Меню

Назовите основные законы композиции прически

Понятие «композиция прически».

Основные законы композиции

Художественным оформлением прически принято называть процесс создания по конкретным канонам красоты как отдельных элементов, так и всей прически в целях получения зрителем определенных ассоциативных ощущений. Во все времена прическа особенностями своей формы выражала определенные идеи: прическа стиля барокко — высокопарность, театральность; стиля рококо — изящество, некоторое легкомыслие и т.д. Отсюда проистекают наши устойчивые представления о характере линий, деталей разных причесок и, следовательно, об их эмоционально-психологическом воздействии на зрителя. Таким образом, прическа как обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные эмоции и ассоциативные ощущения, представляет собой в совокупности с обликом человека некий художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т.е. гармоничным сочетанием, расположением ее составных элементов. Композицией называется также и результат этого действия — сама прическа.

Основой композиции прически является совокупность образующих ее форму частей, соотношение этих частей, общие пропорции (масштабность), силуэт. Оттого, насколько удачно решена композиция в целом, зависят красота и выразительность прически. Если не будет согласованности в сочетании основных частей прически, если не найдены ее общие пропорции, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует «чистая» лаконичная форма, в других под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основе каждой формы — определенная система пропорций, обусловленная художественным замыслом.

Пропорции прически, ее соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они придают ее форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикальные линии чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная выразительность прически достигается путем ее определенного построения, т. е. композицией.

Целесообразной композицией прически парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в оценках прически может пользоваться словами «нравится» или «не нравится», не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко определять, почему нравится или не нравится та или иная композиция.

Для этого необходимо знать объективные закономерности композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как художественного произведения) являются форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами, или приемами, композиции являются пропорции (масштабность, композиционное единство всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Существуют еще два обязательных компонента композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически Образность формы в сфокусированном виде представляет собой все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов композиции и композиционных средств. Разработать композицию модели — значит определить характер всех ее компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, выявления художественной образности, т.е. общей гармонии прически, черт лица клиента, его фигуры и костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность в сочетании частей единого целого, в нашем случае — создающих образ человека.

Гармоническая цельность, с одной стороны, представляет собой четкость выражения замысла, с другой — обеспечивает точное его восприятие. Это составляет основополагающий закон: цельность композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных.

Отсюда можно сформулировать следующие законы композиции:

• подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

• наличие композиционного центра;

• соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что сложная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и подчеркивать это назначение. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающие этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;

3) единство исходных данных и украшений (декора).

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т.е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работницы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму — это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка.

Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, правилами соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещено использование металлических заколок, шпилек и т.д. — они могут оказаться причиной травмы; во-вторых, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длинных волос доставляют много хлопот. При создании прически необходимо предусматривать удобство ухода за ней, ее сохранность и т. п.

Парикмахер-модельер в своей работе имеет дело с особым исходным материалом — волосами. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически (не только техническая возможность создания тех или иных форм, но и композиционное обоснование).

Архитектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, — наиболее существенное в композиции любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии, если в ней отражены особенности материала, т.е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т.д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.

Долговременность повседневной прически является одним из важнейших показателей в ее оценке.

Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т.д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

Для украшения прически можно использовать волосяные изделия, бижутерию, ленты, обручи, цветы, локоны из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерное вычесывание отдельных прядей, их лакировку, различные цветные пудры и т.п.

Применение любых видов декора в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Прежде чем применить отделку в композиции прически, необходимо определить ее характер, вид и технику выполнения. Украшения не должны противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически. Часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, представляющие ся по тем или иным соображениям неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, создают «композиционные мостки», помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с той же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т.д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, придают модели дополнительную нарядность и большую образную выразительность.

Однако следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, представляющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции и когда украшения органически входят в композицию модели, придавая ей однозначный характер. Когда украшения своим содержанием помогают выразить назначение и художественный замысел прически, они становятся активными и выразительными элементами в композиции, и наоборот, украшения разрушают цельность композиции, если они своим содержанием не соответствуют общему назначению прически и ее исходным данным.

Читайте также:  Женщина с короткой стрижкой светлыми волосами

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия «центр (акцент) композиции», однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами прически. Как правило, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в анфас, но смысловой акцент придает форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника-модельера и образности модели.

Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В таком случае возникает динамика, напряженность.

Все компоненты, составляющие композиционный центр в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно конструктивные (локоны, челки, украшения и т.д.). Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или объединен с другими компонентами.

Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве основного акцента композиции способствует более полному раскрытию замысла и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т.е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, пластикой формы, цветотональными отношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными положениями второго закона композиции являются:

• выявление акцента композиции и подчинение ему других компонентов;

На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение его второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных компонентов.

Соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека. Важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, частям и деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.

Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от других элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.

Количество, величина и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение его расположения, или формы и объема той части прически, где этот компонент располагается, что, в свою очередь, соотносится с общим объемом прически, головы и фигуры человека.

Итак, композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались рассмотренные выше законы и положения, ибо цельность композиции, отметим еще раз, — это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность.

Компоненты композиции

Форма прически. История прически содержит множество примеров ее формы — от простой и подчеркнуто рациональной до сложной и богато декорированной. Форма является функцией содержания, следовательно, зритель, воспринимая и эстетически оценивая форму прически, одновременно воспринимает и ее содержание.

Чтобы осознанно заниматься формотворчеством, а технологические процессы формообразования имели бы четкую направленность на заранее намеченную цель, парикмахер-модельер должен изучить объективные свойства формы вообще и свойства прически как объемно-пространственной формы в частности.

Известно, что эмоции, возникающие при созерцании и оценке предметов, часто объясняются тем, что их форма, очертания, цвет, фактура, расположение в пространстве относительно трех координат или других предметов создают в нашем сознании представление о покое или движении, взлете или падении, легкости или тяжести и т. п. При описании формы, особенностей ее поверхности или элементов, ее составляющих, очень часто пользуются эмоциональными оценками.

Они обычно связаны с определенным настроением, которое возникает по ассоциации, аналогии или контрасту.

На рис. 4.1 и 4.2 изображены геометрические линии и фигуры, условно обозначающие различные эмоции (см. также цв. вкл., рис. 14).

Два совершенно одинаковых по очертаниям треугольника дают представление о «легкой» и «тяжелой» форме (рис. 4.3).

Эмоциональные составляющие формы (объема) прически складываются из ее деталей, определенный геометрический вид которых очерчен линиями, выражающими соответствующий им эмоциональный характер.

Да и сама форма прически в той или иной степени может быть приближена к геометрическим телам: кубу, цилиндру, шару и т.п. (рис. 4.4), в свою очередь вызывающим различные эмоции.

Свойства прически как объемно-пространственной формы определяются составляющими ее элементами, которые и являются первичным материалом в работе парикмахера-модельера. Поэтому, рассматривая прическу как объемно-пространственную форму, нужно прежде всего иметь в виду следующие ее свойства:

• геометрический вид формы и ее частей;

• величину формы и ее частей;

• массу формы и ее частей;

Указанные свойства характеризуют форму, конечно, только в совокупности, но мы рассмотрим их по отдельности, по возможности отмечая их связь и взаимовлияние.

Геометрический вид формы и ее частей. Геометричность прически как объемно-пространственной формы имеет условный характер. Когда речь идет об объемно-пространственной форме какого-либо предмета вообще, на первый план выступает понятие объемности, выражаемое тремя измерениями — высотой, шириной и глубиной. Наибольшей степенью объемности обладают тела, приближающиеся к форме шара или куба. Принимая во внимание, что голова человека является основанием (опорой) прически и сама по себе достаточно объемна, понятие объемности прически в данном случае приобретает несколько иной характер.

Если взять две модели: прилизанную прическу на голове округлой формы и пышную, полностью или частично тупированную прическу более вытянутой формы, то последняя представляется более объемной, так как отсчет ее объемности ведется непосредственно от кожного покрова головы.

Говоря об объемности формы прически, следует иметь в виду два основных компонента ее структуры: объем и пространство, поскольку любая форма так или иначе взаимодействует с пространством. По признаку объемно-пространственного строения прически можно условно разделить на три большие группы:

1) относительно просто организованные монолитные обтекаемые структуры, примером которых могут служить прическа «паж», полностью заглаженные тупированные прически или прически, полностью проработанные ритмическими волнами;

2) структуры, состоящие из разнообразных деталей типа локонов и им подобных, открытые для вхождения в них пространства, т.е. структуры, представляющие собой сочетание материала формы и воздуха, где пространство (пустоты) воспринимается как компонент формы;

3) структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Об объеме прически дает представление также и силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченное контурами.

При оценке объемной формы прически наиболее важны два ракурса: вид прически спереди, со стороны лица, и вид сбоку, поэтому в работе парикмахера-модельера чаще других используются два силуэта — анфас и профиль. Общая форма прически и ее силуэт сами по себе могут дать представление об идее прически, ее назначении и художественном замысле. Форма прически характеризуется также поверхностью. Поверхность формы по геометрическому характеру может быть прямолинейной и криволинейной, выпуклой и вогнутой, гладкой и ломаной. Наиболее яркими примерами ломаной поверхности служат мелковолнистые пряди, выполненные специальными гофрировочными щипцами. Сочетание различных поверхностей формы способствует усилению общей выразительности формы и силуэта прически.

Читайте также:  Алерана спрей что борода это

Величина формы и ее частей. Это свойство прически как объемной формы следует рассматривать в виде соотношения двух форм и более при их сравнении.

При этом сравнивать, сопоставлять по величине можно только однородные по своему виду прически и их составные части (рис. 4.5).

В работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин. При этом величина одной и той же формы может иллюзорно увеличиваться или уменьшаться. Например, мелкие детали, составляющие большую форму, зрительно еще больше увеличивают ее, тогда как эти же детали, но в более крупном исполнении зрительно уменьшают ту же самую форму. Величина формы и деталей часто бывает непосредственно связана с требованиями моды. От величины часто зависит легкость и тяжесть формы.

Масса формы и ее частей. Масса — это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т.д.

В моделировании понятие «массивность» имеет очень важное значение, так как композиционно оно соединяет воедино многие факторы, характеризующие форму прически: геометрический вид, величину, цвет, отделку; изменение любого из них часто влечет за собой изменение оценки других характеристик.

Как же проявляется зависимость этих факторов между собой с точки зрения массы прически? Прежде всего масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем она более массивна, открытая структура (2-я группа в классификации) выглядит легче (при прочих равных условиях). Статичная форма прически (тупированная) всегда зрительно выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос.

Оценка массы прически часто происходит по расположению какой-либо детали относительно лица человека. Например, узел или пучок, расположенный на теменной части, давит на лицо, голову. Этот же узел (иногда даже больший по величине), но находящийся на нижней части затылка, в целом облегчает прическу.

Масса прически также зависит от степени ее объемности: в прическе одной и той же формы прямые волосы выглядят легче, чем после накрутки на бигуди. Это касается как отдельных деталей, так и всей формы. Максимальной массой обладают формы, приближающиеся к формам куба, цилиндра, шара.

От изменения объема часто зависит и величина, следовательно, с изменением величины меняется и масса прически, т.е. большей по величине форме соответствует и большая масса.

Изменение массы общей формы зависит от величины и характера деталей, ее составляющих. Увеличение величины и массы, например, челки зрительно уменьшает массу всей прически в целом.

На изменение массы формы также влияет характер украшений.

Цвет и фактура формы и ее частей. Эти элементы формы оказывают существенное влияние на внешний вид формы прически и ее выразительность. Если, например, в моделях статичных форм правомерно использование чистого цвета — белого, черного, красного, то в прическах, отличающихся зыбкостью формы, движением, эти цвета уже не столь эффектны.

Понятие «фактура» в парикмахерском деле означает фактуру самих волос и, кроме того, характер поверхности прически. От фактуры волос как материала (толстые или тонкие, крепкие или слабые и т.д.) зависит, получится ли данная форма, будет ли держаться вырабатываемая деталь, дадут ли волосы напряженную линию или при всем старании она окажется вялой. Фактура волос как материал особенно важна при моделировании бытовых причесок.

Фактура волос учитывается и при создании характерной поверхности объемной формы, т.е. фактура волос часто оказывается связанной с фактурой поверхности. Например, из тонких волос золотистой блондинки можно сделать прическу с легкими пышными волнами и мелкими, несколько небрежными локонами и завитками. Эти же детали будут совершенно неуместны в прическе из толстых эластичных черных волос — они будут вызывать ощущение неряшливости. Такие волосы требуют компактной монолитной формы; детали чаще всего должны быть крупнее, линии строже; если делаются локоны, то они должны быть тугими, вычесанными, завитки почти не используются. Если же брюнетке захочется показать некоторую небрежность, ей надо или стричься коротко, чтобы в прическе не было выраженных деталей, или несколько отрастить волосы, чтобы они могли легко двигаться опять-таки сплошной массой.

Фактура поверхности имеет большое значение в моделировании для выявления объемности формы, ее массы и т.д. Общая блестящая гладкая поверхность в прическе статичной (тупированной) формы придает ей массивность, но несколько уменьшает объем, особенно в прическах из темных волос. Негладкая, предположим гофрированная, поверхность зрительно увеличивает объем, масса же в таком случае больше связана с цветом.

Умелое использование особенностей цвета и фактуры волос открывает перед парикмахером-модельером большие возможности для удачной композиции формы.

Силуэт прически. Многие качества композиции находят свое выражение в силуэте прически, дающем некоторое представление об объемности модели при ее двухмерном изображении — анфас и профиль.

По степени объемности, прилегания прически к голове все силуэты можно условно разделить на три группы:

1) скульптурный, или прилегающий, силуэт, повторяющий форму головы, выявляющий как ее достоинства, так и недостатки

2) декоративный силуэт, отступающий от естественных очертаний головы, маскирующий и скрывающий ее естественные линии, зрительно преобразующий как форму головы, так и ее естественные пропорции, изменяющий также пропорции головы относительно фигуры человека (рис. 4.6, б);

3) полуприлегающий силуэт, объединяющий свойства силуэтов как первого, так и второго вида (рис. 4.6, в). Силуэт прически, в некоторой степени повторяющий форму головы, не являющийся чисто скульптурным, также иногда считают полуприлегающим.

Силуэт прически в наиболее характерном ракурсе (анфас, профиль, вид сзади) для удобства иногда схематизируют, приближая его к какой-либо геометрической фигуре. Например, силуэт, боковые линии которого в какой-то степени параллельны друг другу, напоминает прямоугольник (рис. 4.7, а>. Силуэт с расходящимися книзу боковыми линиями сравнивают с трапецией (рис. 4.7, б) или с перевернутой трапецией (рис. 4.7, в), если эти линии расходятся кверху. Коническая в некоторой степени форма прически в проекции дает фигуру, приближающуюся к треугольнику (рис. 4.7, г), шарообразная форма — к кругу (рис. 4.7, д) и т.д.

Замкнутый силуэт, образованный плавными линиями, сравнивают с овалом (рис. 4.7, е).

Силуэты могут напоминать и более сложные геометрические фигуры, соответственно сочетаясь частями, например полуовал с прямоугольником или трапецией, треугольник с прямоугольником и т.д. Названия некоторых причесок прямо указывают на характер силуэта, например прически «колокол», «каре». Существуют прически, имеющие грушевидный силуэт, силуэт луковицы и т.п.

Один и тот же силуэт может иметь несколько вариантов разработок — фасонов. Таким образом, иногда разнообразие причесок достигается обыгрыванием одного силуэта, заполнением его различными деталями, локонами, волнами, отделками и т.д.

В современном моделировании понятие формы имеет более важное значение, чем понятие фасона, да фасон и не может предопределять форму. Например, прическа с волнами (фасон) может иметь множество вариантов формы. Поэтому, сопоставив понятия «фасон прически» и «форма прически», для более четкого их разграничения еще раз подчеркнем, что главным в работе парикмахера-модельера является отыскание и создание именно новых модных форм прически, затем на этой основе разрабатываются различные фасонные модификации. В связи с этим подробнее рассмотрим линии, на которых строится композиция прически.

Классификация и характеристика линий. Композиция модели прически характеризуется прямыми, криволинейными и ломаными линиями. В прическе различают четыре основные группы линий: силуэтные, или контурные; конструктивные; конструктивно-декоративные; декоративные.

Силуэтные, или контурные, линии создают внешние очертания прически и дают самое общее представление об ее форме и объемности, определяют пропорции и выражают направление моды.

Читайте также:  Женская прическа пикси с длинной челкой

Контурные линии могут свидетельствовать о простоте и лаконичности модели, строгости и сдержанности, женственности и мягкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамике) и спокойствии (статике) и т.п.

Кроме того, эти линии дают возможность задержать движение: линия остроконечного контура височно-боковой части прически, продолжая взгляд, зрительно удлиняет нос (рис. 4.8, а), мягкая, плавная линия замедляет взгляд и таким образом уменьшает нос (рис. 4.8, б).

Конструктивные линии — это рабочие линии, используемые при создании как отдельных деталей, так и формы прически в целом.

Конструктивные линии иногда называют технологическими. К ним относятся линии, разделяющие прическу на какие-либо формообразующие части, имеющие вполне самостоятельное значение (например, височно-боковая зона, челка, затылочная часть, отдельные пряди и т.д.), а также различные линии отреза волос.

Разнообразные проборы, от которых волосы получают свои направления в прядях, также относятся к конструктивным линиям. В готовой прическе конструктивные линии могут быть малозаметны или не видны вовсе. Например, все проборы, на которые разбирают волосы перед накруткой на бигуди, почти никогда не видны в прическе, но они определяют ее будущую форму. То же можно сказать и о разделении всей поверхности головы на отдельные участки при стрижке.

Конструктивно-декоративные линии — это видимые конструктивные линии, несущие двойную нагрузку: с одной стороны, они используются в качестве средства построения формы, с другой участвуют в эстетическом решении модели. Наиболее четкое представление о двойственном характере конструктивно-декоративных линий дает модель прически скульптурной формы, полностью переработанной ритмическими волнами, выполненными холодным способом.

Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относятся линии, образуемые различными элементами отделок, локонов, деталей более сложной конфигурации.

Практически все линии, используемые в разработке композиции модели, сохраняя свои особенности, имеют (в разной степени) двойственный характер: конструктивные могут выполнять роль декоративных; декоративные, образуя поверхность формы прически, участвуют в общем силуэте (декоративные линии окантовок, например, являют собой части силуэтного контура), и наконец, сам силуэт прически почти всегда бывает декоративным.

Цвет. Эмоциональное воздействие цвета на человека общеизвестно, поэтому образная выразительность формы прически во многом предопределяется цветовым решением модели (имеются в виду как натуральный, т. е. природный, цвет волос, так и специальные окраски). Прическа человека должна составлять с ним гармоническое целое. Цвет волос, характерный макияж, цветовые особенности одежды — все это в идеале должно служить созданию единого художественного образа, учитываться парикмахером в своей работе. Цвет способен влиять на чувства и настроение человека. Синие и зеленые цвета, например, могут вызывать ощущение холода, красные, желтые и оранжевые — тепла. Восприятие массы и объема также зависит от цвета: светлые чистые цвета создают ощущение легкости, темные — тяжести.

Цвета обладают свойством приближения и отдаления. Так, предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета, приближаются к нам и увеличиваются в объеме. Те же предметы, окрашенные в темные и холодные цвета, отступают от нас и уменьшаются.

Можно добиваться нужных эффектов за счет оптических иллюзий зрительного восприятия формы.

Знание и умелое использование зрительных, оптических, иллюзий в работе парикмахера-модельера открывает перед ним довольно большие возможности при создании моделей причесок.

Например, известно, что наиболее «выступающим» цветом является желтый, а «отступающим» — синий. Большая высветленная (желтая) челка будет выглядеть кричаще. Если же ее слегка подсинить, то цвет приглушится, сама деталь уменьшится в объеме, перестанет выступать.

Черный цвет хорошо держит композицию, усиливает выразительность прически, резко очерчивая силуэт. На черном фоне прически украшения любого цвета кажутся ярче, ближе (выступают).

К психофизиологическим особенностям восприятия цвета человеком относится и изменение цвета под влиянием окружающих цветов. На светлом фоне все цвета становятся темнее, на темном — светлее. Поэтому, окрашивая волосы, например, пожилым женщинам, у которых волос обычно меньше, выбирают пастельные тона — русый, светлый шатен, пепельный и т.д., так как при темных редких волосах может проглядывать белая кожа головы».

Любой хроматический цвет на фоне насыщенного цвета либо теряет часть своей насыщенности, либо приобретает или усиливает оттенок цвета, дополнительного к фону. Так, красный цвет на зеленом фоне еще больше краснеет, желтый на синем усиливается, следовательно, каштановые волосы у женщины в зеленом костюме будут выглядеть красными, золотистые — покажутся более желтыми у женщины в синем платье. При ярких каштановых волосах зеленые глаза кажутся еще более зелеными, а при золотистых волосах голубые глаза — более синими и яркими.

При искусственном освещении цвет также может изменяться.

При обычном электрическом освещении красный, оранжевый и желтый цвета светлеют, голубой становится более насыщенным и зеленеет, синий — более глубоким, зеленый — теплым, фиолетовый цвет приобретает красноватый оттенок.

При различных эффектных освещениях, например в театре, цвета изменяются следующим образом: при красном свете красный цвет становится более насыщенным, ярким, оранжевый и фиолетовый краснеют, желтый оранжевеет, белый розовеет, черный становится более глубоким, синий приобретает фиолетовый оттенок; при зеленом свете красный и оранжевый теряют яркость и темнеют, белый зеленеет, зеленый становится ярче, синий приобретает более теплый оттенок, фиолетовый цвет темнеет; при синем свете красный и оранжевый цвета темнеют, желтый зеленеет, зеленый темнеет и становится холоднее, фиолетовый синеет, синий становится ярче, белый голубеет.

Специфика работы парикмахера с цветом состоит в том, что сначала он (при необходимости) окрашивает волосы и только потом делает прическу. Следовательно, чтобы точно выбрать и придать волосам необходимый для воплощения композиционного замысла цвет, мастеру-парикмахеру нужно достаточно хорошо представлять, как проявятся его свойства непосредственно в объемной форме в комплексе с ее другими характеристиками. Работая над формой прически, модельер постоянно задается вопросами: как лягут тени, как пройдут блики, не деформируют ли они объемно-пространственную структуру, не исказят ли замысел, не окажется ли форма скучной, сухой или просто некрасивой. Он должен стремиться так построить тени, выявить блики и соотнести их, чтобы замысел читался однозначно.

Роль теней в композиции имеет очень большое значение. Без теней теряется представление о глубине и соотношении в пространстве отдельных плоскостей и объемов.

Композиционные средства

Пропорции — размерные соотношения элементов формы — это та основа на которой строится вся композиция. При этом сравниваются две величины одного свойства, например длина или ширина сравниваемых частей прически, объем или площадь. Помимо соразмерности частей прически соотношения возможны по цвету, фактуре, массе, линиям и т.д.

Создаваемые парикмахером-модельером формы причесок имеют теснейшую взаимосвязь с одеждой, следовательно, с телосложением человека, поэтому парикмахер-модельер должен иметь некоторые знания в области пластической анатомии, т.е. должен знать особенности фигуры человека, формы и пропорции отдельных его частей.

В искусстве давно сложились различные каноны пропорциональных фигур, имеющие свои модули.

Каноном в пропорциях человеческого тела называется закономерность, принимаемая за идеальную. Модулем канона у художников является высота головы (от темени до подбородка), по высоте всей фигуры она укладывается 7,5 раза. Модельеры женской одежды пользуются несколько уточненным каноном: высота головы укладывается по высоте всей фигуры 8 раз.

В последнем, восьмом, делении учтена высота каблука, равная в среднем 4 см. Голова в классической пропорции делится по вертикали на четыре части: от темени до краевой линии роста волос, от краевой ли

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/5x904e.html

Adblock
detector