Встречаются 4 (четыре) вида курганов «усами»
Билет №9
Алихан Букейханов — лидер национального демократического движения в начале XX века.
АлиханНурмухамедовичБукейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского национального правительства Алаш-Орда, ученый, талантливый публицист. АлиханБукейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге:Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599). В то же время он активно боролся против русской колонизации Киргизской степи.
Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова — идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда», и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.
В период 1905–1907 годов в России произошла первая русскаяреволюция. В Казахстане не было вооруженного противостояниянаселения с властями. Но были отдельные выступления казахов, рабочих и крестьян. Одним из важных событий этих лет было участие представителей местного населения в Государственной ДумеРоссии.
В этот период началось усиление колониальной политики царского правительства. Оно выразилось в следующем: во-первых,продолжался процесс массового изъятия земель казахов впереселенческий фонд и в пользу казачества. К примеру, по царскому указу 1904 года Сибирскому казачьему войску была передана в «вечную собственность» десятиверстная полоса. Эта идругие меры царизма приводили к массовому обезземеливаниюжителей Степи. В начале XX века в одной только Семипалатинской области было около 147 тысяч безземельных казахов. Последние арендовали земли у сибирского казачества, императорcкие на территории Алтайского горного округа, у крестьян Томской, Тобольской губерний и в Китайской империи. Во-вторых, происходил активный вывоз скотоводческого сырья, минеральных ресурсов из края. Инициативу по вывозу природных ископаемых Казахстана перехватили иностранцы, скупившие за бесценок многие рудники и шахты, заводы и фабрики. В-третьих, существенно усилилась эксплуатация рабочих, в первую очередь,казахских. В-четвертых, царское правительство усилило в крае деятельность православных миссионеров.
2. Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры.
1. Схема ответа:
В ареал тасмолинской историко-культурной общности раннесакского времени принято относить районы Центрального (тасмолинская культура), Северного Казахстана (улыбай-тасмолинская культура) и Южного Зауралья (бобровско-тасмолинская культура). Согласно недавним исследованиям на Тургае памятники Тасмолы распространены и западнее Казахского мелкосопочника
В целом, Тасмола – это большая общность, которая в раннесакскую эпоху была территориально распространена по всей обширной Сарыарке. Ядром этой общности были племена Центрального Казахстана, где локализуются памятники собственно тасмолинской археологической культуры.
Как показывают современные исследования, тасмолинская общность сложилась в VIII в. до н. э., переживала свой расцвет в VII–VI вв. до н. э.. Культура представлена погребальными, культовыми памятниками, поселениями и памятниками статуарного искусства. Основным источником знаний являются курганы. Некрополи улубай-тасмолинских племен состоят из пяти– семи курганов, вытянутых цепочкой вдоль русла рек. Насыпи сложены из камня. Помимо рядовых курганов имеются и крупные курганы, принадлежавшие знати. Эти насыпи расположены одиночно или сгруппированы по три – пять насыпей на одном могильном поле.
Впервые на памятники раннего железного века Центрального Казахстана обратил научное внимание выдающийся казахский ученый Алькей (Аликей) ХакановичМаргулан во второй половине 1940-х гг., что было связано с организацией первой академической экспедиции Казахстана – Центрально-Казахстанской.
2. Особенности:
А) Курганы с «усами» — маркер тасмолинской культуры. Как показывают новейшие подсчеты, на территории Карагандинской области зафиксировано около 400 курганов с «усами», и это еще не полные данные. Основной курган; С восточной стороны –малый курган-спутник, от которого на восток отходят каменный гряды – «усы». Маргулан называл «солнечные» курганы. В кургане-спутнике только жертвенные предметы, кости животных. Погребение человека – в основном, большом кургане. «Усы» — ритуальные, поминальные сооружения.
Встречаются 4 (четыре) вида курганов «усами».
К первому относятся малые курган выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы».
При втором виде два кургана строились с юга на севере в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги — «усы».
Третий вид — это когда сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «усы».
Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построение друг на друге. По мнению некоторых ученых курганы «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка.
Б) Тасмолинцы практиковали единовременные, одинарные захоронения под курганами. Согласно исследованиям последних лет, новым элементом обряда оказалось наличие в раннесакских курганах Центрального Казахстана дромосных могил – коридор вырытый в земле, перекрытый поверх плитами или деревом, идет от погребальной камеры. Выявленные в могильниках Кособа, Акбеит, «37 воинов» [Бейсенов, 2015а], Бакыбулак, Нуркен-2, Карашокы, Талды-2, Серекты-1, Шерубай, Назар-2, а также в целом ряде других памятников дромосы устроены в восточном, юго-восточном направлении. По-видимому, дромосные могилы демонстрируют общую черту погребального обряда раннесакского населения востока степной Евразии, уходящую корнями в эпоху поздней бронзы.
В) Одной особенностью, появившейся уже на раннем этапе Тасмолы, являются многочисленные околокурганные жертвенники, находимые на территории могильников Центрального Казахстана. Они имеют несколько типов в своем исполнении, среди которых наиболее известными являются округло-овальные восьмикаменники и ограды. Находимые в них предметы узды связаны с символическим жертвоприношением коня.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1018 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник статьи: http://studopedia.net/3_2308_vstrechayutsya—chetire-vida-kurganov-usami.html
Майданы
Курганы с усами
Глиняные, каменные или глиняно-каменные сооружения. Центральная часть имеет один или несколько курганов, от которого отходят пара усов на восток.
Что представляют собой курганы с «усами».
Это – курганы с каменными грядами, более известные в археологической литературе под названием курганы с «усами» (КСУ). Сары-Арка – центр зарождения и распространения своеобразной кочевой культуры, связанной с возведением оригинальной по конструкции курганных сооружении на огромную территорию, охватывающую часть Степного пояса Евразии от Поволжья на западе, до Алтая на востоке, от Тянь-шаньских гор на юге и до Южного Урала на севере.
По внешнему виду они представляют собой подковообразное сооружение. С двух сторон, на небольшом расстояний от одиночного кургана или группы курганов (кернов) в восточном (редко и в южном) направлении слегка расширяясь, простираются серповидные по форме две каменные гряды. Как правило, высота курганов и гряд незначительна. Только в редких случаях высота основного кургана достигает 2-3 м, а гряд 0,5 м. Длина же грядок – «усов» колеблется от 11 до 300 м. В большинстве случаев начала и концы «усов» выложены в виде небольших курганообразных или кольцевых кернов (выкладок) в них иногда установлены стоячими камнями – стелами. Иногда ось сооружения отмечена рядом камней, как в случае КСУ на местности Садуакас, или одиночным керном, располагаемым на восточной стороне курганного комплекса между концами гряд, которым относится известный памятник «37 Воинов» у Корпетайских гор, и исследованными нами КСУ Ушкатты, Аралтобе, Сага, Ортау и Садуакас 2.
Оставаясь в конструктивном отношении подобными, эти курганные комплексы имеют вариации по числу и расположению дополнительных курганов относительно основного, а также структурой гряд. Количество курганов в отдельных случаях достигает семи, но большинство курганов с «усами» состоят из одного или двух – большого и малого, располагаемых по линии восток-запад и примерно одинаковых по размеру – по линии север-юг. Курганы сложены только из камня или камня с примесью земли. В некоторых случаях камни уложены в виде уплощенного круга или кольца, а иногда в виде спиральной ветви (КСУ Айдахарлы 1). Структура «усов» от одного к другому несколько варьирует. Чаще всего они представляют собой сплошные гряды, камни которых расположены на материковой поверхности толщиной в один или несколько слоев без какой либо системы. Некоторые из них имеют определенные особенности как в виде установленных на них крупных каменных блоков-менгиров, отдельных или примыкающих друг к другу круглых кернов-звеньев, составляющих цепочку, так и в виде коридорообразного строения из параллельно вкопанных на ребро каменных плит с поперечно установленными плитами, а концевые керны были оформлены в виде куполообразного сооружения. В большинстве случаев начала и концы гряд оформлены в виде круглых, овальных или подпрямоугольных насыпей (выкладок) с вертикально установленными менгирами или без них.
Проблемы датировки и интерпретации.
Несмотря на то, что эти памятники изучались на протяжении большого периода времени вопросы датировки, назначения и семантики до сих пор не разрешены. Датировка по сравнительному анализу немногочисленных предметов из самих КСУ, а также курганов, расположенных по соседству допускает большой разброс в определении их возраста. Самая ранняя датировка относит их к VII-V вв. до н.э., самая поздняя – VIII-IX векам н.э., т.е. они причисляются объектам как Тасмолинской археологической культуры, так и Древнетюркской эпохи. В настоящее время это обстоятельство является главной проблемой на пути выяснения их этнокультурной принадлежности. Согласно мнения А.З. Бейсенова «ряд памятников (всего 11 на территории Казахстана), в свое время был датирован исследователями первым тысячелетием н.э. на основании найденных в них впускных захоронении или же предметов, имевших характер «кладов», скорее всего, верхняя граница памятников не выходит за пределы тасмолинского периода (4 или 4-3 вв. до н.э.)». Противовес этому, С.Г. Боталов и И.Э. Любчанский полагают, что, на первичной типологии КСУ и отнесение их к курганам раннего железного века Центрального Казахстана отразилась двойная планиграфия погребальных памятников, когда КСУ располагаются на площадках могильника тасмолинской археологической культуры, а также бедность археологического материала, добываемых из КСУ. Пересматривая хронологическую и культурную принадлежность КСУ, авторы уверенно относят их (КСУ II и IV типов) к эпохе Великого переселения народов и датируют 5-8 вв. н.э.
Одним из главных проблем в изучении КСУ является выяснения их назначения. Академик А.Х. Маргулан считал, что «курганы типа «солнце» являются только ритуальными сооружением, устроенным на месте трапезы или поминок». Согласно М.К. Кадырбаеву КСУ следует рассматривать как единый комплекс, состоящий из основного погребения в большом кургане и относящихся к нему сооружений ритуального характера, «малые курганы, заключающие в себе захоронения коня или его части в сочетаний с дугообразными каменными грядами ориентированный своим открытым концом на восток, в сторону восходящего Солнца, «носят сугубо ритуальный характер и являются отражением культа – вероятнее всего – солярного», при этом он апеллирует к сообщению Геродота: «Из богов чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой то, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».
Относительно семантики гряд существует разные мнения. В площадках или оградках на концах «усов» совершались жертвоприношения, что подтверждается наличием в них прокаленной земли, древесных углей и обожженных костей животных. По убеждению А.М. Оразбаев, гряды (в случае памятника Джанайдар – «коридор»), «очевидно, также предназначались для каких-то ритуальных обрядов, может быть, служили для «сообщения духов». Исходя из такой особенности как дискретная структура гряд некоторых КСУ, С.С. Сорокин склонен считать, что «скорее всего, такого рода памятники являются дошедшими до нас свидетельствами древних поминальных торжеств – асов, найров. Отдельные каменные устройства в дугах, как представляется, и здесь являются обозначением мест старших представителей семейных, родовых или иных общественных групп, – местами «сидящих в первом ряду». Т.е. захоронения коня или его останков, а также устройство каменных гряд совершались позже, чем погребение человека и приурочивались к времени проведения поминальных торжеств. По предположению А.З. Бейсенова «длинные гряды, в отдельных звеньях (элементах) которых имитировался огонь, видимо играли роль своеобразных огненных лестниц, путей, по которым душа умершего уносилась к восходящему Солнцу, к небу, в страну богов».
Источник статьи: http://mound.io.ua/s945612/kurgany_s_usami
История исследований курганов с «усами».
Интересными по конструкции в астрономическом плане являются курганы с «усами», находящиеся в степях Южного Урала и Казахстана, предположительно используемые для календарного счета дней в течение года, традиционно перенесенные на Южный Урал, возможно, потомками тасмолинской культуры — саками или гуннами, из степей Казахстана в эпоху Великого переселения народов.
Особенностью курганов с «усами» являются длинные каменные или земляные «усы», вытянутые, в основном, с запада на восток от Центрального кургана или Центральной группы курганов. Причем, как, правило, в них нет человеческих погребений, встречаются погребения лошадей или конской сбруи с колчанами стрел. То есть, погребения являлись символическими, указывая на ритуальный характер курганов таких памятников.
В комплексном археологическом исследовании «Курганы с «усами» урало-казахстанских степей», написанном челябинскими историками, д.и.н. С.Г. Боталовым, д.и.н. А.Д. Таировым, к.и.н. И.Э. Любчанским в 2006 г., дана историческая справка об исследовании подобных памятников: «Памятники этого типа встречаются на огромной территории Евразийской степи от Восточного Туркестана до Поднепровья. Однако наибольшее количество курганов с «усами» сосредоточено в четырех компактных группах: 1-я – сары-аркинская, включающая большую часть Центрального Казахстана и Поиртышья; 2-я – улутаутская; 3-я – мугоджарская и примыкающая к ней 4-я – зауральская… Впервые мысль о датировке курганов с «усами» эпохой раннего железа была высказана… П.С. Рыковым, который… включил их в группу памятников, условно относимых к «скифо-сарматским (Рыков, 1935. С.43). В дальнейшем эту мысль поддержал М.П. Грязнов, отмечавший, что «если не все, то часть этих курганов относится к ранне-скифскому времени» … По вопросу культурной и хронологической принадлежности курганов с «усами» в археологической науке возобладала точка зрения П.С. Рыкова и М.П. Грязнова. Предложенная ими датировка была в дальнейшем поддержана и уточнена М.К. Кадырбаевым в его кандидатской диссертации. Он включил курганы с «усами» в выделенную им тасмолинскую культуру и раздвинул хронологические рамки существования таких комплексов VIII в. до н.э. — середина I тыс. н.э. … Первые раскопки кургана с «усами» на Южном Урале были проведены Н.А. Мажитовым в 1971 году на могильнике у села Нижне-Давлетово (Зауральская Башкирия), где, помимо фрагментов от горшка был найден железный втульчатый наконечник копья ланцетовидной формы. Исследователь отнес данный памятник к середине I тыс. н.э. В 1980-е годы отрядами Урало-Казахстанской археологической экспедиции были начаты исследования комплексов селенташского типа и курганов с «усами» (Селенташ, курганы 4 и 5; Елантау, курган 4; Крутой овраг, Каинсай, курган 14; курганоы с «усами» (Крутая Гора). В эти же года Э.Р. Усмановой на могильнике Кызыл-Жар близ города Лисаковска исследуется курган селенташского типа (курган 1) и С.Г. Боталовым (курган 2, 3, 4, сооружение 8) [Боталов, 1996. С. 152-154]… Однако, невыразительность материалов, получаемых при раскопках этих памятников не позволяла точно установить их культурно-хронологическую позицию. Данная ситуация сохранялась до 1993 года, когда отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А.Д. Таирова в Восточном Оренбуржье был исследован комплекс кургана с «усами» Солончанка I, материалы которого позволили получить относительно точную датировку памятника и отнести его к эпохе» Великого переселения народов»…[Курган с «усами», 1999]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 9-13].
Относительно современной научной точки зрения о культурной принадлежности курганов с «усами» М.К. Хабдулина пишет: «В настоящее время южноуральские археологи, исходя из материалов трех курганов Южного Урала (Солончанка I, Султантимировский I, Городищенский IX), датированных 1 тыс. н.э., и синхронных комплексов Казахстана (наиболее яркие из них — Канаттас, к. 19, Коктал, Зевакино, к. 1,2, Беркутты) относят курганы с усами к раннему средневековью (V-VIII вв.). Этнокультурную принадлежность определяют как гуннскую [Любчанский, 1998], или тюркскую [Боталов, 2000, с. 289]. Более доказательной кажется точка зрения о самостоятельности коргантасского этапа как нового культурного образования, отличного от тасмолы [Таиров, 2006; Пересветов, 2006]» [Хабдулина, 2007. с. 8].
В историческом исследовании С.Г. Боталова, А.Д. Таирова, И.Э. Любчанского дается справка о первых научных предположениях астрономического назначения использования курганов с «усами»: «…различными авторами предпринимались попытки астрономической трактовки пространственной ориентации комплексов курганов с «усами». Начало их изучения методами астрономии было положено П.И. Мариковским, который при исследовании курганов с грядами долины реки Или (Малайсары и Толагай) предложил рассматривать эти комплексы как некую пространственную модель, ось которой проходит от центрального кургана на восток, на ориентирную точку, обозначенной каменной вымосткой или отдельным камнем, находящимся на срединной линии между окончанием «усов». В этом случае данная ось будет указывать на восход солнца в день весеннего (21 марта) и осеннего (21 сентября) равноденствия. А линии, идущие от окончания «усов» на контрольную точку, укажут восход солнца в день летнего (21 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния [Мариковский, 1977. С. 57]. Позднее он предложил разделить все курганы с «усами» на две группы – ориентированные на солнце и ориентированные на другие небесные тела (Плеяды, Орион, Сириус и др.) [Мариковский, 1983. С. 27-29]. В каком-то смысле методика П.И. Мариковского получила развитие в работах, проводимых Н.М. Бекбасаровым на курганах с «усами» Центрального Казахстана. Принципиальное отличие его исследований от предшествующих заключалось в том, что Н.М. Бекбасаров произведя сложнейшие расчеты, выявил астрономическими методами широту места и направление истинного меридиана, установил географические азимуты направлений (в отличие от направлений П.И. Мариковского, который ограничился магнитными), вычислил склонения Солнца и Луны в момент их восхода и захода. В результате Н.М. Бекбасаровым были построены видимые пути восходов и заходов Солнца и Луны при крайних значениях склонения для средней эпохи предполагаемых наблюдений и было проведено сравнение совпадений визируемых направлений с действительными положениями этих астрономических объектов на горизонте [Бекбасаров, 1993. С. 207-231; 1996. С. 12-14; 1997. С. 11-13; 1998. С. 163-170]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 140-141].
Далее в историческом исследовании С.Г. Боталова, А.Д. Таирова, И.Э. Любчанского указываются сомнения некоторых авторов в закономерности астрономических расчетов Н.М. Бекбасарова, изложенные, например, А.З. Бейсеновым, в частности, в том, что «имея в своей основе одно смысловое содержание, эти памятники не всегда одинаково выглядят во внешнем исполнении, т.е. в отношении планиграфии [Бейсенов, 1998. С. 172]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 141].
Автор данной статьи считает, что в отношении такого высказывания есть смысл, все-таки, поддержать выводы Н.М. Бекбасарова, не смотря на разную планиграфию памятников, на той реалистической основе, что в сочетании с различной линией горизонта, наблюдатель получит несколько отличающиеся друг от друга азимуты направлений на разных памятниках, при том, что смысловое содержание этих памятников останется одним и тем же, а именно, направлениями на точки восхода Солнца в равноденствие, солнцестояние, срединное время года и точки восхода Луны или в рассматриваемые даты, или в крайних положениях высокой и низкой Луны. Также, за некоторые объекты на горизонте принимаются старые курганы бронзового века, что тоже нельзя исключать из предполагаемых направлений на памятниках данного типа.
На Южном Урале археологами изучены такие курганы с «усами» как: Городищенский IX, Черкасинский, Рымникский, Кондуровский (Новокондуровский), Амурский, Каменный Амбар VII, Новоактюбинский, Солончанка I, Солончанка IX [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 40, Табл. 2; Боталов и др., 2006, с. 374-408]. Из них, в археоастрономическом плане, исследовались в Оренбургской области — Солончанка IX [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 45-47, Табл. 4], Солончанка I [Полякова, 2006, с. 18-20; 2007, с. 108-119], в Челябинской области — Каменный амбар VII [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 47-48] и Кондуровский курган с «усами» [Зданович, Кириллов, 2002, с. 43-45, Табл. 3; Мацына, Полякова, 2005, с. 95; 2006, с. 16-18; Полякова, 2007, с. 120-128], а также, этот же курган, с названием Новокондуровский курган с «усами» [Kirillov, Kirillova, 2009, p. 14-17; 2016, p. 95-100 ].
Источник статьи: http://infopedia.su/20xa3e0.html