Период курганов с усами
Часть 3. Курганы с ”усами”
г.Москва, март 2010г.
Идею об изучении свойств курганов с ”усами” или, в другом наименовании, — курганов с каменными грядами, мне подсказал Роман Никифоров, наш украинский защитник Днепровских майданов, главный энтузиаст одноимённого интернет-сообщества. Он, после выхода статьи о майданах, написал: “По поводу «усов» есть интересное продолжение. Я в интернете нашёл упоминание о курганах с «усами», находящихся в североказахстанских степях. Может это то же самое, что и наши майданы? А может это что-то другое, но схожее по принципу?”
Другим вопросом, после некоторого ознакомления с новой темой, стала дилемма: выльется ли дальнейшее исследование в отдельную статью, или оно должно быть продолжением какой-либо из уже написанных? И как может видеть читатель, тема эта помещена сюда – к материалам о майданах. Почему? – станет ясным из самого повествования.
Немного из предыстории вопроса
Курганов с «усами» сегодня насчитывается на Евразийских землях более трехсот. Они встречаются на довольно широком пространстве – от Восточного Туркестана до Поднепровья. Однако, наибольшее количество курганов с ”усами” сосредоточено в 4-х компактных группах: 1-я – сары-аркинская, включающая большую часть Центрального Казахстана и Поиртышья, 2-я – улутаутская, 3-я – мугоджарская и примыкающая к ней 4-я – зауральская (Боталов С.Г., Таиров А.Д., Лобчанский И.Э., Курганы с ”усами” урало-казахстанских степей, 2006г.).
Раскопки и исследование этих курганов началось с 1927 года, и в них участвовала такая плеяда замечательных археологов, как Л.Ф.Семёнов, Б.Н.Жданов, П.С.Рыков, Ф.Х.Маргулан, С.М.Ахиджанов, А.М.Оразбаев, Э.Р.Усманова, Ф.Х.Арсланова, А.З.Бейсенов и др.
Мнения большинства исследователей по функциональному предназначению курганов с ”усами” – весьма однотипны: это – могильники. Отдельные исследователи (как П.И.Мариковский — 1977г.) предлагали рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона. Но, данная точка зрения – поддержки в научном мире не получила.
В вопросах хронологической принадлежности этих памятников, как впрочем и для других мегалитических сооружений, единство – тоже пока не достигнуто. Называются самые разные даты в диапазоне: от середины I тысячелетия до н.э. и до VIв. н.э.
Мы же, в качестве примеров, будем использовать информацию с южно-уральских раскопок, начало которым было положено в 1971 году Н.А.Мажитовым. Здесь находится примерно треть от количества всех обнаруженных курганов с ”усами” – 112 комплексов.
Входящие в комплексы курганы — эти монументальные сооружения круглой формы диаметром от 3-4 до 10 метров, имеют незначительную высоту и выполнены насыпью из камня или земли и камня, где каждый, как правило, состоит из основного кургана большего размера и примыкающего к нему с восточной стороны малого кургана, а также отходящих от них на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 и более метров. Каменные гряды имеют форму полудуг и часто в своём начале и в конце ограничены круглыми каменными сооружениями курганного типа. Зачастую в большом кургане находят человеческие погребения, в малом — захоронение коня, а в обоих – глиняные сосуды.
Как уже замечено, “усы” курганов не всегда отсыпались из камня. Во многих случаях использовалась и каменно-земляная смесь. В ряде случаев выкладки «усов» были выполнены с разрывами, а также имели множественные изгибы и встроенные груды камней. В некоторых случаях в них обнаружены вкопанные с различными интервалами вертикальные камни. В отдельных комплексах (как в кургане Джанайдар), конструкция «усов» представляла строение коридорно-образного типа, выполненного из вертикально вкопанных в землю каменных плит, перегороженных внутри, для придания устойчивости, другими плитами. Иногда для выкладки этих элементов курганов применялся и различный строительный материал: часть чередующихся отрезков ”усов” длиной по 4-5 м была выполнена из гранитов, другая – из туфобазальтов.
Первая классификация курганов с «усами» была предложена М.К.Кадырбаевым (1966г.), разделившим их на 4 типа (см. таблицу). Отличие между типами состоит в разновидностях взаиморасположения 2-х собственных курганов – большого и малого, имеющихся в каждом сооружении.
Так, для типа I малый курган расположен восточнее большого, для типа II – оба кургана находятся на линии север-юг, и где малый сооружён южнее большого.
К типу III относятся комплексы, где малый курган находится сверху большого, а в типе IV – они вообще сливаются заодно так, что можно сказать об отсутствии малого кургана как такового.
Данная классификация недолго оставалась неизменной, и уже через некоторое время П.Н.Мариковским (1983г.), а затем – А.З.Бейсеновым (1996г.) были предложены изменения.
И как видно из той же таблицы, эти изменения не носили принципиального характера, а в первую очередь, учитывали некоторые дополнительные особенности конфигурации сооружений для типов II и IV, где отмечалось, что курганов в конструкции могло быть не 2, а больше, хотя они по-прежнему располагались в линию или по дуге в генеральном направлении С-Ю.
Мы же, анализируя эту классификационную таблицу, заметим, что самой простейшей конфигурацией кургана с «усами» является случай IV (по Кадырбаеву) или, что то же самое, — случаи I (по Мариковскому и Бейсенову). Такое сооружение имеет минимальное количество элементов – всего 2: собственно курган и 1 пару «усов». Все остальные случаи являются лишь усложнениями этого первичного, скажем — базового варианта. Но и этот базовый вариант, тем не менее – раз он построен и к тому же широко распространён, полностью обеспечивает функционирование мегалитического комплекса. Вот потому-то и именно на этом варианте конструкции, считая остальные – его развитием, и будем искать функциональное предназначение нашего сооружения.
Первый его элемент – каменный курган — имеет форму круга. Но мы, используя знания, изложенные во 2-й части этой статьи, знаем, что форма круга — определяет интенсивное вращение продольно-волновой энергии в его плоскости, плоскости горизонта. И точно такими же свойствами обладает и близкая к кругу форма – кольцевая. И что фактически эти обе формы, выполненные из камня или отсыпанные землёй, являются генераторами этой энергии. Т.е., как для кургана с ”усами”, так и для майдана эти круговые формы являются генераторами излучения .
Теперь остался лишь 2-й элемент — ”усы”. Но, и он для нас – не нов. Это, ещё по майдану, – наш давний знакомый — формирователь потока энергии. Итак, у майдана – крылья, ”усы” или змеевидные валы, а у нашего уральско-казахстанского кургана — ”усы” или каменные гряды: все эти разновидности наименований имеют под собой лишь единственную функцию – быть формирователем потока энергии .
И понятно, что, как и у майдана, в подковообразной зоне формирователя образуется область с отрицательным перепадом эфирного давления .
А теперь, если внимательно присмотреться к нашему курганному сооружению, то понятно – перед нами – знакомая мегалитическая ловушка , оружие борьбы с эфирно-вихревыми летательными аппаратами противника. Ловушка, работающая на эффекте ”подсасывания” ЛА за счёт перепада эфирного давления. И, главное: между майданами и курганами с «усами» – никакого функционального различия нет .
Ну, ладно – функционально они одинаковы, а что делать с конструктивными отличиями? И здесь новое предложение, которое, полагал бы, принять как новую классификацию : особенности этих ловушек определять по количеству лучей , этих потоков энергии.
Тогда, наш любой майдан Приднепровья будет иметь от 2 до 4 лучей, а курган с «усами» из Приуралья-Казахстана – лишь только 1. В качестве примеров новой классификации этих ловушек можно указать: 4-х лучевой майдан (аналог – майдан Бурты), 3-х лучевой (Мавринский майдан), 2-х лучевой (Соколовский майдан) и 1-лучевой – курганы с ”усами”.
И ещё. Нет смысла для одних и тех же и функционально одинаковых мегалитических ловушек иметь множество наименований. А потому, что ещё вытекает и из предлагаемой классификации, полагал бы использовать краткий и единственный термин – майдан .
Их первейшая задача – быть разными
Исследователи курганов с «усами» пытаются найти в них что-то общее, чтобы затем по этому выделенному и характерному признаку как-то классифицировать эти сооружения. Но, это в принципе невозможно, ведь ”божественные строители” делали всё, чтобы они были непохожими друг на друга, — были разными .
И это – не Бог весть какая новость! Вот и Египетские пирамиды, прежде всего, отличаются друг от друга уникальной частотной настройкой. Иными словами, на Земле специально строились пирамиды, функционально игравшие роль станций дальней космической связи, но с разной частотной настройкой. И эта разная настройка множества египетских пирамид не позволяла им всем возбуждаться при сеансах избранной и разнесённой в космическом пространстве пары.
Как радиоприёмник должен быть настроен на несущую частоту радиопередатчика, так и лишь пара пирамид, участвующая в сеансе связи и расположенная на разных планетах, должна иметь одинаковые частотные характеристики. А в земных пирамидах Узла связи как раз и невозможно найти что-либо общее: их первейшая задача – быть разными. Отличия во всём: в размерах оснований, конфигурации, углах наклона граней, переломе граней, количестве и расположении камер, наличии шахт и галерей и т.п.
Другой пример – это обязательное отличие одного каменного лабиринта Беломорья от другого. Там тоже каждый лабиринт, по своим частотным характеристикам, должен иметь уникальные размеры и конфигурацию, — всё для того, чтобы исключить ошибку в определении навигационного положения конкретного каменного маяка-излучателя.
Внимательно присмотревшись к индивидуальностям комплексов с «усами», теперь – однолучевых майданов, видим, что в их составе может быть разное количество курганов, разного диаметра и высоты, по-разному расположенных относительно друг друга. «Усы» сооружения тоже всегда имеют особенности из числа: их разная длина, неодинаковые изгибы, разрывы, включения иноформенных каменных площадок и миникурганов, разная ориентация в пространстве и относительно основных курганов, сплошная и коробообразная конструкция, различный строительный материал как цельных усов, так и их отрезков.
И отсюда следует, что для работы с подобными сооружениями нужна не унификация, а – идентификация .
Тогда, понятно, сразу же вопрос: а какой же параметр должен лечь в основу этой идентификации? Отвечаю: частотный спектр излучения !
Здесь каждое мегалитическое сооружение имеет свой уникальный частотный спектр излучения. Это – как в музыке. Например, каждая струна гитары имеет свой основной тон звучания. Но, чтобы он был красив-приятен, каждую струну обвивает тонкая проволочка – канитель, привносящая в этот звук несколько обертонов. Прижали струну на каком-то ладу грифа, струна уже зазвучит по-другому. Тронули одновременно не одну, а несколько струн, звучит аккорд – совсем не унисонный звук.
Так, например, было с частотной настройкой камер-резонаторов в дольменах и пирамидах. Так дело обстоит и с курганными сооружениями-комплексами. Каждый внутренний курган имеет свою частоту, определяемую его диаметром. Например, диаметры каменных лабиринтов Беломорья (см. одноимённую статью) по условиям СКЧ не могли иметь произвольные размеры. И величины их возможных (расчётных) диаметров сведены в таблицу, подтверждённую практическими замерами существующих мегалитов. И что характерно, эта таблица на все 100% годится и для работы с кругами курганов.
Источник статьи: http://www.slavruss.narod.ru/osnown/mdn/mdn3.htm
История исследований курганов с «усами».
Интересными по конструкции в астрономическом плане являются курганы с «усами», находящиеся в степях Южного Урала и Казахстана, предположительно используемые для календарного счета дней в течение года, традиционно перенесенные на Южный Урал, возможно, потомками тасмолинской культуры — саками или гуннами, из степей Казахстана в эпоху Великого переселения народов.
Особенностью курганов с «усами» являются длинные каменные или земляные «усы», вытянутые, в основном, с запада на восток от Центрального кургана или Центральной группы курганов. Причем, как, правило, в них нет человеческих погребений, встречаются погребения лошадей или конской сбруи с колчанами стрел. То есть, погребения являлись символическими, указывая на ритуальный характер курганов таких памятников.
В комплексном археологическом исследовании «Курганы с «усами» урало-казахстанских степей», написанном челябинскими историками, д.и.н. С.Г. Боталовым, д.и.н. А.Д. Таировым, к.и.н. И.Э. Любчанским в 2006 г., дана историческая справка об исследовании подобных памятников: «Памятники этого типа встречаются на огромной территории Евразийской степи от Восточного Туркестана до Поднепровья. Однако наибольшее количество курганов с «усами» сосредоточено в четырех компактных группах: 1-я – сары-аркинская, включающая большую часть Центрального Казахстана и Поиртышья; 2-я – улутаутская; 3-я – мугоджарская и примыкающая к ней 4-я – зауральская… Впервые мысль о датировке курганов с «усами» эпохой раннего железа была высказана… П.С. Рыковым, который… включил их в группу памятников, условно относимых к «скифо-сарматским (Рыков, 1935. С.43). В дальнейшем эту мысль поддержал М.П. Грязнов, отмечавший, что «если не все, то часть этих курганов относится к ранне-скифскому времени» … По вопросу культурной и хронологической принадлежности курганов с «усами» в археологической науке возобладала точка зрения П.С. Рыкова и М.П. Грязнова. Предложенная ими датировка была в дальнейшем поддержана и уточнена М.К. Кадырбаевым в его кандидатской диссертации. Он включил курганы с «усами» в выделенную им тасмолинскую культуру и раздвинул хронологические рамки существования таких комплексов VIII в. до н.э. — середина I тыс. н.э. … Первые раскопки кургана с «усами» на Южном Урале были проведены Н.А. Мажитовым в 1971 году на могильнике у села Нижне-Давлетово (Зауральская Башкирия), где, помимо фрагментов от горшка был найден железный втульчатый наконечник копья ланцетовидной формы. Исследователь отнес данный памятник к середине I тыс. н.э. В 1980-е годы отрядами Урало-Казахстанской археологической экспедиции были начаты исследования комплексов селенташского типа и курганов с «усами» (Селенташ, курганы 4 и 5; Елантау, курган 4; Крутой овраг, Каинсай, курган 14; курганоы с «усами» (Крутая Гора). В эти же года Э.Р. Усмановой на могильнике Кызыл-Жар близ города Лисаковска исследуется курган селенташского типа (курган 1) и С.Г. Боталовым (курган 2, 3, 4, сооружение 8) [Боталов, 1996. С. 152-154]… Однако, невыразительность материалов, получаемых при раскопках этих памятников не позволяла точно установить их культурно-хронологическую позицию. Данная ситуация сохранялась до 1993 года, когда отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А.Д. Таирова в Восточном Оренбуржье был исследован комплекс кургана с «усами» Солончанка I, материалы которого позволили получить относительно точную датировку памятника и отнести его к эпохе» Великого переселения народов»…[Курган с «усами», 1999]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 9-13].
Относительно современной научной точки зрения о культурной принадлежности курганов с «усами» М.К. Хабдулина пишет: «В настоящее время южноуральские археологи, исходя из материалов трех курганов Южного Урала (Солончанка I, Султантимировский I, Городищенский IX), датированных 1 тыс. н.э., и синхронных комплексов Казахстана (наиболее яркие из них — Канаттас, к. 19, Коктал, Зевакино, к. 1,2, Беркутты) относят курганы с усами к раннему средневековью (V-VIII вв.). Этнокультурную принадлежность определяют как гуннскую [Любчанский, 1998], или тюркскую [Боталов, 2000, с. 289]. Более доказательной кажется точка зрения о самостоятельности коргантасского этапа как нового культурного образования, отличного от тасмолы [Таиров, 2006; Пересветов, 2006]» [Хабдулина, 2007. с. 8].
В историческом исследовании С.Г. Боталова, А.Д. Таирова, И.Э. Любчанского дается справка о первых научных предположениях астрономического назначения использования курганов с «усами»: «…различными авторами предпринимались попытки астрономической трактовки пространственной ориентации комплексов курганов с «усами». Начало их изучения методами астрономии было положено П.И. Мариковским, который при исследовании курганов с грядами долины реки Или (Малайсары и Толагай) предложил рассматривать эти комплексы как некую пространственную модель, ось которой проходит от центрального кургана на восток, на ориентирную точку, обозначенной каменной вымосткой или отдельным камнем, находящимся на срединной линии между окончанием «усов». В этом случае данная ось будет указывать на восход солнца в день весеннего (21 марта) и осеннего (21 сентября) равноденствия. А линии, идущие от окончания «усов» на контрольную точку, укажут восход солнца в день летнего (21 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния [Мариковский, 1977. С. 57]. Позднее он предложил разделить все курганы с «усами» на две группы – ориентированные на солнце и ориентированные на другие небесные тела (Плеяды, Орион, Сириус и др.) [Мариковский, 1983. С. 27-29]. В каком-то смысле методика П.И. Мариковского получила развитие в работах, проводимых Н.М. Бекбасаровым на курганах с «усами» Центрального Казахстана. Принципиальное отличие его исследований от предшествующих заключалось в том, что Н.М. Бекбасаров произведя сложнейшие расчеты, выявил астрономическими методами широту места и направление истинного меридиана, установил географические азимуты направлений (в отличие от направлений П.И. Мариковского, который ограничился магнитными), вычислил склонения Солнца и Луны в момент их восхода и захода. В результате Н.М. Бекбасаровым были построены видимые пути восходов и заходов Солнца и Луны при крайних значениях склонения для средней эпохи предполагаемых наблюдений и было проведено сравнение совпадений визируемых направлений с действительными положениями этих астрономических объектов на горизонте [Бекбасаров, 1993. С. 207-231; 1996. С. 12-14; 1997. С. 11-13; 1998. С. 163-170]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 140-141].
Далее в историческом исследовании С.Г. Боталова, А.Д. Таирова, И.Э. Любчанского указываются сомнения некоторых авторов в закономерности астрономических расчетов Н.М. Бекбасарова, изложенные, например, А.З. Бейсеновым, в частности, в том, что «имея в своей основе одно смысловое содержание, эти памятники не всегда одинаково выглядят во внешнем исполнении, т.е. в отношении планиграфии [Бейсенов, 1998. С. 172]» [Боталов, Таиров, Любчанский, 2006. С. 141].
Автор данной статьи считает, что в отношении такого высказывания есть смысл, все-таки, поддержать выводы Н.М. Бекбасарова, не смотря на разную планиграфию памятников, на той реалистической основе, что в сочетании с различной линией горизонта, наблюдатель получит несколько отличающиеся друг от друга азимуты направлений на разных памятниках, при том, что смысловое содержание этих памятников останется одним и тем же, а именно, направлениями на точки восхода Солнца в равноденствие, солнцестояние, срединное время года и точки восхода Луны или в рассматриваемые даты, или в крайних положениях высокой и низкой Луны. Также, за некоторые объекты на горизонте принимаются старые курганы бронзового века, что тоже нельзя исключать из предполагаемых направлений на памятниках данного типа.
На Южном Урале археологами изучены такие курганы с «усами» как: Городищенский IX, Черкасинский, Рымникский, Кондуровский (Новокондуровский), Амурский, Каменный Амбар VII, Новоактюбинский, Солончанка I, Солончанка IX [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 40, Табл. 2; Боталов и др., 2006, с. 374-408]. Из них, в археоастрономическом плане, исследовались в Оренбургской области — Солончанка IX [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 45-47, Табл. 4], Солончанка I [Полякова, 2006, с. 18-20; 2007, с. 108-119], в Челябинской области — Каменный амбар VII [Зданович, Д.Г., Кириллов, 2002, с. 47-48] и Кондуровский курган с «усами» [Зданович, Кириллов, 2002, с. 43-45, Табл. 3; Мацына, Полякова, 2005, с. 95; 2006, с. 16-18; Полякова, 2007, с. 120-128], а также, этот же курган, с названием Новокондуровский курган с «усами» [Kirillov, Kirillova, 2009, p. 14-17; 2016, p. 95-100 ].
Источник статьи: http://infopedia.su/20xa3e0.html