Прически Древнего Рима
Пришел, увидел, победил.
Юлий Цезарь
Историческая справка
Лучше всего рассказать о Древнем Риме получилось у … Джорджа Лукаса в «Звездных войнах». В знаменитой саге передана не только вся суть событий, происходивших в римской истории, но и сама величественность нарядов и интерьеров, пускай и все они, как и сама история, были видоизменены до неузнаваемости и перенесены прочь от Земли.
Сначала Республика – сенат, демократия, свобода, затем Империя и безграничное стремление завоевать весь окружающий мир. Легионеры, марширующие нога к ноге. Императоры, их жены и придворные, утопающие в роскоши. Рим сразили варвары – дикие, как считали римляне, отстающие от них в развитии европейские народы.
Под натиском варваров Рим пал. И было это в 476 году. Именно с 476 года все Империи мечтали стать Римом. «Москва-третий Рим». Вашингтон с его архитектурой и даже самим названием правительственных органов – сенат. Германия времен правления Гитлера – «третий рейх». «Первый рейх» — Священная Римская империя, существовавшая в Средние века и, как считалось, являющаяся возрождением Римской империи. Все хотят воскресить Империю. Все хотят завоевать мир. Но бойтесь варваров — говорили мудрецы.
Юлий Цезарь. Его роль исполняет Ален Делон. Фильм «Астерикс на Олимпийских играх».
Культура Древнего Рима произросла из культуры Древней Греции. Как и у всех завоевателей, у римлян не хватало времени на культуру. Когда римляне завоевали Элладу и назвали ее Грецией, их культура была весьма небогата. Именно у греков римляне позаимствовали пантеон богов, предварительно переименовав их. Так, Зевс стал Юпитером, а Афродита Венерой.
Именно у греков римляне позаимствовали форму храмов – прямоугольные с колоннами и скульптур – обнаженные из белого мрамора. Но со временем, на основе позаимствованной греческой культуры, возникла и своя, римская. Древние римляне первыми начали возводить арки благодаря тому, что ими был изобретен бетон, построили они и купол – купол храма всех богов Пантеона.
А еще именно римляне начали создавать скульптуры своих правителей и полководцев, а также их жен. Портретные скульптуры римлян, скульптуры исторических деятелей, даже оттеснили на второй план статуи богов. Стали римляне и прекрасными градостроителями. Все во славу Империи. Включая и первую конную статую императора Марка Аврелия. Именно от римлян пошла мода сажать императоров на коней. Вспомните, хотя бы Петербург и Петра I работы Фальконе.
Бюст Гая Юлия Цезаря
Здесь типичная короткая римская мужская стрижка
В прическах римляне также взяли за основу греческие образы, однако со временем видоизменили их.
Камея, изображающая Мессалину с детьми, Британником и Октавией
Каркасная прическа
Прически периода Республики были скромными. В период Империи прически, особенно женские, усложняются и вырастают в высоту. В женской моде появляются каркасные прически. В Древнем Риме, в отличие от Греции, женщины вели весьма активный образ жизни, иногда управляя целой империей, стоя за спиной мужа или сына, и им было где и перед кем покрасоваться.
В период Республики римлянки носили простые прически, чем-то напоминающие прическу «греческий узел». Так, они могли носить прическу, состоящую из длинных волос, разделенных на прямой пробор и сзади собранных в объемный пучок. Могли носить и прическу «нодус» — так назывался валик из волос, который делался надо лбом. Сзади волосы собирались в пучок.
Императрица Ливия Друзилла — жена Октавиана Августа
Здесь можно увидеть прическу нодус.
В период Империи римлянки будут носить два варианта причесок – с различными плетениям из кос, уложенными в несколько ярусов, или же с завивкой, но на каркасе. В качестве каркаса чаще всего использовалась медная проволока.
Так, существовала прическа «тутулус» — каркасная. Волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на раму. Дополнением к такой прическе могла служить конусообразная шапочка.
Законодателями моды на прически чаще всего являлись императрицы – для женщин и императоры – для мужчин.
Так, известна прическа императрицы Агриппины Младшей (жены императора Клавдия и матери Нерона). Она носила прическу с легкой челкой на лбу и с двумя объемными полушариями, состоящими из параллельных полос завитых локонов. По обе стороны шеи спускалось несколько змеевидных локонов.
Мода на прически менялась быстро. Сами же прически знатные римлянки меняли по несколько раз в день. Как писал один из римских поэтов, легче сосчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок.
Выполняли прически рабы-парикмахеры, которых называли тонсорес и кипасис.
Императрица Фаустина Старшая.
Прическа с косами.
Стацилия Мессалина. Жена Нерона.
Каркасная прическа.
Мужские прически также были позаимствованы у греков. Это были стрижки, но более короткие. Так, в период Республики римляне носили волосы, подстриженные до мочки уха, и с челкой до середины лба, слегка завитые. Бороды римлян были короче греческих. В период Империи бороды римляне практически носить не будут. В период же Республики с выбритыми лицами чаще всего ходили лишь молодые люди.
В период Империи римляне в прическах будут подражать своим императорам. Так, к примеру, при Октавиане Августе на некоторый срок из моды выйдет завивка и волосы будут носить прямыми, следуя исконно римской, италийской, а не греческой традиции.
В моду войдут и S-образные челки. А среди легионеров будет очень популярна короткая стрижка «ежик».
Были известны римлянам и парики. Но чаще всего пожилые римляне маскировали свою плешивость при помощи накладных волос.
Бюст Нерона
Прическа с завивкой
Одежда римлян была такой же скромной как и греческая. Однако куски ткани, обматывающиеся вокруг тела, римляне стали сшивать. Так, к примеру, нижняя одежда – туника, сшивалась на плечах. Также римляне — всадники, начали носить и штаны, позаимствованные ими у галлов. Особой любовью у римлян пользовался пурпурный цвет, в отличие от греков, которые предпочитали белый. Пурпурный цвет считался цветом власти и тоги (верхняя одежда) такого цвета могли носить лишь императоры и полководцы.
Косметику и украшения римляне в период Республики использовали умеренно. А вот в период Империя чрезмерная роскошь была делом вполне обыденным. В этот период косметику использовали как женщины, так и мужчины. К примеру, знатные римляне, сенаторы, полководцы обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, а также обсыпали пудрой свои волосы или парики во время пиров.
Источник статьи: http://mylitta.ru/1660-rome-hairstyles.html
Основные формы прически древнего рима
Глава четвертая. Прически Древнего Рима
Общая характеристика
Легенды рассказывают, что приблизительно в начале VI века до нашей эры на левом берегу реки Тибра, на землях, принадлежавших латинам, возник небольшой город — Рим. На этом месте пастух будто бы нашел близнецов Ромула и Рема, выкормленных волчицей. Предсказание гласило, что дети, рожденные племянницей царя, по достижении совершеннолетия лишат царя престола. Поэтому он приказал только что родившихся детей положить в корзинку и бросить в воды Тибра. Недалеко от того места, где пастух нашел детей, впоследствии Ромул основал город Рим (Рома) и стал в нем править. Римляне вели счет с 753 года до нашей эры.
Коренное население Древнего Рима называло себя патрициями, от латинского слова «патер» — отец. Они считали, что ведут свой род от основателей города. Постепенно население Рима увеличилось за счет притока рабов. Римляне, обладавшие храбрым, воинственным нравом, покоряли соседние земли, присоединяя их к своим. Новых жителей, в отличие от патрициев, стали называть плебеями. Несмотря на то, что некоторые плебеи были довольно состоятельными, они не имели никаких прав.
Историю Рима принято делить на два периода — Римскую республику и Римскую империю. Времена Римской рабовладельческой республики были ознаменованы господством аристократов в Риме, расширением территорий за счет завоеванных земель. К началу III века до нашей эры римляне покорили весь Апеннинский полуостров. Римская республика превратилась в сильнейшую рабовладельческую державу на Средиземном море.
Из Пунических войн с Карфагеном Римская республика вышла победителем, и Рим стал безраздельно господствовать на западном Средиземноморье.
Римляне безжалостно грабили завоеванные страны. Часть завоеванных сокровищ передавалась в римскую казну, но большая часть награбленных богатств доставалась рабовладельцам. Основная масса народа жила бедно, несмотря на приток рабов. Это приводило к восстаниям; самым значительным было восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака. Восстание потерпело неудачу, но оно способствовало ослаблению мощи Римской республики. Господство рабовладельцев держалось только благодаря сильным армиям, предводимым талантливыми полководцами. Один из них, Кай Юлий Цезарь, стал во главе государства, провозгласив себя императором. Римская республика превратилась в империю. Период Империи характерен небывалой роскошью: возводились дворцы и триумфальные арки, колонны в честь военных побед, храмы.
Греческая культура оказала влияние на быт населения и на всю римскую культуру. Но оптимизм, жизнерадостность, которые были присущи грекам, не соответствовали характеру и духу римлян. Они устраивали серьезные и торжественные праздники, которые мало походили на развлечения, скорее, — на оказание почестей богам. Нравы и обычаи римского общества времен Республики были весьма суровы. Лучшими качествами считались дисциплина и выполнение воинского долга. Во времена Империи экономика, культура, искусство, расцветшие в период Республики, стали неуклонно деградировать. Многочисленные придворные интриги, постоянная борьба за власть, междоусобные войны, голод, массовые эпидемии настолько ослабили и обескровили страну, что она не в силах была зищищать свои границы от нашествия варварских племен, которые в 375 году до нашей эры вторглись в Италию и завоевали ее. Воинственный характер Римской республики, а затем Империи не мог не наложить свой отпечаток на эстетический идеал красоты древних римлян. Дошедшие до нас скульптуры изображают высоких, стройных, мускулистых, суровых воинов. Позднее этот идеал несколько изменился. После завоевания Древней Греции римляне стали считать достоинством атлетическое пропорциональное телосложение.
В скульптурных изображениях императриц и знатных матрон воплотились представления о красоте. Больше всего ценилась гордая осанка, плавность походки.
Основные виды и формы причесок
Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.
Рис. 22
Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба (рис. 22). Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие — довольно коротко.
Рис. 23
Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.
Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности. Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров. Плешивость маскировали при помощи накладных волос, употребляли парики. Прически на париках зависели от разных обстоятельств — поры дня, погоды. Во времена Империи все прически делались из завитых волос (рис. 23).
Рис. 24
После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль; так же как и у древних греков, причесывание стало важной церемонией. За выполнением завивки, ее сохранением наблюдали специальные рабы — тонсоресс. Патриции много часов проводили за туалетом. Тонсоресс выполняли прически горячей завивкой, делали и «мокрую» холодную укладку. Стригли особыми серповидными бритвами.
Рис. 24а
Женские прически в период Римской республики делались из длинных волос. Волосы, разделенные прямым пробором, укладывались сзади в тугие объемные пучки. Римские матроны имели от природы темные волосы и по римским законам не должны были его изменять. Прически с пучками носили женщины, принадлежащие к разным сословиям. С расширением связей с другими странами появились новые силуэты и формы причесок — типа египетских («геометрических»), греческих узлов. Прически типа греческого узла приобрели некоторую тяжеловесность, они стали более плотными, менее нарядными. Прически можно разделить на два основных вида- с разнообразными плетениями из кос (рис. 24, 24а и 24б) и завивкой волнами (рис. 25). Остальные прически были вариантами этих двух видов. Во времена Империи законодательницами мод в области причесок стали императрицы. Поэтому прически условно стали называть по их именам, например типа Домны, типа Береники, типа Агриппины. Прически времен Империи были настолько изысканны и разнообразны, что знаменитый поэт, знаток мод Овидий Назон писал, что легче пересчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок. Прически меняли несколько раз в день, эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съемные детали для перемены причесок. Прически постепенно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос. Сложные, многоярусные прически требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами-париками. Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым. На торжествах прически украшали жемчугом — он ценился дороже всех камней. Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители.
Рис. 24б
Распространился обычай носить светлые парики. А наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики.
Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-орнатрикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы кремом или помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.
Разберем несколько видов женских причесок на скульптурах.
«Скульптурный портрет времен императора Трояна». Прическа молодой женщины поражает красотой, оригинальностью, необычностью формы. Над головой в виде нимба возвышаются локоны, прикрепленные на невидимый проволочный каркас, который дает прочность и устойчивость прическе. Крупные завитые локоны уложены по кругу, создавая видимость волосяного кокошника. Волосы затылочной части заплетены в мелкие, тонкие косички и уложены в круглый пучок, проколотый тонкой длинной шпилькой с круглым навершием.
«Скульптурный портрет императрицы Юлии Домны». В ее прическе представлено другое направление моды — вся прическа выполнена в виде волн из завитых волос. На затылке низко укреплен широкий, плотный пучок.
Головные уборы, украшения, косметика
Одежда древних римлян имела много общего с одеждой греков, но были и свои отличительные черты, особенно в период Империи. Мужские и женские костюмы изготовлялись из льна, тонкой шерсти, восточных шелков. Знатные сановники одевались в тяжелые парчовые ткани, прозрачные шелка ярких цветов, со сложными оттенками. Но преобладали пурпурные, желтые, коричневые цвета. В период Империи модными становятся светло-голубой, розово-сиреневый, светло-лиловый.
Рис. 25
Мужской костюм состоял из туники и тоги (нижней и верхней). Внешне они напоминали греческий хитон и гиматий. Тога была своеобразным символом римского патриция. Носить ее имели право только свободные граждане Рима. Рабам и иностранцам запрещалось одеваться в тогу. Мужчины дополняли костюм плащами-полудаментум, небольшими круглыми накидками-пенула, наподобие греческих.
Женщины носили одежды из тонкой шерсти и шелков, но со временем их вытеснили тяжелые ткани из парчи. Костюм состоял из туники, по очертаниям напоминающей мужскую. Верхней одеждой служил плащ, драпировавший всю фигуру. Часто при выходе на улицу голову накрывали краем плаща.
Головные уборы. В Древнем Риме голову покрывали, так же как и в Древней Греции, крайне редко. Мужчины — только во время военных походов или многочасовых театральных представлений. Аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток.
Воины носили шлемы разнообразной формы, сделанные в большинстве из кожи или металла, закрывающие щеки и переносицу. Верхняя часть шлема украшалась гребнем, хвостами из шерсти животных, металлическими пластинами. Шлемы полководцев и знатных патрициев изготовлялись из драгоценных металлов, инкрустировались эмалями, чеканкой.
Римляне заимствовали у греков традицию украшать головы во время торжеств и пиров венками, но надевать их имели право не все граждане. Юноши венков не носили. Венками увенчивали головы победителей-триумфаторов. Для изготовления венков использовались не только натуральные растения, но и искусственные цветы — из шелка, металлических пластин, — сильно надушенные ароматическими веществами. Ценились красиво сплетенные венки. Большое значение имели сорт и цвет растений в венке. Так, листья дуба, лавра, мирта символизировали гражданственность, силу и власть.
Головными уборами женщин были ленты, покрывала, в торжественных случаях надевали небольшие диадемы из дорогих металлов, инкрустированные перламутром, пластинами и розетками из камней. При выходе на улицу на прическу накидывали покрывало или вуаль. На ночь для сохранения прически надевали сетки, сплетенные из тонких золотых или серебряных нитей, мешки из тонких сортов льна, шарфы из тонкого шелка.
Украшения. Во времена Римской республики к украшениям относились сдержанно. Употребляли необходимые застежки, пряжки, булавки. Суровые нравы! Республики запрещали излишества, поэтому серьги, кольца надевали крайне редко. Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши.
Женские головные булавки, гребни, шпильки стали настоящими произведениями искусства. Они делались из золота, серебра, на концах украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами. Гребни вырезались из дорогих пород дерева, инкрустировались рубинами, сапфирами, сердоликами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях. Во времена Империи стали носить по нескольку колец на одном пдльце.
Косметика. Во все времена косметике уделялось большое внимание. В период Республики римляне стремились быть стройными. В банях-термах, где они проводили целые часы, им прислуживали рабы-косметы, обязанностью которых было делать массажи, натирать кожу ароматическими маслами, благовониями. Рабы-тонсоросы стригли и брили. Все эти работы кроме рабов выполняли и вольные мастера, которые обслуживали римлян, не имевших рабов. Римские женщины с охотой пользовались косметикой. Каждая богатая римлянка имела специальный ящичек — «женский мир», который содержал все необходимое для ухода за лицом. Во времена Империи модницы тратили на косметику огромные деньги. На рынках можно было купить любые косметические товары, но особенно ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства. Женщины сильно белили лицо, шею, грудь, руки, наводили при помощи охры и винных дрожжей румянец на щеках, не заботясь о естественности. Глаза и брови подводили сажей. Употреблять косметику могли не все. Куртизанкам это было строго запрещено. Едкие сатиры поэтов — Горация, Катулла, Лукиана — высмеивали страсть модниц, доходивших в излишествах до карикатуры. Во времена Империи косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины. Римские франты покрывали лбы, руки меловым порошком, обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, применяли пудру лазоревого цвета для обсыпания париков на пирах.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st009.shtml