Олонхо ус дойдута презентация

Олонхо алыптаах дойдута.
презентация к уроку (8 класс) на тему

Олонхо туьунан кылгас презентация

Скачать:

Вложение Размер
Олонхо 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Якутский эпос — олонхо

Норуот тылынан уус- уран айымньыта фольклор диэн ааттанар («фольклор» — диэн английскай тыл, «норуот муудараһа», «өйө» диэн суолталаах)

Саха фольклорун жанра. Ис хоһооннорунан, уус-уран уратыларынан көрөн фольклорнай айымньылары тус-туһунан жанрдарга араарыллар. Саамай бөдөҥ жанрынан саха норуотун героическай эпоһа олоҥхо буолар. Ону тэҥинэн маннык сүрүн жанрдар бааллар: остуоруйалар, сэһэннэр, ырыалар, тойуктар (поэмалар), чабырҕахтар, өс хоһоонноро уо. д. а.Саха фольклорун жанра Уларыт

Олоҥхо — саха уус-уран айымньыта. Олус былыргы кэмнэргэ үөскээбит. Олоҥхоhуттар араас айымньылары холбоон уhун олоҥхолору айаллара. Үгүс олоҥхо 10—15 тыh. хоhоон устуруокаларыттан турар эбит. Бөдөҥ олоҥхолор 20 тыh. тахса буолаллар үһү.

Олонхо– сырдык – харана куурсуутэ. Киьи модун санаатын, кууьун – уо5ун, кыа5ын «айыы – айма5ын» араначчылыыр урдук аналын хоьуйуу костор.

Биллэр олонхолор: Дьулуруйар Ньургун Боотур», «Эрчимэн Бэргэн», «Уолэн Хардааччы», «Нуо5алдьын Кугас Аттаах Тойон Дьа5арыма», «Эрэйдээх буруйдаах Эр Со5отох», «Кун Эрили», «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», «Кыыс Дэбэлийэ бухатыыр», «Дьырыбына Дьырылыатта».

ЮНЕСКО туох – ханнык иннинэ 2005 с. олонхону аан дойду культуратын шедеврын быьыытынан уйэтитэри, харыстыыры, киэн эйгэ5э таьаарары ирдиир, уонна аан дойду культуратын шедевринэн билиммитэ.

Олонхо аныгы аниматор-художниктар харахтарынан.

Хомуска саамай элбэх киьи оонньуурун Гиннес рекордугар киллэрии.

«Айархаан» студия толоруутугар

Вывод: Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.

Вопросы: Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо . Кто пел олонхо ?

Источники: Литература: Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947 ; http://www.culturemap.ru/? region=65&topic=43 http ://olonho.com/russian /

«Нижний мир» По ущелью обширный лег перевал, А за перевалом – провал… Там крутыми уступами горный путь Опускается в Нижний мир.

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы . В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет « эрэйдээх-буруйдаах », т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха . Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха .

Основная тема Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы , утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы . Отверженные потомки божеств Айыы , изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями

Абасы (якут. Абааһы ) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров.

Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением . Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и деяниям традиционной мелодией Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко.

Литературная гостиная по книге «Ньургун Боотур Стремительный»Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление о сложном пути исторического развития народа Якутии.

«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изу.

Цели и задачи урока:1. Получение представления об олонхо как историко-этнографическом источнике изучения древней истории народа Саха2.

Интегрированный урок для учащихся художественных школ и студий и сетевой урок для младших школьников и старших дошкольников общеобразовательных школ.

МР «Уус-Алдан улууьа (оройуона)»МБОУ «В.Н.Мигалкин аатынанЧаран орто уопсай уерэхтээьин оскуолата» «Олонхо – саха норуотун .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САСЫЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Е.Е.ПРОТОПОПОВА»ТОМПОНСКОГО РАЙОНА «Рассмотрено».

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/12/06/prezentatsiya-olonho

Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО»
презентация

Цель: Узнать о значении «Олонхо» в нашем обществе

  • Ознакомить с древним Якутским Эпосом «Олонхо»;
  • Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;
  • Рассмотреть персонажи Якутской Мифологии.

Скачать:

Вложение Размер
olonho.pptx 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО» Габышева В.В.

Цель : Узнать о значении Олонхо в нашем обществе Задачи: Ознакомиться с древним якутским эпосом Олонхо Ознакомиться с миропониманием якутского народа Рассмотреть персонажи якутской мифологии

Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом « олонхо », означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо , по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества . Старинный эпос Олонхо

Согласно Олонхо , вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улуу тойона, Юрюнг айыы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя .

Самый главный Бог, творец мира — Юрюнг Айыы Тойон. Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха. «Он создал шамана и научил его бороться со всеми бедами, он подарил людям огонь». Живя в верхнем мире, Улуу-Тойон может также спускаться на землю, воплощаясь в крупных зверей: медведя, лося, быка, черного жеребца . Верхний мир перешел к небожителям

На следующих ярусах живут другие Айыы : создатель человеческой души, высший судья, всего двенадцать помощников-богов. В Олонхо эти божества всегда на стороне богатыря.

Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Древние люди обращались ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия — холодный регион, и они не смогли бы прожить без огня.

Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир , т.е. земля, на которой обитали люди и духи. В Олонхо этот мир представляется широкой, вольготной и изобильной страной.

Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын , охранявшая благополучие людей и их скота от всяких напастей. Хозяйка земли – персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего. Бай-Баянай Хозяйка земли (Аан Алахчын )

С охотой связаны духи — хозяева леса, покровители охотников. Главным среди них считался Бай-Баянай , лесной дух и покрови­тель охотничьего и рыбного промысла. Его изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, ездящим верхом на олене или бегающим по лесу. Лесной дух ( Бай-Баянай )

Бай-Баянай богат мехами, почему и носит эпитет « баай » — богатый. По некоторым представлениям, существовало 11 братьев Баянаев . Они давали удачу на промысле, и поэтому охотник перед промыслом обращался к ним с призыванием , а после удачного промысла жертвовал им часть добычи, бросая кусочки жира в костер .

Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин Кюех Боллох Тойоно . Он представляется добродушным стариком, одетым в рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы, чтобы не поранить духа-хозяина воды. Кюех Боллох Тойоно .

По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий огромную роль в жизни северных людей. Хозяин огня считается покровителем семьи и верным защитником от всяких козней злых духов. Дух огня выступал как бы посредником между людьми и божествами. Дух огня (Уот Уххан )

Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи , то совершали это с помощью огня: вливали в огонь масло или другое и просили огонь донести жертву по назначению.

Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от стужи. Бык ( Эһээ Дьыла )

К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января прилетал могучий орел, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух земли отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан.

С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового дерева, как символ жизни, плодородия. Так и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар Кудук Мас , как дерева соединяющего три мира, дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому. Дерева жизни (Аар Кудук Мас )

Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли

По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир . Это сумрачная страна с особым щербатым солнцем и луной, дающими тусклый свет. Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.

Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья . Злые духи (абаасы)

Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай .

В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле могущественные богатыри. Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов.

Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры. В Олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – победа добра над злом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству — одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров.

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха.

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса — Олонхо.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным, устным творчеством олонхо имеет большое значение в поликультурном развитии и воспитании детей.Поиск педагогических идей, путем решени.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/13/yakutskiy-narodnyy-geroicheskiy-epos-olonho

Презентация на тему: Якутский эпос — олонхо

Якутский эпос — олонхо

Олонхо — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).

Верхний мир — это небеса. Они состоят из нескольких «ярусов» (восемь, девять), каждый из которых является как бы отдельным небом. На небе живут божества аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном

Айыы — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.

«Юрюнг Аар Тойон» На широком нижнем кругуВосьмислойных, огненно-белых небес,На вершине трехярусных светлых небес,В обители полуденных лучей,Где воздух ласково голубой,На престоле, что вырублен целикомИз молочно-белой скалы…Говорят – восседает он,Говорят – управляет он,Белый Юрюнг Аар Тойон.

Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире живет также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.

Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.

Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.

«Нижний мир» По ущелью обширный лег перевал,А за перевалом – провал…Там крутыми уступами горный путьОпускается в Нижний мир.

Сюжеты Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи:Боги и Богини.

Основная тема Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями

Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха.

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Олонхосут В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо.Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.

Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру идеяниям традиционной мелодиейГлавный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы.

Вывод: Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.

Вопросы: Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо. Кто пел олонхо?

Источник статьи: http://ppt4web.ru/mkhk/jakutskijj-ehpos-olonkho.html

Читайте также:  Супер стрижки мастер класс
Оцените статью
Adblock
detector