Опера ивана с усами

«ИВАН С УСАМИ» И ДРУГИЕ

Нам никуда не спрятаться от современной ритмичной музыки. По радио и телевидению, в магазинах и маршрутках, даже в сотовых телефонах – всюду бьют ударники. А между тем знающие люди предупреждают: ничего хорошего в этой музыке нет.

-Почему? – спрашиваю священника и писателя Ярослава ШИПОВА.

-Сначала договоримся о терминах, – предлагает он в ответ. – В толковом словаре Даля говорится, что музыка – это искусство стройного и согласного (то есть благого!) сочетание звуков: последовательного – мелодия и совместного – гармония.

Совершенно правильно, что о ритме ничего не говорится. Это дело примитивное. Любое живое существо ещё до рождения знакомо с ритмом: дыхания, сердцебиения…

-Или движения.

-Мелодия действует на душу, затрагивает эмоции, чувства. А ритм касается тела, физиологии. Зайца можно научить ритмично бить в барабан, медведя – танцевать.

В академической музыке ритм практически никогда не отбивают: он и так ощутим, звучит у каждого внутри. И барабанщик отбивает ритм разве что в «Болеро» Равеля, основанном на народном танце, где надо одновременно хлопать в ладоши, притопывать. На Руси барабана испокон века не было, он появился довольно поздно – в армии, для маршировки

-Но в академическом оркестре есть барабаны.

-Правильно, и музыканты играют на них по нотам: в нужный момент дают громоподобный раскатистый звук определённой высоты. Если внимательно присмотреться, можно заметить, как барабанщик потом перестраивает инструмент на другую ноту, которая нужна в следующей части произведения.

-Выходит, ударники, настойчиво отбивающие ритм, – это недавнее изобретение?

-На сцене – да. А в африканских джунглях – древнее.

-Далеко же нас отбросило от культуры! Знаете, люди порой признаются, что им скучно слушать классическую музыку. Значит ли это, что тут нужно воспитание?

-Желательно. У нас в семье не было музыкантов. Отец – военный журналист – ни на каком инструменте не играл, но очень любил музыку. Он водил меня в Большой театр на «Руслана и Людмилу». Было интересно: на сцене стоит большая голова. Под это впечатление открывались створки детской души – и туда вливалась прекрасная музыка.

В раннем возрасте мне не очень-то был понятен «Иван Сусанин». Я воспринимал его как «Ивана с усами».

-Забавно.

-Маленькому трудно разобраться, что такое Смутное время. Ясно было одно, что Иван Сусанин – хороший. Но в конце, когда пели «Славься. », на сцене декорации изображали Красную площадь – и из Спасской башни на настоящих конях выезжали всадники. Конь на сцене Большого театра! Это же потрясение для маленького человека.

-Ещё какое!

-В 50-60-х годах во всех домах на стене висело радио – черная бумажная тарелка. Поздно вечером часто передавали либо оперу, либо запись концерта из Консерватории, Зала имени Чайковского. И я слушал.

-Почему вы засиживались так долго?

-Ждал отца. Он работал в «Красной звезде» и возвращался домой после запуска газеты в печать – к полуночи. Потом отец выиграл по облигации какие-то деньги и купил пианино. И меня лет в пять сразу за него усадили. Первые преподаватели были откровенными халтурщиками, но потом нашлась очень сильная учительница. И началась серьёзная работа.

А ещё появились долгоиграющие пластинки – и у нас собралась большая фонотека. Отец слушал музыку – и я с ним.

-Отличная компания.

-В 1958 году проходил первый конкурс имени Чайковского. Мне было одиннадцать лет. И я с утра до вечера сидел в Консерватории. У пианистов по десять раз в день слушал первый концерт Чайковского, а у скрипачей – Меланхолическую серенаду. Это были обязательные произведения, их исполняли все.

В Консерватории нас с отцом знали билетёрши, вахтёрши, гардеробщицы. А я узнавал некоторых постоянных посетителей Большого зала. Среди них были очень достойные, известные люди. С некоторыми мне потом довелось познакомиться.

Читайте также:  Прическа как одуванчик женская

Когда мне было лет четырнадцать, отец ушёл в другую семью. Я получил свободу – и сразу бросил музыкальную школу. Дети всегда стараются избавиться от нагрузок, просочиться, как песок сквозь пальцы. Потом моя преподавательница меня разыскала, но я уже от музыки отошёл.

-Жалеете?

-Жалею. Тогда речь шла о том, чтобы заниматься профессионально…

-Но навык слушать остался?

-Слушаю радиостанцию «Орфей». Там круглые сутки передают классическую музыку.

-Теперь практически во всех семьях есть компьютер и Интернет. На You Tube, например, легко найдёшь любую музыку. Назовите, пожалуйста, имена композиторов, которых можно слушать взрослым и детям.

-Прежде всего – Чайковский. У него прекрасные мелодии, основанные на русской традиции. Их бесчисленное множество.

У меня внуку четыре года, а внучке – два. Они по ноутбуку смотрят мультфильм «Щелкунчик». Он построен на музыке Чайковского – и дети её уже знают, она им нравится. Когда слышат у меня в наушниках музыку, младшая спрашивает: «Это что за песенка?» А старший говорит: «Это «Щелкунчик!»

-Авторитетно звучит!

-Хотя пока внимания у них хватает всего на несколько минут. Лет с семи можно смотреть фильм-оперу «Евгений Онегин». И «Пиковую даму» тоже.

Очень мелодичны произведения Бетховена, Шопена, Рахманинова, Глинки, Дворжака, Баха, Моцарта, Шуберта, Грига, Вивальди Можно перечислять десятки имен.

-Вот и перечисляйте, пожалуйста!

-А итальянская опера? Россини, Доницетти, Пуччини… «Травиата» Верди вся построена на прекрасных мелодиях. «Каста дива» Беллини – творение фантастической красоты. А французы? Гуно, Бизе… У Сен-Санса – опера «Самсон и Далила», замечательный фортепианный концерт, у Мендельсона – скрипичный концерт… Блистательных произведений – великое множество!

Мелодия и гармония присущи не только академической музыке. Они есть и в песне. Скажем, советская песня до 70-х годов очень мелодична. А фронтовые песни – это вообще потрясающие произведения: мелодичные и с хорошей поэзией.

-Как-то один человек сказал мне с грустью, что он находит в музыке душевность, но не находит духовности. А нужна духовность?

-Вообще начало академической музыке было положено в XVIII веке композиторами, которые, в частности, писали и для Богослужений: Бахом, Моцартом и еще целым рядом менее знаменитых авторов…

-Чайковский тоже писал для церковной службы.

-Да, Всенощное бдение и Литургию. И Рахманинов. Но это не для обихода. Чайковский, к слову, использовал церковные песнопения в увертюре «1812 год».

Но духовность мы ищем в молитве и Богослужении. А в музыке – именно душевность. Когда-то я провёл опрос среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Спрашивал их, нужно ли искусство. Они отвечали: «Нужно! Дорога к духовному идёт через душевное».

-А если душевного нет?

-Тогда человеку трудно. Некоторые люди совсем лишены душевного. Они работают головой и могут сообразить, как, например, должен поступать добрый человек в той или иной ситуации. Сообразят, если подумают, и правильно вычислят. Но вот почувствовать, как правило, не могут. А душевное – иррационально. Так же, как и духовное. Как любовь.

Если не ошибаюсь, святой Алексий Зосимовский лет сто назад в письмах к семинаристу, который впоследствии стал архиереем, наставлял: слушайте сонаты Бетховена и Моцарта. Где мог слышать их этот пустынножитель? Наверное, были уже какие-то граммофоны.

-А как любил музыку святитель Феофан Затворник!

-XIX век дал колоссальный толчок развитию искусств. И прежде всего – в христианской Европе. Интересно, что небывалому развитию искусств в значительной мере поспособствовали некоторые технические достижения. Скажем, придумали тюбики для красок, и художники получили возможность писать на природе, а не только в мастерской, как раньше.

-Что помогло литераторам?

-Достижения полиграфии, помогавшие быстро набирать тексты и тиражировать книги на печатных станках.

-А в музыке?

-К началу XIX века появилось фортепиано в его нынешнем виде. До этого был клавесин – инструмент с более простой механикой, однообразным звучанием и весьма ограниченными техническими возможностями. Механизм фортепиано позволил не только бить молоточками по струнам, извлекая звуки, как в клавесине, но и мгновенно заглушать эти звуки специальными плашечками. В результате инструмент получил практически безграничные возможности для исполнения высокотехничных, виртуозных произведений.

Читайте также:  Как сделать красивую прическу косы

Большинство оркестровых инструментов способно единовременно издавать только один звук. А на рояле играют десятью пальцами и в широчайшем звуковом диапазоне. Обратите внимание: сольные инструментальные произведения исполняются исключительно на фортепиано, а скрипке, виолончели и духовым инструментам обязательно необходима поддержка – и чаще всего в виде того же рояля.

-Заметно, как рушится наш мир.

-И не случайно в ХХ веке произошла деградация искусств. Это свидетельство заболевания, угасания человечества.

Искусство призвано прославлять Творца, Его творения. Живописец изображает красоту и гармонию мира. Литература описывает жизнь.

-И ищет её смысл.

-А вот что такое музыка – непонятно. Композитор не повторяет пения птиц и шума листьев. Мелодию трудно выдумать: дал Бог – и всё.

У Владимира Соколова есть такие стихи:

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать.

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать.

Правда, где-то в середине прошлого века даже в академической музыке традиция изменилась: появился диссонанс.

-Иначе говоря, дисгармония?

-Да, нарушение гармонии. Для того, чтобы писать, исполнять и слушать такую музыку, надо принять звуковую кривизну.

-Согласиться на разрушение и саморазрушение?

-Именно. Бог создал мир, в котором всё находится в гармонии. Разрушение её – это, безусловно, дело не Божественное. И музыка, разрушающая гармонию, – уже не музыка.

Недавно слышал разговор музыковедов о том, что некоторые композиторы ХХ века, конечно, дисгармоничны, но они эту дисгармонию так утвердили, что она стала восприниматься как гармония.

-А ведь ужасно: разрушение равно созиданию?

-Да, это называют постмодернизмом: когда исчезают представления о добре и зле, о том, что хорошо и плохо. Главное – как мне хочется. Православный христианин старается согласовывать свои желания и устремления с Евангелием, с христианской нравственностью, а постмодернизм отвергает любые нравственные нормы и ставит во главу угла собственные желания человека.

-Значит, слушая подобную какофонию, человек усиливает саморазрушение?

-Вероятность такого развития событий не исключена.

-А если слушает гармоническую музыку?

-Укрепляет в себе гармонию, данную от Бога.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник статьи: http://sp-g.ru/?p=566

«Иван Сусанин»: краткое содержание оперы и история создания

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых — А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева — «Иван Сусанин».

Создатель либретто оперы «Иван Сусанин» — Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы «Иван Сусанин» начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы «Иван Сусанин».

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

Читайте также:  Варианты мужских причесок с жесткими волосами

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

Краткое содержание второго действия

В Польше при дворе дают роскошный бал. У присутствующих приподнятое настроение от предвкушения скорой победы над Москвой. Но пришедший вестник не объявляет о конце войны. Несколько удальцов предлагают направиться в Москву и захватить в плен царя. Поляки уверены в успехе данного мероприятия.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик — сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода — сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы «Иван Сусанин» уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

Содержание четвертого действия

В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/360857/ivan-susanin-kratkoe-soderjanie-operyi-i-istoriya-sozdaniya

Оцените статью
Adblock
detector