Борода: обязательно ли носить христианину?
Во времена античности, как и в средневековье «бороды считались признаком силы и энергии – как физической, так и моральной… Кроме того, бороды всегда были признаком старшинства, как в прямом, так и в переносном смысле. Борода была также знаком достоинства, символом свободы и почестей. Отрезать или выдрать бороду… считалось тяжким оскорблением. Принудительное бритье бороды и головы было серьезным наказанием и применялось в отношении бунтовщиков».
Многие отцы Церкви запрещали христианам брить бороды. Такого мнения, например, придерживались: святитель Епифаний Кипрский, святитель Киприан Карфагенский, святитель Кирилл Александрийский и другие.
В целом в Восточной Церкви в отличие от Западной, брадобритие не приветствовалось. Все эти традиции перешли и на Русь.
Борода в Древней Руси, кроме вышесказанного, приобрела еще большее религиозно-культурное значение. Сбривший бороду в сознании древнерусского человека считался предавшим православную веру и принявшим латинство (католичество), что нашло отражение в постановлениях Стоглавого собора (1551 г.) , запретившим брить бороды всем членам Церкви. Против бритья бород выступали многие известные церковные деятели Древней Руси, например, святитель Макарий, митрополит Московский; патриархи Иоаким и Адриан.
С Петровских времен ношение бороды оставалось обязательным только лишь для священнослужителей. Однако крестьяне в своей основной массе продолжали носить бороды. Традицию обязательного ношения мирянами бороды сегодня сохраняют лишь только приверженцы старообрядчества.
Сегодня традиция ношения священнослужителями бороды является распространенной в большинстве Православных Поместных Церквей. В настоящий момент в Русской Православной Церкви никаких требований в отношении ношения бороды мирянами (рядовыми членами Церкви) нет, но борода часто встречается среди православных христиан в России. Впрочем, конечно носить ее совсем необязательно, так как это элемент традиции и к вероучению Православной Церкви отношения не имеет!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nikulinivan/boroda-obiazatelno-li-nosit-hristianinu-5ee65e2d274884401379afa4
Почему православные носят бороду
Почему православные носят бороду? Издавна повелось, что представители христианской религии, отпускают длинную растительность, обрамляющую подбородок. Трудно представить себе православного священника с абсолютно гладким подбородком. Откуда пошла традиция, имеет ли она под собой религиозные основания, рассмотрим ниже.
Цитаты из священного писания
У православного священника обязательно должна быть борода. Многие священные умы издавна говорили, что брадобритие – ересь, приходящая словно эпидемия. Церковные пастыри считали подобное поведение беззаконием, попранием всех существующих канонов.
Священник обязательно имеет ряд внешних признаков:
- ряса (длинное черное одеяние до пола);
- большой крест, висящий на груди;
- обильная растительность, обрамляющая подбородок;
- длинные волосы, собранные в хвост;
- молитвенник в руках;
- иные предметы облачения, одеваемые по особым случаям, к примеру, в праздники.
Отцы церкви активно осуждали даже вход в храм мужчины, с чисто выбритым лицом.
Вопрос брадобрития рассматривался во время проведения Стоглавого Собора. После обсуждения были вынесены следующие вердикты:
- запрет бритья усов, бород;
- отказ от подстригания растительности;
- мужчина без щетины подобен женщине;
- создание Богом людей по собственному образу и подобию.
Помимо постановлений Собора, вниманию верующих приводились цитаты из Священного Писания:
- «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
- «Не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем».
Откуда пошло веяние на длинную растительность у священников?
- Строгое соблюдение ветхого Завета.
- Подобие Иисусу Христу.
- Небритость выделяет людей среди общей массы других индивидуумов. Это позволяет добиваться послушания людьми священников.
- Небритые волосы – источник, вбирающий и накапливающий в себя жизненную и духовную энергию.
Борода как добродетель
Окладистые бороды трудно назвать добродетелью. Причины такого мнения:
- тот факт, что мужчина отрастил бороду, трудно назвать полученным в результате труда, ведь она появляется естественным путем;
- с древности, в среде священнослужителей, осталось мнение о бесчестии людей, чей подбородок является гладко выбритым, их не пускали в города, заставляли держаться дальше от остального народа;
- сегодня наличие густой щетины может признаваться священниками в виде глумления.
По мнению священников, отросшая щетина:
- помогает людям идти к свету, равно, как животным усы помогают ориентироваться на местности;
- является своего рода одеждой;
- духовно настраивает на праведный образ жизни;
- заставляет забыть о праздности, суете;
- позволяет отвлечься от заботы о собственной внешности;
- создает ощущение поддержки, облагораживает личность;
- избавляет от культа плоти, активно насаждаемого в последнее время.
Можно ли православному христианину бриться?
Однозначный ответ – нет, особенно это касается тех, что посвятили собственную жизнь служению Церкви.
Запрет бритья имеет свои причины:
- Отросшая щетина – символ веры, упоминаемый Ветхим Заветом.
- Согласно Библии, отращивать растительность должен каждый представитель сильного пола. Впрочем, и женщинам не разрешалось стричь волосы, растущие на голове.
- Каждый должен выглядеть, так, каким его создал Господь Бог.
Важность этого аксессуара для православного мужчины трудно переоценить. Она пошла еще со времен древних славян и имела такие предпосылки:
- эквивалент мужской храбрости;
- возможность истинного духовного роста, ведь растительность воплощает в себе силу;
- признак принадлежности к Божьему роду, требующий бережного, почитательного отношения;
- символ мудрости, связи с прародителями;
- признак власти над другими людьми, но власти не подавляющей, а заставляющей послушаться, принять во внимание сказанное таким человеком;
- почитание обществом.
Должен ли христианин носить бороду и почему
Борода православия – это закон, утвержденный много столетий назад. Почему православные люди придерживаются этого правила уже много веков подряд? Первое время это был не грех, значение бороды тогда не было столь велико. Однако Иисус Христос на всех иконах был изображен именно с длинными волосами и бородой.
Почему православные люди оставляют растительность на лице?
- Этот образ является фундаментальным, добродетельным. Во времена до Петра I, образ бритого человека приравнивался к образу евнуха.
- Такой внешний вид был традиционным, борьба с ним началась только при Петре, который ввел специальную пошлину на щетину. Чтобы приходить в города, необходимо было платить особый налог, величина которого различалась для каждого сословия людей.
- Древние православные учения подтверждали необходимость соответствия верующего Спасителю.
- Бритье считалось чрезмерным вниманием к собственной внешности, отвлекающим людей от истинной веры.
Сегодня далеко не каждый верующий, обрамляет собственное лицо щетиной. Чаще всего, подобные стрижки выбирают молодые люди, стремящиеся за модой, строго следующие популярным веяниям, изобретающие интересные фасоны, формы, контуры оформления щетины. Словом, делающие много из того, что порицается православием.
Чтобы отрастить вожделенную растительность, они прилагают немало усилий, среди которых:
- изменяют собственный образ жизни на здоровый;
- принимают витаминно-минеральные комплексы;
- активно занимаются спортом;
- употребляют специальные медикаменты;
- используют современные косметические средства для ухода за отрастающей щетиной (шампуни, бальзамы, ополаскиватели, лосьоны, пенки, муссы, гели);
- изменяют рацион собственного питания, включая свежие фрукты, мясо, овощи, рыбу;
- применяют маски из растительных масел;
- делают компрессы из полезных продуктов питания, настоек.
Среди всей этой активности, мужчины, даже верующие, постепенно теряют смысл присутствия щетины на лице.
Источник статьи: http://borodadeda.ru/interesnoe/pochemu-pravoslavnye-nosyat-borodu/
Зачем православным нужны бороды
протоиерей Артемий Владимиров
315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.
— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.
Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.
Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.
Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).
Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.
Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.
Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка “прогрессивного” толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…
Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.
— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?
— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.
И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека “по одежке”, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.
Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.
— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.
Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody
Грех ли брить бороду и усы в Православии?
Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: «Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр., зач. 334) и «в научения странна и различна не прилагайтеся».
Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле — брадобритии.
Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.
Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.
Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: «Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает» (Стогл., гл.40).
Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему» (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).
Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: «Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду» (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша» (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: «И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению». Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.
Святой Епифаний Кипрский пишет: «Что хуже и противнее этого? Бороду — образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде» (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).
Преподобный Максим Грек глаголет: «Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя» (Слово 137).
В Служебнике патриарха Иосифа говорится: «И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены» (Изд. лета 7155, лист 621).
Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: «Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают. сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви» (его книга глава 39, лист 502).
Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.
В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: «Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849» (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.
Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды — дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.
Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: «Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его» (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).
Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.
Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость — брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.
Неизвестный старообрядческий автор
Цитаты из Священного писания
Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.
2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.
Источник статьи: http://pravera.ru/index/boroda_i_pravoslavie_grekh_li_brit_borodu_i_usy/0-2334