- Памятник Карлу Марксу
- История памятника Карлу Марксу
- «Холодильник с бородой»
- Холодильник с бородой
- «Холодильник с бородой» и другие неоднозначные памятники
- «Холодильник с бородой»
- Памятник Карлу Марксу на Театральной площади
- «Холодильник с бородой» и другие забавные названия московских памятников
- «Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма
- «Отмороженный» Робеспьер развалился на куски
- Свобода напоминала лицом жену Троцкого
- «Рабочий и колхозница», монстр имени Дантона и памятник Иуде
Памятник Карлу Марксу
Памятник Карлу Марксу на Театральной площади — исполинский гранитный монумент, воздвигнутый в 1961 году напротив Большого театра и ставший, как ни странно, одной из наиболее значимых достопримечательностей Москвы. Несмотря на смену идеологического курса, гранитный Маркс и по сей день не теряет актуальности, оставаясь примечательной для туристов точкой на карте города.
Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) — прославленный немецкий философ, социолог, экономист и общественный деятель, внёсший значительный вклад в мировую экономическую науку. Автор фундаментального труда «Капитал. Критика политической экономии» и — в соавторстве со своим другом и единомышленником Фридрихом Энгельсом — «Манифеста коммунистической партии», лёгшего в основу идеологии зарождающихся коммунистических партий и организаций Европы. Взгляды, обоснованные в трудах Маркса и Энгельса, сформировали философское экономически-политическое учение — марксизм, заявлявшее коммунизм закономерным этапом развития общества, высшей ступенью развития человечества. В ряде стран марксизм объявлялся официальной государственной идеологией, в Советском Союзе прижился как марксизм-ленинизм, ввиду чего личность Карла Маркса была возведена в культ.
Памятник Карлу Марксу вырублен из огромной монолитной глыбы серого гранита (вес скульптуры составляет 160 тонн): бородатый мыслитель в расстёгнутом сюртуке изображён за трибуной, словно обращаясь с речью к аудитории. Вместе с тем, заточённый по грудь в глыбу, он как будто рушит камень в решительном порыве; правая рука сжата в кулак, левая сжимает книгу. На лицевой части части монумента высечен лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сбоку размещена подпись «Карлу Марксу от Коммунистической партии и народов Советского Союза».
По обе стороны от скульптуры расположены гранитные пилоны с изображениями серпа и молота, на одном из которых высечены слова Энгельса «Имя его и дело переживут века», на другом — фраза Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
Авторы монумента: скульптор Лев Кербель, архитекторы Рубен Бегунц, Николай Ковальчук, Вадим Макаревич и Владимир Моргулис.
История памятника Карлу Марксу
Установка памятника Карлу Марксу в Москве была запланирована ещё в первые годы советской власти в рамках осуществления ленинского плана монументальной пропаганды.
Владимир Ленин считал памятник одним из ключевых объектов программы, и в 1920 году был объявлен конкурс на его проектирование и строительство. 1 мая 1920 года — в день первого в истории Всероссийского субботника — на Театральной площади (в 1919-1991 — площадь Свердлова) был заложен первый камень в основание будущего монумента. Однако, план не был реализован, и вместо памятника на площади долгое время стоял гранитный блок с текстом «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу».
Вернуться к осуществлению проекта решили в годы руководства Никиты Хрущёва. В 1957 году был объявлен открытый всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Марксу, в котором одержал победу творческий коллектив под руководством скульптора Льва Кербеля.
Серая гранитная глыба весом около 200 тонн была добыта в Кудашевском карьере под Днепропетровском и доставлена в Москву. Любопытно, что Театральная площадь тогда буквально превратилась в мастерскую скульптора: фигуру Маркса в глыбе высекали прямо на площади!
Памятник был открыт 29 октября 1961 года. В 1962 году Лев Кербель за его создание был удостоен Ленинской премии.
«Холодильник с бородой»
Несмотря на всю серьёзность монумента, его довольно неоднозначно приняли в народе, ввиду чего к нему прицепился целый ряд шуток и насмешливых аналогий.
Самым известным эпитетом в адрес памятника стал «холодильник с бородой», которым его наградила Фаина Раневская. Кроме того, Маркса часто сравнивают с облокотившимся на барную стойку алкоголиком, вопрошающем о пиве.
Существует городская легенда, будто бы в 1990-х годах памятник хотели убрать, но планам помешал вес монумента: 160-тонную гранитную глыбу не так-то просто снять с фундамента и увезти.
Так или иначе, горожане давно привыкли к исполинскому Марксу, и он стал удобным ориентиром для встреч.
Памятник Карлу Марксу находится в сквере на Театральной площади ровно напротив Большого театра. Добраться до него можно пешком от станций метро «Театральная» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Источник статьи: http://mosprogulka.ru/places/pamjatnik_karlu_marksu_teatralnaja_ploshad
Холодильник с бородой
Маркс — это монолитная глыба.
А. В. Луначарский
Памятник основоположнику научного коммунизма, Карлу Марксу, находится в самом центре столицы на Театральной площади, рядом с гостиницей «Метрополь». Решение о создании скульптурного портрета было принято ещё В. И. Лениным в 1920 г. Но реализацию задумки вождя дотянули до 1957 г., пока в рамках движения за «возвращение к ленинским нормам» о нём не вспомнил Н. С. Хрущёв. В стране был объявлен конкурс на лучший проект памятника «учителю всемирного пролетариата», по результатам которого победила творческая группа под руководством опытного скульптора-камнереза Л. Е. Кербеля.
Перед художником и его коллегами партия поставила непростую задачу — сделать монумент в кротчайшие сроки, к очередному съезду КПСС. Монолитный камень для будущего памятника архитекторами был найден на заброшенном карьере в Кудашевке, недалеко от Днепропетровска. С большим трудом вырубленную 200-тонную глыбу серого гранита доставили по железной дороге в Москву. Такой «образец» не поместить в мастерскую, поэтому создателям монумента пришлось работать на площади, под открытым небом.
Церемония открытия памятника состоялась в октябре 1961 г. во время работы XXII съезда партии в присутствии высшего партийного руководства страны и делегатов от компартий зарубежных государств.
Карл Маркс изображён за высокой трибуной в момент произнесения им речи. В 1962 г. Лев Кербель за эту работу был удостоен Ленинской премии.
Отношение к памятнику современников было неоднозначным. Известно, что знаменитая актриса Фаина Раневская в частном разговоре назвала его Холодильник с бородой. А ведь это неформальное название прицепилось навсегда!
Источник статьи: http://goldrussian.ru/moskva/394-holodilnik-s-borodoj.html
«Холодильник с бородой» и другие неоднозначные памятники
В Москве огромное количество скульптур и монументов, напоминающих о разных эпизодах истории и жизни города. Но есть памятники, которые, хоть и вписались давно в столичный пейзаж, пользуются у москвичей отдельной любовью с оттенком безнадежности. Time Out совместно с Telegram-каналом «Тайны Москвы» рассказывает о некоторых из них.
«Холодильник с бородой»
Памятник Карлу Марксу на Театральной площади
Огромный монумент из гранита весом свыше 160 тонн был воздвигнут скульптором Львом Кербелем напротив Большого театра в 1961 году. Интересно, что памятник с самого начала и до конца высекали из камня прямо на Театральной площади, где он теперь и стоит. Мыслитель и идеолог коммунизма изображен заточенным по грудь в каменную глыбу, которую он разрушает силой (одна рука сжата в кулак) и знанием (другая держит книгу). На передней части скульптуры красуется знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Хоть памятник задумывался серьезным, народ тут же придумал ему много смешных аналогий. Самым известным прозвищем с легкой руки Фаины Раневской стал «холодильник с бородой». Еще из-за характерной позы Маркса часто сравнивают с посетителем питейного заведения, облокотившимся на барную стойку в ожидании выпивки.
По одной из городских легенд, в 90-х годах спорный памятник даже хотели убрать, однако этому помешал его вес — на демонтаж 160-тонной скульптуры ушло бы масса времени и средств. Тогда стало ясно, что Маркс обосновался на площади всерьез и надолго. Сейчас к этой достопримечательности водят китайских туристов, а москвичи назначают около нее встречи.
Источник статьи: http://www.timeout.ru/msk/feature/477558
«Холодильник с бородой» и другие забавные названия московских памятников
Московские памятники. Установили их в честь известных личностей или памятных событий. Все они имеют свое «сухое» официальное название, но наш народ всегда примечал всякие ляпы, несуразицы в этих изваяниях, а уж острословы придумывали им забавные и, в большинстве своём, незлобные названия или «прозвища».
Началось это еще в дореволюционное время, когда памятников в Москве было «раз-два и обчелся».
Так, горожане в ту эпоху шутили, что на всю Первопрестольную столицу приходится лишь два трезвых извозчика – Аполлон, управляющий квадригой над главным входом в Большой театр, да скульптура Славы на Триумфальных воротах, которые сегодня стоят на Кутузовском проспекте.
Пришло Советское время. Памятников в Москве становилось всё больше и больше, а, значит, и юморным людям было где «разгуляться».
Начинаем наш обзор забавных названий, которые «вышли из народа» или придуманы вполне конкретными людьми.
«Холодильник с бородой»
Это название памятнику Карлу Марксу, что стоит на Театральной площади, приписывают неподражаемой Фаине Раевской. Как производная от этого – просто «Человек-холодильник». В необычной композиции острословы увидели также посетителя питейного заведения, облокотившегося на барную стойку и дали название «Ещё пива!».
«Памятник русскому геморрою»
Необычная поза Достоевского на памятнике, созданному скульптором Рукавишниковым, сразу стала поводом для усмешек горожан: уж больно похож восседающий на постаменте человек на страдающего от «неприятной болезни». Еще одно «прозвище» монумента – «На приеме у проктолога».
«Тараканы в банке»
Название фонтана-ротонды «Пушкин и Гончарова» на площади Никитских ворот. Поводом стала бросающаяся непропорциональность скульптур главных героев, которые и разглядеть-то трудно из-за широких колонн и зауженного расстояния между ними.
А еще «Терминатор», «Робокоп», «Железный дровосек» и даже «Якорь». Всё это о памятнике Юрию Гагарину на площади, носящей его имя.
И снова медицинская тематика, но уже у памятника советскому дипломату Вацлаву Воровскому, расположенному на Большой Лубянке. Дело в том, что скульптор больно реалистично изваял героя с его прижизненным физическим недомоганием и неопрятностью во внешнем виде. Также можно услышать такие народные названия, как «Цыганочка с выходом» и «Танцующий хромой».
Такое название «прилепилось» к памятнику Фридриху Энгельсу на Пречистенке. То ли из-за дружбы героя с основоположником коммунизма и соратником Марксом, то ли из-за того, что укрытая материей скульптура несколько часов провисела подвешенной на кране перед установкой на постамент. Говорят, она еще и покачивалась в это время. )))
Жутковатое название у памятника Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре. А всё из-за лошадей, будто переплывающих реку. Когда работает фонтан и по наклонной плоскости течет вода, ассоциация вроде как приемлемая, но стоит отключить ее и лошадиные головы выглядят ужасающе. Другие название – «Шолохов на мясокомбинате» и «Дед Мазай и зайцы».
Не смотря на неоднозначную оценку деятельности Феликса Эдмундовича Дзержинского, возглавлявшего вселяющую ужас у врагов народа ЧК, памятник в его честь на Лубянской площади иначе и не называли.
Забавные и смешные народные названия других памятников Москвы:
· Махатме Ганди – «Из бани» и «Памятник неизвестному бомжу»
· Михаилу Лермонтову у Красных Ворот – «Мужик в пиджаке»
· Изваяние «Песня» на Цветном бульваре – «Бомжихи»
· Памятник «Дельтопланеризм» в Ясенево – «Шаурма для каннибала» и «Шашлык»
· Шарлю де Голлю – «Швейцар»
· Стела на Поклонке – «Баба на игле», «Саранча на шпиле» и «Распятая муха» (все это благодаря изваянию богини Ники на шпиле).
Есть и неблагозвучные названия у московских памятников, которые мы не можем привести в рамках данного поста по этическим причинам.
А вы какие необычные, народные названия памятников в Москве знаете?
Понравилось? Жмите «палец вверх» и поделитесь информацией с друзьями в социальных сетях!
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moscow_histories/holodilnik-s-borodoi-i-drugie-zabavnye-nazvaniia-moskovskih-pamiatnikov-5c2cabd4753ad200a98c009a
«Двое в ванной» и «Холодильник с бородой». Нелепые памятники большевизма
100 лет назад, 17 июля 1918 года Совнарком под председательством Ленина обсудил вопрос об установке в Москве в рамках плана монументальной пропаганды не менее 50 памятников великим людям, удостоившимся особого уважения со стороны новой власти.
Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. © / РИА Новости
Вместо уничтоженных большевиками монументов в честь царей и их слуг, в число которых почему-то попал и герой Русско-турецкой войны генерал Скобелев, народу предлагалось любоваться памятниками Марксу, Энгельсу, а также мало кому известным Тиберию Гракху, Дантону, Фурье и другим загадочным для русского народа личностям. И хотя в газетах регулярно появлялись статьи, поясняющие, кому именно ставит памятники победившая Советская власть, даже самые прогрессивные пролетарии при упоминании Гракха или Фурье чесали в затылке.
«Отмороженный» Робеспьер развалился на куски
К воплощению плана монументальной пропаганды новые хозяева страны приступили моментально, с большевистским задором. Уже к первой годовщине Октябрьской революции в Москве было открыто 12 памятников и обелисков, а с 1918 по 1921 год столица получила еще более 25 памятников, Петрограду досталось около 15. Первым памятником монументальной пропаганды принято считать гипсовый бюст Радищева, выполненный в двух вариантах — их установили почти одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Но в отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский простоял на месте больше десяти лет и был убран только в связи с реконструкцией площади.
Ещё раньше, 3 ноября 1918 года, у Грота Александровского сада открыли памятник Робеспьеру, но простоял он и вовсе считанные дни. Уже утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, памятник был уничтожен чьей-то преступной вражеской рукой. Но скорее всего, причина была куда прозаичнее: во время ударившего ночью мороза бетон растрескался, и памятник развалился на куски. Как и большинство монументов, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, «Робеспьера» изготовили из материала не самого высокого качества.
Свобода напоминала лицом жену Троцкого
Обелиск Свободы (обелиск Конституции РСФСР) появился на Советской площади в 1918-1919 гг. Монумент открывали в два захода. Сначала — сам обелиск со статьями из первой советской конституции, начертанными на деревянных досках. А позже, когда была сделана величественная скульптура, олицетворяющая Свободу, деревянные доски заменили бронзовыми. С 1924-го и вплоть до 1993 (!) года обелиск Свободы фигурировал на официальном гербе Москвы. Весной 1941 года его разобрали якобы из-за ветхости, так как он был сложен из простого кирпича. Однако ходили упорные слухи, что «Свобода сильно смахивает лицом на жену Троцкого». В 1962 году Хрущев внес предложение о разборке памятника Юрию Долгорукому и восстановлении на этом месте обелиска Свободы. Правда, Долгорукий остался на месте, а сняли вскоре самого Хрущева.
Установленный в Александровском саду обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, без излишних раздумий был переделан для большевистской пропаганды. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом, а на самой стеле были высечены фамилии всех правящих членов семьи Романовых. Большевики убрали орла, стесали фамилии царей, а вместо них написали фамилии революционеров. Сам же памятник обрел новое название — «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Монумент сохранился до наших дней. В 1966 году в связи с сооружением Могилы Неизвестного Солдата его переместили от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной Башни.
«Рабочий и колхозница», монстр имени Дантона и памятник Иуде
Сроков завершения эпопеи монументальной пропаганды советское правительство не предусматривало. В проектах, выполненных по этому плану, принимали участие скульпторы и архитекторы, ставшие впоследствии мастерами советского искусства. И в наши дни перед старым зданием Московского университета на Моховой улице с 1922 года стоят памятники Герцену и Огареву скульптора Андреева. Гранитный Тимирязев скульптора Меркурова возвышается на Никитском бульваре с 1923 года. Скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и вовсе считается эталоном, символом советской эпохи. В 1937 году она украшала советский павильон на Всемирной выставке в Париже, а спустя десять лет стала фирменным знаком киностудии «Мосфильм».
Но, конечно же, далеко не все «монументальные пропагандисты» баловали народ шедеврами. Про судьбу двойного памятника Марксу и Энгельсу уже сказано, но что интересно, появившийся в 1961 году на Театральной площади новый памятник Марксу тоже понравился далеко не всем. Например, язвительная Фаина Раневская называла этот монумент «Холодильник с бородой». Установленный в июне 1919 года у Мясницких ворот памятник Бакунину вызвал гневный протест анархистов. Он представлял собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, символизировало философию анархизма. Памятник убрали по решению Моссовета.
Установленный в 1919 году на площади Революции памятник Дантону оказался не просто неудачным, но и антихудожественным. Обработанная жёсткими рублеными плоскостями почти квадратная голова Дантона напоминала маску чудовищного механического монстра. Народ моментально окрестил это произведение говорящей головой из «Руслана и Людмилы». По постановлению Моссовета этот памятник также был убран.
Не отставала в монументальном творчестве и провинция. Пожалуй, самым неординарным проявлением губернского «монументализма» стал памятник Иуде Искариоту, открытый в волжском Свияжске по инициативе местных властей.
Источник статьи: http://vk.com/@drk_off-dvoe-v-vannoi-i-holodilnik-s-borodoi-nelepye-pamyatniki-bols