Не стричь бороду год

История бороды: почему на Руси ее нельзя было брить, а при Петре от нее избавлялись

Как вы относитесь к моде на бороды? Что это, возрождение давних обычаев?

В Древней Руси увидеть мужика без бороды было дико. Это как в наше время даму с бородой. Безбородые мужчины на Руси считались несерьезными, ненадежными, неспособными к деторождению. В общем, девушки старались обходить их стороной. А если и попадался им такой на свою беду, они смеялись ему вслед: «Босое рыло, уходи!».

Так было в допетровские времена. Злые языки говорили, что у царя Петра Первого борода не росла. Максимум усики. Когда он вернулся из заграничного турне, им овладела идея европеизации страны. И первое, что попало под санкции — это раздражавшая его борода. В 1698 году вышел указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Это было шокирующей новостью.

Первые бороды отрезал сам Петр своему ближайшему окружению. Когда поняли что с бритьем бород не все просто и народ сопротивляется, решили ввести специальный налог. Бог с вами, хотите носить бороды — носите , но это будет дорого стоить.

Ввели четыре разряда государственной пошлины. К первому относились государственные служащие и городская знать. С них брали по 600 рублей. Ко второму причисляли торговцев. Они отдавали в казну по 100 целковых. Жители городских окраин — по 60 руб. и прислуга, кучера — по 30 руб. Для сравнения — 30 рублей составляло ежегодное жалованье пехотинца.

Крестьяне налоги не платили, но должны были при въезде в город отдавать в казну по копейке за каждый приезд с бородой.

«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год

На Руси к бороде относились как к святыне. В Псковской судной грамоте за надругательство над бородой наказание было хуже, чем за убийство. За убийство по штрафу нужно было заплатить один рубль, а за нанесение ущерба бороде — 2 рубля.

Хуже не было наказания, чем бритье. Когда к князю прибывали послы с неподобающими предложениями, им молча срезали бороды и отправляли домой. И слова не нужны.

Так вот, почему русских нельзя было лишать бород:

  1. Борода — БОгатство РОДА. Чем обильнее растительность на лице, тем богаче семья, сильнее род и успешнее потомки.
  2. Борода — признак отваги. Воину без нее никак нельзя — на войну не пускали. Мужчин с детства убеждали в том, что борода делает их бесстрашными.
  3. Борода — символ духовной мощи. Мужчина — выразитель силы рода, несет наследие предков. Кроме того, бог создал его по своему образу, значит борода — это необходимый атрибут. Ее сбривание является нарушением божественных законов.
  4. Бородач в семье — хозяин в доме.

Так было у нас. Вообще, борода имела много применений в истории человечества.

Доисторические люди отращивали бороды для тепла, запугивания и защиты. Волосы на лице сохраняли температуру тела древнего человека, а также защищали от песка, грязи и многих других элементов, способных проникнуть в организм через рот. Кроме того, она придавала пугающий вид, как бы визуально увеличивая челюсть.

С 3000 г. до н.э. до 1580 г. до н.э. египтяне использовали фальшивую бороду, сделанную из золота. Эту фальшивую бороду они привязывали, закрепляя узелком на затылке.

Представители месопотамских цивилизаций очень заботились о своих бородках. Они первыми начали употреблять такие продукты, как масло для бороды, чтобы их растительность выглядела здоровой и шелковистой. Они также формировали свои бородки с помощью древних щипцов для завивки — создавали локоны, кудри, придавали волосам волнистость. Ассирийцы красили их в черный цвет, а персы — в оранжево-красный. В древние времена, в Турции и Индии, когда у кого-то была длинная борода, это считалось символом мудрости и достоинства.

В Греции борода была знаком чести. Древние греки обычно обрабатывали бороды щипцами, чтобы создать завитки. Стрижка бороды использовалась только как наказание.

Около 345 г. до н. э. Александр Великий постановил, что у солдат не может быть бороды. Он боялся, что враги схватятся за бороды греков и будут использовать их против них во время битвы.

Древние римляне предпочитали, чтобы их бороды были пострижены и ухожены.

Портрет римлянина

Римлянин по имени Луций Тарквиний Приск поощрял использование бритв, чтобы провести в городе гигиеническую реформу в 616-579 годах до нашей эры. Несмотря на то, что Приск пытался поощрить бритье, оно все еще не было общепринятым до 454 года до нашей эры. В 454 г. до н.э. группа греков-парикмахеров отправилась из Сицилии в основную Италию. Они открыли парикмахерские, которые были расположены на главных улицах Рима. Эти парикмахерские обычно использовались только теми людьми, у которых не было рабов. Если у человека был раб, то он своего хозяина стриг и брил. Со временем бритье стало тенденцией в Древнем Риме, но философы сохраняли свои бороды независимо от тренда.

Читайте также:  Как понять идет ли прическа без челки

Англосаксонские племена не брили бороды до появления христианства в седьмом веке.

В Англии титулованные особы носили усы до 1066-1087 гг. н.э. пока закон Уильяма Первого не потребовал, чтобы они брились по норманнской моде.

Как только начались крестовые походы, бороды вернулись в обиход. В течение четырех столетий допускалась любая растительность. Как и в наше время, мужчины могли свободно выбирать, что им носить на лице: бороды, усы или чисто бриться. В 1535 году борода снова вошла в европейскую моду. Появились разные стили и длина бород. В 1560 году английские дворяне свои бороды крахмалили, чтобы они были острыми и аккуратными.

Для предания формы своим бородам мужчины использовали помаду и воск. Каждый уважающий себя сэр всегда имел при себе специальную щеточку или расческу для бороды. Кроме того, использовались специальные закрепители для бороды и усов, пока мужчиныспали.

На протяжении веков человечеством было придумано множество стилей ношения бороды. Например, стиль Авраама Линкольна называют «ширмой (занавесом) подбородка». Волосы на бороде настолько длинные, что свисают.

Авраам Линкольн

У писателя и эссеиста Генри Дэвида Торо на лице «Странствующий Джим».

У писателя Генри Лонгфелло — «Удлиненная голландка».

Генри Лонгфелло

«Борода лопатой» у художника Василия Верещагина.

По результатам социологического интервью, проведенного специалистами из Новой Зеландии и Канады, обнаружилось, что основной массе девушек нравится не борода, а легкая небритость на лице того паренька с которым ей доведется целоваться.

Источник статьи: http://travelask.ru/blog/posts/16907-istoriya-borody-pochemu-na-rusi-ee-nelzya-bylo-brit-a-pri-pe

Почему старообрядцы не бреют бороды

Русичи издревле носили бороды, как до принятия христианства в качестве официальной религии князем Владимиром в 988 году, так и после этого эпохального события. Практически каждый взрослый русский мужчина носил традиционную одежду и бороду также и в средневековье, и в ранее новое время. И только лишь Петр I, с его программой, которую нынешними словами можно было бы охарактеризовать как «догоним и перегоним Европу», вознамерился лишить русских мужчин бороды. Для чего ему это было нужно? Дело в том, что, побывав в Европе, Петр увидел, что тамошние джентльмены носят парики и бреют лицо. Вынужденные покориться жестокой воли царя, многие из его подданных начали стричь и брить ранее неприкосновенные бороды. Однако с петровских времен и до наших дней в России осталась одна группа, которая продолжает блюсти традиции предков и носить длинные бороды – это старообрядцы, т.е. православные верующие, не принявшие в XVII веке реформы патриарха Никона. Продолжая быть частью русского народа, старообрядцы, в известной степени, выстроили свою собственную религиозную традицию, во многом отличающуюся от общепринятой в православной России.

Российское законодательство о ношении бороды

Обязательное бритье бороды было введено Петром I в 1698 году. С 1705 года за ношение бороды взималась пошлина, взамен которой выдавался специально отчеканенный бородовой знак. Указом от 1714 года было вообще запрещено носить бороду; исключение было сделано лишь для старообрядцев. По указу 1722 года они должны были платить за бороду 50 рублей в год. Из одежды они могли носить зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть из красного сукна. В 1724 году вышел указ о том, что старообрядцы должны пришивать к своей одежде медные знаки об уплате «бородатой» пошлины.

Окончательно эта пошлина была отменена лишь в 1772 году. После этого в течение длительного времени ношение бороды не являлось чем-либо удивительным. Однако в ранние советские времена бритье бороды стало нормой практически для всех граждан СССР как символ борьбы с пережитками «темного» прошлого. Из всех ближних Сталина бороду носил, пожалуй, только всесоюзный староста Михаил Калинин (кстати, некоторые современные авторы приписывают ему старообрядческое происхождение). Пожалуй, только с этого времени наличие длинной неподстриженной бороды в России стало символом принадлежности к какой-либо ярко выраженной религиозной традиции – старообрядческой, иудейской, мусульманской или какой-либо еще.

Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев

Запрет на бритье бороды у старообрядцев восходит к предписаниям библейской книги Левит, не позволяющим брить волосы и края бороды. Одно из них гласит: «не порти края бороды твоей» (19:27). Другое указывает: «они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (21:5). Аналогичное предписание «Кормчей книги» (сборник церковных и светских законов при управлении церковью и в церковном суде) также восходит к ветхозаветному канону:

Читайте также:  Ровента для стрижки волос инструкция

«Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите».

Как мы видим, авторы «Кормчей книги» также ссылаются на предписания Моисеевых времен, говоря о том, что мужчина, подстригающий бороду, уподобляется женщине, что «мерзость есть пред Богом». Т.е. подстригание и бритье бород напрямую отождествляется с нарушением религиозных законов. Первым это начал делать, согласно данному источнику, «Константин царь Ковалин», т.е. византийский император Константин V Копроним (718-775). Инициатор иконоборческого движения, Константин воспринимался старообрядцами как один из главных ересиархов, виновный, среди прочего и в грехе брадобрития. И еще важный фактор: сбривание бороды является искажением изначального облика человека, созданного Богом «по образу своему».

По мнению некоторых исследований, впрочем, у старообрядцев есть иное, народное понимание этого предписания: длинные бороды необходимо носить, т.к. такая борода была у Иисуса. Этот фактор, пожалуй, поможет нам понять почему старообрядцы так отрицательно воспринимали Петра I с его политикой насильственного бритья бород.

Современные старообрядцы о брадобритии

Несмотря на то, что современная РПЦ Московского патриархата не считает брадобритие грехом, нынешние старообрядцы всех толков по-прежнему решительно осуждают «брадобрийство». Так, в постановлении собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

А вот что на эту тему пишут современные старообрядческие авторы Алексей Муравьев и Дмитрий Урушев в работе «Прение о бороде»: «Необходимо отметить еще один важный аспект: русские люди глубоко пережили еврейский Закон, данный в Библии как норма, продиктованная самим Богом. И строгое правило брадоношения стало для русских людей, как и для евреев, признаком покорности Богу и уважения к его благому плану творения мира. Но для русских православных христиан в бороде был еще и смысл религиозно-ограничивающей нормы. Православный человек самоидентифицировался через эту норму брадоношения».

Таким образом, как мы видим, современная старообрядческая церковь, как одна из самых консервативных церквей России, продолжает решительно и однозначно настаивать на необходимости соблюдения брадоношения как части религиозной самоидентификации православного человека.

Реальная ситуация

Значит ли это, что все современные старообрядцы все как один отпускают длинные усы и бороды? Безусловно, все духовное сословие и многие прихожане действительно соблюдают это предписание. Практически в любом информационном буклете, составленном современными старообрядцами об их религиозной традиции, можно найти информацию о необходимости носить усы и бороду. Однако, зайдя в старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Современный образ жизни неизбежно откладывает свое влияние и на эту традиционную общину, заставляя многих из старообрядцев выглядеть вполне конвенционально, не отличаясь от большинства мужчин современной России.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/92711-pochemu-staroobryadcy-ne-breyut-borody.html

Драма о бороде

Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.

Эффектная реформа

До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.

Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.

Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».

Читайте также:  Как подобрать стрижку если волосы волнистые

Духовенство против

Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.

«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.

Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».

Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.

«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.

Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.

Бороды долой!

В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.

Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.

Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.

Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»

Источник статьи: http://diletant.media/articles/43168226/

Оцените статью
Adblock
detector