Обобщите боковая линия глаза усы

Обобщите боковая линия глаза усы

Изучение темы Морфологические адаптации рыб в школьном курсе биологии

Верно ли выражение: «Нем, как рыба»? Этот вопрос учителя заставил школьников поспорить. Учитель рассказывает о звуках, издаваемых рыбами, и о том, как они их издают, не имея голосовых связок (обычно — с помощью плавательного пузыря).

Какое значение имеет для рыб прозрачность воды? Какие приспособления к этому фактору у них имеются? Ответы на эти вопросы школьники ищут во время «путешествия в мир коралловых рифов». На экран проецируются соответствующие видеоролики. Учитель читает отрывок из книги «Жизнь моря» швейцарского ученого Келлера: «Рыбки коралловых рифов представляют собой наиболее изящное зрелище. Цвета их не уступают в яркости и блике тропическим бабочкам и птицам. Лазоревые, желтовато-зеленые, бархатисто-черные и полосатые рыбки плавают и вьются целыми толпами».

После краткого обсуждения формулируется вывод: прозрачность воды позволяет рыбам иметь приспособления, связанные с использованием органов зрения. Рыбы используют различную окраску и форму тела для маскировки, отпугивания врагов, общения друг с другом.

Учитель подводит итог урока: «Наше путешествие подходит к концу, и, прежде чем бросить якорь в конечном пункте, подведем итоги. Для этого возвратимся к главному вопросу урока. Как бы вы на него ответили сейчас?» После фронтальной проверки учитель просит школьников сделать вывод по уроку, ответив на вопрос: «В чем причина многообразия рыб? Результатом чего оно является?».

Формулировка вывода: многообразие рыб — результат приспособлений к различным проявлениям факторов водной среды, к разному образу жизни. После обсуждения вывод проецируется на экран. Учащиеся записывают его в информационном листе.

Завершая урок, учитель просит школьников заполнить лист самооценки на информационном листе, а на отдельном листочке — с помощью тех же значков выразить свое отношение к уроку.

Учитель, в свою очередь, выражает значком свое отношение к проделанной работе.

Мне радостно, я — довольна, т.к. все, что задумала, — получилось, и в этом мне помогли вы. Большое вам спасибо за урок.

Мне очень грустно, потому что то, что мы узнали о рыбах на уроке, — лишь очень малая часть всего интересного, что известно об этих организмах. Учитель прикрепляет свой значок к стенду, а затем просит учащихся прикрепить туда же свои листочки со значками.

Учащимся предлагается решить познавательную задачу, изложенную в информационном листе и изучить статью учебника «Надкласс Рыбы».

См. приложение 1.

2) Блочно-модульное обучение

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, преподаватели средней школы переходят на личностно-ориентированное обучение, учитывающее способности, потребности и особенности учащихся. Это можно реализовать, используя блочно-модульное обучение (6; 37)

Блочно-модульное обучение — одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Её реализация предусматривает самостоятельное усвоение учащимися новых знаний при опоре на исходные знания. Подготовка учителя к объяснению темы состоит в том, что он анализирует программу, определяет содержание блоков; делит их на логически законченные модули; формулирует задачи по изучению каждого элемента модуля и на их основе планирует текущий и промежуточный контроль знаний учащихся. В начале урока проводится входной контроль знаний и умений учащихся, а при обобщении знаний по всему блок-модулю — выходной контроль.

В качестве примера, иллюстрирующего особенности модульного обучения, привожу разработку урока «Приспособленность рыб к жизни в воде»

Тема «Приспособленность рыб к жизни в воде». VII класс

Учебный материал с указанием заданий

УЭ-0 (1-2 мин)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: повторить учебный материал о рыбах (строение, поведение, процессы жизнедеятельности); совершенствовать приемы учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и т.д.); определить черты приспособленности рыб к жизни в воде

Внимател-ьно прочитай-те цели урока.

Учебный материал с указанием заданий

УЭ-1 (7-10 мин)

Цель: подготовка к восприятию основного материала

1. Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:

Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изу чающая рыб? Где еще, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авто ров, персонажи которых — рыбы. Приведите примеры пословиц, пого ворок, фразеологизмов, в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую пословицу, поговорку, фразеологизм можно было бы взять эпиграфом к нашему уроку? Почему?

Читайте также:  Простые прически для маленьких девочек с длинных волос

2. Обсудите эти вопросы в классе.

Работайте в группе

Работа с классом

Учебный материал с указанием заданий

УЭ-2 (13-15 мин)

Цель: определение уровня знаний о рыбах

1. Рыбы — это животные.

2. Рыбы обитают в водной среде.

3. Большинство рыб имеет двустороннюю симметрию тела.

4. Тело большинства рыб покрыто чешуей и слизью.

5. Плавники — органы дзижения рыб.

6. Все рыбы — хищники.

8. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

9. Органы дыхания большинства рыб — легкие.

10. Ноздри — часть дыхательной системы рыб.

12. Сердце у рыб двухкамерное.

13. У рыб замкнутая кровеносная система.

14. Рыбы — гермафродиты.

15. Отделы тела рыб: голова, шея, туловище, хвост.

16. В скелете рыб много мелких костей.

17. У многих рыб хорошо развиты мышцы хвоста.

Внимательно читайте утверждения. В графе «Ответы» напротив утвержденй ставьте знаки: «+», если утверждение зерно; «-«, если утверждение неверно. Работайте индивидуально

18. У многих рыб есть наружное ухо.

19. Дельфины — это рыбы.

20. Слова «приспособленность» и «адаптация» — это синонимы.

21. В экосистемах рыбы — консументы

Проверьте и оцените свою работу, пользуясь приложением 2.1

Дополнительное задание «Знаете ли вы названия рыб?»*

Рядом с рисунком напишите название рыбы.

Проверьте и оцените свою работу, пользуясь приложением 2.2

Выполняете, если у вас осталось свободное время

Ваша оценка

УЭ-3 (20-25 мин)

Цель: совершенствование приёмов учебной деятельности учащихся

1. Объедините в группы объекты по общим признакам. Не забудьте указать признак, по которому проводите классификацию.

Работайте в группе

Возможны. несколько вариантов ответов.

а) акула, кит, скат, дельфин; б) выделение, почки, дыхание, жабры, питание; в) ерш, карась, лещ, навага; г) кислород, пища, углекислый газ, непереваренные остатки пищи; д) голова, туловище, чешуя, хвост, слизь.

2. Обобщите (подберите 1-2 обобщающих слова): а) кровь, кровеносные сосуды, двухкамерное сердце

б) боковая линия, глаза, усы — .;

в) плавательный пузырь, сердце, почки, жабры — .;

г) головной мозг, спинной мозг, нервы — .;

д) икринка, зародыш, личинка, малек, взрослая рыба —

а) животные, имеющие непостоянную температуру тела, зависящую от температуры окружающей среды, называются.

б) Размножение рыб называется.

в) Сердце рыб состоит из двух камер: предсердие и.

г) Орган чувств, имеющийся только у рыб на всех стадиях развития (личинка — взрослая рыба), называется.

д) Орган, имеющийся только у рыб, заполненный смесью газов и участву ющий в процессе движения рыб, называется.

. Внимательно прослушайте инструкцию учителя. На полях записывайте количество баллов (см. приложение 2.3)

4. Определите и объясните, кто (или что) в данном ряду лишний:

а) щука, акула, карась, лещ;

б) вода, море, океан, река;

в) плавники, плавательный пузырь, мышцы, кровь;

г) пескарь, камбала, синий кит, лосось;

д) пруд, озеро, аквариум, река.

5. Внимательно просмотрите видеофрагменты. Придумайте и запишите на звания видеофрагментов.

а) б) в) г) Д) Объясните, почему вы назвали видеофрагменты именно так.

6. Подведение итогов викторины: подсчитайте и запишите на полях общее

количество баллов, набранное вашей командой. Обсудите в группе работу членов команды и оцените ее качество по пятибалльной шкале:

1 — не принимал участие в работе команды;

2 — давал только неправильные варианты ответов;

3 — давал правильные и неправильные варианты ответов, был малоактивен;

4 — активно участвовал в работе команды, но иногда давал неправильные, нечеткие ответы;

5 — очень активно участвовал в работе команды, в основном давал

правильные, четкие ответы

Ваша оценка

УЭ-4 (20 мин)

Цель: определение общих и частных приспособлений рыб к жизни в воде.

1. Выполните задания:

а) дайте определение понятия «приспособленность* (адаптация).

б) Назовите особенности, отличительные признаки водной среды жизни по сравнению с наземно-воздушной (*с другими средами жизни).

в) Приведите примеры адаптации к жизни в водной среде у ерша и речно го окуня.

2. Заполните таблицу «Приспособленность рыб к жизни в воде».

1) как вы могли бы объяснить процесс возникновения приспособлений?

2) Какие проблемы есть у рыб в связи с жизнью в воде и как они их решают? Обсудите результаты работы в классе. Сдайте тетрадь на проверку учителю

Работайте в группе. * — задание повышенного уровня сложности. Прослушайте инструкта ж учителя Работайте письменно

Читайте также:  Мухич с усами гитлера

Работайте вместе с классом

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации.

Цель: подведение итогов урока, домашнего задания.

1. Прочитайте еще раз цели урока.

2. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению целей?

3. Можно ли сказать, что на уроке вы почувствовали себя «как рыба в воде»?

4. Были ли случаи на уроке, когда вы «бились как рыба об лед»?

5. Выберите домашнее задание:

а) составьте кроссворд по теме «Рыбы», если работу на уроке вы выполня ли без ошибок и набрали максимальное количество баллов по всем УЭ;

б) повторите записи в тетради, если ваш входной тест получил 4 балла и вы редко ошибались на уроке;

Источник статьи: http://www.newreferat.com/ref-47104-29.html

Рыбы
обобщите (подберите 1-2 обобщающих слова) боковая линия, глаза, усы ​

Ответы

Боковая линия — чувствительный орган у рыб.

Глаза— у большинства рыб расположены по бокам головы, зрение у рыб монокулярное.

Усы — этот оргон рыбам себя хорошо чувствовать в условиях плохой видимости.

вид (лат. species) — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений имикроорганизмов)[1]; таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими , и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

по состоянию на 2011 год число описанных видов живых организмов составляло примерно 1,7 млн[2] (см. раздел «статистика»). общее число видов, существующих на земле, оценивается по-разному: называется цифра 8,7 млн[3][4], в том числе цветковые растения — около 400 тысяч видов[5] (сейчас описано примерно 300 тысяч); другие учёные считают, что одних лишь видов грибов на нашей планете существует более 5 миллионов видов (при том, что сейчас описано всего лишь около 100 тысяч)[5]. число вымерших видов, по некоторым оценкам, составляет около 500 миллионов[6].

Источник статьи: http://0tvet.com/biologiya/question40712759

Модульный урок по теме «Приспособленность рыб»

Модуль уроки по биологии в 7-ом классе по теме

«Приспособленность рыб к жизни в воде»

Цель : сформировать представления об особенностях строения рыб, как следствие приспособленности к среде обитания.

Образовательные задачи: расширить знания школьников об особенностях организации рыб как водных животных, их классификации, многообразии видов;

Развивающие задачи: продолжить формирование умений узнавать изученных хордовых, обосновать особенности их строения, связанные со средой обитания.

Воспитательные задачи: прививать правильное отношение к работе в группах; умение быть терпеливым, коммуникабельным, внимательным, сосредоточенным, объективным, любознательным.

Оборудование: на каждом столе модули урока, таблицы с изображением рыб, видеофильм «Рыбы»

Учебный материал с указанием заданий

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:

повторить учебный материал о рыбах (строение, поведение, процессы жизнедеятельности);

совершенствовать приемы учебной деятельности(классификация, обобщение, выделение существенных признаков и т.д.); определить черты приспособленности рыб к жизни в воде

Внимательно прочитай цели урока

Цель: подготовка к восприятию основного материала

1. Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы.

Что изучает биология?

Как называется биологическая дисциплина, изучающая рыб?

Где еще, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы?

Назовите литературные произведения и их авторов, персонажи которых — рыбы.

Приведите примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых упоминаются рыбы.

В чем смысл этих пословиц?

Какую пословицу, поговорку, фразеологизм можно было назвать эпиграфом к нашему уроку? Почему?

2. Обсудите эти вопросы в классе

Работайте в группе

Цель: определение уровня знаний о рыбах

1.Рыбы — это животные.

2.Рыбы обитают в водной среде.

3.Большинство рыб имеет двустороннюю симметрию тела.

4.Тело большинства рыб покрыто чешуей и слизью.

5.Плавники – органы движения рыб.

6.Все рыбы — хищники.

8.Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

9.Органы дыхания большинства рыб — легкие.

10.Ноздри — часть дыхательной системы рыб.

11.Сердце у рыб двухкамерное.

12.У рыб замкнутая кровеносная система.

14.Отделы тела рыб: голова, шея, туловище, хвост.

15.В скелете рыб много мелких костей.

16.У многих рыб хорошо развиты мышцы хвоста.

17.У многих рыб есть наружное ухо.

18.Дельфины — это рыбы.

19.Слова «приспособленность» и «адаптация» — это синонимы.

20.В экосистемах рыбы — консументы.

Внимательно читайте утверждения.

В графе «Ответы» напротив утверждений ставьте знаки:

«+»,если утверждение верно;

«-«, если утверждение неверно.

*Выполняете, если у вас осталось свободное время

Проверь и оцени свою работу, пользуясь приложением 1

Дополнительное задание «Знаете ли вы названия рыб?» * Рядом с рисунком напишите название рыбы.

Читайте также:  Щетка с металлической рукояткой стальная щетина

Проверь и оцени свою работу, пользуясь приложением 2.

Цель: совершенствование приемов учебной деятельности обучающихся

1. Объедините в группы объекты по общим признакам. Не забудьте указать признак, по кота рому проводите классификацию. Возможны несколько вариантов ответов.

а) акула, кит, скат, дельфин;

б) выделение, почки, дыхание, жабры, питание;

в) ерш, карась, лещ, навага;

г) кислород, пища, углекислый газ, непереваренные остатки пищи;

д) голова, туловище, чешуя, хвост, слизь.

2. Обобщите (подберите 1-2 обобщающих слова):

а) кровь, кровеносные сосуды, двухкамерное сердце — . ;

б) боковая пиния, глаза, усы — . ;

в) плавательный пузырь, сердце, почки, жабры — . ;

г) головной мозг, спинной мозг, нервы — . ;

д) икринка, зародыш, личинка, малек, взрослая рыба — . 3.Дополните:

а) животные, имеющие непостоянную температуру тепа, зависящую от температуры окружающей среды, называются. .

б) Размножение рыб называется. .

в) Сердце рыб состоит из двух камер: предсердие и. .

г) Орган чувств, имеющийся только у рыб на всех стадиях развития (личинка — взрослая рыба), называется. .

д) Орган, имеющийся только у рыб, заполненный смесью газов и участвующий в процессе движения рыб, называется.

4.Определите и объясните, кто (или что) в данном ряду лишний:

а) щука, акула, карась, лещ;

б) вода, море, океан, река;

в) плавники, плавательный пузырь, мышцы, кровь;

г) пескарь, камбала, синий кит, лосось;

д) пруд, озеро, аквариум, река.

5.Вниматепьно просмотрите видеофрагменты. Придумайте и запишите названия видеофрагментов.

Объясните, почему вы назвали видеофрагменты именно так.

6. Подведение итогов викторины: подсчитайте и запишите на полях общее количество баллов, набранное Вашей командой. Обсудите в группе работу членов команды и оцените ее качество по пятибалльной шкале:

(1) — не принимал участие в работе команды;

(2) — давал только неправильные варианты ответов;

(3) — давал правильные и неправильные варианты ответов, был малоактивен;

(4) — активно участвовал в работе команды, но иногда давал неправильные, нечеткие ответы;

(5) — очень активно участвовал в работе команды, в основном давал правильные, четкие ответы

Работайте в группе.

прослушайте инструкцию учителя.

На полях записывайте количество баллов

(см. приложение 3)

Цель: определение общих и частных приспособлений рыб к жизни в воде.

а) дайте определение понятия «приспособленность» (адаптация).

б) Назовите особенности, отличительные признаки водной среды жизни по сравнению с наземно-воздушной (с другими средами жизни).

в) Приведите примеры адаптаций к жизни в водной среде у ерша и речного окуня.

2. Заполните таблицу «Приспособленность рыб к жизни в воде».

1) как вы могли бы объяснить процесс возникновения приспособлений?

2) Какие проблемы есть у рыб в связи с жизнью в воде и как они их решают?

Обсудите результаты работы в классе.

Сдайте тетрадь на проверку учителю

*- задание повышенного уровня сложности. Прослушайте инструктаж учителя! Работайте письменно в тетради.

При выполнении задания можно

пользоваться учебником, дополнительной

Уважаемые коллеги, приложения распечатываются на отдельных листах, и раздаются в процессе проведения соответствующих УЭ.

Приложение 1. Ответы по проверочной работе по теме «Рыбы»

1 — +; 5 — +; 9 — -; 13 — -; 17. -;-

2 — +; 6 — -; 10 — -; 14 — -; 18.-;-

3 — +; 7 — +; 11 — +; 15 — +. 19.-;+

4 — +; 8 — +; 12 -+; 16 — +; 20.-;+

Приложение 2. Ответы к заданию «Знаете ли вы названия рыб?»

Приложение 3. Критерии оценивания

Но ошибки все — таки были

Еще чуть-чуть и будет -5

Будьте внимательны на уроке!

И о чем вы думаете на уроке?

Критерии оценки: оценка соответствует количеству правильных ответов.

Номер материала: ДБ-576199

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/modulniy-urok-po-teme-prisposoblennost-rib-3721394.html

Оцените статью
Adblock
detector