— Как вы считаете, поэт, написавший эти строки, веселый человек? (ответы детей)

— А когда Николай стал совсем взрослым, он начал сочинять стихи своему сыну. И потому, что сыну стихи очень понравились, Николай Витальевич решил познакомить со своими фантазиями всех юных читателей. Так появились книжки «Где живет ветер», «Почему растут усы», «На летающей тарелке!». Давайте послушаем одну из фантазий поэта.

Стихотворение «Гости» (читает ребенок)

Пришли ко мне в дом

И легли у порога

У каждого зверя

От страха я сдвинуться

Но разве гостей

Так в Сибири встречают?

А ну предложу им

— Устали с дороги?

В ответ носороги.

Из брусники, кипрея,

И каждый из них

И каждый теперь

Симпатичен был мне,

Покатал на спине.

Беседа о прочитанном:

— Почему все изменилось, когда попили вкусный чай?

— Как встречают гостей в Сибири?

— Можно ли сказать, что это фантазия поэта?

-А сейчас я вас приглашаю на музыкальную разминку!

(Музыкальная разминка «У жирафа»)

— Послушайте еще несколько стихотворений Николая Витальевича, и определите, фантазии ли это?

Дети читают стихи: «О Бабе-Яге», «Умная елка», «Снеговик».

Знакомство с ритмическими особенностями стихотворной речи и рифмой:

Игра в рифмы:

— А вы умеете играть в рифмы? Попробуем? Подберите рифмы к словам. Я буду бросать мяч и произносить слово. Тот, у кого в руках мяч, должен придумать рифму и вернуть мне мяч.

Игра «Доскажи словечко»

— Молодцы, с рифмой справились. Теперь, наверное, вы сможете помочь мне правильно прочитать стихи Н. В. Ярославцева.

— В них потерялись некоторые слова, давайте попробуем их найти. Но не забывайте, что поэт веселый, озорной, и стихи у него тоже озорные.

Я видел, как летом, в начале июля,

По небу со свистом летела… (кастрюля).

И что тут смешного, кастрюля летела,

А может, она полетать захотела?

А может кастрюля не чья-то, а … (ваша,

И может быть, в ней очень вкусная … (каша,

Которая с луком, которая с … (маслом,

Которую съесть отказались… (напрасно).

Читайте также:  Если не растет щетина что это значит

Я видел: кастрюля спустилась к окошку,

Туда, где был мальчик с обычною… (ложкой).

А вы бы хотели – Олеги, Наташи –

Впервые отведать летающей … (каши?

— Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

• Подбери марки автомобилей

Едет цвета шоколада

По Чите машина «…» (Лада)

А за ней идет лениво

«Жигули» с названьем «…» (Нива)

Обогнать ее охота –

Мчится шустрая «…» (Тойота)

Ей летит на перерез

Перед ним затормозил

Кирпичом груженый «,» (ЗиЛ)

С ним встречался много раз

С длинным кузовом «,» (КАМАЗ)

— Николай Витальевич не только фантазер и веселый человек, но еще очень наблюдательный и умеет видеть поэзию в самых обыкновенных вещах. А еще он любит смекалистых детей, поэтому сочиняет для них загадки. Хотите попробовать их отгадать?

В небе что-то прогудело –

Это что за чудеса?

А за ним белее мела

Промелькнула полоса. (Реактивный самолет)

Она строчит, как пулемет,

Сноровисто и ловко.

И вот… готовая обновка. (Швейная машинка)

Она кругла и горяча,

Ее прабабушка – свеча. (Лампочка)

Если дождик я услышу,

Выношу из дома крышу

И несу над головой,

Дождь идет, а я сухой! (Зонтик)

Шумно падает на грядку,

Пляшет весело вприсядку.

Дети машут из окошка:

— Попляши еще немножко! (Дождик)

Кто несет на голове

Костяные ветки две? (Олень)

Невидимый и ловкий

Сорвал белье с веревки.

Он в подворотнях шарил,

Везде совал свой нос

И мой воздушный шарик

Схватил и вдаль унес. (Ветер)

У забора нашей дачи –

Целый лес травы кусачей.

Даже наш дворовый пес

Не сует в нее свой нос. (Крапива)

— Молодцы, ребята! Со всеми загадками справились. Вот и подошел к концу наш литературный вечер.

-Что вам больше всего понравилось?

— Как имя поэта, с творчеством которого мы познакомились?

— Ребята, я вам предлагаю в группе нарисовать иллюстрации к понравившемся стихам Николая Витальевича, и устроить выставку рисунков. А эти книжки мы с вами поставим в книжном уголке и обязательно еще раз почитаем.

Чтение стихотворения забайкальского поэта Бориса Макарова «Глобус» Борис Константинович Макаров родился 15 марта 1939 года в селе Атрать Чувашской АССР. Почти сразу же, после рождения, вместе с семьёй, переехал.

Литературный праздник, посвященный творчеству Н. Носова в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад № 5 ГО г. Нефтекамск РБ Сценарий литературного вечера,.

Литературный проект в подготовительной группе «По страницам книг Т. Крюковой» Название проекта: «По страницам книг Т. Крюковой». Тип проекта: познавательно-творческий проект. Продолжительность: краткосрочный, 3 недели.

Литературный вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина, в подготовительной группе Цель: Развивать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. Задачи: Совершенствовать художественно — речевые, исполнительские.

Литературный вечер, посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина (старшая группа) Цель: Развивать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. Задачи: Образовательные: Совершенствовать художественно — речевые,.

Литературный вечер «Творчество С. В. Михалкова» в группе старшего дошкольного возраста Литературный вечер «Творчество С. В. Михалкова» подготовила Тешева Анжела Шамсудиновна воспитатель старшего дошкольного возраста МБДОУ №33.

Литературный вечер «В гостях у Зимы» Цель: Воспитывать любовь к родной природе, к русской литературе Задачи: Образовательные: 1) Закрепить знания о времени года – зиме, месяцах;.

Мастер-класс по оформлению плаката к Дню рождения Забайкальского края Мастер — класс по оформлению плаката к дню рождения Забайкальского края (1 марта 2019 года, проведенный педагогом дополнительного образования.

Музыкально-литературный вечер «Милой, любимой, дорогой» к 8 Марта в старшей группе Музыкально-литературный вечер «Милой, любимой, дорогой!» Сценарий праздника посвящённого женскому дню 8 марта для детей старшей группы (2019год).

Презентация к уроку литературы для учащихся 11 класса «Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама, русского поэта XX века» О. Э. Мандельштам родился в Варшаве в семье коммерсанта. Детство и юность его прошли в Петербурге, образование получил в Тенишевском коммерческом.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/literaturnyi-vecher-tvorchestvo-zabaikalskogo-poyeta-n-v-jaroslavceva-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Оцените статью
Adblock
detector