Основы художественного проектирования прически беспалова гузь
Федеральным государственным учреждением
«Федеральный институт развития образования»
в качестве учебника для использования
в учебном процессе образовательных учреждений,
реализующих программы начального
профессионального образования по профессии «Парикмахер»
Регистрационный номер рецензии 378 от 04 октября 2010 г. ФГУ «ФИРо»
3-е издание, стереотипное УДК 687.53(075.32) ББК 38.937я722 Б534 Р е ц е н з е н т ы:
арт-директор института дизайна костюма, заслуженный художник РФ, профессор Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна И. Н. Сафронова;
кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Г. И. Габриэль Беспалова Т.И.
Основы художественного проектирования прически. Специальный риБ сунок : учебник для нач. проф. образования / Т. И. Беспалова, А. В. Гузь. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 176 с., [16] с. цв. ил.
ISBN 978-5-7695-9963- Учебник является частью учебно-методического комплекта по профессии «Парикмахер».
С использованием обширного авторского иллюстративного материала рассмотрены основы специального рисунка в области парикмахерского искусства, законы, правила, свойства и средства композиции рисунка, построение геометрических фигур на плоскости и моделирование объема таких фигур. Раскрыты особенности художественнообразного мышления, понятие перспективы, основы цветоделения. Особое внимание уделено эскизированию и прорисовке современных женских и мужских причесок, проектированию авторских моделей причесок и стрижек.
Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП.05 «Специальный рисунок» в соответствии с ФГОС НПО для профессии 100116. «Парикмахер».
Для учащихся учреждений начального профессионального образования. Может быть полезен студентам учреждений среднего профессионального образования и практическим работникам в области парикмахерских услуг и дизайна.
УДК 687.53(075.32) ББК 38.937я Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Беспалова Т.И., Гузь А.В., © Образовательно-издательский центр «Академия», ISBN 978-5-7695-9963-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», уважаемый читатель!
Данный учебник является частью учебно-методического комплекта по профессии 100116.01 «Парикмахер».
Учебник предназначен для изучения общепрофессиональной дисциплины ОП.05 «Специальный рисунок».
Учебно-методические комплекты нового поколения включают традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит в себе учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя.
Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам.
Учебно-методический комплект по профессии 100116.01 «Парикмахер»
включает в себя электронный образовательный ресурс «Основы физиологии кожи и волос».
Электронный образовательный ресурс «Санитария и гигиена для парикмахеров» находится в стадии разработки.
Учебно-методический комплект разработан на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования с учетом его профиля.
Введение У каждого человека, и особенно в его духовной жизни, искусство занимает одно из наиболее важных мест. Искусство отражает различные стороны жизни человека по-своему, используя язык образов. Все виды искусства отражают разные стороны человеческого бытия. Их можно сгруппировать следующим образом.
1. Пространственное, или пластическое, искусство — вид искусства, которое существует в пространстве, не изменяясь во времени. Человек воспринимает его посредством зрения.
2. Изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура.
3. Неизобразительные (тектонические) искусства — они служат созданию материальной, предметной среды, окружающей человека. Это декоративноприкладное искусство, дизайн, архитектура. Предметы, созданные этим искусством, имеют утилитарную функцию.
4. Временные виды искусства — литература и музыка.
Пластическое искусство включает в свой состав театр и кино, и это его объединяет с музыкой и словом.
Искусство рисунка гораздо менее популярно, чем живопись или скульптура. Чаще всего рисунок делается художником для себя — как эскиз к будущей живописной картине, зарисовке какого-либо лица или это может быть впечатление от пейзажа. Но в то же время художник в рисунке старается уловить самое главное, изображает самую суть художественного мотива. Наиболее типичный вид рисунка — линейный. Как правило, рисунок не предназначается автором для зрителя, это словно разговор с собой, но вместе с тем в нем очень сильно проявляется личность автора. Его можно сравнить с небольшим лирическим стихотворением, которое зачастую затрагивает читателя глубже, чем большая поэма. Очень часто рисунок служит для проработки, штудии какоголибо мотива, фрагмента, идеи. Изучив и проработав в учебном рисунке какиелибо детали, например части лица или прически, затем, нарисовав этот мотив в целом, учащийся сможет лучше понять и проследить формообразование прически и грамотно это выразить в своей работе, выполненной, например в технике цветного карандаша. Несмотря на частую фрагментарность, штудийность, на первый взгляд легковесность и быстроту, рисунок тем не менее является основой всех видов изобразительного искусства.
Выбор профессий, связанных с художественной деятельностью, достаточно широк: архитектор, строитель, дизайнер, искусствовед, скульптор, преподаватель и др. В последнее время к этому широкому перечню прибавилась профессия парикмахера. Дизайн прически получил широкое развитие в современной жизни. Стили становятся все более разнообразными.
Дизайн (англ. design — проект, проектирование) — это метод создания новых форм, новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности. Научной основой дизайна является техническая эстетика.
Прически являют собой формообразующее произведение, что роднит их со скульптурой. В настоящее время очень модны тенденции цветового разнообразия причесок, следовательно, на первый план выступают живопись и цветоведение.
Можно выделить несколько этапов создания новой прически, каждый из которых позволит отнести этот процесс к творческому процессу. Обдумывание будущего образа — мысленное проектирование. Парикмахер представляет себе образ человека, его особенности, общий стиль одежды и поведения — все это прическа должна либо выявить, либо сохранить и усилить: например, подчеркнуть динамичную манеру поведения, живость движений. Соотношение частей в задуманной прическе может быть аналогично старинной прическе, давшей толчок к созданию современной.
Когда внутренний образ рожден в голове дизайнера, можно приступить к его изображению, закреплению на листе бумаги. Для этого уже нужны навыки художника и специальная художественная подготовка. Чтобы максимально точно выразить задуманное, надо правильно выбрать технику, в которой будет выполнено его изображение: карандаш, краски и т. д. Прическа должна быть представлена в объеме, поэтому ее надо изобразить в нескольких ракурсах:
вид спереди, сбоку, сзади. Помимо этого прическу надо соотнести с объемом головы, пропорциями лица и фигуры в целом.
После выполнения художественной части проекта можно приступить к практической части, когда выполняется работа сродни работе скульптора — объемно-пространственное творчество. Но и на этой стадии работы рисунок еще не до конца выполнил свою роль! В процессе создания прически потребуется неоднократная проверка пропорций, формы, цвета, сопоставления выполняемой работы с проектом. Это позволит более точно и строго следовать первоначальному замыслу. Особое внимание уделено в учебнике вопросам цветоведения, гармоническим или контрастным сочетаниям в цвете и правильном его применении.
Рисунок, которым должен овладеть учащийся, получающий профессию парикмахера-стилиста, конечно, отличается от классического (академического), но основа, способы передачи формы, пространства, построения изображения головы человека, черт его лица, передачи цвета и тона объекта — те же.
Для этого определенное количество часов по программе отводится на изучение пластической анатомии головы человека.
Как уже давно известно, смотреть — не значит видеть. Грамотный взгляд художника на натуру — это взгляд исследователя, творца. Анализ и синтез, оценка и передача деталей, а затем и составление из них целостного, характерного и обобщающего — вот работа художника. Этому посвящена глава, раскрывающая понятие композиции. Обучение рисунку и живописи начинается с анализа и выполнения на бумаге простейших предметов, затем более сложных и, наконец, правил рисования человека.
Настоящая книга представляет собой учебник для учащихся начального профессионального образования. Государственный образовательный стандарт точно обусловливает требования к минимуму содержания и уровню специальной художественной подготовки парикмахеров, в которой очень важны базовые понятия художественного проектирования. Обучаясь рисунку, продвигаясь постепенно в навыках художника и имея в результате возможность выбора техники и изобразительных средств, будущий парикмахер может прийти к созданию авторской, конкурсной зрелищной прически.
Творческий процесс создания причесок находится в определенном родстве с любым другим видом творческой деятельности человека. При моделировании прически надо прежде всего учитывать ее функциональность, эстетическое назначение, условия ее использования. При этом следует четко представлять себе мужской или женский образ определенного возраста. Иногда нужно учитывать и индивидуальные, а не типичные черты: форму и постановку головы, лица, шеи, фигуры в целом, цвет волос. В этом случае моделирование прически состоит в том, чтобы замысел и исполнение не вступали в противоречие.
Прическа должна подчеркивать индивидуальность модели. Придумывая ту или иную прическу, необходимо проверить свой замысел, просчитать варианты.
И в этом случае на помощь придет первоначальный эскиз (замысел) прически, затем уточнение в рисунке деталей, цвета, фактуры, аксессуаров.
Моделирование зрелищных причесок требует решений непростых задач, поскольку это фантазийные, театральные, исторические прически, а также прически для конкурсов, демонстраций моды, эстрады. В этом случае прическу надо продумывать в комплексе с одеждой, гримом и типом манекенщицы. Выражая конкретный художественный образ, прическа может иметь либо главенствующее значение, либо подчиняться главному — модели одежды или театральному образу в целом. И для проектирования этого сложнейшего образа необходим эскиз первоначального замысла, на следующей стадии требуется проработка и конкретизация образа. Желательно в этом случае прорисовать проект прически в фас, профиль, а если потребуется, и сзади. Если художественный замысел верен, то можно смело создавать прическу в натуре. Если же эскиз или прорисовка показывает, что есть недостатки, то надо вносить изменения сначала в эскиз, затем в рисунок (проект). Законченный проект отражает все самые важные факторы, которые надо учитывать при моделировании прически: геометрический вид формы, величину, массу, фактуру, цвет, характер поверхности и отделку.
Главнейшей особенностью моделирования причесок и стрижек является то, что парикмахер-модельер в отличие от модельеров других профессий весь комплекс работ по созданию моделей осуществляет самостоятельно и собственноручно, вплоть до создания самой прически. Парикмахер-модельер должен сам уметь хорошо причесывать, так как в процессе создания прически можно еще более повысить ее художественный уровень.
В учебнике раскрываются теоретические и практические основы рисунка, живописи, композиции, дизайна, специального рисунка, пластической анатомии и цветоведения. Обучение построено по принципу от простого к сложному. Текст учебника снабжен иллюстрациями, причем многие из представленных эскизов выполнены учащимися Петровского колледжа Санкт-Петербурга.
Контрольные вопросы и задания в конце глав позволят закрепить полученные знания. В учебнике представлены базовые понятия об изобразительном искусстве и художественном проектировании, изучение которых в совокупности с дисциплинами узко профессиональными будет способствовать становлению грамотного и творческого специалиста.
Настоящий учебник призван воспитывать эстетическую культуру, формировать художественные знания и способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
ОСНОВЫ РИСУНКА
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Рисунок. Рисунком называется изображение, выполненное от руки на глаз с помощью графических средств: линии, штриха и пятна. Он может существовать как самостоятельный вид изобразительного искусства, так и служить подготовительной основой для живописи, скульптуры, плаката, декоративно-прикладного искусства и т. д. В том случае, если рисунок является самостоятельным видом творчества, он называется станковым, так как он может быть выполнен на специальном станке (мольберте). Это может быть портрет, пейзаж, натюрморт. Рисунок не только играет важную роль в изобразительном искусстве, он помогает человеку в самых разных сферах деятельности: зарисовке технических деталей, элементов оформления научных трудов, эскизов костюмов и т. д. Рисунок может быть длительным или коротким.
Искусство рисунка гораздо менее популярно, чем живопись или скульптура. Чаще всего рисунок делается художником для себя — как зарисовка какоголибо характерного лица, впечатление от пейзажа, эскиз к будущей живописной картине. При этом художник в рисунке старается уловить самое главное, изображает самую суть художественного мотива. Наиболее типичный вид рисунка — линейный. Как правило, рисунок не предназначается для зрителя, это словно разговор художника с собой, своего рода дневник. Следует отметить, однако, что в рисунке очень сильно проявляется личность автора. Многие рисунки можно сравнить с небольшим лирическим стихотворением, которое зачастую затрагивает читателя глубже, чем большая поэма. Очень часто он служит для проработки, штудии какого-либо фрагмента, детали. Проработав в учебном рисунке отдельные детали, например части лица или прически, легче затем создать полное изображение, проследить формообразование прически, грамотно воплотить задуманное.
Рисунок — основа всех видов изобразительного искусства. Он помогает изучению форм природы, придает изображению жизненность и выразительность. С помощью рисунка закрепляется первая мысль будущего замысла. Без рисунка невозможно передать форму, движение, сложность природных живых объектов или просто геометрических фигур.
Учебный рисунок должен дать возможно более полное представление о натуре, ее форме, пластике, пропорциях и строении. При обучении рисованию существуют два направления: рисование с натуры и копирование. Тот и другой способ овладения грамотой рисунка полезны. При рисовании с натуры перед рисующим встает необходимость передать объем предмета в пространстве. Для этого надо суметь простой линией или тоном показать свои знания в построении формы, светотени, перспективы и анатомии.
Копирование в деле преподавания и постижения художественного мастерства играет тоже очень важную роль. Помимо теоретических объяснений хороший рисунок мастера представляет незаменимое пособие (это может быть орнамент, изображение головы, прически, деталь украшения и т. п.). Учащиеся на деле видят решение задач, с которыми справился мастер, копирующий поймет технику построения фигуры, способ растушевки, наконец, общую композицию работы.
Одним из вариантов короткого рисунка является набросок.
Набросок — это рисунок предмета, фрагмента чего-либо, пейзажа, натюрморта, животного, выполненный за короткое время. В наброске должно быть отражено главное: суть изобразительного момента, его характер, пропорции, движение (если оно есть), т. е. наиболее характерные особенности изображаемого. Из наброска обычно исключаются все второстепенные детали. Рисунок является составной частью такого изобразительного искусства, как графика.
Графика. Графика — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и очень широкий круг печатных художественных произведений. Это могут быть иллюстрации в книгах, журналах, оформление упаковок различных товаров, эмблемы, почтовые и денежные знаки, плакаты, а также гравюры на дереве (ксилография), гравюры на металле (офорт), гравюры на линолеуме (линогравюра). В отличие от произведения печатной графики, которые могут тиражироваться, рисунок уникален. Для специалистов-парикмахеров, которым необходимо придумать и нарисовать проект будущей прически, рисунок будет называться специальным. Он может нести в себе некоторые рекламные черты и входить как проектный материал общей коллекции, разрабатываемой автором. В таком случае этот рисунок можно будет отнести к дизайну.
1.2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБЫ
ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Прежде всего на чем и чем рисовать? Основным орудием труда является карандаш. И наиболее простым и грамотным вариантом будет рисование карандашом по бумаге.
Бумага. Бумага может обладать различными свойствами. Бумага плохих сортов, изготовляемая из древесины, непригодна для серьезной работы, она быстро желтеет и темнеет на свету. Рисунок на такой бумаге долго не сохраняется. К лучшим сортам, пригодным для рисования, относятся ватман (очень плотная и зернистая бумага), полуватман, некоторые сорта рисовальной и чертежной бумаги. Для начальной стадии учебного рисунка (кроме набросков) рекомендуется пользоваться полуватманом или хорошего качества плотной чертежной бумагой.
Карандаши. Карандаш (от тюрк. kara — черный и tas — камень) является одним из наиболее полезных инструментов художника, средством больших возможностей. Он не требует длительных или трудных приготовлений, всегда готов к немедленному применению. Законченные рисунки карандашом не нуждаются при сохранении в особой осторожности; если они сделаны на качественной бумаге, то надолго останутся свежими и привлекательными.
Карандаш отвечает почти всем необходимым требованиям. Остро отточенный, он дает как мягкую, так и резкую линию, подобно перу; отточенный прямой лопаточкой может применяться почти как кисть, наносит штрихи достаточно легкие и деликатные или отчетливые и энергичные. Карандаш реагирует на малейшее изменение давления или направления движения, позволяя художнику реализовать почти любой индивидуальный прием, создавать площадки тона ровного или постепенно изменяющегося от светлого к самому темному.
Достоинством карандаша является и то, что он допускает необыкновенную свободу в исправлении рисунка в процессе работы (ластик может также быть использован для создания необычных и неограниченных эффектов). Карандаш — отличное средство для рисования и по конечным результатам: рисунок может быть как начат, так и закончен карандашом; им же можно делать предварительные наброски или штудии для окончательного выполнения рисунка, в том числе и другим материалом. Даже значительные картины, гравюры или литографии, гравюры или рисунки пером или кистью часто начинаются с карандаша. Он прекрасно сочетается с любым другим материалом, часто занимает значительное место в работах пером и чернилами, кистью и тушью, акварелью. Тем не менее есть одно ограничение в использовании карандаша: он неуместен для работы на очень большом листе и лучше воспринимается на относительно малых листах.
Карандаши бывают твердыми, мягкими и матовыми различной силы и оттенка. Лучше всего иметь карандаши различной твердости и мягкости:
фирмы «Koh-i-Noor» (Н, НВ, В, 2В и 3В) или «Конструктор» (Т, ТМ, М, 2М и 3М). Простой графитный карандаш является наиболее распространенным материалом для рисунка. Графит этих карандашей хорошо держится на бумаге и легко стирается ластиком. Карандаш следует отточить так, чтобы острием графита можно было делать тончайшие линии, а боковой, специально отточенной поверхностью, более широкие штрихи. Для длительных штудий можно применять карандаши средней твердости, такие, как НВ или Н, а в отдельных случаях даже такие твердые, как 3Н или 4Н. Для кратковременных зарисовок чаще используют мягкие карандаши — В, В или НВ, которые иногда применяются от начала до завершения рисунка. Для тщательно выполняемых работ с передачей значительного количества деталей могут потребоваться семь-восемь карандашей, начиная от 3В и 2В и завершая 4Р и 5Н. В таких рисунках главную часть работы делают мягкими карандашами, твердые используют для светлых, полупрозрачных тонов и мелких деталей. Практика показывает, что карандаши удобнее подбирать к уже имеющейся бумаге и определенному объекту, который надо нарисовать.
Сейчас проявляется тенденция применять в карандашной графике для растушевки специальные бумажные стержни. Но на первых порах освоения культуры рисунка не следует применять этот метод: рисунок становится неряшливым и затертым, пропадает его свежесть и прозрачность. В этих же целях не следует часто злоупотреблять резинкой, размазывая и втирая графит в бумагу.
Резинка. Резинка должна быть мягкой, хорошего качества, желательно не цветной (цветная резинка низкого качества может окрасить бумагу). Ее следует срезать так, чтобы один край образовывал острую плоскую поверхность — это делается для того, чтобы можно было стирать рисунок, делая тонкие выборки тона, как бы рисуя светлыми линиями. Прямоугольную резинку целесообразно разрезать по диагонали на два треугольника. В настоящее время продаются резинки фирмы «Koh-i-Noor» с заостренными концами, вполне пригодные для работы, без дополнительной подготовки.
Уголь. Уголь — материал для рисования в виде тонких стержней, полученных обжиганием тонких веточек или деревянных палочек. Рисунок углем обладает глубоким бархатистым тоном. Он требует обязательного закрепления специальным бесцветным лаком, который распыляют поверх изображения.
Уголь может быть использован либо для раскрепощения и усиления живописности «засушенной» работы, либо для большего выявления ярких, сильных авторских рисунков. Уголь как материал сообщает особую живописность и мягкость изображению, вносит определенную декоративность. Материал этот капризен и хотя за его живописными штрихами можно спрятать неграмотность, рисунок будет выглядеть небрежно и слабо. Профессионалами уголь используется в подготовительной части портретов или картин.
Сангина. Сангина — материал в виде палочки-карандаша без оправы или корпуса. В древности художники рисовали натуральными охристыми мелками.
В настоящее время чаще используют искусственную сангину, имеющую различные оттенки от бежево-охристого до пурпурно-фиолетового. Сангина наносится штрихом или растушевкой (штрих растушевывается бумагой или ватой). Начинающему художнику сангина рекомендуется для набросков или быстрых рисунков. Более тщательная проработка рисунков сангиной требует специальных навыков.
Тушь или чернила. Тушь или чернила — жидкие красящие вещества. Для работы с ними используют металлические перья разных размеров и форм.
В древности писали отточенными тростниковыми палочками, позднее — птичьими перьями, позволяющими менять толщину линий. Наряду с четкой линией в графике пером применяют размывку или подцветку. Сложность рисунка пером состоит в том, что его трудно исправить, поскольку раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисунок пером хорошо развивает руку и глаз, требуя точности и аккуратности.
Цветные карандаши. Цветные карандаши находят в настоящее время все большее число поклонников среди художников-графиков. Наиболее популярны карандаши фирмы «Koh-i-Noor». Сейчас в продаже имеются штучные карандаши, позволяющие составить большую и разнообразную палитру цветовых оттенков. При работе цветными карандашами можно достичь очень интересных результатов благодаря цветовому богатству при хорошем владении техникой карандашного рисунка. Послойное наложение нескольких оттенков одного цвета или разных цветов (даже противоположных) дает новый оптический эффект и усиливает живописность изображения.
Работа цветными карандашами может быть рекомендована для набросков, для длительных постановок, а также для декоративных работ.
Пастель. Пастель — мягкие цветные карандаши, изготовляемые из краски, мела и связующего вещества, дающие мягкий и ровный тон. Это мягкий материал, подобный углю, требующий после окончания работы закрепления специальным лаком. Она дает потрясающие цветовые эффекты и переходы, хороша в качестве материала для рисунка какой-либо детали: цветка, листьев, предмета, а также для длительного рисунка головы человека со сложнейшей прической и аксессуарами. Пастель выпускается как в виде палочек без корпуса типа мелков, так и в виде пастельных карандашей, где грифелем является стержень из пастели. Пастель в карандашах несколько более твердая и не так крошится, как в палочках-мелках. Работа пастелью требует долгой тренировки и методичности исполнения. Надо очень хорошо овладеть рисунком, чтобы живописность, мягкость, игра штриха пастели не увела за собой чувство формы, конструкцию и стержень, «костяк» рисунка. Именно поэтому рекомендуется вводить рисунок пастелью ограниченно для специально продуманных заданий.
Акварельные краски. Название происходит от латинского слова aqua — вода. Их также называют водяными красками, поскольку вода является их растворителем. Сами краски приготовляют из светопрочных пигментов (красителей) и связующих материалов: клея, картофельного декстрина, меда. Иногда в добавки вводят глицерин для придания краскам эластичности. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла в конце XVIII — начале XIX в. В это время были выработаны определенные методы и технические приемы, обеспечившие признание акварельной живописи. Современная акварель намного более декоративна и может иметь достаточно широкую гамму, нежели акварели XVIII — XIX вв. В г. Санкт-Петербурге завод художественных красок выпускает акварель «Ленинград № 1» (24 цвета) и «Ленинград № 2» (16 цветов). Высоким качеством отличаются также краски «Нева», «Белая ночь» и «Санкт-Петербург».
Чистая акварельная живопись — это живопись прозрачными красками.
В классической технике рисования такие краски, как гуашь, темпера совместно с акварельными красками не применяются. Главное — это прозрачность акварельных красок. Наносятся эти краски тонкими прозрачными слоями. Они яркие, ясные, так как прозрачны для проникающих через них лучей света. Разница в насыщенности и яркости цвета в акварельных красках обусловливается тем, насколько насыщен красочный слой. При высыхании акварельные краски несколько теряют силу цвета.
Бумага для акварели. Акварелью пишут на бумаге, которая служит как бы грунтом для красок. Этот же белый «грунт» выполняет и роль белил, просвечивающая бумага может звучать как цвет, но более светлого оттенка.
Лучшей для акварели считается плотная бумага с зернистой поверхностью.
Это может быть ватман, изготовленный на фабриках «Гознака». Она хорошо отбелена, не подвержена пожелтению от времени. Для начинающего годятся и другие сорта так называемых чертежных бумаг, лишь бы они слегка и равномерно впитывали в себя краски, не создавали пятен. В настоящее время продаются наборы бумаги для акварели. На поверхность этой бумаги нанесен специальный слой, который удерживает краску, придает ей прозрачность. Для этюдов и быстрых набросков годны альбомы, но для длительной работы бумагу требуется наклеить на деревянную дощечку или планшет так, чтобы бумага натянулась и не пузырилась под воздействием воды.
Кисти. При работе с акварельными красками используются кисти с мягким волосом. Это колонковые, беличьи, барсучьи кисти. Лучшими считаются колонковые, но и беличьи дают неплохой результат. Как проверить качество кисти при покупке? Надо опустить ворсовую часть кисти в воду, стряхнуть и осмотреть ее — она должна иметь один заостренный кончик.
Начинающим художникам достаточно иметь две-три кисти: большого, среднего и малого размеров (№ 14, 6 и 2).
При работе с кистями надо правильно с ними обращаться: после окончания работы их необходимо осторожно промыть в чистой воде, вытереть чистой тряпкой. Ни в коем случае нельзя оставлять кисть опущенной волосяным концом в воду: ворс замнется и кисть испортится.
Для работы с акварелью необходимо также иметь промокательную бумагу или чистую хлопчатобумажную тряпочку. В качестве палитры (места, где смешиваются краски) можно использовать белую тарелку или кусок стекла, побеленного с одной стороны или белый лист плотной бумаги. Перед работой красками рисунок обычно наносится тонким карандашом легкими линиями без лишнего нажима.
Гуашь. Гуашь — корпусная, кроющая непрозрачная краска, имеет матовобархатистый тон, быстро сохнет и светлеет. Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, ткани, картоне и фанере. Гуашь состоит из протертого пигмента и связующего вещества. Для большей укрывистости (плотности красящего слоя) многие гуашевые краски содержат белила, что при высыхании делает их несколько белесыми. Гуашью работают в основном художники-графики, плакатисты, театральные художники. Она удобна в работе, разводится водой. Использование гуаши дает возможность художнику вносить изменения в процессе работы. Гуашь — краска непрозрачная, рисунок под нее можно делать любой интенсивности. Она хорошо смешивается с акварелью, что дает возможность расширить красочную цветогамму.
Темпера. Темперная живопись существует очень давно: она использовалась еще в Древнем Египте. Древнерусская живопись также была темперной. Темпера, как и гуашь, — кроющая непрозрачная краска, которая разводится водной эмульсией, быстро сохнет и дает матовую бархатистую поверхность.
В отличие от гуаши темпера, раз высохнув, снова уже не растворяется водой и, кроме того, она более прозрачна. Темперой можно работать по бумаге, картону, грунтованному холсту и даже по металлу.
Многие декоративные работы, выполненные в графической или живописной технике, допускают использование поверх живописного слоя графику в виде орнамента, штрихов и т.п. Для этого можно использовать покрывные графические материалы: фломастеры, гелиевые ручки, пасты, роллеры и т. д.
Такое соединение материалов позволяет усилить декоративный эффект ра- боты.
«Руководство к лабораторным и практическим занятиям Морфемика Упражнение 1 Вычлените морфемы, назовите их, определите тип служебных морфем. 1. Искупаться, конькобежец, бездельничать, станция, быстро, всех, бросится, броситься, принесете, принесите, указывайте, молодежи, бессилие, понятие. 2. Разбег, регулировщик, волчий, поставьте, оборвавшись, зажатый, ссылаясь, откармливаемый, влюбленный, отмеренный, проехав, завоевала. 3. Сознался, писательница, сравнительный, зерносушилка, вскормленный. »
«Разработчики: Директор института РАИИ подпись В.Г.Столбовский (профессор) _ Е.Н.Баранова Заведующий кафедрой (доцент) Театрального искусства Согласовано: Рецензент Художественный руководитель А.Б.Баскаков ГРДТ имени Н.Бестужева (представител 1. Цель разработки ПООП ВПО по специальности Актерское искусство. Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по специальности 070301.65 Актерское искусство и разработки высшим учебным. »
«Я— ЖЕРТВА НАСИЛИЯ Что делать? РУКОВОДСТВО ПО ВЫЖИВАНИЮ Издание седьмое, 2006 г. 1 ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА ОБЛОЖКИ Издание седьмое, 2006 г., под редакцией: Дэниэль Р. Кавер (Danielle R. Cover), эскв. Лей Гудмарк (Leigh Goodmark), эскв. Эллен Хэир (Ellen Hare), эскв. А. Симон Филдз (A. Simone Fields) Издание шестое, 2004 г., под редакцией: Ребекка Сейболт Бейнум (Rebecca Saybolt Bainum), эскв. Меган М. Ректор (Megan M. Rector) Издание пятое, 2000 г., под редакцией: Рейчел Нейлл (Rachael Neill), эскв. »
«А.С. Майданов ВОСПРИЯТИЕ НЕЗРЯЧИМИ КРАСОТЫ Сокращённый вариант книги Москва 2009 г. Аннотация Книга посвящена решению одной из главных задач духовного развития личности незрячих – развитию у них способности воспринимать, понимать и создавать прекрасное. Дефект зрения накладывает существенные ограничения на восприятие мира красоты, что негативно сказывается на общем кругозоре незрячих, на развитии их эмоциональной сферы. Один из путей преодоления этого недостатка – приобщение незрячих к. »
«OCR Кудрявцев Г.Г. Оформление В. Н о с к о в а Второе, дополненное издание В СКАЗКАХ И НА САМОМ ДЕЛЕ Знаете ли вы сказки о метком стрелке? Меткий стрелок умел легко вспрыгивать на свою стрелу и взлетал на ней до самого месяца. Сквозь двенадцать золотых колец пролетала его стрела и, попав в острие ножа, раскалывалась на две половины, равные мерой и весом. Клали на стол яйца: четыре по углам, а одно в середине — стрелок разбивал их все одним выстрелом. А вот Илья Муромец. Напрасно свистит во весь. »
«Главa 2 Прежде чем начать говорить В этой главе мы поговорим о некоторых факторах, которые нужно принять во внимание, прежде чем согласиться произнести речь, и о том, что нужно сделать, готовясь ее написать. Для начала я обрисую ключевые моменты, которые будут обсуждаться в книге. • Приглашение произнести речь надо рассматривать как возможность принести пользу своей компании или себе лично. • Не сомневайтесь в том, что вы можете произнести хорошую речь: это умение у вас присутствует, надо его. »
«Социологическая публицистика © 2006 г. д.с. попов БЕСКРЫЛЫЙ ПЕГАС ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПОПОВ Дмитрий Сергеевич — преподаватель кафедры общей социологии Государственного университета — Высшая школа экономики. Летом 2004 г. на Земляном валу, рядом с музеем и общественным центром имени А.Д. Сахарова открыт памятник российской интеллигенции — Пронзенный пегас. Это событие вызвало неоднозначный резонанс в обществе. Один из авторов скульптурной композиции Д.Ю. Митлянский характеризовал его следующим. »
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ГИМНАЗИЯ № 9 СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АРК ВНЕДРЕНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС г. Симферополь 2013 Внедрение медиаобразования в учебно-воспитательный процесс / Составитель Т.В. Коваль, Гимназия № 9 Симферопольского городского совета АРК – Симферополь, 2013. – 88 с. В сборнике обобщен первый опыт внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс гимназии, накопленный в ходе участия во Всеукраинском. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 200 г. № Регистрационный номер _ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки Дизайн Квалификация (степень) Бакалавр ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Направление подготовки Дизайн утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от №_ Федеральный государственный образовательный стандарт. »
«Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2010 г. N 17062 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 22 марта 2010 г. N 203 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 071200 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) МАГИСТР) КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 утратило силу в связи с изданием Постановления. »
«Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы Николай Петрович ШИЛОВ Материалы к биографии Академия культуры и искусств: ведущие учёные, педагоги, творцы ФГОУ ВПО Челябинская государственная академия культуры и искусств ГУК Челябинская областная универсальная научная библиотека НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ШИЛОВ Материалы к биографии Челябинск 2010 УДК 792.027(470.55)(092)(016) ББК 85.33(2)я1 Ш59 Ш59 Николай Петрович Шилов : материалы к биографии / ФГОУ ВПО Челяб. гос. акад. культуры и. »
«Аукционный дом КАБИНЕТЪ 179 Альбом видов Средней Азии. Фотографии Д.И. Ермакова. [1900-е гг.]. Формат издания: 37 х 30,2 см. 25 листов, 27 фотографий. Редкость! Подборка из 27 фотографий с архитектурными памятниками и народными типами Средней Азии. Экземпляр в издательском полукожаном переплете с золотым тиснением по верхней крышке и корешку, с блинтовым тиснением по крышкам. Ермаков Дмитрий Иванович (1845–1916) – тифлисский фотограф 1870-х – 1910-х гг. Член-корреспондент Кавказского общества. »
«ГБОУ ВПО КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии имени профессора А.Д Мясникова Горяинов Дмитрий Александрович ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДВУХЭТАПНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ ОБШИРНЫХ ДЕФЕКТОВ ТРАХЕИ СЕТЧАТЫМ ПРОТЕЗОМ диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности 14.01.17. — хирургия Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Бежин А.И. »
«2 класс ТЕХНОЛОГИЯ I полугодие Технологическая карта № 3 Человек и земля (23 часа) Тема раздела Народные промыслы (6 часов) Тема изучения Сформировать представление о направлениях народного декоративно прикладного искусства: Цели хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписи и их особенностях. Освоить алгоритм выполнения изделий в технике папье маше, лепка, аппликация. Научить использовать приобретённые знания и умения при изготовлении и оформлении изде лий декоративно прикладного. »
«Управление культуры ЦАО города Москвы Библиотека искусств имени А. П. Боголюбова Справочно-библиографический отдел Серия И вечно музыка звучит (К 215-летию композитора Ф. Шуберта) Библиографический указатель литературы Москва Содержание Биография. 3 Литература о жизни и творчестве Ф. Шуберта. 7 Ноты. »
«См. графическую копию официальной публикации Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г.) Принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года Одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2007 г. См. комментарии к Водному кодексу РФ Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия. »
«Предлагаемая тема составляет третью, завершающую часть цикла лекций, прочитанных в качестве спецкурса для студентов факультета музеологии РГГУ. Первая – общая – часть называлась Судьба картины в европейской живописи XV–XX веков. В ней картина рассматривалась как некая общая или, по выражению о. Павла Флоренского, мировая формула бытия. Вторая часть была посвящена возникновению и развитию жанров портрета и натюрморта, иными словами, образу человека и того, что являет собой его ближайшее. »
«Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ РУКОВОДСТВО К НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по специальности 031401.65 Культурология Владивосток Издательство ВГУЭС 2009 Руководство к написанию выпускной квалификационной работы составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Предназначено студентам специальности 031401.65 Культурология. Составитель: Л.В. Преснякова, канд. искусствоведческих наук, доцент, зав. кафедры. »
«ВЕСТНИК МАХ № 2, 2014 4 Итоги работы МАХ в 2013–2014 годах (Доклад президента МАХ на 21-м Общем годичном собрании 23 апреля 2014 г.) Уважаемые коллеги! и менеджмента, активно включенных в современные Все вы хорошо пом- процессы развития техники искусственного холода ните, что в прошлом году и пищевых технологий в России, странах ближнего мы отмечали 20-летний и дальнего зарубежья. юбилей нашей Академии. Потенциал Академии растет с каждым годом. На Сегодняшнее Общее соб- 1 января 2014 г. »
«д. и. киплик ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ М ОСКВА к свар о г и 1999 Издательство выражает благодарность ректору Московского Государ ственного худ.-промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. Л. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф. В. И. Маслову, препод. А. А. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания. ОТ И ЗД А Т Е Л ЬС Т В А Т руд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплика — Техника живописи впервые был издан. »
© 2014 www.kniga.seluk.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Книги, пособия, учебники, издания, публикации»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник статьи: http://kniga.seluk.ru/k-iskusstvovedenie/1172699-1-t-bespalova-guz-osnovi-hudozhestvennogo-proektirovaniya-pricheski-specialniy-risunok-uchebnik-rekomendovano-fed.php