- Как Петр I со старыми традициями боролся: приказ о бритье бороды и усов
- Почему с бородой расставались так неохотно?
- «О бритье бород и усов»
- «О ношении особого платья»
- Литературно-исторические заметки юного техника
- 29 августа 1698 года (323 года назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»
- Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Как Петр I со старыми традициями боролся: приказ о бритье бороды и усов
Петровские реформы кардинально изменили уклад России. Если раньше она продолжала двигаться по накатанным рельсам собственной истории, сохраняя традиции и уклад со времен Рюриковичей, то первый император решил свернуть в сторону развитой Европы. У него это получилось, и Россия быстро вошла в число полноценных европейских держав.
В переделке государства не было мелочей: имидж страны нужно было менять. И имидж подданных самого царя — в первую очередь. Так что про-европейски настроенный Петр очень радикально подошел к созданию «европейской моды» в России. Бородам была объявлена настоящая война.
Почему с бородой расставались так неохотно?
Прежде, чем переходить к историческим событиям, потрясшим весь цвет боярства, стоит объяснить, почему вообще так трепетно относились к бороде. До того, как Петр ввел европейскую моду на гладкое бритье, борода у боярина служила символом его причастности к христианской вере, предметом гордости и чести. «Схватиться за бороды», а уж тем более «плюнуть в бороду» оппоненту было очень серьезным оскорблением. Отрезать бороду — все равно, что отрезать волосы женщине: это было практически несмываемым позором. Так что для бояр, привыкших жить по старинным устоям, необходимость брить бороду действительно была шоком.
17 апреля 1722 года Петр все-таки дозволил носить бороду, но только после уплаты налога. «Боярская гордость» стоила от 60 до 100 рублей. После выплаты этой огромной по тем временам суммы боярин имел право год носить бороду, о чем получал специальный знак. Налог на бороду существовал почти 50 лет.
«О бритье бород и усов»
Первым петровским указом о боярских бородах считают указ от 19 августа 1698 года. Назывался он «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».
Об этом указе даже есть свои легенды: с 1 сентября царь запрещал боярам носить бороды, и с того же дня начал лично их брить. Позже Петр передал непростую работу своему придворному шуту, и на эту тему создано множество картин и бесчисленное количество анекдотов. Однако подтвердить подлинность этой истории нельзя. К тому же в сборнике законов Российской империи этого приказа вовсе не существует.
Первый документ, который действительно регламентировал правила ношения бороды, появился в 1705 году и датирован 16 января. Документ требует бриться у чиновников, освобождая от этой необходимости священнослужителей. Тем, кто не хочет брить бороду, нужно заплатить налог, и на год быть избавленным от необходимости следовать европейской моде. Между прочим, у этого налога были свои особенности:
- Дороже всего обходились бороды купцам: им приходилось платить по сто рублей;
- Купцам средней и меньшей статьи велено платить меньше ста рублей, однако точных сумм нигде не указано;
- Борода царедворцев, дворовых и городских служащих стоила 60 рублей;
- Ямщикам, извозчикам и простым московским жителям нужно было заплатить налог размером в 30 рублей;
С крестьян брали «по две деньги с бороды», но не раз в год, а при каждом въезде-выезде из города.
Борода стоила дорого. 30 рублей — это годовое жалование стрельца. На 3 копейки можно было купить 9 килограмм хлеба или около двух килограмм мяса. Так что деньги действительно выходили серьезные. Кстати, налог на бороду не только европеизировал Россию, но еще и помогал пополнить казну, серьезно истощенную нуждами военного времени.
«О ношении особого платья»
Изменения затронули не только ношение бород. Вскоре появился указ о запрете русского платья. Кафтаны, соболиные шубы и прочие предметы боярской роскоши было запрещено продавать, и уж тем более — носить. Причем здесь ограничиться уплатой ежегодного налога уже никто не мог: нарушителям этого приказа угрожали ссылкой и каторгой с конфискацией всего имущества.
Конечно, среди придворных были и те, кто легко и без лишних проблем расстался и с бородой, и с русским придворным платьем, вслед за царем приняв европейскую моду. Эти люди прекрасно понимали, что расставание со старым укладом — очень маленькая цена за возможность участвовать в мировой политике. Так что желающие воспользоваться множеством социальных лифтов, предоставленных царем, с легкостью забывали про «боярское достоинство».
«Бородатая оппозиция» продолжала исправно платить налоги. В качестве последней меры борьбы с засильем русских традиций Петр I издал приказ об установлении единого сбора: теперь платить нужно было по 50 рублей ежегодно. К тому же всем, кто не пожелал расстаться с бородами, предписывалось носить особое платье: зипун со стоячим воротником и однорядку с лежачим ожерельем.
Можно сказать, что Петр все-таки «дожал» боярство. Его цель — вывести Россию на единый уровень с европейскими державами, была достигнута. А «указы о бородах» просуществовали полвека и были отменены при Екатерине II. Впрочем, даже при великой императрице никто не стал носить бород.
Источник статьи: http://rrepetitor.ru/empire/kak-petr-i-so-starymi-traditsiyami-borolsya-prikaz-o-brite-borody-i-usov/
Литературно-исторические заметки юного техника
29 августа 1698 года (323 года назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»
29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.
При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358). Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана. По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут. Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых. Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу. Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона — бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой». Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни — бани, печные трубы, сапоги, дрова. Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.
|