- Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
- «Бородовой знак» или «Налог на бороду» при Петре I
- История возникновения бородового знака
- Дальнейшее существование «бородового знака» и его ценность сегодня
- Кому разрешалось носить бороду при петре 1
- Англия XVI века
- Франция XVI века
- Россия XVIII века
- См. также
- Примечания
Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!
Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831
«Бородовой знак» или «Налог на бороду» при Петре I
История возникновения бородового знака
Всем известны старорусские традиции, в которых особое почтение отводилось мужской бороде. Ещё в святых текстах староверов было написано: «не возведи ножа на браду свою», что означало строгий запрет на бритьё бороды взрослому мужчине.
После прихода христианской веры эта языческая традиция прижилась и продолжила своё успешное существование, вплоть до самого конца семнадцатого века, когда в 1699 году Пётр I, славившийся своими вольными взглядами, издал указ о запрете ношения бороды.
Дмитрий Белюкин, 1985, картина «Петр І стрижет бороды боярам»
Простой люд, и бояре восприняли этот закон с величайшим возмущением. Как же, где ж это водится, чтоб мужик бороду брил и ходил, как женщина?! В народе назревал бунт, да и знать была недовольна варварским с их точки зрения нововведением.
Тогда Пётр I изловчился и придумал умный, а главное, полезный для казны шаг: носить усы и бороду в своё удовольствие разрешалось любому русскому человеку, но за это следовало… платить специальный налог, да ещё и немаленький: до пятидесяти рублей в год. Растительность без уплаты в царскую казну разрешалось в виде высочайшего исключения лишь лицам духовным: попам, священникам и прочим.
Фото Металлической квитанции на право ношение бороды 1699 г. Единственный известный экземпляр. Находится в коллекции Государственного Эрмитажа
Тот русский люд, который пошёл на принцип и продолжал носить бороду, несмотря на высокий «налог на бороду», получал после его уплаты специальную квитанцию из металла, получившую название «бородовой знак».
Все бородатые мужчины должны были ежедневно носить при себе этот «документ». В случае отсутствия бородового знака «неучтённые» бородачи тут же с позором обривались наголо. В силу всего этого в народе бородовой знак получил название «окаянная грамота».
Фото бородового знака 1705 года, из коллекции Государственного Эрмитажа
Дальнейшее существование «бородового знака» и его ценность сегодня
Обычные бородовые знаки делались из меди, однако встречались и невероятно дорогие золотые и серебряные монеты для особо знатных «бородачей». Следует отметить, что уловка Петра возымела свой эффект: уже к концу двадцатых годов восемнадцатого века как при дворе, так и в городах и сёлах практически не осталось бородатых мужчина, ибо борода бородой, а деньги дороже.
Именно тогда регулярное бритьё прочно вошло в ежедневный список дел мужского населения России.
А в 1728 году, уже через три года после кончины царя Петра I было выпущено повеление, которое обязало население сдать в царскую казну все бородовые знаки с целью их перелива в обычные монеты.
На сегодняшний день, в силу того, что практически все бородовые знаки у народа были отобраны и перелиты в стандартные русские деньги того времени, «окаянные грамоты» Петра Великого пользуются у нумизматов высочайшей популярностью.
Практически каждый коллекционер, собирающий русские деньги и жетоны, мечтает иметь в коллекции «петров знак», а те, кто имеют его, считаются подлинными счастливчиками, ибо найти такой знак непросто, а стоит он весьма недёшево.
Сегодня стоимость такого бородового знака, даже если он сделан из обычной потемневшей меди, начинается от двух-двух с половиной тысяч долларов и постоянно поднимается вверх. А уж «Петрова грамота» из серебра или золота и вовсе стоит целое состояние.
Источник статьи: http://pogodovka.com/borodovoj-znak/
Кому разрешалось носить бороду при петре 1
Предлагаем ознакомиться с темой: «кому разрешалось носить бороду при петре 1», включая последние тенденции.
Текущая версия страницы пока
опытными участниками и может значительно отличаться от
, проверенной 6 апреля 2016; проверки требуют
Текущая версия страницы пока
опытными участниками и может значительно отличаться от
, проверенной 6 апреля 2016; проверки требуют
Налог на бороду — налоги, взимавшиеся в разных странах с обладателей бороды. Как правило, налогом облагались не все сословия.
Англия XVI века
Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535. Этот налог зависел от социального статуса носителя бороды. Дочь короля Елизавета I тоже вводила аналогичный налог, которым облагалась любая борода, растущая больше двух недель.
Франция XVI века
Основателем моды на ношение бороды среди дворянства и духовенства Франции стал король Франциск I (1515—1547). Правительство обложило священнослужителей налогом: духовенство победнее предпочитало бриться. Возникли споры сторонников и противников права на бесплатное ношения бороды и вообще на её ношение, что повлекло вмешательство высших католических иерархов с попытками запретить бороду. Запрет на ношение бороды и длинных волос истекал из предписания лат. Clericus nec comam nutriat nec barbam, и осуждение бороды звучало ещё в 1119 году на Тулузском соборе, однако правило можно было трактовать в пользу короткой бороды. Полный запрет на бороду попытался ввести в 1576 году кардинал Карло Борромео, издавший пасторское послание (англ.)русск. «De barba radenda».
Россия XVIII века
Указом от 16 (27) января 1705 года устанавливалось следующие разряды пошлины:
- с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 60 рублей с человека в год
- с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
- с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
- со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, а также со всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.
- с крестьян получать пошлину при въезде и выезде из города по 2 деньги с бороды.
Указ 1705 года «О бритiи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятiи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ.»
2015.— Генваря 16. Именный.— О бритiи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятiи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ.
На Москве и во всѣхъ городахъ, Царедворцамъ и дворовымъ и городовымъ и приказнымъ всякихъ чиновъ служивымъ людямъ, и Гостямъ и гостиной сотни и черныхъ слободъ посадскимъ людямъ всѣмъ сказать: чтобъ впредь съ сего Его Великаго Государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бородъ и усовъ брить не похотятъ, а похотятъ ходить съ бородами и съ усами, и съ тѣхъ имать, съ Царедворцовъ и съ дворовыхъ и съ городовыхъ и всякихъ чиновъ служилыхъ и приказныхъ людей, по 60 рублей съ человека; съ Гостей и съ гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей съ человека; средней и меншей статьи, которые платятъ десятыя деньги меньше 100 рублей, съ торговыхъ и посадскихъ людей по 60 рублей, третья статья, съ посадскихъ же и съ Боярскихъ людей и съ яшциковъ и съ извозчиковъ и съ церковныхъ причетниковъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, и всякихъ чиновъ съ Московскихъ жителей по 30 рублей съ человѣка на годъ. И давать имъ изъ приказа Земскихъ дѣлъ знаки; а для тѣхъ знаковъ и для записки приходить имъ въ приказъ Земскихъ дѣлъ безъ мотчанiя, а въ городахъ въ Приказныя Избы, а тѣ знаки носить имъ на ceбѣ; и въ приказѣ Земскихъ дѣлъ и въ городахъ въ приказныхъ Избахъ учинить тому записныя и приходныя книги; а съ крестьянъ имать вездѣ по воротамъ пошлину, по 2 деньги съ бороды, по вся дни, какъ ни пойдутъ въ городъ и за городъ; а безъ пошлинъ крестьянъ въ воротахъ, въ городъ и за городъ, отнюдь не пропускать. И о томъ для вѣдома по воротамъ съ сего Велнкаго Государя указу прибить письма, а въ города къ Воеводамъ послать Его Великаго Государя грамоты, а къ Бурмистрамъ памяти, а въ Розрядъ о посылкъ послушныхъ грамотъ, а въ Ратушу къ Бурмистрамъ о посылкѣ жъ послушныхъ указовъ послать памяти, съ подкрепленiемъ: буде они Воеводы и Бурмистры, станутъ въ томъ чинить кому поноровку и имъ Воеводамъ за то быть въ опалѣ, а Бурмистрамъ въ наказанiяхъ и въ раззоренiи безъ всякой пощады. А буде кто изъ Царедворцовъ и изъ градскихъ жителей и изъ приказныхъ и изъ посадскихъ людей похочетъ ходить съ бородою, и ему бъ для взятья знака ѣхать къ Москвѣ а явиться въ приказѣ Земскихъ дѣлъ; а въ Сибирские и въ Поморскiе городы знаки послать съ Москвы.
Подтверждён указом 6 (17) апреля 1722 года.
17 (28) декабря 1713 года был принят указ которым было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца). 29 декабря 1714 (9 января 1715) года он был подтверждён указом «О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.»
Указ 1714 года «О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.»
2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ
Великiй государь указалъ при Санктпетербургѣ и во всѣхъ городахъ и всѣхъ городахъ всякихъ чиновъ людямъ Свой Царского Величества указъ объявить публично, чтобъ Русскимъ никакимъ платьемъ не торговали, и ни кто такова платья и бородъ не носили, по прежнему Его Великаго Государя указу 713 году Декабря 17 числа; а ежели кто учнетъ Русскимъ какимъ платьемъ и сапогами торговать, или какъ Русское платье и бороды носить, и за такое ихъ преступленiе учинено имъ будетъ жестокое наказанье и сосланы будутъ на каторгу, а имение ихъ движимое и недвижимое взяты будутъ на Великого Государя безъ всякiя пощады. Понеже за тѣми Его Великого Государя указы, презирая ихъ, при Санктпетербургѣ торговые люди такимъ Русскимъ платьемъ и сапогами не торговали, за то имъ, по розыску въ нынѣшнемъ 714 году учинено наказанье, биты кнутомъ и сосланы на каторгу.
Указ 1722 года «О взысканiи особой подати съ бородачей и о ношенiи имъ особаго платья.»
3944.—Aпрѣля 6 (*) Именный, состоявшiйся въ Сенатѣ— О взысканiи особой подати съ бородачей и о ношенiи имъ особаго платья.
Его Императорское Величество будучи въ Сенатѣ сего Апрѣля 6 да 12 числъ, указалъ подтвердить накрепко старой указъ о бородахъ, чтобъ платили по пятидесять рублей на годъ, и къ тому, чтобъ оные бородачи и раскольщики никакого иого платья не носили какъ старое, а именно: зипунъ съ стоячимъ клеенымъ козыремъ, ферези и однорядку съ лежачимъ ожерельемъ. Только расколыцнкамъ носить у оныхъ козыри краснаго сукна, чего для платья имъ краснымъ цвѣтомъ не носить. И ежели кто съ бородою придетъ о чемъ бить челомъ не въ томъ платье: то не принимать у нихъ челобнтенъ ни о чемъ, и сверхъ того доправить вышеписанную дачу, не выпуская изъ Приказа, хотябъ оной годовую и платилъ. Также кто увидитъ кого съ бородою безъ такого платья, чтобъ приводили къ Комендантамъ или Воеводамъ и приказнымъ, и тамъ оной штрафъ и на нихъ правили, изъ чего половина въ казну, а другая приводчику, да сверхъ того его платье.
Сiе всѣъ чинамъ мiрскимъ безъ выемки , кромѣ крестьянъ подлинныхъ пашенныхъ а не промышленникамъ.
(*) Напечатанъ Апрѣля 25.
Каждый уплативший пошлину получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина в 1772 году.
См. также
- Борода
- Бородовой знак
- Налоги на уши и нос
Примечания
- ↑ M. E. Sharpe, Challenge, v. 2, 1967
- ↑ Г. Вейс, Энциклопедия материальной культуры, Внешний вид народов с древнейших до наших времён, гл. 10
- ↑ The Catholic encyclopedia, v.2, 1913, статья Beard (автор Herbert Thurston)
- ↑ Указ Императора Петра I, Именный, — О бритiи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятiи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ..16 (27) января 1705 года
- ↑ 2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.29 декабря 1714 (9 января 1715) года
- ↑ Указ Императора Петра I, Именный, состоявшiйся въ Сенатѣ — О взысканiи особой подати съ бородачей и о ношенiи имъ особаго платья..6 (17) апреля 1722 года
5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?
В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.
Картина “Бояре” Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло
Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.
Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.
Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.
Такой медный “Бородовой знак” выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.
Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить “окно в Европу”.
Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.
Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений. А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.
Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды. Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам. Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.
Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.
Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным -сбривать бороду. Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.
«Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем».
Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.
«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин
Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.
КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I
Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.
Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.
Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так:
«Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».
Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.
В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.
ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА
Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.
В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins.ru
Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».
В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД
Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.
Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.
ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…
• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.
• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.
• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.
• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».
• Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…
Читайте также: 7 потерянных территорий России
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://boroda-guru.ru/komu-razreshalos-nosit-borodu-pri-petre-1/