Перевод с бурятского ариг ус

Тайны и загадки страны Ариг Ус

Примерный эскиз будущего монумента Алан-гуа в Тунке.

Один из решающих этапов становления монгольских народов был связан с местом рождения Великой матери монголов Алан-гуа.

Необходимая ремарка: вопрос о том, почему именно Тункинская долина должна стать местом, где будет воздвигнут монумент Алан-гуа, стал в последнее время приобретать всё более конъюнктурный оттенок. Многие бросились обвинять, укорять, указывать, осуждать…

Какое, дескать, отношение Алан-гуа и хори-буряты имеют к Тунке, хонгодоры к хори-бурятам, и так далее.

Не хотелось бы заниматься возведением сакральных бастионов и прочих столпов, а взглянуть на местность, в которой всё начиналось…

Итак, согласно § 8 «Сокровенного сказания», Алан-гуа родилась от Хорилартай (Хоридой) мэргэна и Баргуджин-гоа, дочери Баргудай мэргэна в местности Арих Усун (Ариг Ус).

Край у воды

Поскольку в этой Хори-Туматской земле начались раздоры из-за звероловных угодий, Хоридой перекочевал в сторону Бурхан Халдуна у реки Онон, где на ней женился Добун мэргэн, потомок Борте Чино.

Многие раньше сходились к тому, что Ариг Ус это традиционное место кочевий нынешних хори-бурят в долине Селенги, чуть ли не место, где ныне стоит Улан-Удэ. Эта ошибка давно развенчана историками.

Историк Николай Абаев считает, что местность «Арих-Усунь» так и существует на географической карте современной Тувы в несколько ином диалектном варианте «Арыг-Узуу».

Река Ус расположена в районе Верхнего Енисея, и здесь располагалась, по некоторым данным, резервная ставка хана Ариг Буга.

Но второе слово «усун» от слова «ус» — «вода», явно наталкивает нас на мысль о водоёме, причём таком, что он достоин упоминания.

Поскольку Байкал уже назван, остаётся только местность Прихубсугулья. О том, почему Ариг Ус находился именно тут, свидетельствует то, что здесь была страна Хотогойто, которую населяли потомки хори-туматов. Здесь живут цаатны – самая южная народность, владеющая оленями. Вероятнее всего – они потомки тунгусского субстрата Гоа-Марал, жены Буртэ Чино.

Слово «Арих» говорит о северном крае – «арай», которым, в принципе, эта местность являлась для монголов XIII века, времени написания «ССМ».

Недалеко от села Хурамша Иволгинского района Бурятии существует сооружение явно искусственного происхождения, которое местные называют «Обоо Оэлун-эхэ» — место поклонения матери Чингис-хаана, которое было возведено по его приказу. Рядом находится также обоо, посвящённое Пегому Волку – Буртэ Шоно.

Итак, мы имеем два ориентира, по которым можно определить приблизительные границы Арих Усун. Юг – Прихубсугулье, Восток – Иволга. Где же Запад?

Край Великого Запрета

Окинская долина в ряде источников числится как местность, куда ушло племя Хори от междоусобиц Раннего Средневековья. Якобы, даже есть следы дороги, по которой они спасались. Другие источники говорят, что эту дорогу проложили воины Джучи, когда шли покорять «лесные народы».

Так или иначе, эту местность можно назвать Западным ориентиром страны Ариг Ус. На неё в своё время, Чингис-хааном и была наложена самая жёсткая часть Их Хориг – Великого Запрета. Мало того, что здесь под страхом смерти не разрешалось рубить лес и охотиться – вообще жить.

Центром же этого треугольника Хубсугул-Иволга-Ока являлась Тункинская долина, предположительное место рождения Алан-гоа, матери всех монголов. Поэтому Великий хаан и установил здесь заповедник в память о своих великих предках и для будущих поколений.

Об этом говорит тот факт, что жили в этих местах в пост-чингисхановское время только крайне немногочисленные племена сойотов и цаатнов, близких по языку и явно кровнородственных. В свою очередь, близких к урянхайцам. А именно им, соплеменникам Субэдэ-багатура, Чингис-хаан велел охранять территорию Их Хориг.

О том, что здесь никто не жил, свидетельствует то, что хонгодоры, будучи ответвлением древних хори-туматов, появились в местностях Закамны и Тунки уже в XVI-XVII веках, и нигде никого не встречали вплоть до района реки Иркут. Так, близкородственные хонгодорам тэртэ и шошолоки жили в районе Приангарья.

Иволга тоже стала заселяться пришлыми эхиритами и булагатами примерно в это время.

Получается, что богатая и обильная источниками Тункинская долина несколько веков (!) пустовала (. ). Но, идя сюда, хонгодоры знали куда идут. Они возвращаются на землю своих великих предков, сохранённую для них по велению Чингис-хаана.

Последний хан Ариг Уса

— Здесь хоронили великих ханов, — писал об Ариг Усе исследователь Галдан Ленхобоев, в своё время изучавший обоо Оэлун. То, что сама мать Чингис-хаана похоронена именно здесь, он не говорил, указывая лишь на место её поклонения.

Но, по его данным, где-то здесь покоится Ариг Буга, младший сын Толуя и Сорхохтани-бэки.

То, что его так назвали – «Буга, (т.е. изюбрь), из местности Ариг», явно не случайно. Возможно, его родители были в поездке по этой местности, так как младший сын Чингис-хаана Толуй владел Коренным улусом Монгольской империи, в который входил Ариг Ус.

Пока его старшие братья Мункэ и Хубилай воевали с Китаем, Ариг Буга собирал вокруг себя традиционалистов, считавших, что монголам в Китае делать нечего. Дескать, разгромили и довольно. А лучше всех изничтожить, нежели подпадать под их тлетворное влияние.

Когда Великий Мунхэ-хаан умер, Ариг Буга предъявил свои права на Золотой престол. Хубилай уже откровенно стал китайским императором, забросил Каракорум, что до поры до времени устраивало Ариг Буга, засевшего в старой столице.

В 1260 году прошло сразу два курултая в разных местах, провозгласившие Великими хаанами обоих братьев.

После нескольких сражений, устав искать союзников среди других внуков Чингис-хаана, Ариг Буга сдался. По хроникам, он внезапно заболел и умер в 1266 году, тем самым, якобы, освободив Хубилая от решения участи младшего брата. Но, возможно, Ариг Буга был просто сослан в Ариг Ус, где впоследствии и погребён.

Возможно, где-то здесь покоится и его отец Толуй-отчигин. А может, и сам Великий Чингис-хаан?

Читайте также:  Как сделать прическу виктори роллс

Источник статьи: http://asiarussia.ru/articles/13074/

Русско-бурятский разговорник
материал

Скачать:

Вложение Размер
russko-buryatskiy_razgovornik.docx 48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сайн байна! Амар сайн!
Амар мэндэ! Мэндэ амар!

Баяртай! Уулзатараа баяртай!

Мальчик, как тебя зовут?
(Мальчик, как твоё имя?)

Хүбүүн, ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?
(Хүбүүн, нэрэшни хэн бэ?)

Меня зовут Дандар!

Би Дандар гэжэ нэрэтэйб.

Девочка, как тебя зовут?

Басаган, ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?

Меня зовут Рита.

Би Рита гэжэ нэрэтэйб?

Энэ минии эжы.(Энэ минии мама, минии эжы)

Энэ минии аба (баабай)

Ши хэнэй хүбүүмши?

Я – сын Галсана Гомбоева.

Би Гомбоев Галсанай хүбүүмни.

Ши хэнэй басагамши?

Я – дочь Степана Тумэрова.

Би Тумэров Степанай басагамби .(Би Тумэров Степанайб)

Как твоя фамилия?

Скажи свою фамилию.

Обогоо хэлэл даа.

Моя фамилия Номгонова.

Минии обог Номгонова.

Моя фамилия Эрдэмов.

Минии обог Эрдэмов.

Как твоя фамилия, имя?

Нэрэ обогшни хэн бэ?

Я – Наташа Номгонова.

Нэрэ обогни Наташа Номгонова.

Я – Зорик Эрдэмов.

Нэрэ обогни Зориг Эрдэмов.

Я – тётя Бэлэгма.

Би Бэлэгмаа хээтэй гээшэб.

Дядя, как вас зовут?

Ахатан, та хэн гэжэ нэрэтэйбта?

Меня зовут дядей Алёшей.

Би Алёша ахатан гээшэб.

Тётя, садитесь сюда.

Хээтэй, иишээ һуугты. (Хээтэй, эндэ һуугты).

Дядя, проходите в комнату.

Ахатан, таһалга уруу орогты.

Это – мой дядя (брат отца, брат матери).

Энэ – минии абга, минии нагаса.

Я люблю бабушку.

Би хүгшэн эжыдээ дуратайб.

Би абадаа дуратайб.

Би үбгэн абадаа дуратайб.

Это мой братишка (младший брат).

Энэ минии дүү хүбүүн.

Это моя сестрёнка.

Энэ минии дүү басаган .

Это мой брат (старший).

Энэ минии ахай (аха).

Энэ минии эгэшэ .

Брат выше меня ростом.

Ахамни нюргаар намһаа үндэр .

Сестра сварила мне кашу.

Эгэшэмни намдаа каша шанаа

Возраст (годы, лета)

Сколько тебе лет?

Ши хэдытэйбши?
Ши хэды наһатайбши?
Наһаншни хэдыб?

ХЭН ХЭДЫТЭЙБ?
(Кому сколько лет?)

Нелли нэгэтэй,
Хорло хоёртой,
Гунгар гурбатай,
Дуся дүрбэтэй,
Таня табатай,
Зуртаан зургаатай,
Дондоб долоотой,
Найдан найматай,
Юра юһэтэй,
Агваан арбатай.

Солнце взошло. Наран гараа.

Наступил день. Үдэр болоо.

Эй, просыпайся, вставай! Эй, һэрииш, бодыш!

Я проснулся (проснулась), встаю. Би һэреэб, бодожо байнам.

Вставай, одевайся. Бодо, хубсала.

Я оделся (оделась). Би хубсалааб.

Рука (руки) Гар (гарнууд)

По утрам надо умываться. Үглөөгүүр нюур, гараа угааха хэрэгтэй.

Я умылся (умылась). Би нюур, гараа угаагааб.

Голова Толгой (тархи)

Помыть голову. Толгойгоо угааха.

Надо расчесать волосы. Үһэеэ һамнаха хэрэгтэй.

Где расчёска? Һам хаанаб?

Пять пальцев руки. Гарай табан хурган.

Ногти выросли. Хюмһан ургаа.

Остригите мне ногти. Хюмһыемни абагты.

Туяна обмотала шею платком.

Туяана хүзүүгээ пулаадаар орёобо.

У Лины тонкие руки.

Лина нариихан гартай.

У лошади длинные уши.

Морин ута шэхэтэй.

Я держу мяч на ладони.

Би альган дээрээ бүмбэгэ баряад байнаб.

Баярма сидит на коленях у мамы.

Баярмаа абынгаа үбдэг дээрэ һууна.

Близок локоть, но укусить нельзя.

Тохоног дүтэшье һаа, хазахын аргагүй.

Схватив крепко мяч,

он выпрыгнул в дверь.

Шангаар бүмбэгөө бажуугаад,

Шадал соогоо шэдэхэдэм,

Гани галзуу дэбхэрээд,

Газаашаа үүдээр харайга

Кушать Эдеэлхэ, хоол бариха, сайлаха.

Завтрак Үглөөнэй хоол, сай уулган.

Сесть за стол. Столдо һуух а.

Мы все сели за стол. Бидэ бултадаа столдоо һуунабди.

Я хочу кушать. Эдеэлхэ дурамни хүрөөд байна .

Я буду кушать кашу. Би каша эдихэмни .

Дайте мне варёное яйцо. Намда шанаһан үндэгэ үгэгты .

Я люблю чай с молоком. Би һүтэй сайда дуратайб.

Хлеб с маслом. Тоһотой хилээмэ.

Хлеб со сметаной Зөөхэйтэй хилээмэ.

Я сыт. Би садааб.

Спасибо. Һайн даа. Ехэ баярлааб.

Благодарю. Баяр хүргэнэб.

Я покушал и встал из-за стола. Би эдеэлээд, столһоо бодобоб.

Стакан (чашка) Аяга

Самое почётное из кушаний Аяга сай – эдеэнэй дээжэ — чашка чая

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/31/russko-buryatskiy-razgovornik

Тайны и загадки страны Ариг Ус

Один из решающих этапов становления монгольских народов был связан с местом рождения Великой матери монголов Алан-гуа.

Необходимая ремарка: вопрос о том, почему именно Тункинская долина должна стать местом, где будет воздвигнут монумент Алан-гуа, стал в последнее время приобретать всё более конъюнктурный оттенок. Многие бросились обвинять, укорять, указывать, осуждать…

Какое, дескать, отношение Алан-гуа и хори-буряты имеют к Тунке, хонгодоры к хори-бурятам, и так далее.

Не хотелось бы заниматься возведением сакральных бастионов и прочих столпов, а взглянуть на местность, в которой всё начиналось…

Итак, согласно § 8 «Сокровенного сказания», Алан-гуа родилась от Хорилартай (Хоридой) мэргэна и Баргуджин-гоа, дочери Баргудай мэргэна в местности Арих Усун (Ариг Ус).

Край у воды

Поскольку в этой Хори-Туматской земле начались раздоры из-за звероловных угодий, Хоридой перекочевал в сторону Бурхан Халдуна у реки Онон, где на ней женился Добун мэргэн, потомок Борте Чино.

Многие раньше сходились к тому, что Ариг Ус это традиционное место кочевий нынешних хори-бурят в долине Селенги, чуть ли не место, где ныне стоит Улан-Удэ. Эта ошибка давно развенчана историками.

Историк Николай Абаев считает, что местность «Арих-Усунь» так и существует на географической карте современной Тувы в несколько ином диалектном варианте «Арыг-Узуу».

Река Ус расположена в районе Верхнего Енисея, и здесь располагалась, по некоторым данным, резервная ставка хана Ариг Буга.

Но второе слово «усун» от слова «ус» — «вода», явно наталкивает нас на мысль о водоёме, причём таком, что он достоин упоминания.

Поскольку Байкал уже назван, остаётся только местность Прихубсугулья. О том, почему Ариг Ус находился именно тут, свидетельствует то, что здесь была страна Хотогойто, которую населяли потомки хори-туматов. Здесь живут цаатны – самая южная народность, владеющая оленями. Вероятнее всего – они потомки тунгусского субстрата Гоа-Марал, жены Буртэ Чино.

Слово «Арих» говорит о северном крае – «арай», которым, в принципе, эта местность являлась для монголов XIII века, времени написания «ССМ».

Недалеко от села Хурамша Иволгинского района Бурятии существует сооружение явно искусственного происхождения, которое местные называют «Обоо Оэлун-эхэ» — место поклонения матери Чингис-хаана, которое было возведено по его приказу. Рядом находится также обоо, посвящённое Пегому Волку – Буртэ Шоно.

Итак, мы имеем два ориентира, по которым можно определить приблизительные границы Арих Усун. Юг – Прихубсугулье, Восток – Иволга. Где же Запад?

Край Великого Запрета

Окинская долина в ряде источников числится как местность, куда ушло племя Хори от междоусобиц Раннего Средневековья. Якобы, даже есть следы дороги, по которой они спасались. Другие источники говорят, что эту дорогу проложили воины Джучи, когда шли покорять «лесные народы».

Так или иначе, эту местность можно назвать Западным ориентиром страны Ариг Ус. На неё в своё время, Чингис-хааном и была наложена самая жёсткая часть Их Хориг – Великого Запрета. Мало того, что здесь под страхом смерти не разрешалось рубить лес и охотиться – вообще жить.

Центром же этого треугольника Хубсугул-Иволга-Ока являлась Тункинская долина, предположительное место рождения Алан-гоа, матери всех монголов. Поэтому Великий хаан и установил здесь заповедник в память о своих великих предках и для будущих поколений.

Об этом говорит тот факт, что жили в этих местах в пост-чингисхановское время только крайне немногочисленные племена сойотов и цаатнов, близких по языку и явно кровнородственных. В свою очередь, близких к урянхайцам. А именно им, соплеменникам Субэдэ-багатура, Чингис-хаан велел охранять территорию Их Хориг.

О том, что здесь никто не жил, свидетельствует то, что хонгодоры, будучи ответвлением древних хори-туматов, появились в местностях Закамны и Тунки уже в XVI-XVII веках, и нигде никого не встречали вплоть до района реки Иркут. Так, близкородственные хонгодорам тэртэ и шошолоки жили в районе Приангарья.

Иволга тоже стала заселяться пришлыми эхиритами и булагатами примерно в это время.

Получается, что богатая и обильная источниками Тункинская долина несколько веков (!) пустовала (. ). Но, идя сюда, хонгодоры знали куда идут. Они возвращаются на землю своих великих предков, сохранённую для них по велению Чингис-хаана.

Последний хан Ариг Уса

— Здесь хоронили великих ханов, — писал об Ариг Усе исследователь Галдан Ленхобоев, в своё время изучавший обоо Оэлун. То, что сама мать Чингис-хаана похоронена именно здесь, он не говорил, указывая лишь на место её поклонения.

Но, по его данным, где-то здесь покоится Ариг Буга, младший сын Толуя и Сорхохтани-бэки.

То, что его так назвали – «Буга, (т.е. изюбрь), из местности Ариг», явно не случайно. Возможно, его родители были в поездке по этой местности, так как младший сын Чингис-хаана Толуй владел Коренным улусом Монгольской империи, в который входил Ариг Ус.

Пока его старшие братья Мункэ и Хубилай воевали с Китаем, Ариг Буга собирал вокруг себя традиционалистов, считавших, что монголам в Китае делать нечего. Дескать, разгромили и довольно. А лучше всех изничтожить, нежели подпадать под их тлетворное влияние.

Когда Великий Мунхэ-хаан умер, Ариг Буга предъявил свои права на Золотой престол. Хубилай уже откровенно стал китайским императором, забросил Каракорум, что до поры до времени устраивало Ариг Буга, засевшего в старой столице.

В 1260 году прошло сразу два курултая в разных местах, провозгласившие Великими хаанами обоих братьев.

После нескольких сражений, устав искать союзников среди других внуков Чингис-хаана, Ариг Буга сдался. По хроникам, он внезапно заболел и умер в 1266 году, тем самым, якобы, освободив Хубилая от решения участи младшего брата. Но, возможно, Ариг Буга был просто сослан в Ариг Ус, где впоследствии и погребён.

Возможно, где-то здесь покоится и его отец Толуй-отчигин. А может, и сам Великий Чингис-хаан?

P.S. 22 июля в окрестностях села Галбай Тункинского района состоится закладка первого камня монумента Алан-гуа, праматери монголов.

Евгений Хамаганов, АРД

«Торгонуться» — как главное кредо депутатов. Чем промышляют бурятские политики?

Мнение эксперта. ЭТИ ЛЮДИ ВСЕ-ТАКИ С ТРУДОМ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, ЧТО ИМЕННО ОНИ ВИЗИРУЮТ И ПОДПИСЫВАЮТ…

Муниципальный фильтр и Мархаев: кто громче всех кричал «держи вора!»?

Тайны и загадки страны Ариг Ус : 11 комментариев

Во-первых сумбур: Хоридой перекочевал в сторону буркан-колдун-где на ней женился Добун-мерган…Вопрос-Хоридой какого пола?Вообще-то со школы меня учили,что Хоридой-сын Алан-гоа, а этот Дувуун-мэргэн-ЕГО отец, и братья Хонгодор, Эсирууд и Булагауд.Сонголы и Сартулы вообще не упоминаются. Не Сорхухтани -беки,а от слова Сорго-чайник, а Бэхи-пояс: Сорго-хатан-бэхи. Титул-Бэхи был у Аксакала-старшего(шей)-в роду,брызгающего(шей)по праву! И не Субэдэй, а Шубгэтэй-баатар! Не Тэртэ- а татары, а местность Шуша(шош) в Хакасии -(шушенское)-оттуда Шошолык-(шоштой)-боо-шажан-улигерчид.
И не Толуй, а Дули-хан(3-дули,30-сусэли)И не Тунка, а Дунхуу.
Не Сяньби,а Замби.Вот 40тыс-Сяньби+100тыс.Хунну= «монголы»
Ибо имя «монголы» получили в 13-веке.Предок Тимуджина-Бодончур-родился говорят после смерти Добун-мергена от повара-раба (Алан-гоа)-Мяхаалиг.И поэтому был глуп,неряшлив.
Поэтому были сомнения относится ли он золотому роду НИРУНов-то есть от Хуннов или нет? Поэтому рука воинов не поднималсь на Хори-туматов и Хонгодоров. Поэтому он злобно
переименовал всех в «легенду-монголов» брал в жены Хуннских
то бишь Хуннг-арадских девушек для Чингизидов, легитимно чтоб править, рот заткнул казнями, геноцид меркитов(мэргэд)-
которые знали правду о его происхождении и его сына Джучи.
Поэтому я как чистый Хунн-хонгоодор,хотел бы я избавится от
имени «бурят»(хакасское племя),и монгол,ведь я Хунн.Тимуджин
тогда устроил ГКЧП-переименовав всех в монголов.Мы чудом
уцелевшие осколки-4-племени восточных Хуннов,а хунны всегда
были монголоязычны.Были оролог(орлуки)-тюрки,манжэвенки,
но в основе были легитимны хунны Дайда-хул-Сохор,Дай-Сэчен
Поэтому нас не тронули,обошлись женитьбой. Урянхайцы от
слова-Урайнхи- «древнее» держащие шаманисты-аристократы.
Когда выводят гуйдэг-садари пишут имя камлают потом сжигают
-ведь по вере- номадов человек и народ живет в своем имени.
Сожгли имя татары,а народ назвали монголами. Но имя Хунны-
никто не сжигал,поэтому надо вернуть связь с предками,и свое
исконное имя,ведь в 16 веке нам как индейцам приклеили имя буряты.Пора жить своей судьбой хуннов,потомков Лебеди,горе и в радости, переименовать наконец в (Этигил Бурханаар)… *Hunngamal Аraday (Хунн-буриатскую) Республику. Сразу легче станет,мы оторваны от истории и имени предков, предали… идеалы Великого Тенгри. Только так избежим ничтожества…
Нужно открыть музей мирового уровня на Гуннском городище,
ввести в черту Улан-Удэ, и отпраздновать 2225 лет городу! Чтоб
ОПЯТЬ НЕ ПРЕВРАТИЛИ В ВЕРХНЕУДИНСК. Поставим памятник-
АТТИЛЕ-(Ытыгилу), после сооружения АЛАН-ГОА. Болтугай.

Спроси любого бурята ХУНН-это человек! И не китайское слово!

Ну, если Аттила- для вас далек,спросите у Ардан Лопсоновича,
кто такой Модэ-(Модон)-первый Шангуй-(шаньюй)- Хуннов. …

Даже склоняется:во множественном числе говорят хун-хунгууд.

Бардак какой-то. Хунну китайское слово, и переводится как небесные гордецы, так китайцы называли кочевые племена, которые их грабили вдоль северных границ. Бурят тюрское слово от бурэ или бури. Переводится как волк, т.е. волчьи племена. Племена с тотемом синего волка. Урянхайцы это племена кот. Живут в урянхае. Урянхай или урянхайский край до революции это земли от Байкала через Тунку, хубсугульский аймак, окинский район и далее в Туву. Урянхай делится на восточный и западный. Как Саяны. Саяны урянхайское слово тюркское. Происходит от слова сая. Сая это божественная энергия нисходящая на урянхай. Людей кот. Жили в урянхае называли саятай хуунуд. Т.е. люди с божественной энергией. Поэтому древние люди молились на урянхае. И хоронили всех своих царей и ханов. А урянхайцы охраняли покой царей. Это пошло даже не от гуннов, а гораздо раньше- со скифов. Поэтому в Туве очень много раскопок с могилами царей. Погодите, скоро и в Тунке и в Оке начнут копать. А монголами стали всех называть во времена Чингисхана. Ведь монголами состоит из двух слов, это Мон — вершина горы или сопка, где установлена святыня и гол — ось, середина реки или долина. Монгол это общее название людей объединенных под флагом Чингисхана и означает народ священный и главный перед всеми народами мира. Правящий. Элита. Ну как то так.

В Хойморе есть потомки болдэйн-хонгодоров,тагархайских-манжа
-хамниганов(тунгузов) и тюркских-кыпчаков(хабисаков),вот так.

Ты представь,вот ты вождь,приходишь в Китай и говоришь эй вы, я-небесный гордец!Ты думаешь люди 10-века были глупы?Отнюдь!
Это мы глупы,информации много,а мудрости мало!И еще кичимся!

Согласен. Бред. Причем бред опасный, размывающий корни и сущность целого народа, основанный на по большому счету шизофренически-лингвистических изысканиях. С мной в свое время учился представитель древнего татарского рода Ринат Кенгуров из Казани… так если следовать логике этого не знаю уж каким местом призадумывавшегося товарища, татары открыли Австралию раньше голландцев.
На самом деле все сложнее и глубже, надеюсь, в будущем исследования истории Сибири многое нам откроют.

Призадумываться в точку придется в другом месте. Комментарии удалены, скрины сохранены.

Правильно Админ сделал. Можно конечно долго объяснять, что мы не знаем, как звучало самоназвание тех, кого китайцы (ханьцы) называли «хунну» или «сюнну», в переводах с китайского на французский и потом с французского на русский, кстати, каким было самоназвание «гуннов», ведь сами они себя так не называли… ко всему в этой жизни, я считаю, нужно подходить с позиций разума и логики.
А этот самый призадумавшийся… почему-то и про него (и про всю эту выборную истерию, если вспомнить) приходит в голову из Г.К. Честертона: «Вы нападали на разум.Среди священников это не принято». Разум под влиянием подобных речей впадает в сон, сон разума порождает чудовищ — и мы имеем то, что видим.
Респект Админу. Все правильно сделал.

Ответ товарищу Длинной воли.
Спроси любого бурята ХУНН-это человек! И не китайское слово!
А Вы не пробовали у историков спрашивать.
Думаю не все буряты знают значение слова Хунну или Сюнну.
Да, она совпадает со словом Хун — бурятское человек.
это первое
Второе я не люблю когда что-то заливают без доказательств или прямых ссылок на источник, отсебячину как говорится.
Ты представь,вот ты вождь,приходишь в Китай и говоришь эй вы, я-небесный гордец!Ты думаешь люди 10-века были глупы? Отнюдь!
Это мы глупы,информации много,а мудрости мало!И еще кичимся!
Согласен, что глупы. Но если молодые, то простительно, главное не затягивать с этим — а то дурак это навсегда. У бурятов еще было раньше негласное правило — тэнэг мунхагаа харулха угы. Засмеют. Особенно в местах, где заложили камень. Хойморто. Смеятся будут доолго. Кликуха будет на всю твою жизнь, даже во втором поколении.
Ну так вот по теме Хунну или Сюнну это действительно китайские слова и они состоят из двух иероглифов Хун ну, Хун (Сюн) — злой, ну — невольник, а китайская поэзия — небесными гордецами (племена в то время молились синему небу, вплоть до времен Чингисхана) Источник Н.А. Бичурин (или отуц Иакинф — в Википедии найдете про него).
Так от куда хунну или сюнну появились? согласно тома 8, главы 110 Исторической Записки Сыма Цяня «Повествование о сюнну» и в работах Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в средней азии в древние времена ч.1. СПб, 1851г.»
В 1764 году до нашей эры в изгнании умер последний государь из дома Ся. (первая династия Китая, основатель Хуан Ди или желтый император. Подробно в Историчеких Записках Сыма Цяня глава 2).
Его сын Шунь Вэй бежал со своей семьей и свитой на север и смешался с кочевыми племенами и стал вести кочевой образ жизни. Так как был человеком образованным и зная все слабые места Китая сумел договориться с другими кочевыми племенами. Начались, как сейчас говорят, выработав стратегию нападать на китай и потихоньку разорять.
Соответственно в китайских памятниках истории — Шунь Вэй является предком Хунну или Сюнну.
На политическую арену азии выходят воинственные племена Хунну или Сюнну (кит.)
Сами племена уже привыкли к тому, что их обозвали этим словом или словами, но в тоже время они называли себя Гордыми сынами неба.
Кстати Китайскую стену начали строить из-за набегов хунну (злых невольников или небесных гордецов), которое не понравилось человеку длинной воли.
А к 1 веку до нашей эры Создается империя Хунну, создателем великой степной империи был молодой предводитель Модэ (Мао-дунь), первый сын от первой жены шаньюя. Его историки еще называют Чингисхан древних времен. Как Модэ стал царем — отдельная история.

Источник статьи: http://tunka24.ru/2016/07/21/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B3-%D1%83%D1%81/

Оцените статью
Adblock
detector