- к л е о п а т р а
- к л е о п а т р а
- Женщина иногда носила искусственную бороду
- Какая известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду?
- Борода
- к л е о п а т р а
- Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу
- Как фотографировать зеркалкой, Азы фотографии, Ночное фото, Словарь терминов фото, Фото обработка, Как выбрать фотоаппарат, Обзоры фотоаппаратов и зеркалок
- Эта известная в истории женщина иногда носила бороду
- Оставить комментарий
- Борода
к л е о п а т р а
эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду
• древнеегипетская царица, от рождения была страшненькой, но знала, как «укреплять фасад» и понравиться мужчинам, оттого и в мировую историю вошла как «идеальная любовница»
• женское имя: (греческое) слава отца, славная по отцу
• любовница Юлия Цезаря и царица Египта
• последняя царица Египта, покорившая сердце Юлия Цезаря
• стихотворение А. Блока
• стихотворение А. Пушкина
• царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• в качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию
• опера украинского композитора Ю. С. Мейтуса «Антоний и . »
• опера итальянского композитора Дж. Ф. Мальпьеро «Антоний и . »
• героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Моя жизнь»
• последняя царица Египта из династии Птолемеев
• имя этой царицы в переводе означает «славная своим отцом»
• не желая становиться пленницей своего врага эта царица велела принести в корзине ядовитых змей и умерла от их укусов
• как звали женщину, которая вместе со своим любовником командовала эскадрой и проиграла битву при Ациуме?
• эта знаменитая женщина носила прозвище Мериофана, что по-гречески означает «та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин»
• персонаж произведения английского драматурга Б. Шоу
• персонаж произведения У. Шекспира
• балет русского композитора Р. Глиэра
• персонаж оперы немецкого композитора Г. Генделя «Юлий Цезарь»
• опера итальянского композитора Д. Чимарозы
• стихотворение В. Брюсова
• стихотворение А. Ахматовой
• царица, убитая змеей
• последняя царица Египта
• последняя египетская царица
• взрослая тезка Клепочки
• правитель древнего Египта
• любовница Юлия Цезаря
• Последняя царица Египта
• Царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• В греческой мифологии дочь Борея, супруга Финея
Источник статьи: http://scanwordhelper.ru/word/62107/0/272234
к л е о п а т р а
эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду
• древнеегипетская царица, от рождения была страшненькой, но знала, как «укреплять фасад» и понравиться мужчинам, оттого и в мировую историю вошла как «идеальная любовница»
• женское имя: (греческое) слава отца, славная по отцу
• любовница Юлия Цезаря и царица Египта
• последняя царица Египта, покорившая сердце Юлия Цезаря
• стихотворение А. Блока
• стихотворение А. Пушкина
• царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• в качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию
• опера украинского композитора Ю. С. Мейтуса «Антоний и . »
• опера итальянского композитора Дж. Ф. Мальпьеро «Антоний и . »
• героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Моя жизнь»
• последняя царица Египта из династии Птолемеев
• имя этой царицы в переводе означает «славная своим отцом»
• не желая становиться пленницей своего врага эта царица велела принести в корзине ядовитых змей и умерла от их укусов
• как звали женщину, которая вместе со своим любовником командовала эскадрой и проиграла битву при Ациуме?
• эта знаменитая женщина носила прозвище Мериофана, что по-гречески означает «та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин»
• персонаж произведения английского драматурга Б. Шоу
• персонаж произведения У. Шекспира
• балет русского композитора Р. Глиэра
• персонаж оперы немецкого композитора Г. Генделя «Юлий Цезарь»
• опера итальянского композитора Д. Чимарозы
• стихотворение В. Брюсова
• стихотворение А. Ахматовой
• царица, убитая змеей
• последняя царица Египта
• последняя египетская царица
• взрослая тезка Клепочки
• правитель древнего Египта
• любовница Юлия Цезаря
• Последняя царица Египта
• Царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• В греческой мифологии дочь Борея, супруга Финея
Источник статьи: http://scanwordhelper.ru/word/62107/5/272234
Женщина иногда носила искусственную бороду
Полная информация по теме «женщина иногда носила искусственную бороду» — все самое актуальное и полезное по данному вопросу.
Какая известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду?
Такой вопрос есть в игре «Поле чудес»:
Эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду. 9 букв.
Какой правильный ответ в игре «Поле Чудес»?
Возможно, что имеется в виду и Клеопатра, но нашла иной ответ.
Женщина-фараон, Хатшепсут – 9 букв, которая во время официальных церемоний иногда надевала мужскую одежду и прикрепляла искусственную бороду.
На фото гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут и бородой.
Так что ответ в поле чудес может быть двояким.
борода – не коса, так было бы проще. Но если покопаться в в истории, то можно встретить упоминания о том, что Клеопатра (а тут с известностью проблем нет) носила искусственную бороду, так что и по буквам и по смыслу подходит.
Борода
→ Коса / Косичка / Гермафродит /
► мужественность, мужская сила, сила;
отвага, мужество, храбрость,
мудрость, опыт(ность), консерватизм;
радикализма и революционности (Например, “барбудос” на Кубе, молодежная мода);
достоинство, независимость, гордость, почет;
признак возмужалости, зрелость (В странах западной культуры );
печаль, пожилой возраст, старость (В странах Востока );
борода богов неба интерпретируется как:
спускающиеся на землю лучи Солнца;
падающий благодатный дождь;
Цвет бороды имел свой смысл:
золотой — солнечные лучи;
синий — зло (Синяя борода);
рыже-красная — измена (В Средние века Каин и Иуда изображались непременно рыжими);
седая — лучи Луны, это достоинство, почет, старость.
Значимый символ во многих культурных традициях.
Бородатые богини (Аштарет, Венера Милитта) символизируют бисексуальность (см. андрогин).
Обрезание бороды — поношение, наказание, покаяние, печаль, неволя.
Философы Индии, Ассирии, Халдеи, а также древние евреи отращивали бороды – знак их мудрости.
Была предметом тщательной заботы и ухода, вплоть до специальной ароматизации.
Первоначально божества многих религиозных культов изображались исключительно бородатыми.
Почти всегда с бородой изображаются правители, герои и мудрецы боги, если только их не хотели изобразить в виде юношей.
На собственной бороде мужчина может давать клятву, зарок в чем-либо, обещание (Средневековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”).).
В Западной Европе борода и мужское достоинство отождествлялись.
В Древних Греции и Риме признак достоинства философов и риторов.
В классической древности, безбородым юношам и женщинам, доказавших храбрость и мудрость давали искусственные бороды.
В античном искусстве кельты-враги почти всегда изображались с усами.
На Крите минойского периода мужчин изображали без бороды.
Во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой.
В Риме сбривание бороды было принято до правления императора Адриана и снова возобновилось с приходом Константина Великого.
Уязвимая точка в боевой схватке, поэтому еще Александр Македонский приказал своим воинам гладко бриться, дабы рука врага не схватила бороду солдата.
Персиуш (Сатирик, живший в Риме в I в. н.э.) назвал Сократа «Magister barbutus» – «бородатый учитель».
Лукиан из Самосаты по поводу бород выражался весьма язвительно:
«Если бы борода действительно была гарантией мудрости, то козел стал бы выше Платона».
«Бородатый» — прозвище некоторых властителей:
император Византии Константин IV Погонатус — от греч. “погон” – “борода”;
польский князь Генрик I;
Фридрих I Барбаросса — “рыжебородый”;
король Дании Свен I Габельбарт — “вилобородый”.
В сказке Перро Синяя борода (Главный персонаж убивает своих женщин и запирает их в потайной комнате ) – символ зверства и инстинкта обладания. Синий цвет означает ужас (жуткий страх (Peur blеu (дословно “синий страх”) – жуткий страх )). Главный персонаж – символ жестоких и деструктивных чувств, темных аспектов сексуальности, которые должны быть спрятаны за запертой и тщательно охраняемой дверью.
С космической точки зрения, сюжет сказки можно соотнести с символической смертью утренней зари, убиваемой солнцем.
Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, например, у северояпонского пранарода айнов.
Знаком храбрости и силы считалась красная борода.
Хотя у китайцев борода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужей всегда изображают с бородой.
У аборигенов доколумбовой Центральной Америки рост бороды наблюдался также редко, однако некоторым богам ее приписывали, например Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘”змей, покрытый перьями”). В культурах Южной Америки андского пояса также встречаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоидными пришельцами.
Волосок от бороды Мухаммеда хранится и почитается как реликвия в городе Сринагаре.
Гораций «Сатиры»: «Sapienten pascere barbam» – отпустил бороду мудреца.
«Спорить о бороде императора» – о чем-то несущественном,
«Спорить о козлиной бороде» – Гораций упоминает праздный вопрос, можно ли считать щерстью козлиную бороду или нет.
«Подергать кого-либо за бороду» — унизить.
Пословицы: «Борода мудрости не прибавит, борода философом не сделает».
«Подергать черта за бороду».
«Седина в бороду, а бес в ребро».
«В белой бороде не пройдешь по воде. », т. е. старый человек нуждается в помощи.
«При седой бороде не до пустой болтовни. ». Арабская.
В исламском мире распространена шутливая поговорка: “Клянусь бородой пророка (Магомета)”;
«Когда перо с пером вступит в разумное соревнованье, уничтожится, исчезнет дикость нравов, спадут бороды суеверия» («Каэтану Венгерскому» И. Вабицкий).
(Петр I у А. Мицкевича, «Дзяды»).
«Бороды у них длинные, усы вьющиеся, а взор дикий. »
(О разбойниках. “Возвращение отца” А. Мицкевич).
«Опалить кому-либо бороду» — устроить полный разгром, привести в полное ничтожество.
«А ну-ка, опалим бороду королю испанскому!» Слова сэра Френсиса Дрейка, когда его корабли ворвались в порт Кадикс и начали уничтожать испанские корабли (1587).
Острота или анекдот «с бородой» — старый, как мир.
«Злые мальчики тянут за бороды» (“Сатиры” Горация).
«Плюнуть себе в бороду» — просчитаться в чем-либо, сделать самому себе зло.
«Задрать бороду» — умереть (жарг.).
Обычай красить бороды высмеян Уильямом Шекспиром в пьесе «Сон в летнюю ночь»:
Сподек спрашивает: «Так в какой же мне бороде появиться, чтобы выглядеть внушительнее? Пусть будет естественный цвет, или лучше какой-нибудь смешанный? А то можно ярко-померанцевый, или же даже искристо-пурпурный, или просто, как чистое золото!»
Праотец Адам, пророки, цари, аристократы и полководцы традиционно изображались с бородами.
Тот же касается иудео-христианского Бога-Отца.
В раннехристианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время извод (с длинными волосами и небольшой бородкой) внедрился значительно позже.
Западные священнослужители, которые намеренно не хотели подчеркивать свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безбородыми в отличие от членов некоторых орденов и отшельников, которые рассматривали бритье как тщеславие и суетность.
Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточной церкви бородаты. Согласно православной традиции, борода напоминает верующему об образе Бога — именно поэтому русские старообрядцы никогда не стриглись и не брились. Священнослужители православной церкви также не имели права подстригать волосы и бороду.
«Бородатая дева» / Св.Куммернус («Куммернус» по-видимому, преобразованное византийское имя «Комненос») (вар.: Вильгефортис или Либорада). Появление этого легендарного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изображен в длинной византийской одежде. Несведущие паломники считали его изображением девушки, воспротивившейся приказу своего отца и отказавшейся от замужества с язычником. По ее молитве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец позволил ей креститься.
В Кельтской легенде, женщины просили, чтобы молодой герой Кухулин прикрепил бороду к подбородку.
В набеге (The Cattle Raid of Cooley) ирландские воины отказались сражаться с безбородым ольстерским героем и он был вынужден волшебно делать себя ложную бороду из травы (WINI p. 309).
Франкские воины были бородаты; в средневековье Девять Worthies (Nine Worthies . ) носил золотые бороды как признак их мастерства и престижа.
Сикхские традиции связывают бороду с чувством достоинства.
Семитские традиции связывают бороду с мужественностью и чувством достоинства и придают ей большое значение. Рассматривалась как украшение лица человека. В Ассирии, Израиле, Египте властители и жрецы пользовались искусственными бородами, которые были завиты, напомажены, посыпаны золотой пылью или окрашены раствором хны. Сквозь волосы бороды протягивались золотые и жемчужные нити. Такая мода длилась около пятнадцати столетий. Часто пропитывались ароматическими веществами.
В Вавилонском талмуде (Санхедрин, т. 1006) говорится: тонкая борода — признак хитрости, толстая — глупости.
Восточная практика (I Kings 20: 9) должен был поцеловать бороду как символ уважения(отношения).
Обрить бороду значило причинить смертельное оскорбление (страшное унижение): так Ганон приказал выдрать по половине бороды у слуг Давида. «И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар 10: 5).
Бритье бороды разрешалось лишь как знак траура или горя, в последнем случае, борода чаще просто закрывалась (охватывалась руками). Прокаженные были должны носить завесу по их бородам.
«Услышав о разрушении Иерусалима, пришли восемьдесят мужей, сбривших свои бороды, и молились, и плакали, и на остатках святыни принесли жертву». Иеремия.
Несмотря на это, священники в Древнем Египте брили бороды, главы, и волосы на теле; Моисей установили, что, когда левит предопределялся духовенству, они должны быть полностью бриты (Чис 8: 7).
Грязная и растрепанная борода – признак безумия: «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар 21: 13).
Хотя Древние Египтяне брились, «от начала времен», Francois Daumas пишет (DAUE p. 582), «их боги были отличались тем, что носили длинную и узкую искусственную бороду. Она была заплетена и крепилась к ушам проводами, сокращающими стороны лица. Короли разделили эту привилегию с богами («their gods were marked out by wearing a long and slender imitation beard. It was plaited and secured to the ears by wires running down the sides of the face. Kings shared this privilege with the gods.»)».
Даже юные безбородые правители и царицы, появлялись перед народом и изображались с накладной бородой, которая подчеркивала их статус и равенство по власти царям. Так изображали царицу Хатшепсут.
Тип искусственной бороды с изогнутым вперед концом еще и сегодня носится сановниками некоторых центральноафриканских племен.
– признак возмужалости. Бородатыми всег-да изображались герои, цари и бо-ги, если только их не хотели изо-бразить в виде юношей. Египетскую царицу Хатшепсут часто изо-бражали, чтобы обозначить ее функцию, с искусственной эспа-ньолкой. Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, как, например, у северояпонского пра-народа айнов. В Древнем Китае отличительным знаком храбрости и силы считалась красная борода. Хотя у китайцев от рождения бо-рода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужчин все-гда изображают с бородой. У або-ригенов доколумбовой Централь-ной Америки рост бороды наблю-дался также редко, однако некото-рым богам ее приписывали, напри-мер Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘“змей, покрытый пе-рьями”). В культурах Южной Аме-рики андского пояса также встре-чаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоид-ными пришельцами. В античном искусстве кельты-враги почти всег-да изображались с усами. На Кри-те минойского периода мужчин изображали без бороды, однако во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой. В Риме сбрива-ние бороды было принято до прав-ления императора Адриана и сно-ва возобновилось с приходом Кон-стантина Великого. Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточ-ной церкви бородаты. Западные священнослужители, которые на-меренно не хотели подчеркивать
Борода/усы: Реклама фик-сатуара для усов, 1911 г.
свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безборо-дыми в отличие от членов некото-рых орденов и отшельников, кото-рые рассматривали бритье как тщеславие и суетность. В ранне-христианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время способ изобра-жения его с длинными волосами и небольшой бородкой внедрился значительно позже. “Бородатой девой”’ в христианской легенде на-зывают св. Куммернус (другие ее имена: Вильгефортис или Либора-да). Появление этого странного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изо-бражен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие язы-ка паломники считали его изобра-жением девушки, которая отказа-лась выйти замуж за язычника по приказу своего отца. По ее молит-ве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец поз-волил ей креститься (“Куммернус” является, по-видимому, преобра-зованным византийским именем “Комненос”). В исламском мире распространена поговорка: “Кля-нусь бородой пророка”; волосок от бороды Мухаммеда хранится и по-читается как реликвия в городе Сринагаре. О том, что в Западной Европе борода и мужское достоин-ство отождествлялись, свидетель-ствуют такие выражения, как сред-невековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”), в то время как “спорить о бороде императо-ра”, т. е. о чем-то несущественном, предположительно должно было бы значить “спорить о козлиной бороде” в смысле упоминаемого Горацием праздного вопроса, можно ли считать щерстью козли-ную бороду или нет.
Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, «брада доле Захарии пророка», могут быть такие дополнения как «…узка, концы маленько подво-и лися» или «брада Павла апостола», «брада Николина» — свт. Николая Мир Ликийских, «брада аки Сергиева» — св. прп. Сергия Радонежского, «брада аки Антипина» — епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: «…брада аки Козмина, кудрявата», и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста — «браду… малу и зело ретку, размесну велию», у Макария Александрийского — «брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли» (сведения по Б. см.: -«Иконописный подлинник» С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.
к л е о п а т р а
эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду
• древнеегипетская царица, от рождения была страшненькой, но знала, как «укреплять фасад» и понравиться мужчинам, оттого и в мировую историю вошла как «идеальная любовница»
• женское имя: (греческое) слава отца, славная по отцу
• любовница Юлия Цезаря и царица Египта
• последняя царица Египта, покорившая сердце Юлия Цезаря
• стихотворение А. Блока
• стихотворение А. Пушкина
• царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• в качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию
• опера украинского композитора Ю. С. Мейтуса «Антоний и . »
• опера итальянского композитора Дж. Ф. Мальпьеро «Антоний и . »
• героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Моя жизнь»
• последняя царица Египта из династии Птолемеев
• имя этой царицы в переводе означает «славная своим отцом»
• не желая становиться пленницей своего врага эта царица велела принести в корзине ядовитых змей и умерла от их укусов
• как звали женщину, которая вместе со своим любовником командовала эскадрой и проиграла битву при Ациуме?
• эта знаменитая женщина носила прозвище Мериофана, что по-гречески означает «та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин»
• персонаж произведения английского драматурга Б. Шоу
• персонаж произведения У. Шекспира
• балет русского композитора Р. Глиэра
• персонаж оперы немецкого композитора Г. Генделя «Юлий Цезарь»
• опера итальянского композитора Д. Чимарозы
• стихотворение В. Брюсова
• стихотворение А. Ахматовой
• царица, убитая змеей
• последняя царица Египта
• последняя египетская царица
• взрослая тезка Клепочки
• правитель древнего Египта
• любовница Юлия Цезаря
• Последняя царица Египта
• Царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• В греческой мифологии дочь Борея, супруга Финея
Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу
Как фотографировать зеркалкой, Азы фотографии, Ночное фото, Словарь терминов фото, Фото обработка, Как выбрать фотоаппарат, Обзоры фотоаппаратов и зеркалок
Эта известная в истории женщина иногда носила бороду
Леонид Аркадьевич задаёт вопрос: Эта известная в истории женщина иногда носила бороду
Будете вращать барабан, или назовёте слово?
Оставить комментарий
- Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу > Вопросы > Эта известная в истории женщина иногда носила бороду
Copyright © 2012 Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу
Борода
Из греческого города, осаждаемого врагом, уходили жители и несли тюки со скарбом. Только Биант ничего не нес. На вопрос, почему он идет налегке, Биант ответил:
– Все свое ношу с собой.
Конечно, он имел в виду свою бороду, символ мужской мудрости, достоинства, силы, славы. Понятно, что борода может расти и у недостойных мужей, пустобрехов и пустозвонов. В этом случае говорят: борода растет, а ума нет. Седина в бороду, бес в ребро.
Известно, что бородой Бог наградил не только мужчин, но и других самцов, представителей животного мира, козлов, например.
В течение месяца приходил один человек в синагогу и безутешно плакал, слушая ребе. Бесконечно тронутый этим зрелищем, ребе спросил однажды:
– Что тебя так печалит? Человек ответил:
– Я вырастил козленка, очень привязался к нему, а он внезапно умер. – Каждый раз, когда я слушаю тебя, вспоминаю своего козленка, У него была такая же красивая борода.
Поучительно. Не возносись, не гордись, смирись, гордый муж, борода тебе дана по воле и прихоти неведомых творцов этого мира и этой плоти. Твоя задача – не позорить бороды.
Мужчина, как и женщина, начинает день с изучения своего отражения в зеркале. За ночь садик на его лице опять дал всходы. В утренней щетине, будущей бороде, кроется неумолимость, неуклонность, неизбежность законов, данных свыше. Да будь ты хоть Папой Римским, хоть Генеральным секретарем партии, Президентом Российской Федерации, а каждое утро – изволь скоблить подбородок.
В наше время с ростом волос на лице справляются легко. Никто, бреясь утром, особо не задумывается, почему утро приходится начинать с этих гигиенических процедур. Жаль, очень жаль. Борода и усы – дело важное и даже государственное.
Борода в комплекте с усами всегда налицо и на лице. В отечественной истории наличие или отсутствие бороды (усов, бакенбардов) могли знаменовать смену исторических эпох. За примером далеко ходить не надобно.
Так в Стране Советов переход к форсированному строительству социализма был отмечен отменой интеллигентских бородок (таких, как у Ленина, Троцкого, Рыкова, Бухарина) и введением партийных усов. Помимо Сталина подобные усы носил Каганович, Орджоникидзе. У Молотова и Ворошилова партийные усы были невыразительными, но не потому, что они были плохие партийцы, а потому что волос рос плохо. Понимая это секретарь партии, всегда замечавший такие вещи, претензий к ним никогда не имел. Очень хороши были усы Буденного. А вот Ягода отрастил не партийные усы, а фюрерские усики. Радек, вообще, – шкиперскую бороду. Пришлось за дурной вкус расстрелять и того, и другого. Многих, напротив, пришлось убрать за привычку бриться.
А вот Калинину, например, разрешили оставить весь комплект, ленинскую бородку с усами. Тем самым партия и ее секретарь показали, что доверяют Михаилу Ивановичу, несмотря на его старорежимные привязанности.
Те, кто носит бороду из религиозных соображений, считают, что раз борода дана, то заповедано ее носить мужу от юности до старости. Не зря говорится, образ божий – в бороде, а подобие – в усах.
Бог, сотворивший человека по образу и подобию своему, очевидно, бородат, раз человека наградил бородой. По этой логике получается, что человек – это все-таки мужчина, а не женщина. И Бог, видимо, – тоже мужчина, а не женщина. Но тогда женщина – это ангел, потому что ангелы усов и бород не носят и прелестны, как юные натуральные блондинки.
Так римляне отличались гладкими щеками от длиннобородых, вилобородых, синебородых, седобородых диких германцев. Безбородые христиане не были похожи на заросших язычников и иудеев. Бритые католики и протестанты выглядят иначе, чем представители правой веры, которые, как и мусульмане – ваххабиты, бород не остризают.
Так что борода была и остается важным идентификационным признаком, дающим возможность женщинам различать мужчин и выбирать тех, которые им больше подходят по этническим и конфессиональным параметрам.
Так один из главных бородачей современности товарищ Ч. бороду носит из принципа, и ни за что с ней не расстанется, даже если дамы попросят. Дамы, известное дело, – привередницы. Им то бакенбарды подавай, то усы-шевалье, то – усы щеточкой, английские, то – щетину трехдневную, а иные любят гладко выбритых.
Товарищ Ч. безразличен к мнению дам. Он давно и счастливо женат, а бороду носит, потому что не может не носить. Однажды в запале он сказал, что сбреет ее, если выяснится, что в его ведомстве непорядок и с голосами мухлюют. Сказал и понял, что пропал, носить теперь ему бороду до самого увольнения, а увольняться он не собирается, потому как на своем месте находится, и начальство им довольно.
Короче говоря, борода товарища Ч. – вовсе не борода. Это индикатор качества выборов. Если на его открытом, внушающем доверие лице находится борода – значит, выборы честные. Каждый волос, как и каждый голос, учтен и запротоколирован. Но, если борода не обнаруживается, значит, – нарушения и обман.
Так что недосуг, как говорится, товарищу Ч., то есть не до дам. И хотя дамы – это не совсем дамы, а разновозрастные избирательницы, все равно товарищ Ч. ради них бороды остризать не станет.
Товарищ Ч. – это ого-го, протопоп Аввакум наших дней. Тот тоже за бороду стоял до последнего, пока ее, глумясь, враги не остригли, но и тогда протопоп сдюжил, зная, что она отрастет вновь. Борода отросла, худенькая, правда, потому что жил протопоп трудно, питался скудно. А вот у товарища Ч. борода окладиста и пушиста. И что с того?
Так что не видать вам, милые дамы, товарища Ч. без бороды, не видать и злословить не надо, что у него подбородок скошен и на лице бородавки. Он вам не римский император Адриан, бороду отрастивший, чтобы сии природные недостатки скрыть. Он ее носит, потому что честен и чист, аки младенец в яслях.
Вот так вот. То-то и оно. Такая вот петрушка получается. Дело, конечно, диковинное, но всякого уважения достойное, да, и что там говорить, историческое. Не иначе, как в анналы войдет, то бишь, в историю.
Борода-это природный феномен и мужская привилегия. Рост бороды, связанный с началом мужской зрелости, неумолим как и многое из того, что заставляет нас делать природа.
Человечество давно научилось обусловленное природой вводить в культурный контекст. Так случилось и с бородой.Ее историю можно рассматривать в различных культурных аспектах. Борода демонстрировала статус того, чье лицо украшала. Искусственные бородки египетских фараонов были знаком их высокого положения. Окладистые, крашенные хной, завитые бороды носили персидские цари.Борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе. Иногда она затмевала ее носителя, и тогда древние говорили: бороду вижу – философа нет.
Бородатыми были не только греческие философы. Основателя даосизма, Лао-Цзы, согласно легендам, мать родила «старым младенцем» после того, как он провел в ее утробе 81 год.
Для китайцев старость была синонимична мудрости, спокойной сосредоточенности, безмятежности. Учитель Кун (Конфуций), как говорили его ученики, был ласков, но строг, внушителен, но не свиреп, почтителен, но спокоен. Таким и полагается быть зрелому и благородному мужу. Стыдно, когда борода седа, а благородства и мудрости в поступках и речах нет.
Борода выполняла роль этнического и конфессионального индикатора. Одни носили бороду, потому что другие не носили ее, и наоборот.
Евреи, согласно велениям Торы, не портили «края бороды» (Левит 19:27) и зарастали густыми волосами. Греки носили бороды до эпохи эллинизма, наступившей вместе с завоеваниями Александра Македонского (356-323 гг до н.э.). Овеянный славой, ставший символом мужской красоты, Александр Македонский был безбородым. Многие века после этого, греки, и вслед за ними римляне, считали, что цивилизованные народы, к которым они себя причисляли, должны бороды брить и тем самым отличаться от варваров – германцев и скифов.
Во 2 веке римский император Адриан (76-138 гг. н.э.), для того, чтобы, как утверждала молва, скрыть родимые пятна на лице, отрастил бороду. Вслед за императором бороду стали носить и его подданные.
В начале 4 века отношение к бороде вновь изменилось. Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.
В начале 7 века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога – раз борода растет, значит, ее надо носить.
После иконоборческих споров 7-9 веков в христианстве также утвердилась традиция ношения бород.
Наступил период, когда в религиях авраамической традиции (иудаизме, христианстве, исламе) царило согласие по отношению к бороде. Она мыслилась как отражение в человеческом лице Божьего лика. Основанием для такого понимания причин роста волос на лице мужчины был текст из Торы, в христианской традиции –из Пятикнижия (Бытие, 1: 26) «… сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».
Несмотря на эту определенность отношения к бороде среди иудеев, христиан и мусульман, споры о ней не утихают по настоящее время.
Вспомним некоторые события отечественной истории, которые убеждают в том, что вопрос о бороде был далеко не праздным.
Киевский князь Владимир крестил Русь в 988 г. Правнук князя Владимира Владимир Мономах, как и его прадед, интересовался отличиями греческой веры (православия) от латинской (католицизма). В ответах князю, посланных митрополитом Никифором, среди многих отличий было названо бритье бород католиками. В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзура, выстриженные кругом на макушке волосы. В Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет. Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.
В православной церкви ее пастыри носили бороду, волос же на макушке не стригли.
В допетровское время борода была символом верности русской старине и обычаям. Она служила знаком отличия русского человека от латинянина, православного- от католика. Стоглавый собор, проходивший по инициативе митрополита московского Макария и при деятельном участии Ивана Грозного в 1551 году, осудил «подсечение и пострижение брад». Вопросу о бороде была посвящена 40-ая глава Стоглава, разъясняющая, что, поскольку борода дана Богом и ношение ее заповедано отцами церкви, то не может христианин ее самовольно обрезать. На Стоглавом соборе Макарий выступал защитником старины, осуждал тех, кто увлекался чужеземными обычаями, среди которых было и обрезание бород.
Прошло больше века после Стоглава. Реформы Петра 1 изменили жизнь русского человека. Среди новшеств, введенных Петром, было ношение иноземного платья, участие в ассамблеях с танцами, бритье бород и многие другие пришедшие из Европы обычаи. 26 августа 1698 года в после возвращения из-за границы, Петр принимал в Преображенском своих подданных, явившихся поклониться и поприветствовать государя. Он ласково встречал их, обнимал, целовал, при этом собственной рукой обрезая им бороду. Несчастные воспринимали эту царскую ласку как глумление, Насильственное обрезание бороды было позором и для знатного боярина, и для холопа. Вскоре эта шутка царя снова повторилась на этот раз на пиру у одного из своих сподвижников, у Шеина. Царский шут, с ножницами в руках, хватал за бороду гостей и обрезал ее. Вскоре все были уже без бород: – бояре смотрелись немцами в русских кафтанах. В 1699 году молодой царь и за кафтаны взялся твердой рукой. В 1700 году был издан указ о ношении иноземного платья как мужчинами, так и женщинами.
В 1705 году был опубликован указ «О брадобритии», повелевающий «…чтоб впредь с сего … Великого Государева указа бороды и усы брили».
Также Петр 1 ввел ежегодную пошлину на бороду. Борода сослужила царю хорошую службу. Плата за нее составляла от 30 рублей до 100. Носитель бороды, получал в Земском приказе медный знак с изображением на лицевой стороне усов и бороды. Правила ношения бороды окончательно были определены Петром 1 несколькими указами в 1722 году. На реформы Петра Церковь ответила посланиями, в которых была изложена ее позиция в отношении царских нововведений. Автор посланий, последний патриарх допетровской Руси Адриан призывал хранить верность старине, бороду не брить, европейскую одежду не носить, табак не курить. В 1700 г. патриарх умер. Петр задержал избрание нового патриарха, потом при проведении церковной реформы патриаршество было вовсе отменено.
Старообрядцы готовы были заплатить любые деньги за право носить бороду. В словаре Владимира Даля приводятся с пометкой «раскольничьи» поговорки, показывающие как трепетно относились к бороде староверы. Режь наши головы, не трожь наши бороды. Без бороды и в рай не пустят. Образ Божий в бороде, а подобие -в усах.
В 18 веке многие считали, что борода – это знак отсталости и ретроградства ее носителей. По крайней мере, так относился к бороде М.В. Ломоносов, написавший сатирический «Гимн Бороде», который впервые появился в печати только век спустя , в 1859 году.
…О прикраса дорогая,
О прикраса золотая,
Мать достатков и чинов,
Мать дородства и умов,
Корень действий невозможных
И завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслугу заплатить?
….Через многия разчесы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Ломоносов целился не только в старообрядцев, особенно почитавших бороду и считавших , что с нею они составляют подобие Божие. Сатира вызвала сильнейшее негодование в членах Святейшего Синода, усмотревших в стихах Ломоносова кощунственное отношение ко всей православной традиции. Известен стихотворный ответ на сатиру Ломоносова. Его автор, митрополит Дмитрий Сеченов, клеймил Ломоносова за непочтительное отношение к бороде.Битвы за бороду и против бород, которые разразились в 18 веке, постепенно сошли на нет.
Не так уж часто увидишь на мужском лице бороду. Разве, что пастыри церкви и старообрядцы по-прежнему ей верны. Они смирились, но браво мужу, который
каждый день скребет подбородок, противопоставляя культуру природе. И как тут не вспомнить знаменитого ходжу Нассреддина. Рассказывают, что у него, уже возлежащего на смертном одре, спросили, что он пожелал бы изменить в своей жизни. Подумав Насреддин ответил: «Пожалуй, форму своей бороды».Мудр Насреддин, немногое мы можем изменить, но все-таки пытаться нужно.
Источник статьи: http://xn—-8sbcm1bmcar0m.xn--p1ai/zhenshhina-inogda-nosila-iskusstvennuyu-borodu/