Зачем православным нужны бороды
протоиерей Артемий Владимиров
315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.
— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.
Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.
Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.
Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).
Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.
Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.
Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка “прогрессивного” толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…
Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.
— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?
— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.
И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека “по одежке”, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.
Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.
— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.
Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если кого-либо из наших сограждан попросить нарисовать словесный портрет православного священника, то он может забыть (или не знать) о каких-либо частях (элементах) облачения, но о бороде не забудет никто. Более того, именно борода будет тем, о чем он вспомнит в первую очередь. Утверждение, что попы носят бороду, уже настолько прижилось в нашем сознании, что ответить напрямую: почему священники носят бороду, – сможет не каждый. Так уж повелось, а если кому-то доведется увидеть безбородого священника в облачении, то без легкой дезориентации и приступа когнитивного диссонанса тут не обойтись.
Итак, зачем священники носят бороды? Многие, наверное, подумав, сошлются на образ Иисуса Христа, который мы видим на иконах, и укажут, что так проявляется подражание внешности Спасителя. Безусловно, это одна из причин, но не единственная.
Борода в Священном Писании
Даже те, кто особо не вникал в тексты Священного Писания, могут догадаться, что ношение бороды священниками имеет древние ветхозаветные корни. И действительно, в 19-й и 21-й главах Книги Левит мы увидим прямое повеление Господа не стричь головы и бороды. Есть для этого и свои причины. Неканоническое Послание Иеремии, в самой первой главе, сообщает нам, что бритье голов и бород свойственно языческим жрецам, именно поэтому Моисеев Закон был направлен на то, чтобы удержать еврейских священников от идолопоклоннических обычаев. Прп. Ефрем Сирин уточняет, что язычники специально отращивали волосы на голове и лице, дабы затем остричь их в специально назначенное время у «священных» источников или прямо на самих капищах. Таким образом, бритье голов и бород было не просто традицией, а частью идольских мистериальных культов. Мы прекрасно понимаем, что Христос отменил ветхозаветный обрядовый закон, потому в Новом Завете подобных повелений относительно ношения бороды не встретим, но есть в этом вопросе другая сторона.
Борода в канонах
В первой книге «Апостольских постановлений» (п. 4) говорится, что «обнажает бороду» тот, кто хочет нравиться другим. Примерно эта же мысль звучит и в 96-м правиле Шестого Вселенского Собора. Там идет речь о том, что те, кто облеклись во Христа, должны подражать и житию Его, а отсюда избегать плетения и специальных укладок своих волос, которыми они искушают неокрепшие души. Зонара в своем толковании поясняет, что правило это относится и к бороде, но здесь опять же есть свои причины. В то время мужчины плели волосы и брили бороды, дабы казаться нежными и походить более на женщин. Как, возможно, вы догадались, речь в данном случае идет о гомосексуальных традициях древнеримской империи. Дабы дистанцироваться от подобных ассоциаций, Церковь и вводит запрет на манипуляции с волосами, которые были признаком блудных пороков.
Как мы понимаем, с тех времен традиция ношения бороды настолько укоренилась, что теперь батюшки носят бороду, как бы сказали современные программисты, по умолчанию.
В дальнейшем идея схожести безбородого мужчины с женщиной перекочевала в определения Стоглавого Собора (1551 год). Но, видимо, в XVI веке отсутствие бороды у мужчины казалось настолько противоестественным, что в определениях Собора содержится даже запрет отпевания и каких-либо иных молитв в храме за упокой душ тех, кто посмел сбрить бороду.
Наверное, именно поэтому православная борода в Украине, России, Беларуси, в общем, в славянских странах, приобрела смысловую связь с такими понятиями, как могучесть, сила, воля, и прочими атрибутами мужественности.
Может ли священник не носить бороду?
Теоретически, конечно, может, но практически бороды православных священников стали неотъемлемым признаком их внешности. За границей ситуация иногда складывается немного иная. Как мы знаем, латинские священнослужители в большинстве своем не носят бород, так как с раннехристианских времен это считалось указанием на принадлежность к высшим социальным слоям древнеримского общества, постепенно данная традиция укоренилась и стала общепринятой на Западе. Но вот когда Европу и США в 60–70-х годах ХХ века накрыла популярность движения хиппи, то бороды начали сбривать и некоторые православные священники. Представители хиппи принимали и распространяли наркотики, «прославились» и другими нарушениями закона, а одним из признаков их внешности стала борода. Так вот, священникам просто надоело, что их постоянно задерживала полиция, воспринимавшая наличие бороды как атрибут принадлежности к хиппи.
Сегодня мы видим, что носить бороды стали не только священнослужители, но и просто многие мужчины. Но если для далеких от Церкви людей это дань моде, то для православных борода стала символом стремления подражания Христу. Поэтому, отвечая на вопрос: зачем православным бороды, – достаточно будет и ссылки на то, что бороду носил наш Спаситель. Хотя мы, конечно, прекрасно понимаем, что наша духовная жизнь, а тем более вечность уж никак не зависят от наличия или отсутствия растительности на лице.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyashchenniki-nosyat-borodu
Старцы без бороды
Слушая несколько раз в неделю на телеканале «Союз» лекции профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, чувствуешь себя студентом-заочником этого учебного заведения, получающим богословское образование. Великое миссионерское и даже, можно сказать, апостольское, служение несет этот человек, духовно просвещая не только священнослужителей, но и широкие массы простых людей. Низкий поклон уважаемому профессору за возможность получить «дорожную карту» для спасения души.
Однако некоторые излагаемые профессором богословские позиции вызывают недоумение. Это относится, в частности, к телесному воздержанию во время постов.
Суммарное число постных дней в году, как известно, превышает его половину, и воздерживаться от исполнения супружеского долга, считает Осипов, так долго тяжело. Профессор утверждает, что скоромную пищу во время постов можно заменить на другую (постную), а вот в сфере половых отношений замена невозможна, поэтому число супружеских контактов в эти периоды можно ПРОСТО УМЕНЬШИТЬ. Требование церкви отказаться от таких контактов во время постов профессор объясняет не тем, что это грех, а необходимостью проявить благоговение перед Богом.
При этом ни на каких святых отцов лектор не ссылается, хотя обычно он их цитирует даже чаще, чем Священное Писание. А ссылается он на фразу Христа о «неудобоносимых бременах», которые законники налагали на людей. Но там речь шла отнюдь не об этом. Необходимость строгого соблюдения постов у иудеев не подлежала сомнению (так, фарисей в притче о фарисее и мытаре ставил регулярные посты себе в заслугу (Лк. 18:12).
Что же по этому поводу говорит Евангелие? Тело человека – это храм для Духа Святого («Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1Кор. 7:19).
Дух Святой не может обитать в оскверненном храме (теле): («Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18).
В Откровении сказано, что среди ста сорока тысяч избранных Богом на первом месте стоят девственники, НЕ ОСКВЕРНИВШИЕСЯ с женами (именно с женами, а не с блудницами (Откр.14:4).
Поэтому половой контакт – это, с духовной точки зрения, ОСКВЕРНЕНИЕ человека, как бы ни пытались приукрасить его сущность. Апостол Павел разъясняет, что ждет тех, кто вступает в брак (в частности, уже после утраты супруга) и делает свой жизненный выбор в пользу такого осквернения («Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:28).
Именно поэтому монахи, стремящиеся достичь ангельской чистоты еще на земле, дают обет безбрачия. Простым людям церковь делает послабление, предписывая им соблюдать такую чистоту только во время постов, иначе не получится попасть на «пир к царю в БРАЧНОЙ (то есть незапятнанной) ОДЕЖДЕ», и такого человека ждет «тьма внешняя, где плач и скрежет зубов» (Мф. 22:11-13).
Всем ведь понятно, что стремление удовлетворить желание половой близости связано с зависимостью, или со СТРАСТЬЮ, которой одержим человек. Ученые экспериментально установили, что за половое возбуждение отвечает тот же участок мозга человека, который реагирует на алкоголь или наркотики.
Святые же отцы считают БЕССТРАСТИЕ важнейшим условием уподобления человека Богу (29-я ступень «Лествицы» называется именно «О бесстрастии»). Поэтому даже из такого простого рассуждения ясно, что половые отношения удаляют человека от Бога.
Что же рекомендует профессор Осипов? Всем сидящим в зале (без оговорок на присутствующих здесь монахов!) – сохранять эту одну из самых богопротивных страстей в себе даже во время приближающих человека к Богу «духовных взлетов», каковыми есть посты. Странная, мягко говоря, позиция. Ведь Евангелие постоянно ориентирует нас на то, что нужно потрудиться и «отвергнуться себя», чтобы получить награду свою.
…Однажды на одной из лекций профессор Осипов рассказал о произошедшим с ним смешном, на его взгляд, эпизоде. В одном из монастырей к нему обратилась женщина с просьбой показать дорогу к старцу. «А может, это я и есть?», – в шутку ответил Осипов. «Нет, у вас нет бороды», – ответила женщина.
А ведь в этом ответе не было ничего смешного. Сначала богословы сбривают бороды, затем начинают увлекаться элегантной светской одеждой, поездками за границу, другими мирскими искушениями. А там, глядишь, и прелесть тихой сапой начинает их одолевать…
Источник статьи: http://proza.ru/2015/06/06/572
Почему католические священники не носят бороду?
Побывавший, как в православном, так и католическом храме человек, сразу может отметить для себя, что у православных священнослужителей обычно есть борода, а вот у католических она отсутствует. Заметив это отличие, практически каждый человек задается вопросом, почему православные священники всегда носят большую и густую бороду, а вот католические нет? На самом деле, этот вопрос действительно является очень актуальным и имеет очень глубокие исторические корни, о которых ниже будет рассказано детальнее.
Почему католические священники бреют бороду?
Еще в Ветхом Завете было написано о том, что сыны Ароновы не должны брить голову и подстригать края бороды, поскольку такие действия во времена пророка Моисея относились к разряду траурных обрядов, выполняемых язычниками. Соблюдая этот обычай Ветхого Завета и желая подражать внешнему виду Христа, православные священники начали отращивать бороды. В отличие от православных священников, у католических принято не отпускать бороду, а сбривать ее и, делают они именно так по следующим причинам:
- католические священники считают выбритое максимально гладко лицо символом святости;
- священники католической церкви считают гладко выбритое лицо символом явной победы души над плотью;
- гладко выбритое лицо – это способ подражания Ангелам, изображенным на иконах без бороды.
Что касается рассмотрения этого вопроса с исторической стороны, то здесь стоит сказать, что во время зарождения христианства в европейских странах, на территории той же Европы было много варваров, носящих длинные, неаккуратные бороды. В то время, варваров считали непросвещенными людьми и, чтобы не быть похожими на них даже внешне, христиане начали бриться.
Несмотря на то, что большинство католических священников того времени сбривали бороды, носили бороду такие Римские Папы, как Юлий II, Климент VII, Павел III, Марцелл II и др.
Стоит отметить и такой любопытный момент, что несмотря то, что католические священники практически никогда не носят бороды, в раннехристианском памятнике «Постановления святых Апостолов» как раз говорится о том, что борода – это один из важных элементов Божьего образа в человеке, а то, что создано Богом, убирать по своему усмотрению не стоит. Стоит отметить и тот факт, что старообрядцы и по сегодняшний день считают, что парню или мужчине без бороды даже в храм нельзя заходить, поскольку думают, что, сбрив бороду, в Царство Небесное нельзя войти.
Обязательно ли католические священники должны брить бороду?
Если внимательно присмотреться к современным католическим священникам, то можно отметить, что у некоторых из них все же есть аккуратная, небольшая борода. Да, носить бороду католическим священникам не запрещают, но все же, она у них не настолько большая, как у православных.
Кстати, существует такая легенда, правда нельзя доказать, является ли она правдивой, что в средние века престол Папы Римского заняла обычная женщина. Поскольку все священники были тогда без бороды и заподозрить, что понтификом является не мужчина было невозможно. После того случая, претендентов на Папу проверяли на специальном стуле, чтобы можно было убедиться в том, что претендент является мужчиной. В случае с православными священнослужителями таких проблем никогда не возникало. Густая или не очень борода явно указывала на пол священника.
Источник статьи: http://omolitvah.ru/eto-interesno/pochemu-katolicheskie-svyaschenniki-ne-nosyat-borodu/