Синяя борода либретто пантомимы
ЛИБРЕТТО ПАНТОМИМЫ-ЛЕГЕНДЫ ПО МОТИВАМ
КОМИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ ОФФЕНБАХА «СИНЯЯ БОРОДА»
(Постановка понтомимы осуществляется в Воронежском оперном театре, 1968 год).
«РЫЦАРЬ СИНЯЯ БОРОДА»
Рыцарь Синяя Борода поручает своему придворному химику – Пополани привезти для него одну из женщин, чтобы та стала его женой.
Пополани исполняет его волю.
Происходит обручение.
После первой брачной ночи, рыцарь поручает Пополани отравить её. Это постигает и остальных четырех жён. Но на самом деле жеёны не отравлены. Они спрятаны Пополани и он их холит и лелеет. Они же не отвечают ему своей лаской и любовью.
Шестая жена – Булотта, деревенская девушка, с первого взгляда влюбившаяся в Синюю Бороду, решила завоевать его навсегда и для этого строит различные козни.
Но её участь предрешена. По приказу Синей Бороды она тоже «отправлена», как и остальные жены. Однако рыцарь успел полюбить Булотту и тоскует по ней.
Разоблачение Булотты в устроенным ею же спектакле приводит их к встрече без разлуки. Рыцарь лишается своей «синей бороды» — символа его могущества и непостоянства.
Действие происходит во дворце Бабеша на фоне задника дворца.
Их играют: Пополани – (за себя)
Булотта – (за себя)
Пять жён Синей Бороды и пять министров пропаганды.
1. Рыцарь Синяя Борода.
4. Пять жён Синей Бороды.
5. Четыре монаха – цанни.
Все актёры в костюмах и масках.
I. Тоскующий рыцарь поручает Пополани найти жену.
а) Исполнение воли рыцаря.
в) Разочарование рыцаря и отравление жены.
II. а) Встреча с последующими четырьмя жёнами не удовлетворяет рыцаря и он велит их отравить.
б) Отравление четырёх жён.
в) Рыцарь тоскует.
III. а) Пополани приводит Булотту.
б) Булотта оживляет рыцаря, отдав ему своё сердце.
в) Булотта бросает платок, и настоящий рыцарь узнаёт её – сцена
Удары сценические 3
Литавры 3 удара
Скрип дверей 6 раз
Ржание лошадей 3 эпизода
Цоканье копыт 3 эпизода
Переливание воды 3 эпизода
Вбегают актёры, первые женщины, затем мужчины, последними – играющие Бороду и Пополани.
Актёры одеваются в костюмы для представления.
(3 удара палкой о пол возвещает начало представления. Музыкальная тема на одевание актёров).
Двое мужчин принимают позы рыцарей, держащих алебарды, один в правой, другой в левой и становятся к заднику-кулисам своего театра. Впереди них двое актёров изображают двери, вытянув вперед правую и левую руки, до соприкосновения друг с другом. Позади алебардистов рыцарь и Пополани, готовые к выходу. Сбоку от двери по две актрисы, стоящие в позах, ассоциирующихся со стилем Барокко – украшение дверей.
Двери раскрываются, входят рыцари и занимают свой пост у дверей и пропуская за собой Синюю Бороду с Пополани. Рыцарь в тоске и Пополани утешает его.
(Звучит тема Синей Бороды, находящегося в грусти.)
Двери закрываются и алебардисты занимают закрытое положение, вытянув руки вверх и перекрещивая их.
Рыцарь делает жест, означая, что тоскует по женщине. Пополани вскакивает на лошадь и мчится в город.
(Труба, ржание лошадей, цоканье копыт.)
(Каждый проезд Пополани алебардисты и двери открывают ему путь и закрывают за ним.)
Пополани приводит женщину простушку и представляет её рыцарю. У простушки грубые манеры, она бросается на рыцаря, целует его. Её манеры не нравятся рыцарю. Тот велит её убрать и снова впадает в грусть. И так даллее, в том же духе.
Аавтор либретто и разработка: Григорий Гуревич.
Приношу большую благодарность Юлии Макаровой за перепечатку этого текста с трудно читаемой копии на компуторные документы.
Опулбликовано на «Проза.ру»24 Октября, 2015
Источник статьи: http://proza.ru/2015/10/25/1503
Оффенбах синяя борода либретто
Жак Оффенбах
СИНЯЯ БОРОДА
Опера-буфф в 3-х действиях, 4-х картинах. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви. Первое представление 5 февраля 1866 года в Париже.
Содержание излагается по оригинальному тексту.
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: [1] король Бобеш (тенор); королева Клементина (меццо-сопрано); рыцарь Синяя Борода (тенор); Булотта, крестьянка (сопрано); принц Сафир, вначале под именем пастуха Дафниса (тенор); алхимик Пополани (баритон); принцесса Германия, вначале под именем Флоретты (сопрано); граф Оскар, министр короля; Альварец, придворный; Изаура, Элоиза, Розалинда, Элеонора, Бланш — жены Синей Бороды; крестьяне, солдаты Синей Бороды, придворные, пажи и гвардия короля Бобеша.
Действие происходит по Франции в давние времена.
В основу оперетты, созданной в 1865 году, положена сказка Шарля Перро. Однако, как и в тех случаях, когда Оффенбах и его либреттисты Мельяк и Галеви обращались к античным сюжетам, содержание сказки пародийно переосмыслено. В отличие от «Прекрасной Елены» и «Орфея в аду» здесь нет прямой злободневности, но веселая буффонада оперетты, слегка завуалированная пасторальной лирикой, несет в себе немало сатирических элементов.
Первое действие. П е р в а я к а р т и н а. Деревня, принадлежащая рыцарю Синяя Борода. Пастушок Дафнис ухаживает за цветочницей Флореттой. Легко и нежно звучит их пасторальный дуэт «С той поры, как рощи надели». Любовную сцену прерывает Булотта, также претендующая на внимание пастуха. Ее куплеты выдержаны в духе народной песенки с простой, незамысловатой мелодией и волыночным аккомпанементом. Заметив воркующую парочку, она бросается к Дафнису. Все трое убегают, а на деревенской площади появляются алхимик Синей Бороды Пополани и министр короля Бобеша граф Оскар. Пополани пришел, чтобы разыграть «девичью лотерею» и торжественно увенчать розами ту, что окажется избранницей. Его «объявление» на коротких, повторяющихся мотивах звучит как крик зазывалы. У графа Оскара свои заботы. Он разыскивает королевскую дочь, потерянную восемнадцать лет тому назад младенцем: она в корзинке уплыла вниз по реке. Крестьяне и крестьянки собираются на площади. Внезапно, преследуемый разъяренной Булоттой, прибегает Дафнис и запирается в своей хижине, а Булотта решает принять участие в лотерее. Многие мужчины протестуют, так как им известно, что невинность Булотты весьма сомнительна, но она готова приняться за обсуждение невинности других девушек деревни, и ей уступают. Начинается лотерея. Из корзинки цветочницы Флоретты, в которой лежат бумажки с именами девушек, вынимают записку. На ней имя Булотты! А граф Оскар узнает корзинку: это та самая, что была колыбелью принцессы Гермии. Значит Гермия — Флоретта! Граф Оскар увозит к королю Бобешу Флоретту вместе с Дафнисом, с которым она не желает расстаться. А на площади появляется сеньор здешних мест, рыцарь Синяя Борода. Ему представляют увенчанную розами победительницу— Булотту. Синяя Борода пленен ею и хочет немедленно жениться. Его легенда «Я давно не видал уж подобном красотки», в которой он повествует о пяти похороненных женах, начинается эпически, а затем переходит в буффонные куплеты. В большом финале — славление Синей Бороды и его новоиспеченной шестой жены, восторги Синей Бороды, реакция Булотты на столь разительную перемену судьбы, реплики Пополани — внешне серьезные музыкальные эпизоды временами сменяются откровенно пародийными.
Второе действие. В т о р а я к а р т и н а. Замок короля Бобеша. Торжественный хор придворных. Бобеш выслушивает, какие приготовления сделаны для обручения принцессы Гермии и принца Сапфира. Появляется королева. Ее рондо — простое, но изящное, с гибкой мелодией. Гермия категорически отказывается выйти замуж, но неожиданно видит принца, в котором узнает своего возлюбленного Дафниса. Ее радость и нежные чувства выливаются в квартете «О, мой жених», где она солирует, а король, королева и Сапфир поддерживают ее краткими репликами.
Финал картины. Ко двору короля Бобеша прибыл Синяя Борода. Он торжественно представляет всем свою новую жену. Пародийно горделиво звучит его болеро «Я на той неделе с нею вновь прибегнул к Гименею». Далее действие переходит в откровенный фарс: Булотта узнает в Сапфире милого ее сердцу Дафниса и кидается к нему. Король возмущен нарушением этикета. Булотта целует и его, после чего Синяя Борода, про себя уже решивший, что его седьмой женой станет Гермия, утаскивает Булотту из зала (нарочито примитивный вальс, буффонные ансамбли).
Т р е т ь я к а р т и н а. Замок Синей Бороды, подвал алхимика. Музыка антракта пародирует драматические оперные сцены. Кантабиле Синей Бороды «Вот жен моих могила» — квазилирический романс. Сюда Синяя Борода привел Булотту, чтобы Пополани ее отравил, как отравил ранее пятерых жен. Дуэт Булотты и Синей Бороды звучит патетически. Булотта падает без чувств. Удостоверившись в ее смерти, Синяя Борода уезжает в королевский дворец. Пополани, который, оказывается, дал Булотте не яд, а всего лишь снотворное, пробуждает ее, а заодно и всех остальных жен. Финал акта — квинтет жен Синей Бороды, приветствующих Булотту, и комические реплики Пополани — кончается безудержным канканом.
Третье действие. Ч е т в е р т а я к а р т и н а. В королевском замке происходит бракосочетание Гермии и Сапфира. Празднично звучание свадебного хора. Свадебный кортеж уже в пути, но Синяя Борода останавливает его. Он рассказывает о постигшей его утрате и просит руки Гермии. Его ламенто (жалоба), начинаясь обаятельной, нежной и печальной мелодией, переходит в веселый вальс, а затем в бравурные куплеты. Сапфир возмущен и вызывает его на поединок. Хитростью Синяя Борода заставляет Сапфира обернуться и коварно поражает его. Теперь король должен отдать Гермию Синей Бороде. Свадебный кортеж с новым женихом продолжает свое шествие в замковую часовню. Хор славит Гименея.
Появляется переодетый цыганом Пополани, с ним шесть цыганок — это жены Синей Бороды. Пополани рассказывает обо всем графу Оскару, который от неожиданности садится на тело Сапфира. Принц вскакивает: оказывается, он был не убит, а только оглушен падением. Оскар прячет всех, и когда свадебный кортеж возвращается из часовни, предлагает посмотреть выступление цыганской труппы. «Цыгане» танцуют и гадают. Неузнанная Булотта рассказывает королю о злодействах Синей Бороды. Ее баллада выдержана в духе народной песни. Потом она предлагает устроить шесть свадеб. У пятерых жен Синей Бороды есть женихи, а Булотте достается он сам. Веселым финалом заканчивается оперетта.
[1] В изданиях 1977 и 1982 гг., имевшихся в нашем расоряжении, имена несколько различаются («Герминия» и «Гермия», «Сафир» и «Сапфир» и т. д.. Мы приводим их по более позднему изданию. СЖ
Источник статьи: http://www.sunny-genre.narod.ru/books/miheeva_orelovich/01-5_Sinjaja_Boroda.htm
Оффенбах синяя борода либретто
Barbe-Bleue (opéra-bouffe en 3 actes et 4 tableaux)
Синяя Борода (опера-буффа в 3 актах, 4 картинах)
Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви
Премьера: 5.2.1866, т-р «Варьете», Париж
Действующие лица и исполнители:
Barbe-Bleue / Рыцарь Синяя Борода
La reine Clémentine / Королева Клементина
Le roi Bobêche / Король Бобеш
Le comte Oscar / Граф Оскар, министр короля
La princesse Hermia dite Fleurette / Принцесса Герминия, вначале под именем Флоретты
Héloïse / Элоиза, одна из жен Синей Бороды
Rosalinde / Розалинда, одна из жен Синей Бороды
Popolani / Пополани, алхимик
Isaure / Изаура, одна из жен Синей Бороды
Le prince Saphir / Принц Сафир, вначале под именем пастуха Дафниса
Blanche / Бланш, одна из жен Синей Бороды
Alvarez / Альварец, придворный
Éléonore / Элеонора, одна из жен Синей Бороды
Boulotte / Булотта, крестьянка
Chorale Lyrique de l’O.R.T.F.
Orchestre Lyrique de l’O.R.T.F.
Chef d’orchestre: Jean Doussard
Запись: 29.IX, 1967
Длительность: 115 мин., 31 сек.
Действие происходит во Франции в давние времена.
Первое действие. Первая картина. Деревня, принадлежащая рыцарю Синяя Борода. Пастушок Дафнис ухаживает за цветочницей Флореттой. Легко и нежно звучит их пасторальный дуэт «С той поры, как рощи надели…». Любовную сцену прерывает Булотта, также претендующая на внимание пастуха. Ее куплеты выдержаны в духе народной песенки с простой, незамысловатой мелодией и волыночным аккомпанементом. Заметив воркующую парочку, она бросается к Дафнису. Все трое убегают, а на деревенской площади появляются алхимик Синей Бороды Пополани и министр короля Бобеша граф Оскар. Пополани пришел, чтобы разыграть девичью лотерею» и торжественно увенчать розами ту, что окажется избранницей. Его «объявление» на коротких, повторяющихся мотивах звучит как крик зазывалы. У графа Оскара свои заботы. Он разыскивает королевскую дочь, потерянную восемнадцать лет тому назад младенцем: она в корзинке уплыла вниз по реке. Крестьяне и крестьянки собираются на площади. Внезапно, преследуемый разъяренной Булоттой, прибегает Дафнис и запирается в своей хижине, а Булотта решает принять участие в лотерее. Многие мужчины протестуют, так как им известно, что невинность Булотты весьма сомнительна, но она готова приняться за обсуждение невинности других девушек деревни, и ей уступают. Начинается лотерея. Из корзинки цветочницы Флоретты, п которой лежат бумажки с именами девушек, вынимают записку. На ней имя Булотты! А граф Оскар узнает корзинку: это та самая, что была колыбелью принцессы Герминии. Значит Герминия – Флоретта! Граф Оскар увозит к королю Бобешу Флоретту вместе с Дафнисом, с которым она не желает расстаться. А на площади появляется сеньор здешних мест, рыцарь Синяя Борода. Ему представляют увенчанную розами победительницу – Булотту. Синяя Борода пленен ею и хочет немедленно жениться. Его легенда «Я давно не видал уж подобной красотки», в которой он повествует о пяти похороненных женах, начинается эпически, а затем переходит в буффонные куплеты. В большом финале – славление Синей Бороды и его новоиспеченной шестой жены, восторги Синей Бороды, реакция Булотты на столь разительную перемену судьбы, реплики Пополани – внешне серьезные музыкальные эпизоды временами сменяются откровенно пародийными.
Второе действие. Вторая картина. Замок короля Бобеша. Торжественный хор придворных. Бобеш выслушивает, какие приготовления сделаны для обручения принцессы Герминии и принца Сафира. Появляется королева. Ее рондо – простое, но изящное, с гибкой мелодией. Герминия категорически отказывается выйти замуж, но неожиданно видит принца, в котором узнает своего возлюбленного Дафниса. Ее радость и нежные чувства выливаются в квартете «О, мой жених», где она солирует, а король, королева и Сафир поддерживают ее краткими репликами.
Финал картины. Ко двору короля Бобеша прибыл Синяя Борода. Он торжественно представляет всем свою новую жену. Пародийно горделиво звучит его болеро «Я на той неделе с нею вновь прибегнул к Гименею». Далее действие переходит в откровенный фарс: Булотта узнает в Сафире милого ее сердцу Дафниса и кидается к нему. Король возмущен нарушением этикета. Булотта целует и его, после чего Синяя Борода, про себя уже решивший, что его седьмой женой станет Герминия, утаскивает Булотту из зала (нарочито примитивный вальс, буффонные ансамбли).
Третья картина. Замок Синей Бороды, подвал алхимика. Музыка антракта пародирует драматические оперные сцены. Кантабиле Синей Бороды «Вот жен моих могила» – квазилирический романс. Сюда Синяя Борода привел Булотту, чтобы Пополани ее отравил, как отравил ранее пятерых жен. Дуэт Булотты и Синей Бороды звучит патетически. Булотта падает без чувств. Удостоверившись в ее смерти, Синяя Борода уезжает в королевский дворец. Пополани, который, оказывается, дал Булотте не яд, а всего лишь снотворное, пробуждает ее, а заодно и всех остальных жен. Финал акта – квинтет жен Синей Бороды, приветствующих Булотту, и комические реплики Поползни – кончается безудержным канканом.
Третье действие. Четвертая картина. В королевском замке происходит бракосочетание Герминии и Сафира. Празднично звучание свадебного хора. Свадебный кортеж уже в пути, но Синяя Борода останавливает его. Он рассказывает о постигшей его утрате и просит руки Герминии. Его ламенто (жалоба), начинаясь обаятельной, нежной и печальной мелодией, переходит в веселый вальс, а затем в бравурные куплеты. Сафир возмущен и вызывает его на поединок. Хитростью Синяя Борода заставляет Сафира обернуться и коварно поражает его. Теперь король должен отдать Герминию Синей Бороде. Свадебный кортеж с новым женихом продолжает свое шествие в замковую часовню. Хор славит Гименея.
Появляется переодетый цыганом Пополани, с ним шесть цыганок – это жены Синей Бороды. Пополани рассказывает обо всем графу Оскару, который от неожиданности садится на тело Сафира. Принц вскакивает: оказывается, он был не убит, а только оглушен падением. Оскар прячет всех, и когда свадебный кортеж возвращается из часовни, предлагает посмотреть выступление цыганской труппы. «Цыгане» танцуют и гадают. Неузнанная Булотта рассказывает королю о злодействах Синей Бороды. Ее баллада выдержана в духе народной песни. Потом она предлагает устроить шесть свадеб. У пятерых жен Синей Бороды есть женихи, а Булотте достается он сам. Веселым финалом заканчивается оперетта.
Источник статьи: http://www.intoclassics.net/news/2013-06-20-33155