- Бородинское выражение
- Ус в честь, а борода и у козла есть.
- Смотреть что такое «Ус в честь, а борода и у козла есть.» в других словарях:
- Не каждой бороде честь
- Похожие цитаты
- Люблю, живу, творю, стремлюсь, мечтаю.
- Все сможешь ты.
- Обнажаем тела закрываем души.
- Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Бородинское выражение
БОРОДА НА РУСИ ИЗДАВНА СЛУЖИЛА отличительным признаком настоящего мужчины. «Борода — честь, а усы и у кота есть» — гласит пословица. Отчаянно боролись и бояре, и простые русские мужики против нововведений императора Петра, решившего по «немецкому образцу» обрить всю страну. Особо упорствовали раскольники-староверы. Отразилась эта борьба и в пословицах с поговорками. «Борода — лишняя тягота», «Борода Минина, а совесть глиняна», «Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах» — твердили вслед за Петром сторонники западных преобразований. «Борода — образ и подобие Божие» — возражали раскольники. И угрюмо добавляли: «Борода дороже головы», «Режь наши головы, да не тронь наши бороды!». Уходили староверы в глухие леса, в тайгу, чтобы сохранить дедовскую веру и традиции, в том числе и своё «бородатое право». Да только за густую растительность порою приходилось дорого платить.
Существует в уголовном жаргоне выражение «бороду пришить» кому-либо — то есть обмануть. Оборот этот известен ещё с времён царской каторги. Русского читателя познакомил с ним журналист Влас Дорошевич, который, будучи сотрудником «Московского листка», побывал в 1897 году на острове Сахалин и написал книгу очерков о нравах каторжан:
«Пришить» просто — означает убить, но пришить бороду — означает только обмануть.
— Пришил ему бороду, и бери, что знаешь! — говорят каторжане.
Происхождение этого выражения кроется, быть может, в легенде о похождениях одного славившегося сибирского бродяги, предания о котором и до сих пор живут в памяти каторги. Он грабил специально богатых одиноких стариков — «столоверов» (староверов), спасающихся в сибирской тайге. И ходил, по словам легенды, на грабёж с одной нагайкой. Он никогда не связывал своей жертвы, а, хорошенько напугав, припечатывал старику бороду сургучом к столу. И затем хозяйничал в избе, как хотел. Если же старик не указывал денег, бродяга бил его нагайкой. От сильных ударов старик поневоле рвался и тогда испытывал двойные страдания: от нагайки и нестерпимую боль от припечатанной бороды. Взяв всё, что нужно, бродяга так и оставлял несчастного припечатанным: «Сиди, мол, повестки не подашь» (знать не дашь). Судя по тому, что мне приходилось слышать вместо «пришить бороду» также «припечатать бороду» — этому объяснению оригинального выражения можно поверить».
Да, красота требует жертв.
ВСКОРЕ БОСЯЦКИЙ МИР СТАЛ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРЯДУ С ВЫРАЖЕНИЕМ «БОРОДУ ПРИШИТЬ» и просто слово «борода». И до сих пор на уголовно-арестантском жаргоне оно означает неудачу, пустые хлопоты, бесполезное дело.
— Ну, что там у тебя? — спросит один уголовник другого.
— Э, полный крах: куда ни сунусь — везде борода.
Или — «Всё пошло по бороде». Словечко это распространилось и в городском сленге. Порой даже от какого-нибудь коммерсанта услышишь: «Была у нас славная фирма, да пошла по бороде».
В Центральной России, на Севере и в Сибири «бродяги» частенько не ограничиваются одною только «бородой». Здесь бытует выражение «локш на бороде», которое означает ложь, обман, аферу; «вешать локш на бороду» кому-то — дурачить, обманывать:
— Он тебе локш на бороду вешает, а ты хлебало раззявил!
Слово «локш» восходит к русскому «локша», то есть лапша. таким образом, получается выражение «лапшу на бороду вешать». Что, вспомнили? Ну конечно — «вешать лапшу на уши»! Оба эти фразеологизма, можно сказать, выужены из одной тарелки. Скорее всего, первоначально так и звучало — «вешать локшУ на бороду».
А затем окончание пропало, и в жаргоне появилось словечко «локш» — неудача, пустое дело. То же, что и «борода». На южном уголовно-арестантском жаргоне обычно говорят — «ла/кши». Но вообще-то «локш» ближе к живому великорусскому языку. Ведь в российских говорах есть также словечко «локши/ть», что значит таскать, хватать воровски. «Локшили» обычно всякую пустяковину: детишки — горох с огорода, сорока — где что плохо лежит. В общем, мелочовку — «локш».
Не следует путать слово «борода» с выражением «мне по бороде!»: мне всё равно, мне до этого нет дела (то же самое, что на молодёжном сленге — «по барабану»). В этом случае просто иронически переосмыслена известная поговорка «По усам текло, а в рот не попало», только место усов заняла борода.
Источник статьи: http://proza.ru/2010/01/25/1015
Ус в честь, а борода и у козла есть.
Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .
Смотреть что такое «Ус в честь, а борода и у козла есть.» в других словарях:
Борода в честь, а усы и у кошки есть. — см. Ус в честь, а борода и у козла есть … В.И. Даль. Пословицы русского народа
БОРОДА — жен. средняя часть нижней челюсти, под губами; подбородок. | Волос на щеках и подбородке: у ·раскольн. отечество. У кого борода клином, у кого заступом. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам с локоток, борода с ноготок. Старичок с кувшин, борода с … Толковый словарь Даля
Усы — честь! — А борода и у козла есть. Самоуверенное предпочтение формы растительности на лице со стороны усатого человека … Словарь народной фразеологии
ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
СТАРОСТЬ — самое неожиданное, что поджидает нас в жизни. Лев Троцкий Старость это когда знаешь все ответы, но никто тебя не спрашивает. Лоренс Питер Старость это когда каждый день чувствуешь себя на два дня старше. Старость это когда на отдых требуется… … Сводная энциклопедия афоризмов
Возраст(Посл.) — Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * Речь(Посл.) * Родина(Посл.) *… … Сводная энциклопедия афоризмов
Семейство полорогие — (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов. Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… … Жизнь животных
Тропические леса и их Фауна — Блистает лес красой богатой. Как некий новый, дивный мир. До сих пор мы бродили по пустыне и ознакомились со степью; бросим теперь взгляд на леса внутренней Африки, которые можно назвать девственными лесами. Многие из них не… … Жизнь животных
Козёл — Запрос «Козел» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Козлы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Викисловаре есть статья « … Википедия
ПОМОЩЬ — КСТАТИ — Алмаз алмазом режется, вор вором (плут плутом) губится. Клин клином выколачивают. Кол колом выбивай! И комар лошадь свалит, коли волк пособит. Пропадать, так уж одному, а не всем. Одному за всех легче. Кончай одну шкуру (сказали башкиры, с общего … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/32498/%D0%A3%D1%81
Не каждой бороде честь
Иногда возраст приходит без мудрости…
Своих мозгов никому не отдать,
С детства нас учат тактичности , скромности,
Старших всегда и во всем , уважать!
Это конечно разумно и правильно,
Это так важно в детей заложить,
Но я считаю и сердцем и разумом,
Мы уваженье должны заслужить.
И если старший до дрожи бессовестный,
То не стесняйтесь себя защищать.
К мудрым и добрым , всегда я с почтением,
Но не могу дураков уважать!
5 комментариев
Похожие цитаты
Люблю, живу, творю, стремлюсь, мечтаю.
Грехи людей судить я не берусь,
Но о своих грехах прекрасно знаю.
Я занимаюсь тем, что по душе.
Люблю, живу, творю, стремлюсь, мечтаю.
Если однажды станет грустно мне,
Вы не волнуйтесь я не заскучаю.
Ведь у меня так много важных дел,
Люблю, живу, творю, стремлюсь я и мечтаю.
Все сможешь ты.
Вдохновила песня Pi; che puoi
Жизнь учит нас всему, но понемногу.
Жизнь учит нас и падать и вставать,
Внимание не обращать на трудную дорогу,
И все на свете преодолевать.
Когда дойдешь до главной точки срыва,
Не смей отказываться от мечты.
Когда внезапно боль тебя накрыла,
Запомни лишь одно все сможешь ты.
Ты плачешь, что друзья все отвернулись.
За километр слышен души вой,
Не плачь не лей своих горючих слез напрасно,
Друг истинный всегда будет с тобой.
… показать весь текст …
Обнажаем тела закрываем души.
Обнажаем тела,
Но закрываем души.
Холодные сердца,
Бережем от стужи.
Прощаем вещи те,
Которые простить нельзя.
Помним кто враги,
Но забываем кто друзья.
Не любя живем,
Чувствами играем.
Мучаемся, маемся,
В земном аду сгораем.
… показать весь текст …
Источник статьи: http://www.inpearls.ru/1353577
Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!
Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831