- Тест с ответами: “Вегетативное размножение”
- От усов земляники отрастают придаточные корни главный корень боковые корни все виды корней
- Виды корневых систем
- Строение кончика корня (снизу вверх)
- Тесты
- Корневая система. Как образуются придаточные корни
- Историческое развитие корня
- Основные функции корня
- Виды корней
- Классификация корневых систем по происхождению и по форме
- Классификация корней по происхождению
- Формирование корневой системы
- Корневая система злаковых культур
- Зависимость корней от природных условий
- Заключение
Тест с ответами: “Вегетативное размножение”
1. От усов земляники отрастают:
а) придаточные корни +
б) главный корень
в) боковые корни
2. Запас питательных веществ для прорастания пырея хранится в:
а) листьях
б) корневище +
в) луковице
3. Какой из перечисленных органов растения не является органом вегетативного размножения:
а) корень
б) стебель
в) цветок +
4. Дичок растения, к которому прививают культурное растение, называется:
а) подвой +
б) черенок
в) прививка
5. Запас питательных веществ для прорастания пырея хранится в:
а) луковице
б) листьях
в) корневище +
6. Какое из названных растений размножают листьями:
а) смородина
б) фиалка +
в) картофель
7. От усов земляники отрастают:
а) главный корень
б) боковые корни
в) придаточные корни +
8. При вегетативном размножении растений у потомства:
а) новых наследственных признаков не появляется +
б) появляются новые наследственные признаки у всего поколения
в) у половины особей появляются новые признаки
9. Корневыми отпрысками из перечисленных растений размножается:
а) земляника
б) смородина
в) осина +
10. Способ размножения растений в результате развития корней, стеблей и листьев:
а) реактивное размножение
б) вегетативное размножение +
в) дикоративное размножение
11. Чаще всего растения размножаются вегетативно:
а) черенками +
б) стеблями
в) листьями
12. Один из способов вегетативного размножения:
а) размножение подводками
б) размножение отводками +
в) размножение заводками
13. Выберите один из способов вегетативного размножения:
а) размножение черенками +
б) размножение заводками
в) размножение стеблями
14. Один из способов вегетативного размножения:
а) размножение подводками
б) размножение лубями
в) размножение клубнями +
15. Определите один из способов вегетативного размножения:
а) размножение прививками +
б) размножение стеблями
в) размножение заводками
16. Вегетативное размножение-это один из способов:
а) полового размножения
б) бесполого размножения +
в) парного размножения
17. У водорослей и грибов происходит путём отделения неспециализированных участков:
а) паппилома
б) пилома
в) таллома +
18. Вегетативное размножение у высших растений происходит как распадение такой особи на две и более дочерние особи:
а) отцовской
б) материнской +
в) главной
19. Вегетативное размножение у высших растений происходит как отделение от такой особи зачатков дочерних:
а) основной
б) отцовской
в) материнской +
20. У животных вегетативное размножение (которое зоологи часто называют бесполым) осуществляется путём:
а) распада
б) деления +
в) разложения
21. У животных вегетативное размножение (которое зоологи часто называют бесполым) осуществляется путём:
а) посредством почкования +
б) посредством мочкования
в) разложения
22. В основе вегетативного размножения лежат процессы, сходные с процессами:
а) репарации
б) регенерации +
в) ассоциации
23. В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые и такие черенки:
а) стебельные
б) основные
в) листовые +
24. В природе листьями размножается:
а) мох
б) сердечник луговой +
в) тысячелистник
25. Одна из частей надземного побега:
а) основные черенки
б) главные черенки
в) стеблевые черенки +
26. Определите одну из частей надземного побега:
а) основные
б) листовые черенки +
в) половые черенки
27. Одна из частей надземного побега:
а) усы +
б) борода
в) бакенбарды
28. Выберите одну из частей подземного побега:
а) усы
б) лук
в) луковица +
29. Одна из частей подземного побега:
а) клубнелуковица +
б) усы
в) листовые черенки
30. Одна из частей подземного побега:
а) стеблевые черенки
б) корневище +
в) листовые черенки
Источник статьи: http://liketest.ru/biologiya/test-s-otvetami-vegetativnoe-razmnozhenie.html
От усов земляники отрастают придаточные корни главный корень боковые корни все виды корней
1. Главный – образуется из зародышевого корешка семени
2. Боковые – развиваются на главном и придаточных корнях недалеко от его кончика
3. Придаточные корни развиваются на стебле и листьях
Виды корневых систем
1. Стержневая – имеет хорошо развитый главный корень (у двудольных)
2. Мочковатая – главный корень отсутствует или незаметен среди остальных, развиваются многочисленные придаточные корни (у однодольных)
Строение кончика корня (снизу вверх)
1) Корневой чехлик
- защищает меристему
- его клетки выделяют слизь, которая уменьшает трение корня о почву
- обеспечивает геотропизм (клетки содержат крупные крахмальные зерна, которые опускаются вниз)
2) Зона деления имеет длину около 1 мм, состоит из мелких постоянно делящихся клеток (имеет желтый цвет, т.к. ее клетки содержат только цитоплазму).
3) Зона роста (растяжения) имеет длину 3-5 мм; корень светлый и как бы прозрачный. Центральные вакуоли клеток заполняются водой и клетки вытягиваются, толкая вперед апикальную меристему и чехлик.
4) Зона поглощения покрыта ризодермой – тканью с корневыми волосками. Срок жизни корневых волосков – несколько дней. Функция – всасывание воды.
5) Зона ветвления (проведения, дифференцировки). Все ткани дифференцируются, образуются боковые корни.
Тесты
101-01. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
1. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
2. От главного корня растений отрастают придаточные корни.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
101-02. Какой корень называют главным?
А) сильно разветвлённый
Б) развивающийся из корешка зародыша
В) отрастающий от стебля
Г) самый длинный в корневой системе
101-03. Какие корни называют придаточными?
А) отрастающие от стебля
Б) отрастающие от главного корня
В) развивающиеся из корешка зародыша
Г) развивающиеся на главном корне
101-04. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
А) воздушные
Б) главные
В) боковые
Г) придаточные
101-05. Установите правильное обозначение видов корней.
А) 1 – придаточный корень, 2 – боковой корень, 3 – главный корень
Б) 1 – главный корень, 2 – придаточный корень, 3 – боковой корень
В) 1 – главный корень, 2 – боковой корень, 3 – придаточный корень
Г) 1 – боковой корень, 2 – придаточный корень, 3 – главный корень
101-06. Главный корень развивается из
А) боковых корней
Б) зародышевого корешка
В) придаточного корня
Г) спящих почек
101-07. В какой зоне корня находятся корневые волоски?
А) деления
Б) роста
В) всасывания
Г) проведения
101-08. Правильная последовательность расположения зон корня вверх от корневого чехлика:
А) деления > растяжения > всасывания > проведения
Б) растяжения > деления > корневых волосков > всасывания
В) проведения > растяжения > деления > корневых волосков
Г) всасывания > проведения > деления > роста
101-09. Чем характеризуется мочковатая корневая система?
А) развитием многочисленных придаточных корней
Б) наличием нескольких главных корней
В) отсутствием корневых волосков
Г) развитием проводящей зоны в боковых корнях
101-10. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
Чашечка | Чашелистик |
Корень | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
А) клубень
Б) вегетативный орган
В) корнеплод
Г) корневые волоски
101-11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
ассимиляционная ткань | фотосинтез, газообмен |
. | всасывание воды |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
А) корневой чехлик
Б) флоэма
В) ксилема
Г) корневой волосок
101-12. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?
А) придаточный корень
Б) боковой корень
В) главный корень
Г) корневой волосок
101-13. Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой буквой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?
101-14. Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?
101-15. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
образовательная ткань | деление |
корневой волосок | . |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
А) растяжение
Б) проведение
В) защита
Г) всасывание
101-16. На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из зон был сделан срез?
А) всасывания
Б) роста
В) деления
Г) проведения
Источник статьи: http://www.bio-faq.ru/bio/bio101.html
Корневая система. Как образуются придаточные корни
Корень является важным органом растения. Он выполняет несколько жизненно важных функций: осуществляет почвенное питание, удерживает растение в грунте, участвует в вегетативном размножении, а в некоторых случаях создает запас питательных веществ. В статье особое внимание будет уделено придаточным корням и рассмотрены их функции.
Историческое развитие корня
По данным филогенетики, которая идентифицирует эволюционные изменения среди разных видов жизни на Земле, корень у растения появился позже, чем стебель и лист. Это произошло при переходе растений к существованию на земле. Для закрепления на твердой почве им потребовались особые органы, началом которых послужили подземные веточки, подобные корням, позже превратившиеся в корни. Они не содержат листьев и почек и растут в длину за счет деления верхушечных клеток.
Боковые и придаточные корни появляются из тканей, содержащихся внутри корней и стеблей, точка роста которых для предохранения от повреждений покрыта корневым чехликом. Система корней не прекращает формироваться в период всей жизни и развития растения.
Основные функции корня
Корнем называют осевую, в основном подземную часть высшего сосудистого растения, которая обладает неограниченным ростом в длину вниз к центру земного шара. Основные функции корней состоят в следующем:
- впитывают из почвы вместе с водой минеральные вещества;
- откладывают питательные вещества;
- фиксируют и закрепляют растение в почве;
- взаимодействуют с организмами, находящимися в земле: бактериями и грибами;
- синтезируют гормоны, ферменты и аминокислоты;
- способствуют размножению;
- обеспечивают дыхание.
Виды корней
Корневая система растения состоит из совокупности всех корней. Все они разнятся по значимости и происхождению. Существует три вида корней:
- Главный – его развитие происходит из зародышевого корешка семени. Он растет неограниченно и направлен всегда вниз к центру земного шара, причем обладает активной верхушечной тканью, долго сохраняющей способность делиться и образовывать новые клетки.
- Придаточные – по внешнему виду они похожи на боковые и выполняют те же функции. Образуются придаточные корни от листьев, стеблей и старых корней. Благодаря их развитию, растение способно размножаться вегетативно.
- Боковые – развиваются на других корнях, имеющих любое происхождение, являются образованиями второго и следующих порядков ветвления. Их возникновение происходит с деления особой меристемы (образовательной ткани способной делиться), расположенной на периферийном участке центрального цилиндра корня.
Каждый из корней: главный боковой и придаточный способны ветвиться. А это существенно увеличивает корневую систему, что улучшает питание растения и укрепляет его в почве.
Классификация корневых систем по происхождению и по форме
Совокупность всех корней растения: основного, боковых и придаточных формирует корневую систему. Их различают три типа:
- Стержневую – у растения преобладает развитие главного корня. Он длинный и по толщине существенно превосходит боковые. Стержневая система характерна для многих двудольных: клевера, фасоли, одуванчика.
- Мочковатую – преобладают придаточные корни, а также боковые. Главный – развивается медленно и рано прекращает рост. Такая корневая система присуща ржи, луку, кукурузе.
- Смешанная – при крупном главном корне, может быть стержневой, мочковатой – при одинаковой величине всех корней.
Часто внутри одной системы корни выполняют различные функции:
- скелетные, создают опору растению;
- ростовые – отмечается усиленный рост и небольшое ветвление;
- сосущие – тонкие, обильно ветвятся.
Классификация корней по происхождению
По происхождению корни подразделяются на несколько видов. Главный корень формируется из корешка зародыша и включает в себя главный корень и боковые корни нескольких порядков. Такая система наблюдается у большей части деревьев и кустарников, а также у травянистых, зародыш которых содержит только одну семядолю и ряда двудольных многолетников.
Придаточный корень – происходит его образование на листьях, стеблях, старых корнях, а иногда на цветках. Такой источник корней считается примитивным, потому что он свойственен споровым растениям. Смешанный – встречается у растений с одной и двумя зародышевыми долями. Сначала из семени начинает расти и развиваться главный корень, но к осени первого года жизни его рост прекращается, и система главного корня составляет малую часть всей корневой системы. На второй и последующие года придаточные корни образуются в междоузлиях, узлах, над и под узлами. Примерно через три года главный корень отмирает и у растения остаются только корни на стеблях и листьях.
Формирование корневой системы
Когда повреждается кончик корня, прекращается его рост в длину. При этом начинает образовываться много боковых корней, располагающихся неглубоко, в плодородном слое грунта. Используя это свойство, например, пересаживая капусту, отщипывают (прием называют прищипкой) кончик главного корня и пересаживают растение с помощью палочки (пики) – пикируют растение.
Оно, с хорошо развитой корневой системой, получает больше питательных веществ и воды, поэтому быстрее растет и развивается. Увеличить количество корней в питательном слое земли можно и при помощи окучивания. Для этого околоназемный ствол растения засыпают грунтом, тогда придаточные корни отрастают от него, добывая дополнительное питание. Окучивание обычно проводят после дождя или обильного полива при высоте растения не меньше 20 см, а повторное – спустя две недели. Во время этой процедуры почва рыхлится, что обеспечивает хороший рост корней. На дачных участках, например, для окучивания картофеля используют мотыги, а на полях – разные виды окучников.
Корневая система злаковых культур
Среди цветковых растений злаковые культуры занимают особое положение. Они подразделяются на культурные и луговые. Для всех характерна мочковатая корневая система. Образуется она при недоразвитом главном и ранней его замены на придаточные корни растения. Они закладываются еще в стебельке зародыша и начинают развитие при прорастании семени вместе с главным корнем. А через несколько дней начинают появляться вторичные корни, которые образуются из подземных стеблевых узлов. А у таких культур, как сорго и кукуруза, развитие корней происходит из надземных узлов, близко расположенных к верхнему слою почвы. Они помогают растению сохранять устойчивость во время сильного ветра. Первичные корни злаковых проникают на большую глубину, но основная их масса располагается в верхнем, плодородном слое.
Зависимость корней от природных условий
Основной корень растений, содержащий зародыш с двумя семядолями, обычно сохраняется весь период их существования. Зародышевый корешок однодольных, наоборот, быстро отмирает, развития главного корня не происходит, а от основания побега начинает происходить разветвление корней нескольких порядков. Развиваются придаточные корни на листьях и стеблях. Эта особенность растений используется для размножения как листовыми, так и стеблевыми черенками. Первым способом разводят бегонию, фиалку, вторым – черную смородину, иву, тополь. Подземные черенки (корневища) часто используют для размножения лекарственных растений – купены, ландыша.
Высшие споровые растения – папоротник и хвощ — главного корня вообще не имеют, у них корни ветвятся только от корневища. У некоторых двудольных (крапивы, сныти) часто происходит отмирание главного корня, зато появляются другие, отходящие от корневищ. Глубже всего в землю проникают корни стержневой системы. Зато мочковатые корни растений предупреждают эрозию почвы и участвуют в создании дернового покрова. Корневая система растений в неодинаковых природных зонах и на различных почвах не одинакова. Известно, что корни могут уходить до 40 и более метров в глубину в пустынях, при глубоком залегании грунтовых вод. А вот эфемеры, имеющие поверхностное залегание корней, из-за нехватки влаги приспособились за короткий период времени проходить все фазы вегетации. Корни кустарника саксаул, растущего в пустыне, питаются водой в разные периоды года из неодинаковых земных слоев. Развитие системы корней у каждого вида растений находится в зависимости от природных условий, но в то же время одинаково для одной разновидности.
Заключение
Без корней жизнь высших сосудистых растений невозможна. Для получения полноценного питания, включающего минеральные вещества и воду, необходима развитая корневая система, состоящая из боковых, основного и придаточных корней.
Помимо этого, корни удерживают растение в почве, оберегая его от проливных дождей и сильного ветра, а также способствуют размножению. Да и на почву они влияют благотворно, укрепляя ее верхний слой у неплотных, песчаных, делая более рыхлыми глинистые и каменистые грунты.
Источник статьи: http://fb.ru/article/436938/kornevaya-sistema-kak-obrazuyutsya-pridatochnyie-korni