Не стригите бороды своей

Нельзя коротко стричь волосы? Надо растить бороду?

Дмитрий спрашивает: «Пожалуйста, проясните мне суть сказанного Господом Богом в Лев.19:27 «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Получается нельзя очень коротко стричься ? Как понимать данные указания Господа нашего ?»

Мир вам, Дмитрий!

Всевышний никогда не учил Своих детей тому, должны они носить бороду или не должны. В Библии нет ни одного стиха, утверждающего, что Бог выступает «за» или «против» бороды. Всевышний так же никогда не устанавливал для людей правил стрижки волос. (А то, что мы видим в обряде назорейства имеет в себе на закон о стрижке/не стрижке волос, а символическое указание на то, как происходит служение Богу Вседержителю).

Ветхозаветное отношение к бороде и длинне волос — это человеческое отношение . В те времена почти повсеместно считалось, что мужчина должен носить длинную бороду. Причины такой «моды» нам неизвестны, но точно известно, что Бог не имел никаких претензий ни к бритым подбородкам, ни к небритым. Это с точки зрения людей считалось позором, если мужчине насильно остригли бороду. Бог же нигде не повелевает мужчине растить её.

«И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и [тогда] возвратитесь» (2Цар.10:4-5).

Вчитайтесь в этот отрывок, и вы увидите, что это было исключительно решением Давида, потому что в его времена то, что произошло, считалось позором. А Бог не имеет никакого отношения к этому решению.

Люди , а не Бог, считали бороду признаком достоинства мужчины, поэтому Бог, не противясь этому их желанию, на примере «бород» объяснял им Свою волю, Своё отношение к происходящему. Другими словами, зная, чем является борода в человеческойтрадиции, Спаситель иногда использовал её в качестве символа , длятого, чтобы объяснить Свои действия. Смотрите, например:

Ис.7:20″В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царемАссирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду».

Речьидёт совсем не о том, плохо это или хорошо иметь бороду, а о том, что если в представлении людей борода и волосы на голове и ногах мужчины — этопризнак его силы и пр, то через использование этого человеческого»мнения» Бог образно показывает, что полностью уничтожит силу людей.

Теперь присмотримся к заинтересовавшему вас отрывку:

«Не ешьте с кровью;
не ворожите и не гадайте.
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:26-28).

Вы видите, что здесь идёт перечисление того, что раньше евреи делали, а теперь им делать нельзя?

Раньше они ели с кровью, как и все остальные.
Раньше они ворожили и гадали, как и все остальные.
Раньше они стригли голову кругом, т.е. подрезали волосы на висках. Из истории языческих культов мы знаем, что так стригли голову многие языческие жрецы , об этом даже есть упоминание в Иер.9:26 и Иер.25:23, Иер.49:32. Бог называет язычников людьми «стригущими волосы на висках».

Значит ли это, что Он имеет что-то против самой стрижки ? Нет. Но Бог хочет, чтобы Его народ, в сознании которого этот вид стрижки ассоциировался с языческими обрядами и вызывал определённую «реакцию» памяти, перестал бы совершать это действие, чтобы не подвергаться искушению зацепиться умом за знак язычества и, как следствие, впасть в идолопоклонство и пр.

То же самое и с бородами. Перечитайте отрывок и скажите: Бог говорит здесь о том, что надо растить бороду? или Он говорит о том, что если у тебя есть борода, то не порти её края так, как это делают языческие народы. Ведь это следует из контекста, не так ли?

Иными словами, Спаситель говорит, что Его дети должны перестать делать то, что они научились делать, живя среди язычества: есть кровь, ворожить, выстригать виски, портить бороды, делать нарезы на теле.

Можете ли вы сейчас стричь виски? Ответ зависит от вашего отношения к тому, что вы под этим подразумеваете: языческий способ служения Богу или обычную удобную причёску? Если первое — то нельзя, если второе — то можно. Понимаете, почему нельзя? Потому что такое действие обязательно повлечёт вас к другим языческим «интересам» плоти и отвратит от Бога.

Если вы отрастили бороду, а потом решили особым языческим образом подрезать её края, то вы стоите на пути греха, потому что пытаетесь совершить некое магическое ритуальное действие, о котором Бог вас не просил. Но если вы просто тщательно подравниваете края своей красивой бороды, не вкладывая в это никакого ритуального смысла, то вы просто заботитесь о своей внешности и ничего больше.

Проще говоря, чтобы вы ни делали: стрижёте ли вы волосы коротко, бреете ли бороду или растите её — вы прежде всего должны думать о том, чтобы ваши манипуляции не были наполненны языческим «смыслом» и не повлекли бы вас в пропасть язычества как такового.

Читайте также:  Детские прически с длинными волос

Источник статьи: http://www.bible.com.ua/answers/r/35/307590

Грех ли брить бороду и усы в Православии?

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: «Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр., зач. 334) и «в научения странна и различна не прилагайтеся».

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле — брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: «Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает» (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему» (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: «Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду» (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша» (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: «И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению». Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: «Что хуже и противнее этого? Бороду — образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде» (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: «Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя» (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: «И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены» (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: «Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают. сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви» (его книга глава 39, лист 502).

Читайте также:  Красивая прическа ко дню святого валентина

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: «Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849» (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды — дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: «Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его» (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость — брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Неизвестный старообрядческий автор

Цитаты из Священного писания

Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Источник статьи: http://pravera.ru/index/boroda_i_pravoslavie_grekh_li_brit_borodu_i_usy/0-2334

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 41-45

41-я заповедь — запрещение расписывать свое тело синей, красной и другими красками, как делают идолопоклонники и как это широко распространено среди египтян до сего дня. Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «Наколотых рисунков не делайте на себе» (Ваикра 19:28).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (21а).

42-я заповедь — запрещение облачаться в одежды, сотканные из шерсти и льна вместе: в подобные одежды облачались жрецы идолопоклонников в эпоху дарования Торы; и сегодня подобные одежды распространены в Египте у монахов-отшельников.

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не облачайся в шаатнез (смешанную ткань) — шерсть и лен вместе» (Дварим 22:11). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Килаим (гл.9), Шабат (27аб,54а, 57б) и в конце трактата Макот (20а,21аб).

43-я заповедь — запрещение выбривать виски. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не стригите краев волос вокруг головы вашей» (Ваикра 19:27). И цель этого запрета так же заключается в том, чтобы не уподобляться идолопоклонникам, потому что так они поступали: выбривали только виски.

А в трактате Йевамот (5а) разъяснено: «Состригание волос наголо также является нарушением этого запрета», — чтобы не сказал человек: запрещено только выбривать виски, оставляя остальную шевелюру нетронутой, как делают жрецы идолопоклонников, но, если я сбриваю все волосы, в этом нет никакого уподобления этим жрецам. Поэтому-то мудрецы объясняют нам, что запрещено выбривать виски в любом случае: как только виски, так и виски вместе с остальной шевелюрой.

Преступивший этот запрет карается бичеванием за каждый из висков по отдельности, поэтому, если он обривает всю голову, то карается бичеванием дважды.

Однако, несмотря на то, что нарушителя наказывают дважды, этот запрет не включается в перечень в качестве двух заповедей, поскольку в Торе он выражен как единый запрет. Вот если бы было сказано: «Не стригите краев волос головы вашей справа и краев волос головы вашей слева» — тогда, поскольку за нарушение запрета наказывают дважды, мы должны были бы посчитать две заповеди. Но в настоящем виде — это единый запрет и одна заповедь. И если мы знаем из традиции, что действие запрета распространяется на несколько частей тела и наказание следует за нарушение запрета по отношению к каждой из них по отдельности, из этого еще не следует, что запрет включает в себя несколько заповедей.

Читайте также:  Мастер по стрижке лезвием

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб). Женщины под действие этого запрета не подпадают (Кидушин 29а).

44-я заповедь — запрещение сбривать лезвием бритвы «края бороды». И есть пять «краев»: верхний край бороды на правой щеке, верхний край бороды на левой щеке, нижний край бороды справа, под нижней скулой, нижний край бороды слева, под нижней скулой, и самый нижний край бороды. Этот запрет выражен в Торе так: «Не порть края своей бороды» (Ваикра 19:27), поскольку все эти пять «краев» входят в понятие «борода». И не сказано «Не порть своей бороды», но Ашем сказал: «Не порть края своей бороды», подчеркивая: не порть даже один из краев, окаймляющих твою бороду; и наши мудрецы объясняют, что имеются в виду те пять краев, которые мы перечислили. Поэтому, если человек сбривает всю бороду, он карается бичеванием пять раз — несмотря на то, что сбрил всю бороду за один раз.

И сказано в Мишне (Макот 20а): «За сбривание бороды бичуют пять раз: два за одну сторону, два за другую сторону и один за самый низ бороды». Сказал раби Элиэзер: «И если сбрил все за один раз, его бичуют только один раз».

В Талмуде (Макот 21а) делается вывод из приведенных слов Мишны: «Следовательно, раби Элиэзер считает, что все это — один запрет». И ясно, что первое мнение, с которым раби Элиэзер полемизирует, исходит из понимания, что речь идет о пяти запретах; и закон установлен по этому первому мнению. Однако эти пять запретов не являются пятью самостоятельными заповедями, поскольку они выражены в Торе единым запретом, как мы уже объясняли относительно предыдущей 43-ей заповеди. Запрет сбривать бороду так же связан с тем, что так поступали жрецы идолопоклонников; и сегодня этот обычай широко распространен у монахов в Европе.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб, 21а). Женщины под действие этого запрета не подпадают (Кидушин 29а).

45-я заповедь — запрещение расцарапывать свое тело в ритуальных целях, как это делают идолопоклонники. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не делайте на себе надрезов» (Дварим 14:1). Этот запрет повторен в Торе также в несколько иных выражениях: «И царапин по умершим не делайте на своем теле» (Ваикра 19:28). И объяснено в трактате Йевамот (13б), что «основное значение речения “Не делайте на себе надрезов” — не наносите себе ран в знак скорби по умершим». И в трактате Макот (21а) сказано, что «Царапин по умершим не делайте» и «Не делайте на себе надрезов» — один запрет. И там же разъяснено, что раздирающий свое тело в знак скорби по умершему, приговаривается к наказанию независимо от того, наносил ли он себе раны рукой или с помощью какого-либо орудия; но наносящий себе раны в целях идолослужения наказывается только в том случае, если он использовал для этого какое-либо орудие, подобно сказанному в книге Пророков: «И стали они (пророки Баала) громко взывать, и, по своему обыкновению, наносили себе раны мечами и копьями, так что кровь лилась по ним» (I Мелахим 18:28).

И еще сказали наши мудрецы (Йевамот 13б), что речение «Ло титгодеду» (Не делайте на себе надрезов) включает также запрет разбиваться на партии и способствовать разногласиям между различными группами еврейского народа (глагол леитгодед имеет два значения: «наносить себе царапины» и «собираться в группы»). Однако основное значение стиха, как мы разъяснили: «не наносите себе ран в знак скорби по умершим»; а второе значение — это только дополнительное толкование.

И подобны этому слова мудрецов (Санхедрин 110а): «Каждый разжигающий разногласия преступает запрет Торы, как сказано: “…Чтобы не были, как Корах и его сообщники” (Бемидбар 17:5)». И это тоже лишь толкование, а основное содержание стиха, как поясняли наши мудрецы, — предостережение, а не запрет: «…Чтобы не приближался человек посторонний, который не из потомков Аарона, воскурять благовония перед Б-гом и чтобы не случилось с ним то же, что с Корахом и его сообщниками…», — Ашем предостерегает, что, если в будущих поколениях кто-то будет оспаривать права коэнов на служение и попытается заменить их, он будет наказан, и хотя не точно той же карой, что Корах — земля не поглотит его заживо, но он будет поражен язвами проказы; так был наказан царь Узияу (см. IIДиврей аямим гл.26).

Вернемся к обсуждаемой нами заповеди и скажем, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняется в конце трактата Макот (20-21а). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Источник статьи: http://toldot.ru/articles/articles_1315.html

Оцените статью
Adblock
detector