Научная деятельность как ус

Научная деятельность как ус

Научно-исследовательская деятельность – это один из ведущих видов деятельности преподавателя в вузе. Ее роль как инструмента инновационного развития вузов отмечена в Национальной доктрине образования РФ, Федеральной программе развития образования на период до 2020 года, а также в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Исследовательская деятельность представляет собой комплексный целенаправленный процесс изучения преподавателем существующего опыта какой-либо научной сферы, после чего преподаватель занимается созданием, распространением дидактических и научных нововведений. Научная деятельность преподавателя развивает не только его профессиональные навыки, но и качество образования в вузе в целом, поэтому исследование данной темы так актуально. Чем больше преподаватели занимаются исследовательской деятельностью, тем выше уровень конкурентоспособности вуза.

Обычно, научно-исследовательскую деятельность рассматривают в роли:

  • составной части профессиональной деятельности;
  • фактора развития профессионализма;
  • формой реализации творческого потенциала личности педагога [2].

Все эти условия формируют личность педагога, выводят его на новый качественный уровень.

Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки преподавателя обуславливается рядом некоторых обстоятельств. Современная парадигма образования ориентирована на функционирование в ней преподавателей нового типа, приспособленных к нестандартным ситуациям, готовыми максимально быстро ориентироваться в ситуации и предлагать решение проблемы. Образовательный процесс в свою очередь должен отвечать потребностям личности обучающегося, быть открытым, предоставлять возможности для самораскрытия личности. В современных условиях в образовании должен быть организован постоянный поиск нетрадиционных форм организации и технологий обучения.

Для развития профессионального мастерства на кафедре вуза должны быть созданы необходимые условия, чтобы преподаватель мог показать свою творческую составляющую, научно-исследовательская деятельность должна быть поддержана вузом материально, в свою очередь преподаватель должен быть включен в деятельность научной школы, развивающей определенную концепцию.

Стоит отметить, что частью научно-исследовательской деятельности является педагогическое общение. Коммуникативная компетенция – это отдельный блок в структуре общей профессиональной компетентности преподавателя и может быть отнесена к разряду ключевых, как информационная или регулятивная. Ее рассматривают также как подструктуру отдельных видов компетентностей, входящую в общую профессиональную компетентность специалиста [3]. Коммуникативная компетентность является не только ключевой, являющейся гарантом эффективности научно-исследовательской деятельности, но и как самостоятельный элемент в профессиональной компетентности педагога.

Компетентностный подход, популярный на сегодняшний день в сфере образования, продиктованный условиями федеральных государственных образовательных стандартов, призывает к умению применять свои знания и умения на практике. Качество ориентирования личности в нестандартных профессиональных условиях показывает степень усвоенности компетенций. Научно-исследовательская деятельность развивает множество компетенций, позволяет их совершенствовать.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современного вуза, предвидеть перспективы его развития. Данные качества будущий специалист сможет приобрести только при органичном соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа- это не дополнение учебного процесса, а неотъемлемая составляющая.

Те компетенции, которые были не развиты на протяжении обучения в университете, начинают развиваться во время профессиональной деятельности в условиях исследования какой-либо научной сферы. Молодой преподаватель имеет более широкие возможности для реализации своих планов, проявления своей творческой составляющей.

Рефлексия – неотъемлемая часть развития преподавателя. Умение провести анализ собственной деятельности выводит его к более высокому уровню творчества в педагогической деятельности [4]. Современный преподаватель – это «гибкая», творческая личность, способная адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия, готовая участвовать в инновационных процессах, адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, реализовывать себя в проблемных ситуациях.

Под термином «гибкость» мы понимаем способность адекватно выразить свою индивидуальность в предоставляемых условиях.

К условиям, в которых преподаватель вуза осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность, относятся:

  • разработанная вузом стратегическая инновационная программа развития;
  • участие научно-преподавательского состава в разработке инновационных проектов для реализации программы развития вуза;
  • обучение преподавателей на специальных курсах;
  • мониторинг педагогических инноваций, предложенных преподавателями вуза;
  • постоянный обмен между преподавателями лучшими результатами педагогических достижений;
  • материальная, информационная и организационная поддержка исследовательских направлений [5].

Но стоит заметить, что успех реализации научно-публикационных и научно-исследовательских разработок педагогических кадров зависит не столько от размера бюджетного финансирования, высокой рентабельности работ или грамотного управления этим процессом, сколько от творческого, научно и практически обоснованного отношения непосредственных исполнителей этой работы, их креативного научного мышления.

По нашему мнению, следует выделить следующие направления повышения научной активности преподавателей:

  • инновационная и исследовательская деятельность не может развиваться под давлением администрации. Должна быть сформирована система стимулов для этой деятельности;
  • необходима мотивация ученых к более качественной научной работе. Другими словами, важно не количество публикаций, а их качество;
  • мотивация преподавателей во многом зависит от благоприятной научной среды. Это достигается не только за счет материальных средств, но и за счет формирования положительного имиджа исследовательской работы, как в глазах преподавателей, так и студентов, с помощью информирования о научных достижениях различными способами;
  • основой кадровой политики должна выстпать оддержка наиболее перспективных, продуктивно работающих ученых;
  • необходимость стимулирования студенческой науки как посредством взаимодействия преподавателей и обучающихся, так и самостоятельной их научной работы;
  • возможность коммерциализации в академической среде. То есть активнее вовлекать преподавателей и студентов в научную деятельность для применения ее результатов на практике [6].

Финансовое обеспечение может осуществляться за счет:

  • средств федерального бюджета (это могут быть задания и заказы Министерства образования и науки, отраслевых министерств России и других органов власти, грантов и правительственных фондов поддержки науки, проектов научно-технических программ);
  • средств предприятий и организаций, общественных фондов поддержки науки, других учреждений различных форм собственности;
  • меценатской помощи и спонсорской;
  • собственных средств.

Проявить свои научные способности педагог может:

  • на момент организации и проведения научно-исследовательских работ со студентами;
  • в стремлении к инновационному поиску в работе в научной секции [7].

В соответствии с современными требованиями, научно-исследовательская деятельность должна развиваться и в электронной среде с использованием технических средств.

Таким образом процесс оптимизируется, преподаватель и студенты могут взаимодействовать в любое время в любом месте при наличии сети Интернет. Освоение нового опыта идет гораздо быстрее. К примеру, через функцию «Вебинар» можно провести конференцию. Это позволяет провести обмен опытом с зарубежными коллегами в короткие сроки без лишних затрат.

На наш взгляд, для еще более продуктивного обмена информацией необходимо развивать в рамках научно-исследовательской компоненты среду системы электронных публикаций и электронных периодических изданий научного профиля по тематике научного профиля, создавать виртуальные выставки научных достижений; проводить online-семинары и конференции. В электронной среде педагог развивает свою информационную компетенцию.

Кроме того, электронная среда помогает самообразованию педагога. Во время поиска информации, преподаватель находит темы, интересные для общего всестороннего развития.

Во многих университетах существует система планирования научно-исследовательской работы. В плане научно-исследовательской работы отражаются основные направления научных изысканий ученых на будущий период, а также план научной литературы.

На протяжении года отслеживается степень выполнения плана с помощью отчетов по исследовательской деятельности кафедр и структурных подразделений, занимающихся НИР. Таким образом реализуется процессный подход в управлении научно-исследовательской работой.

Среди научно-исследовательских умений преподавателей выделяют:

  • умение ставить проблему, находить эффективный и оптимальный способ ее решения;
  • умение вести поиск информации;
  • умение прогнозировать ситуации;
  • умение научно обосновывать и объяснять, показывать научно-практическое значение выявленного научного факта, закономерности или разработанной новой системы [8].

Что касается становления будущего специалиста-педагога, то необходимо отметить научно-исследовательскую деятельность как обязательную составную часть его обучения. Научно-исследовательская деятельность отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Важность привлечения внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов обоснована Министерством образования Российской Федерации. В документах делается акцент на то, что творческая активность и проведение НИРС должно осуществляться на каждом курсе любого вуза.

Правильно организованная деятельность вуза, направленное на привлечение студентов к научной деятельности направляет выпускника на дальнейшую исследовательскую деятельность, в начале и в продолжение своего профессионального пути в роли педагога. Формы проведения НИРС на старших курсах – это курсовые работы, проекты, дипломные работы, научные эксперименты в рамках лабораторно-исследовательских практикумов. Участие в хоздоговорной или госбюджетной работе вместе с педагогами кафедры нацеливают студента на продолжение данной деятельности в будущем. Это позволяет сделать плавный переход от учебной деятельности к профессиональной.

Привлечение студентов к науке нужно для формирования их готовности к ведению всех видов деятельности для формирования профессиональных компетенций. Научно-исследовательская деятельность студента должна непрерывно и плавно переходить в экспериментально-исследовательскую деятельность специалиста.

Формирование интереса студентов старших курсов к научно-исследовательской деятельности должно пройти несколько этапов:

  1. Установочный этап. Здесь происходит формирование установки на профессиональную деятельность;
  2. Формирующий этап. На данном этапе формируются профессиональные направленности личности, усваиваются научные основы профессиональной деятельности;
  3. Развивающий этап. Здесь развивается готовность к креативной профессиональной деятельности, развиваются умения применять профессиональные знания в нестандартных ситуациях [9].

Для организации такого перехода создается научная группа в количестве нескольких студентов, желательно с разных курсов для осуществления преемственности знаний, опыта, непрерывности и четкой организации их работы [10].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность для преподавателя – это возможность успешного развития своего профессионализма на основе педагогического творчества, инициативности, имеющегося опыта, применения информационно-коммуникационных средств и умения ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. На наш взгляд, для развития научно-исследовательской составляющей необходимо активно использовать электронную среду, а именно сформировать среды системы электронных публикаций, создать виртуальные выставки научных достижений, проводить online-семинары и конференции для обмена опытом. Чем больше преподаватель занимается научной деятельностью и развивает свои разработки, тем больший вклад он делает в свое профессиональное становление, увеличивая конкурентоспособность всего вуза.

Читайте также:  Стрижки волосы чуть длиннее плеч

Источник статьи: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17804

Научная деятельность: понятие, особенности, творческий и инновационный характер.

Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в нее не в меньшей степени, чем процесс повседневного поведения. Как отмечает Е. М. Бабосов, деятельность, даже в самом своем элементарном акте, представляет собой многокомпонентный процесс. Он включает в себя, по крайней мере, шесть взаимосвязанных элементов: 1) субъект деятельности (действующий человек); 2) цель деятельности; 3) средства деятельности; 4) предмет деятельности (объект, на который направлено действие); 5) сами активные действия; 6) результат деятельности.

Превращение науки в социальный институт связано с профессионализацией научной деятельности, ибо лишь ее профессионализация позволяет науке выделяться в особую сферу общественного разделения труда.

Научная деятельность – это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В законе Республики Беларусь «О научной деятельности» дается следующее определение научной деятельности: научная деятельность — творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.

Среди видов научной деятельности можно выделить проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации; апробацию результатов научных исследований.

Субъектами научной деятельности могут быть физические лица; временные научные коллективы; научные организации; учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Особенности научной деятельности:

1. нацеленность на генерирование новых научных знаний и практическую реализацию их в различных сферах жизнедеятельности

2. предполагает взаимодействие людей. Научная деятельность осуществляется в системе научных коммуникаций, по каналам которых происходит движение научной информации, необходимой для получения нового знания. Потребность в научных коммуникациях, а также их направленность, теснота связей, интенсивность и т.д. определяется самим содержанием научной деятельности. По мнению Ю. Т. Шарабчиева, научные коммуникации настолько связаны c познавательной деятельностью и ее потребностями, что, можно говорить не просто о деятельностном, но о деятельностно-коммуникативном аспекте социального института науки.

Научная деятельность предполагает формальное и неформальное общение ученых в соответствии с их научными интересами, различного рода контакты и связи. Именно поэтому общение рассматривается в качестве координаты науки как деятельности. Когнитивный аспект неотделим от коммуникативного, от общения людей науки как важнейшего проявления социальности.

3. Наличие организационных форм, в рамках которых осуществляется научная деятельность. Это могут быть исследовательские лаборатории, научные коллективы, научно-исследовательские центры и институты. Главная проблема анализа организаций в институциональном плане состоит в выявлении адекватности системы организации специфическим особенностям и требованиям научной деятельности. Именно эта адекватность открывает простор развитию деятельности, поскольку организация науки является главным средством реализации научного потенциала данного общества, страны, региона. Т. е. чем оптимальнее форма организации научной деятельности, тем полнее этот потенциал может быть реализован, тем эффективнее будет деятельность научных учреждений, тем лучше наука сможет удовлетворить потребности и запросы общества. Таким образом, анализ науки в ее деятельностном контексте предполагает выделение и ее организационного аспекта.

4. Ценностно-нормативный аспект науки. Чтобы институт науки отвечал своему общественному назначению, чтобы научная деятельность давала подлинное приращение научного знания, необходимо соблюдение этических норм.

Многие крупные ученые подчеркивали значение для науки нравственных моментов, напрямую связывая результативность научной деятельности в той или иной области не только с наличием в ней специалистов высокого класса, но и с соответствующими нравственными качествами ученых.

5. Наличие определенной системы детерминации научной деятельности, которая представляет собой многоуровневую систему факторов, непосредственным образом влияющих на специфику, направленность и результативность научной деятельности, как отдельного ученого, так и целых научных коллективов и научного сообщества, в целом.

Научная деятельность должна рассматриваться в трех аспектах, потому, как эта деятельность совершается в системе трех главных координат: коллективной, социальной и личностной. Поэтому научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.

Один из главных аспектов научной деятельности – личностный, Ознаменовали начало «личностного» периода развития социологии и психологии науки работы А. Роу. Отличительной особенностью ее исследования было тщательное и всестороннее изучение активно работающих ученых современности (это были физики, антропологи, психологи и биологи).

Эмпирические данные, полученные А. Роу при относительно небольшом количестве респондентов – 64 человека, до сих пор представляют большой интерес и используются другими исследователями как материал для интерпретации. Кроме интервью, ею применялись тесты на соотношение вербальных и невербальных способностей и проективные методики исследования личности. В ходе интервью внимание уделялось происхождению, семейному окружению и воспитанию будущих ученых; причинам выбора профессии ученого; хобби, интересам, отношению к религии, семейному положению на момент обследования. Исследовательнице не удалось обнаружить каких-либо особых характеристик, по которым ученые отличались бы от всех остальных людей, за исключением большей работоспособности, любознательности и увлеченности исследовательской деятельностью. Фокус ее внимания был направлен, прежде всего, на изучение влияния социоэкономических факторов происхождения (занятия родителей, их образовательный и культурный уровень, материальный достаток, количество детей в семье) и ранней истории развития на выбор научного поприща и дальнейшую научную деятельность.

В целом, существует целая система детерминантных связей, влияющих на деятельность отдельной личности в науке. К их числу относятся: индивидуально – психологические характеристики, тип личности ученого, внутренняя мотивация к творчеству, социальные и социально-психологические характеристики семей, в которых воспитывались будущие исследователи; роль наставника в процессе становления ученого.

К индивидуальным детерминантам, побуждающим ученого к интенсивной научной деятельности, следует также отнести интерес к научным исследованиям по избранной специальности, что стало главным делом жизни многих научных сотрудников (от 63 до 86% ученых считают научную деятельность главным делом своей жизни).

При признании роли индивидуального дарования того или иного исследователя, его инновационные возможности ограничены его же эвристическими наклонностями, личным научным опытом, научной квалификацией. Интеграция усилий нескольких или многих исследователей в научном коллективе существенно увеличивает творческие возможности отдельного ученого и целого коллектива. Интересные суждения по этому поводу высказал Ральф Дарендорф. «Наука – это всегда совместное выступление нескольких участников. Научный прогресс зиждется, по меньшей мере, настолько же на взаимодействии ученых, насколько и на индивидуальном вдохновении».

Таким образом, каким бы индивидуальным ни был творческий процесс научного исследования, он всегда обусловлен отношениями ученого с другими исследователями, работающими на том же проблемном поле. К тому же, следует учитывать, что одна из важных для социологии науки проблем – институционализация научной деятельности – получает наиболее концентрированное воплощение в функционировании научных коллективов.

Следует отметить, что коллективная деятельность ученых стала объектом исследований сравнительно недавно. Это связано с тем, что, начиная с середины XX века, научно-технический прогресс привел к резкому возрастанию коллективной составляющей труда в науке.

Ныне профессия научного работника стала массовой. Современное научное сообщество представляет собой сложную структуру объединений ученых — от крупных общностей до первичных коллективов в составе НИИ и вузов.

Современный ученый не может работать в одиночку. Ему требуются дорогостоящая аппаратура, оборудование, инструменты, материалы для проведения исследований. Сами проблемы стали столь сложны, что не могут быть решены усилиями одного ученого. Исследовательские проекты все чаще требуют привлечения специалистов из самых разных научных дисциплин, т. е. являются междисциплинарными. Случаи «работающих в одиночку» ученых являются скорее исключением.

Научный коллектив играет огромную роль в научной деятельности отдельного ученого. Ученый как творческая личность формируется в социальной среде, где особая роль принадлежит его ближайшему окружению (микросоциуму). В свою очередь, групповая работа (совместные проекты, групповая экспертиза и др.) требует от творческой личности таких качеств, как умение понимать другого члена группы, доносить до него свои идеи, убеждать его в правомерности своей позиции, вырабатывать совместные замыслы.

Для того чтобы научный коллектив стал единым организмом, чем-то большим, чем сумма ярких творческих индивидуальностей, для того чтобы можно было использовать преимущества совместной научной деятельности, необходимы определенные условия. Важнейшим таким условием, по мнению М. Г. Ярошевского, является наличие единого субъекта, а это может быть только при условии общегрупповой исследовательской программы.

М. Г. Ярошевский, автор программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, утверждает, что исследовательская программа не задается группе извне, а сама зарождается в ходе творческих усилий руководителя группы или совместно, в кооперации руководителя и членов группы. Извне может ставиться лишь проблема, «под которую» группа разрабатывает совместную исследовательскую программу. Совместная исследовательская программа включает в себя общий замысел групповой деятельности (постановка проблемы и возможные пути ее решения), содержит более или менее четкое представление о проектируемом результате и стратегии его достижения, обозначает конкретные стадии работы, «пункты» необходимого и возможного научного взаимодействия членов группы, включает планирование ориентировочных сроков и форм научного общения и обсуждения промежуточных результатов исследования и т. п.

Читайте также:  Прическа маленькие рожки с распущенными волосами

Непременным условием продуктивной научной деятельности в научном коллективе является наличие не только общения между его членами, но и наличие взаимопонимания среди них в ходе этого общения. Исследователь до включения в совместную деятельность в коллективе уже освоил определенный способ научного мышления и приемы общения, у него имеются собственные интересы, собственные научные ориентации. Включение в общий контекст сталкивает его с необходимостью соотнесения этого образа мыслей, интересов и ориентации с психологическими особенностями коллег.

«Порой несовпадение представлений о том, какой члены группы видят внутреннюю позицию друг друга, может стать источником конфликтов» — считает А. Г. Аллахвердян. В тех случаях, когда конфликт вызван отсутствием взаимопонимания, он ведет к негативным последствиям. В реальной деятельности ученого в научном коллективе предметное и межличностное теснейшим образом взаимосвязаны. Поэтому отсутствие взаимопонимания, имеющее межличностные предпосылки, создает неблагоприятный для дальнейшей деятельности научного сотрудника и коллектива, в целом.

Таким образом, успешность и продуктивность научной деятельности ученого в коллективе среди коллег детерминируется множеством факторов, среди которых можно выделить исследовательскую программу, научное общение, наличие взаимопонимания в ходе этого общения, наличие продуктивного научно-познавательного (когнитивного) конфликта между членами исследовательской группы. Также к числу социальных детерминант научной деятельности молодого ученого можно отнести тип научных коммуникаций, а также подобранный стиль руководства коллективом.

Социальные факторы, детерминирующие научную деятельность можно разделить на внешние и внутринаучные.

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей к внутренним факторам относят познавательные и социальные факторы, к внешним социальным факторам развития науки относит такие, как уровень научного потенциала общества, престиж науки и ученого в обществе, а также уровень финансирования научных исследований и разработок в рамках государственной научной политики.

Научная деятельность подразумевает под собой творческуют деятельность, Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Особенности научного творчества:

Опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решени научно-исследовательской задачи;

Продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;

Процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является получение нового знания, открытие.

Процесс научного исследования может носить как эмпирический так и теоретический характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования.

Научное творчество чаще всего носит коллективный характер.

Имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса на том или ином этапе развития.

Часто научные идеи и открытия опережаю свое время, в результате чего не всегда оцениваются современниками, получают подтверждение чере определенный период времени.

Техническое творчество связано с практическим преобразованием действительности, близко к научному, но имеет отличия (опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные механизмы мышления, выражается в изобретательстве, конструировании, опирается на имеющийся технический базис).

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 19 марта 2001 г. N 2/547

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 октября 1996 г. N 708-XIII

О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 17.10.2005 N 46-З,

от 08.07.2008 N 367-З, от 04.05.2010 N 115-З)

Настоящий Закон направлен на создание благоприятных условий для осуществления научной деятельности, усиление государственной поддержки науки как необходимого условия экономического и социального развития Республики Беларусь, повышения интеллектуального и культурного уровня ее граждан, укрепления авторитета и независимости государства.

Статья 1. Основные понятия и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия и их определения:

научная деятельность — творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения;

фундаментальные научные исследования — теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов. Фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, то есть направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями;

прикладные научные исследования — исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей;

апробация результатов научных исследований — вид научной деятельности, состоящий в проведении проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей;

подготовка научных работников высшей квалификации — вид научной деятельности, включающий в себя учебные мероприятия и проведение научных исследований в целях приобретения научным работником высшей квалификации;

аттестация научных работников высшей квалификации — вид научной деятельности, включающий в себя проведение мероприятий по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий;

научная организация — юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

аккредитация научной организации — форма государственного признания компетентности юридического лица в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

временный научный коллектив — добровольное объединение физических лиц без образования юридического лица, создаваемое в целях осуществления научной деятельности в порядке и на условиях, определяемых законодательством и договором;

научный фонд — некоммерческая организация, финансирующая научную деятельность по результатам открытых конкурсов от имени государства по специальному поручению, от своего имени или от имени физических и (или) юридических лиц, принявших участие в учреждении этого фонда;

грант — средства, предоставляемые физическим и (или) юридическим лицам в денежной либо натуральной форме для проведения научных исследований на условиях, определяемых договором и актами законодательства.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере научной деятельности

Правовое регулирование отношений в сфере научной деятельности основано на Конституции Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства.

Статья 3. Виды научной деятельности

К видам научной деятельности относятся:

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

подготовка и аттестация научных работников высшей квалификации;

апробация результатов научных исследований.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования научной деятельности

Государственное регулирование научной деятельности базируется на следующих основных принципах:

сочетания государственного регулирования с творческой инициативой субъектов научной деятельности и свободой научного поиска;

равенства всех субъектов научной деятельности перед законом;

свободы выбора направлений научной деятельности и методов проведения научных исследований для всех субъектов научной деятельности;

взаимодействия научных организаций и учреждений, обеспечивающих получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, в том числе путем участия преподавателей, аспирантов, студентов и слушателей в научной деятельности, осуществляемой научными организациями, а также участия научных работников в образовательном процессе, осуществляемом учреждениями, обеспечивающими получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров;

предоставления гражданам Республики Беларусь равных возможностей приобретения и повышения научной квалификации;

стимулирования научной деятельности посредством создания благоприятных условий для инвестирования сферы научной деятельности;

контроля в соответствии с законодательством за эффективным использованием государственных средств, выделенных на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, апробацию результатов научных исследований, подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;

обязательности, объективности и компетентности государственной экспертизы научных программ и проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

обеспечения правовой защиты результатов научной деятельности;

концентрации научных ресурсов и финансовых средств на научных исследованиях, направленных на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь;

учета интересов личности, общества, государства.

Статья 5. Государственное управление в сфере научной деятельности

Государственное управление в сфере научной деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 5-1. Приоритетные направления научных исследований

(введена Законом Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

Приоритетные направления научных исследований Республики Беларусь определяются по результатам оценки состояния и разработки прогнозов научно-технического развития республики в целях концентрации государственных ресурсов на научных исследованиях, имеющих фундаментальное значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, приоритетных направлений научно-технической деятельности, разработки новых технологических процессов, наукоемкой и конкурентоспособной продукции.

Приоритетные направления научных исследований разрабатываются Национальной академией наук Беларуси, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь и являются основанием для распределения средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на научную деятельность.

Статья 5-2. Государственные программы научных исследований

Читайте также:  Прическа для девочки с резинками мастер класс

(введена Законом Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

В целях реализации государственной научно-технической политики по приоритетным направлениям научных исследований разрабатываются государственные программы научных исследований.

Государственные программы научных исследований разрабатываются для получения новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектах, исследования путей практического применения открытых ранее явлений и процессов, решения конкретных научных задач, имеющих непосредственное приложение в народном хозяйстве.

Перечень государственных программ научных исследований, порядок их разработки, финансирования и выполнения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 5-3. Государственная научная экспертиза

(введена Законом Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

Конкурсный отбор заданий государственных программ научных исследований и отдельных проектов фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых из республиканского бюджета, осуществляется на основе результатов государственной научной экспертизы.

Порядок организации и проведения государственной научной экспертизы определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Состав экспертных советов (комиссий), создаваемых для проведения государственной научной экспертизы, утверждается совместно Национальной академией наук Беларуси и Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.

По вопросу, касающемуся финансирования научной деятельности, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.2010 N 1326.

Статья 6. Финансирование научной деятельности

В целях обеспечения надлежащих правовых гарантий и материальных условий развития науки ежегодно осуществляется государственное финансирование научной деятельности из республиканского бюджета.

Финансирование научной деятельности осуществляется также за счет средств местных бюджетов, научных фондов, организаций, иных источников, не запрещенных законодательством.

СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Субъекты и участники научной деятельности

Субъекты научной деятельности — физические и юридические лица, объединения физических и (или) юридических лиц, осуществляющие научную деятельность.

Субъектами научной деятельности могут быть:

временные научные коллективы;

учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица осуществляют научную деятельность на территории Республики Беларусь наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Участниками научной деятельности могут быть физические и юридические лица, которые приобрели в установленном законодательством порядке право на участие в этой деятельности в качестве ее инвесторов, заказчиков, а также те из них, которые осуществляют информационное, патентно-лицензионное, программное, организационно-методическое, техническое обеспечение научной деятельности, а также обеспечение единства измерений в сфере научной деятельности.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 N 367-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правовой статус субъектов и участников научной деятельности определяется настоящим Законом, другими актами законодательства.

Статья 8. Отношения между субъектами и (или) участниками научной деятельности

Отношения между субъектами и (или) участниками научной деятельности строятся на договорной основе либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъекты и участники научной деятельности при заключении договора имеют право на выбор сторон договора, определение обязательств и условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству.

Статья 9. Научный работник

Научный работник — физическое лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной деятельностью в соответствии с трудовым договором.

К научным работникам приравниваются лица, получающие в порядке, установленном законодательством, послевузовское образование в очной форме.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Научный работник имеет право:

осуществлять научный поиск и выбирать методы исследований в пределах направлений исследований научной организации, в которой он работает, и в соответствии со своей квалификацией;

участвовать в установленном законодательством порядке в открытых конкурсах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в Республике Беларусь и за ее пределами;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

по приглашению заинтересованной стороны принимать участие в разработке направлений и приоритетов государственной научно-технической политики, проведении экспертизы программ и проектов, осуществлении оценки и прогнозирования социально-экономических результатов их реализации, подготовке нормативных правовых актов;

по согласованию с нанимателем на конкурсной основе получать финансирование за счет средств научных фондов и иных источников, не запрещенных законодательством;

принимать участие в установленном законодательством порядке в разработке и реализации международных и межгосударственных научных программ и проектов;

участвовать в подготовке научных работников высшей квалификации в качестве научного руководителя (консультанта) соискателя ученой степени;

принимать участие в конкурсах на замещение вакантных должностей научных работников в соответствии с законодательством;

работать кроме основного места работы во временных научных коллективах и (или) по совместительству в соответствии с законодательством;

информировать общество о результатах своей научной деятельности, если они не являются государственными секретами, коммерческой или иной охраняемой законом тайной, а также давать пояснения и экспертные заключения при привлечении его в установленном законодательством порядке в качестве специалиста или эксперта;

привлекать и использовать для научной деятельности любые виды ресурсов, включая материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные, информационные и природные, в порядке и на условиях, установленных законодательством;

иметь личные неимущественные и имущественные права на результаты своей научной деятельности в соответствии с законодательством;

по согласованию с нанимателем принимать участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и совещаниях, в том числе международных;

на объективную оценку своей научной деятельности и соответствующую оплату труда в соответствии с законодательством;

объединяться в профессиональные союзы и иные общественные объединения;

осуществлять иные права в сфере научной деятельности в соответствии с законодательством.

Научный работник обязан:

не нарушать права и законные интересы других субъектов научной деятельности;

осуществлять научную деятельность, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда жизни и здоровью других лиц, а также окружающей среде;

объективно проводить экспертизу научных программ, проектов, диссертаций и других результатов научной деятельности;

выполнять иные обязанности в сфере научной деятельности в соответствии с законодательством.

Работа научных работников и специалистов из числа профессорско-преподавательского состава в государственных органах засчитывается соответственно в научный или научно-педагогический стаж в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Споры, возникающие вследствие нарушения прав научного работника, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Научные организации

Научные организации могут быть государственными и частными. Изменение формы собственности научных организаций осуществляется в соответствии с законодательством.

Научные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Научные организации могут участвовать в проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ для государственных нужд. Работы осуществляются на основе государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ для государственных нужд и финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных источников.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

В научной организации создается ученый (научно-технический) совет, порядок формирования и компетенция которого определяются законодательством и учредительными документами.

К компетенции ученого (научно-технического) совета относятся:

определение тематики научной деятельности организации;

подготовка рекомендаций о создании структурных подразделений организации для обеспечения выполнения работ по тематике научной деятельности организации;

оценка результатов научной деятельности структурных подразделений, временных научных коллективов, отдельных научных работников организации и утверждение плана научной работы и отчета о деятельности организации;

принятие решения о проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных работников;

иные функции, предусмотренные актами законодательства и учредительными документами организации.

Аккредитация научных организаций проводится один раз в пять лет. Аккредитацию научных организаций на основе оценки результатов их научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляют совместно Национальная академия наук Беларуси и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

(часть шестая статьи 10 введена Законом Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

Порядок аккредитации научных организаций определяется совместно Национальной академией наук Беларуси, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.

(часть седьмая статьи 10 введена Законом Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

Статья 11. Временный научный коллектив

Временный научный коллектив создается в целях обеспечения своевременного выполнения работ по решению перспективных научно-технических и социально-экономических проблем, проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на создание и освоение новых видов продукции и технологий, новых организационно-технических решений производственного и социально-экономического характера.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок создания и условия деятельности временных научных коллективов определяются Президентом Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

КВАЛИФИКАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА НАУЧНОГО РАБОТНИКА

Статья 12. Квалификация научного работника

Квалификация научного работника определяется:

наличием высшего образования;

получением послевузовского образования в рамках аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.05.2010 N 115-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

наличием ученой степени;

наличием ученого звания;

наличием академического ученого звания члена-корреспондента или действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси;

объемом и уровнем опубликованных научных работ, выполненных исследований и разработок;

оценками научного сообщества и специалистов в соответствующей области знаний.

Научным работником высшей квалификации признается научный работник, имеющий ученую степень.

Источник статьи: http://megalektsii.ru/s14670t1.html

Оцените статью
Adblock
detector