- Как Петр I со старыми традициями боролся: приказ о бритье бороды и усов
- Почему с бородой расставались так неохотно?
- «О бритье бород и усов»
- «О ношении особого платья»
- Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
- Почему Петр I заставлял сбривать бороды бояр.
- Как расправлялся с бородачами Петр I?
- Эффектная реформа
- Духовенство против
- Бороды долой!
Как Петр I со старыми традициями боролся: приказ о бритье бороды и усов
Петровские реформы кардинально изменили уклад России. Если раньше она продолжала двигаться по накатанным рельсам собственной истории, сохраняя традиции и уклад со времен Рюриковичей, то первый император решил свернуть в сторону развитой Европы. У него это получилось, и Россия быстро вошла в число полноценных европейских держав.
В переделке государства не было мелочей: имидж страны нужно было менять. И имидж подданных самого царя — в первую очередь. Так что про-европейски настроенный Петр очень радикально подошел к созданию «европейской моды» в России. Бородам была объявлена настоящая война.
Почему с бородой расставались так неохотно?
Прежде, чем переходить к историческим событиям, потрясшим весь цвет боярства, стоит объяснить, почему вообще так трепетно относились к бороде. До того, как Петр ввел европейскую моду на гладкое бритье, борода у боярина служила символом его причастности к христианской вере, предметом гордости и чести. «Схватиться за бороды», а уж тем более «плюнуть в бороду» оппоненту было очень серьезным оскорблением. Отрезать бороду — все равно, что отрезать волосы женщине: это было практически несмываемым позором. Так что для бояр, привыкших жить по старинным устоям, необходимость брить бороду действительно была шоком.
17 апреля 1722 года Петр все-таки дозволил носить бороду, но только после уплаты налога. «Боярская гордость» стоила от 60 до 100 рублей. После выплаты этой огромной по тем временам суммы боярин имел право год носить бороду, о чем получал специальный знак. Налог на бороду существовал почти 50 лет.
«О бритье бород и усов»
Первым петровским указом о боярских бородах считают указ от 19 августа 1698 года. Назывался он «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».
Об этом указе даже есть свои легенды: с 1 сентября царь запрещал боярам носить бороды, и с того же дня начал лично их брить. Позже Петр передал непростую работу своему придворному шуту, и на эту тему создано множество картин и бесчисленное количество анекдотов. Однако подтвердить подлинность этой истории нельзя. К тому же в сборнике законов Российской империи этого приказа вовсе не существует.
Первый документ, который действительно регламентировал правила ношения бороды, появился в 1705 году и датирован 16 января. Документ требует бриться у чиновников, освобождая от этой необходимости священнослужителей. Тем, кто не хочет брить бороду, нужно заплатить налог, и на год быть избавленным от необходимости следовать европейской моде. Между прочим, у этого налога были свои особенности:
- Дороже всего обходились бороды купцам: им приходилось платить по сто рублей;
- Купцам средней и меньшей статьи велено платить меньше ста рублей, однако точных сумм нигде не указано;
- Борода царедворцев, дворовых и городских служащих стоила 60 рублей;
- Ямщикам, извозчикам и простым московским жителям нужно было заплатить налог размером в 30 рублей;
С крестьян брали «по две деньги с бороды», но не раз в год, а при каждом въезде-выезде из города.
Борода стоила дорого. 30 рублей — это годовое жалование стрельца. На 3 копейки можно было купить 9 килограмм хлеба или около двух килограмм мяса. Так что деньги действительно выходили серьезные. Кстати, налог на бороду не только европеизировал Россию, но еще и помогал пополнить казну, серьезно истощенную нуждами военного времени.
«О ношении особого платья»
Изменения затронули не только ношение бород. Вскоре появился указ о запрете русского платья. Кафтаны, соболиные шубы и прочие предметы боярской роскоши было запрещено продавать, и уж тем более — носить. Причем здесь ограничиться уплатой ежегодного налога уже никто не мог: нарушителям этого приказа угрожали ссылкой и каторгой с конфискацией всего имущества.
Конечно, среди придворных были и те, кто легко и без лишних проблем расстался и с бородой, и с русским придворным платьем, вслед за царем приняв европейскую моду. Эти люди прекрасно понимали, что расставание со старым укладом — очень маленькая цена за возможность участвовать в мировой политике. Так что желающие воспользоваться множеством социальных лифтов, предоставленных царем, с легкостью забывали про «боярское достоинство».
«Бородатая оппозиция» продолжала исправно платить налоги. В качестве последней меры борьбы с засильем русских традиций Петр I издал приказ об установлении единого сбора: теперь платить нужно было по 50 рублей ежегодно. К тому же всем, кто не пожелал расстаться с бородами, предписывалось носить особое платье: зипун со стоячим воротником и однорядку с лежачим ожерельем.
Можно сказать, что Петр все-таки «дожал» боярство. Его цель — вывести Россию на единый уровень с европейскими державами, была достигнута. А «указы о бородах» просуществовали полвека и были отменены при Екатерине II. Впрочем, даже при великой императрице никто не стал носить бород.
Источник статьи: http://rrepetitor.ru/empire/kak-petr-i-so-starymi-traditsiyami-borolsya-prikaz-o-brite-borody-i-usov/
Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!
Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831
Почему Петр I заставлял сбривать бороды бояр.
Почему Петр I заставлял бояр сбривать бороды.
25 июня по старому стилю (5 июля) 1682 года Петр Алексеевич Романов далее по тексту Петр I был коронован на Российский престол. Период правления последнего вошел в историю государства Российского вошел как одна из самых судьбоносных вех.
Петр I как никто понимал, что в Российском государстве нужны реформы во многих областях.
Как всем известно Петр I достаточно долгий период своей жизни провел в странах Западной Европы, где перенимал передовой опыт.
Петр I понимал насколько Российское государство отставало от передовых стран Западной Европы того времени, в связи с чем изучал и перенимал передовой опыт во многих областях начиная от науки и военного дела и заканчивая Западноевропейской модой, в частности Петру I понравился стиль одежды, которую носили в Западной Европе, так как последняя была более практичная и удобная кроме того Петр I перенял в Западной Европе множество новых для Российского государства гигиенических привычек, в числе которой была бритье бороды, находясь в Западной Европе Петр I открыл для себя, что по мнению передовых ученых того времени ношение бороды не гигиенично,
и влечет определенные проблемы со здоровьем, кроме того в Западной Европе того времени ношение бороды считали признаком невежественности и необтесанности, что не редко выступало первопричиной смеха над русскими купцами и боярами которых считали дремучими и необразованными людьми.
В связи с чем вернувшись на родину Петр I издает указ о запрете ношения бороды, в котором было указано, что бояр носящих бороды ловить и обривать насильно, если же кто из бояр хотел ходить с бородой, то для последних вводился довольно существенный налог, который нередко боярина мог привести к разорению, в связи с чем носить бороду могли себе позволить лишь немногие единицы из боярской верхушки, которых в наше время можно было бы по уровню доходов и состояния причислить к олигархам, для остальных ношение бороды стало довольно накладным удовольствием, большая часть бояр последовала указу Петра I и сбрили бороды, однако осталось немалая часть бояр которая вышеуказанный указ Петра I проигнорировала, так как считала, что для боярина ходить без бороды неприемлемо, что можно приравнять к выходу на улицу голым. Петру I было известно что часть радикально настроенных бояр отказывается брить бороды, кроме того отказывается платить налог на ношение бороды. В связи с чем Петр I неоднократно ловил бородатых бояр и самостоятельно при людно отрезал бороды. В конечном итоге Петр I искоренил привычку ношения бороды среди лиц, так называемого высшего сословия. А вы как считаете правильно ли поступил Петр I ?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e1794be8d5b5f00b19c6238/pochemu-petr-i-zastavlial-sbrivat-borody-boiar-5e1795b11febd400ae3b533d
Как расправлялся с бородачами Петр I?
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритье считалось тяжким грехом. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Петр I. Царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритье бороды тяжким грехом.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что бог с помощью бороды разграничил мужа и жену.
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше.
По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом, в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/diletant.media/kak-raspravlialsia-s-borodachami-petr-i-5f4b4b5916bfc94ac89681f7