Причёски советского времени
Бабетта, Гарсон, Паж, молодежная, бокс или площадка. Сегодня только люди старшего поколения вспомнят все эти названия причесок советского периода. Это сейчас в парикмахерских стригут , «как видится». В советское время все было несколько иначе…
Ухоженные пролетарии
В начальный период строительства социализма руководителям страны было не до того, как выглядят советские граждане. Красота – дело десятое. Главное идеалы революции.
Однако уже в 1930-х годах прошлого века, отношение к моде в Советском Союзе изменилось. Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР посчитал, что пролетарий должен быть ухоженным! Специальным приказом от 1936 года сеть парикмахерских решили расширить.
В это же время парикмахерам даже начали выдавать трудовые книжки. Государство признало их занятие трудом.
Увы, в лихие военные годы многие парикмахерские позакрывались. Мужиков стригли однополчане трофейными немецкими машинками. Женщины же предпочитали отращивать волосы и подравнивать их. Однако после войны все стало на свои места: парикмахерские вновь заработали!
Миниатюрные «слюнявчики» и гигантские сушилки
Интерьер большинства парикмахерских того времени был совершенно непритязательный: кресло с педалями, чтобы приподнять клиента повыше, «слюнявчик», которым «застилали» посетителя, и непременный атрибут – белые халаты парикмахеров, завязывающиеся за спиной. Напротив кресла традиционно стояло трюмо с зеркалом, на столике – нехитрый парикмахерский инвентарь. В углу белые раковины для мытья волос и космического вида сушилки (в то время не было ручных фенов).
В некоторых пролетарских салонах красоты на стенах даже висели автоматы, обрызгивающие одеколоном. Нужно было закинуть монетку и быстро подставить голову, обязательно при этом зажмурившись.
Стены парикмахерских украшали кто, как мог. В основном развешивали черно-белые фотографии знаменитостей с новомодными прическами.
Советские мастера приходили на работу заранее, чтобы сделать друг другу безукоризненную укладку и встретить клиентов во всеоружии. Кто же пойдет к мастеру, у которого бардак на голове?
В халатах на «голое тело»
Однако несмотря на скромность интерьера, многие люди воспринимали парикмахерские, как нечто необычное: сказочные запахи, необычные женщины с бигудями на волосах, и парикмахеры, которые сооружали на женских головах удивительные прически.
Впрочем, возможно, своей славой парикмахерские были обязаны одной легенде, которая передавалась в Советском Союзе из уст в уста, и воспринималась, не иначе, как сущая правда. Ходили слухи, что мастера в парикмахерской работают в халатах на голое тело…
Хотя возможно своя доля правды в этом была. Многие девушки-парикмахеры мечтали работать в мужском зале, там они мечтали познакомиться с хорошим парнем.
Пергидрольные блондинки
В начале 60-х наша страна переживает моду на крашенные волосы. Естественный цвет волос для модников начал казаться слишком простым и неинтересным. С этого момента волосы красят не только пожилые, чтобы скрыть седину, но и молодежь. К сожалению наша промышленность традиционно отставала от веяний моды, выручала парикмахеров изобретательность.
Чтобы подкраситься в разные оттенки каштанового, смешивали хну и басму варьируя пропорции. Увеличивая долю басмы можно было превратить девушку в жгучую брюнетку. А осветляя волосы отваром из луковой шелухи, добивались желтого, как цыплячий пух, цвета.
Крайняя форма осветления волос – радикально белый цвет, требовал применения перекиси водорода. Обладательниц таких волос иногда в шутку называли пергидрольными блондинками.
В стиле диско
В конце 60-х – начале 70-х годов с подачи французской актрисы Брижит Бардо в моду вошли прически «бабеты».
Многие женщины делали «химическую завивку» или, как говорили в народе — «химию». Голова была в мелких кудряшках, которые потом начесывались и укладывались в большую пышную прическу.
Позже, уже в 70-х годах, вошла в моду модельная стрижка типа «сессун», которую предложил английский парикмахер Видал Сэссун. Для людей с советским прошлым эта стрижка ассоциируется с Мирей Матье.
Ну а в начале 80-х годов на первое место по популярности вышли спортивные стрижки. В моду вошел стиль диско…
Сладкие головы
Цены на парикмахерские услуги в СССР устанавливались государством. В каждом регионе страны действовали свои тарифы: простая мужская стрижка — 18 копеек, бокс и полубокс — 22 копейки, наголо – 10 копеек. Самая дорогая стрижка «канадка» – 40 копеек. Освежение лица одеколоном первой группы – 5 копеек, более качественным, четвертой категории – 11.
Прейскурант женского зала был более широк. К примеру передовая для того времени модельная женская стрижка по методу «сессун» обходилась женщинам в 1 рубль 60 копеек, прическа на бигуди и сушка волос – 80 копеек, а популярная в конце 70-х химическая завивка волос со стрижкой стоила аж 4 рубля 60 копеек.
Химикаты для работы поставлялись централизованно. Но зачастую на всех желающих их попросту не хватало. Тогда парикмахеры пользовались народными средствами. Вместо лака использовали пиво или сладкую воду. Разводили сахар или сахарную пудру, накручивали волосы на бигуди, смачивали их раствором сахара и сушили…
Источник статьи: http://oppps.ru/prichyoski-sovetskogo-vremeni.html
Консервные банки в волосах или о модных прическах советских женщин
Советская мода была безжалостной: по сути, это был настоящий диктат, не имеющий ничего общего с современными демократичными тенденциями, когда каждый может носить то, что ему нравится и при этом умудряться идти в ногу со временем и модными веяниями. В СССР все было иначе: одеться вне актуальных тенденций — значит, выглядеть старомодно и отстало.
Поэтому по одежде, обуви и прическам былых времен так легко прослеживаются те или иные годы: если на фотографиях у всех на голове накручены «Бабетты» — это 60-е; если все поголовно одеты в мини или сапоги-чулки — это 70-е; если мы видим, что даже в помещениях женщины не снимают «богатые» меховые шапки — это 80-е; широкая линия плеча, короткие полусапожки, красные носки — конец 80-х, ну и т.д.
И что характерно — распространению той или иной модной тенденции в первую очередь способствовал кинематограф (об этом же упоминается в моей статье » как в СССР менялась мода на собак «). Настолько был разительным контраст между одеждой и прическами героев кино и тем, что встречалось в повседневной жизни, что женщины, конечно же, не могли устоять перед соблазном добавить немного «киношной красоты» в свои будни.
Сегодня работники кинематографа вспоминают, что стоило в советские времена выйти в прокат какому-нибудь фильму, где есть красиво одетая и изящно причесанная героиня, как зрители заваливали киностудию письмами с просьбами прислать выкройку или хотя бы эскиз платья, рассказать, как делать подобную прическу. Разумеется, на эти письма никто не отвечал, никаких разъяснений не давал и выкроек не присылал, поэтому женщинам приходилось брать дело в свои руки.
И если с платьями все было более или менее понятно: во время просмотра фильма зрительницы зарисовывали, как могли, фасон приглянувшегося наряда, а потом несли эти зарисовки к хорошей портнихе, то с прическами все было несколько сложнее. Так, например, когда в 60-е гг. в прокат вышел известный фильм с Брижит Бардо «Бабетта идет на войну», то прическа героини настолько покорила сердца зрительниц, что начался настоящий «бум».
Прическа представляла собой объемный и несколько небрежный пучок волос, пряди которых подвергались основательному начесу. Уложить волосы в «Бабетту» было непросто: тут нужна была и хорошая длина, и густота, и использование фиксирующих средств вроде лака для волос «Прелесть», который, конечно же, был дефицитом. Поэтому нередко лак заменяли подручными материалами: сбрызгивали волосы сахарным сиропом, пивом или раствором лимонной кислоты, которая помимо фиксации придавала локонам еще и блеск.
Т.к. укладка была занятием хлопотным и непростым, любительницы «Бабетты» порой не расчесывали волосы по несколько дней подряд, что порой приводило к довольно плачевным последствиям в виде появления насекомых, о которых в приличном обществе было не принято упоминать. Именно по причине подобной антисанитарии начесы подвергались критике, в периодике того времени велась пропаганда против «Бабетт», в школах старшеклассницам запрещалось приходить на занятия с подобными прическами, но разве же можно остановить женщин, желающих выглядеть модно и красиво?
Как уже было сказано выше — укладка с начесом требовала густых и длинных волос, на всех остальных объем просто отсутствовал, пучок выглядел жалко и совершенно не держал форму. Поэтому женщинам приходилось использовать всякие хитрости и уловки, которые современным модницам могут показаться просто нереальными.
Здесь мне хотелось бы сделать отступление и рассказать одну деталь: в мое детство на одной из стен нашей квартиры висело два фотопортрета — мой, сделанный в детском саду заезжим фотографом и мамин, сделанный в фотоателье в начале 70-х. У мамы на этом фото — как раз та самая модная «Бабетта», и я помню свое недоумение, когда папа поглядывал на эту прическу и каждый раз насмешливо фыркал: «консервная банка». При чем здесь тара для консервов и такой красивый пучок, мне, дошкольнице, было непонятно. Зато чуть позже эта великая тайна детства была раскрыта 🙂
Сейчас многим не верится, что такое могло быть на самом деле, кто-то даже будет уверять меня, что это — миф и выдумки, но мне посчастливилось вживую пообщаться с женщинами, которые немного стесняясь, признались, что да, делая «Бабетту» на тонкие волосы, они придавали пучку нужную форму, подкладывая в него настоящую консервную банку 🙂
На самом деле, подобных ухищрений существовало немало: женщины убирали внутрь начеса газовые шарфики и платочки (они как раз в то время были очень модными); придавали объем с помощью целлофановых пакетиков; подкладывали под волосы старые дырявые капроновые чулки или путем спускания петель превращали чулок в такой лохматый шарик, состоящий из завитушек и этот шарик тоже использовали как основу для прически.
Кстати, именно в те времена, когда наблюдалась необыкновенная популярность «Бабетты», появилась сегодня уже подзабытая частушка: » Девушка с начесом, на затылке шпильки, а внутри начеса — банка из-под кильки». Помимо этого существовала городская легенда, утверждающая, что произошло это именно в данном конкретном городе, хотя мне приходилось ее слышать в противоположных краях СССР: легенда повествовала, как одна женщина с высоченной «Бабеттой» ехала на работу в автобусе и в толчее ее сильно прижали к поручню. Вся прическа держалась на поллитровой стеклянной банке, которая не выдержала напора толпы и разбилась. Не знаю, насколько реальна была эта история, но не удивлюсь, если это произошло на самом деле 🙂
Наиболее продвинутые советские модницы использовали шиньоны для получения объемной прически, но шиньоны в то время в свободной продаже практически не появлялись — их делали в некоторых парикмахерских и специализированных пастижерных мастерских из волос заказчицы, поэтому подобная роскошь была доступна не всем желающим.
Правда, женщины умудрялись в домашних условиях делать некоторое подобие шиньона, собирая с расчески собственные волосы и укладывая их в старые капроновые чулки, чтобы получился упругий валик. Но процесс этот был длительным, а мода требовала наличия прически прямо сейчас, поэтому в дело шли вышеописанные вспомогательные средства.
Ну и напоследок немного живых воспоминаний о «Бабетте» и банках:
Я в начале 70-х жила в Казахстане, мы с девчонками делали себе шиньоны для бабетты из шерсти верблюжьего хвоста. Для этого нужен был самодельный станочек из фанеры: такой длинный кубик с гвоздиками, на которых и начесывается шерсть.
О, мы в студенческой общаге тоже сами делали шиньоны для Бабетт — короче, на первом этаже рос какой-то большой цветок с колючими длинными шишками (до сих пор не знаю, что это за растение). Мы эти колючки потихоньку от вахтерши отламывали, собирали с расчески волосы и наматывали их на эти шишки — отличный шиньон получался, форму держал просто шикарно!
Помню, как мамина подруга делала «Бабетту», подкладывая в пучок большое яблоко 🙂 Оно вечно вываливалось, держалось плохо, но зато если его удавалось зафиксировать, получался очень красивый круглый пучок )) Меня всегда завораживало зрелище того, как она делала эту прическу 🙂
Не, ну правда, сделать «Бабетту» на жиденькие волосы не получалось, а жили мы в деревне, где ближайший продуктовый-то магазин в 5 км, что уж говорить о каких-то шиньонах и газовых шарфиках — мы такие вещи вообще только в кино видели. Поэтому да, делали начесы, убрав под волосы поллитровые банки 🙂 Ничего это не миф, я сама так делала ))) Другое дело, что возни с этой банкой столько, что за это время корову можно успеть подоить, поэтому мать всегда ругалась, когда я начинала перед зеркалом крутиться и банку в пучок засовывать вместо домашних дел ))))))
Мне мама сама рассказывала, что в «Бабетту» подкладывала пустую консервную банку. А еще из жестяных банок можно было сделать классные заколки для этой же прически: вырезаешь из крышки или донышка пластину, чуть-чуть ее сгибаешь, делаешь две дырочки, чтобы в них можно было палочку вставить и фиксируешь такой «заколкой» пучок. Причем, палочкой обычно служила кисточка для рисования, у которой удаляли саму кисть, а ровную гладкую палочку использовали для заколки. А жестяную пластину, кстати, покрывали слоем клея и посыпали пшеном, а кто-то просто красил гуашью, потом все это дело покрывалось мебельным лаком — шикарные заколки получались!
А мы делали так: покупали в галантерее сетку для волос, помните, у Миронова в «Бриллиантовой руке» еще такая на голове? В эту сеточку собирали волосы с щетки/расчески. Ну и в зависимости от густоты, через несколько месяцев получался вполне приличный валик. Сетке придавали нужную форму, зашивали и подкладывали в пучок: такой «шиньон» был легкий, по цвету такой же, как родные волосы, ну и стирать его можно было тоже.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/reportaji_ussr/konservnye-banki-v-volosah-ili-o-modnyh-pricheskah-sovetskih-jenscin-5d723d676f5f6f00ae9f1c2b
«Культовые» прически СССР, которые носили настоящие модницы
Кто сказал, что в СССР женщины не следили за модой?
Сегодня с вами опять Настя и… воспоминания современниц о том, что женщины в СССР за модой очень даже следили. Да, я родилась уже после того, как страны это не стало, как и многие из вас. Но мама и бабушки застали «те самые времена».
Единственное, мода СССР очень отличалась от моды за его границами, и часто диктовалась героинями любимых кинофильмов.
Узнаете прическу? Две косы, спускающиеся с плеч на грудь. Сейчас многие скажут — да какая же это мода, самые обычные косы. Э, нет, дамы и господа. Это косы Ульяны Громовой из «Молодой Гвардии». В фильме, который мгновенно стал культовым, Ульяну исполнила Нонна Мордюкова. И тысячи девушек по всей стране начали плести косы, хотя до кино относились к ним с легкой толикой высокомерия. Но быть похожей на Мордюкову-Громову. Это было…ух! Не верите мне. спросите у своих бабушек — может быть, они еще помнят?
А это еще одна героиня Молодой гвардии. Любовь Шевцова в исполнении Инны Макаровой. Ее локоны, подхваченные заколками так, чтобы открывать лицо и падать на шею, повторяли ничуть не реже, чем косы Громовой в исполнении Мордюковой.
А чуть позже Гурченко в комедии «Карнавальная ночь» продемонстрировала идеологически выверенное толкование диоровского нью лука, которое уместно было даже для правильной советской девушки. «Карнавальная ночь» вышла 28 декабря 1956 года — под самый Новый год. И много десятилетий спустя многие женщины еще делали прическу под студентку Леночку Крылову — героиню Гурченко.
Я пропущу период «Бабетты» с вашего позволения, потому к Ссоветскому Союзу Бриджит Бардо не имеет отношения, хотя прическа эта стала не менее популярной… И перескочу сразу на активистку, комсомолку и просто красавицу, кавказскую пленницу Наталью Варлей.
Паж! Эта стрижка, строгая и одновременно игривая, которая украшала ее голову, заставила стричься даже тех, кто до этого берег косы и слыхом не слыхивал, что в каком-то там чи Париже, чи Нью Йорке, маэстро Видал Сассун придумал свою новую технику стрижки — чтобы волосок к волоску лежал.
Стрижки вообще любили в СССР. Ведь каждую стрижку можно было завить. И выглядеть так же, как очень модная жена Шурика в «Иван Васильевиче».
Помните эту прическу? Если честно, я до сих пор пытаюсь понять, парик это на ней, или, все-таки укладка. С одной стороны — склоняюсь к парику, с другой — когда-то давно обнаружила на даче электрические термобигуди моей мамы. Они были в идеальном состоянии, даже коробка сохранилась. Так вот, на коробке улыбалась женщина с прической точь-в -точь, как у Селезневой.
Ну, и последний вариант, который я отнесу к культовым — прическа героини Барбары Брыльской в фильме «Ирония судьбы». Ох, если перебирать фотографии тех лет, то, как минимум треть женщин на них будет с такой укладкой — мягкой, женственной и, в то же время, элегантной.
Конечно, были другие запоминающиеся образы. Роковой соблазнительницы, например, в «Бриллиантовой руке». Или преображенной «грымзы» (помните, как изменилась ее голова после укладки?) из «Служебного романа».
Но повторения именно таких причесок на старых снимках я вижу чаще всего. А вы сходство с какими героинями замечали?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vseoperesadkevolos/kultovye-pricheski-sssr-kotorye-nosili-nastoiascie-modnicy-5ece21d986f1b20910b07533