320 лет назад. Пётр Первый против бороды
320 лет назад, в 1698 году, вышел знаменитый царский указ Петра Алексеевича Романова «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Этим указом Пётр запретил с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Издал он его всего 4 дня спустя после возвращения из первой для русского царя заграничной поездки («Великого посольства»). Этот указ запретил ношение бород и усов всем, кроме попов, дьяконов и крестьян.
Пётр разъяснял смысл указа: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».
26-летний царь весьма эффектно «презентовал» подданным своё нововведение: он собрал самых знатных родовитых бояр, взял в руки ножницы и самолично обстриг им бороды.
Любопытно отметить, что в советский период отношение к этим мерам царя Петра было довольно различным. С одной стороны, их одобряли. Например, в знаменитой книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934 год) под редакцией Горького читаем такие строки:
«Вновь из дымной пропасти истории выплывает всклокоченная борода, та, которую некогда с бешенством стригли Петровы ножницы. При Петре проповедывали о пришествии царства антихристова. Прошлым летом в лагере близ семнадцатого шлюза шестьдесят человек «незнаевцев», отвечающих на всё – «бог знает», лежали три месяца на нарах и не желали работать, потому что: «Канал строите для чорта, на Медвежьей горе сидит чорт большой, мы на чорта не работаем».»
А с другой стороны, в советских школах учили «Горе от ума» Грибоедова, где положительный персонаж Чацкий (очень близкий по взглядам к славянофилам, если разобраться) сурово бранит «седые, бритые, смешные подбородки», введённые Петром.
В общем, получалось, что советской эпохе внятно всё: и бакенбарды Александра Сергеевича (ведь пушкинские бачки в тот момент тоже были зримым знаком вольнодумства, первым нарушением строгой петровской традиции брадобрития), и язвительная критика Чацкого, но понятны и действия самого Петра, «бешено стригшего всклокоченную бороду» истории.
А история «бородового инакомыслия» в царской России насчитывает целые тома. Например, в 1757 году Михаил Ломоносов, сам не носивший бороды, тем не менее написал оду запрещённому атрибуту – «Гимн бороде», чем навлёк на себя гнев царской семьи.
Впрочем, полностью бороды при Петре не запрещались, их носил даже кое-кто из близких соратников самого Петра. Но упрямым обладателям бород следовало отныне вносить в казну особую пошлину – «бородовой сбор». И ношение бороды превратилось в весьма дорогое удовольствие. Бородатые крестьяне эту пошлину не платили, но за каждый въезд в городские стены и выезд из них обязаны были платить по одной копейке «с бороды».
Вплоть до середины XIX века ношение бороды служащим дворянам возбранялось, отпускать бороду разрешалось только лицам свободных состояний, достигшим более или менее преклонного возраста. У молодых людей это расценивалось как вольнодумство. Поэтому старик Аксаков бороду носил, и это не ставили ему в упрёк, а когда в 1850-е годы бороды решили отпустить молодые славянофилы, его сыновья, да вдобавок вздумали переоблачиться в традиционное (допетровское) русское платье, на это последовал довольно скорый и решительный высочайший запрет.
И лишь после отмены крепостного права борода мало-помалу начала брать верх. Александр III был первым после Петра русским царём, который носил бороду. Его примеру последовал и Николай II. А ведь, кажется, никто ещё не обвинял этих двух монархов в чрезмерном вольнодумстве. Однако улика – борода – как говорится, налицо, в прямом и переносном смысле. 🙂 А начал расшатывать петровскую традицию ещё Александр II со своими бакенбардами. И это действительно было что-то вроде вольнодумства, только вольнодумства «справа», в плане отрицания реформ Петра, даже на чисто внешнем уровне. Получается, что империя Романовых пришла к демонстративному отрицанию того, на чём она строилась, выбила основополагающий камень из-под себя самоё. Спрашивается, могла ли она после этого устоять? 🙂 Конечно, нет. И она рухнула. (Для слишком серьёзных комментаторов добавлю, что насчёт бороды – это шутка, но в каждой шутке есть лишь доля шутки).
Ещё более интересное развитие получила тема бороды в советское время. Однако это – уже совсем другая история.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b8c00d0a2313f00ab0a982b/320-let-nazad-petr-pervyi-protiv-borody—5b8c0903409d2e00ada1cb4b
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
«Режьте бороды!» — так приказал царь
5 сентября 1698 года Петр Великий в рамках своей политики по европеизации России приказал всем сбрить бороды. Те, кто отказывались, должны были платить особый налог, а в качестве квитанции за уплату они получали особую металлическую монету — бородовой знак.
Петр Первый был невероятно энергичным лидером, он практически вывернул Россию наизнанку, как носок, для того, чтобы поднять ее до уровня Запада. Изменения коснулись всех аспектов жизни общества, включая моду на чисто выбритые щеки и подбородки.
Именно поэтому он запретил бороду, которую в Европе уже давно никто не носил. Точнее, он ввел высокий налог для тех, кто все-таки хотел сохранить «красу подбородка». Этот налог был утвержден 5 сентября 1698 года, после Петра его сохраняли целых три правителя вплоть до 1772 года. В течение этих 70-ти лет «нарушители» должны были платить сумму, зависящую от их доходов, а в качестве квитанции за уплату налога они получали плоскую круглую монету, и если во время проверки у носителя бороды такой монеты не оказывалось, его брили прямо на месте.
Сын царя Алексея Петр родился в 1672 году и взошел на трон, когда ему было всего лишь 10 лет от роду, хоть поначалу и находился под опекунством двора. В 1696 году он стал официальным правителем и оставался им до 1725 года. Он был великим реформатором, а к тому же еще и очень высоким — почти два метра ростом, именно поэтому он заслужил не только прозвище «Великий», но и горячую народную любовь: недаром даже сейчас изображения его профиля часто встречаются на марках и на банкнотах в 500 рублей. Он привнес изменения во всех секторах огромной и потому отсталой страны, которая подверглась быстрому и мощному процессу уподобления Западу. И дело не ограничивается лишь новыми кораблями для российского флота, новым оружием для вооруженных сил, новыми фабриками и новой бюрократией. В Европе бороды, широко распространенные в эпоху Средневековья, уже исчезли, и если русские хотели быть похожи на европейцев, им также следовало побриться.
Петру пришлось столкнуться со многими трудностями, так как со времен Рюрика, который правил Новгородом с 828 года, мнение о мужчине люди составляли по густоте и чистоте его бороды. Худшим оскорблением, которое только можно было представить себе, считался плевок на бороду. Но когда дело доходило до того, чтобы навязать собственную точку зрения, Петр не церемонился, стоит лишь вспомнить, с каким остервенением он подавлял восстания, включая то, которое, как говорят, собирался организовать его собственный сын Алексей. В 1718 году его сообщники были посажены на кол, а сам царевич — заморен до смерти. Именно с такой энергией 5 сентября 1698 года царь ввел закон для того, чтобы избавить людей от привычки носить бороду. Петр самолично побрил своих бояр топором на эшафоте. Подобный «спектакль» был нужен для того, чтобы народ понял: царь не шутит.
Петр сделал исключение в отношении священников, монахов и крестьян, все остальные должны были пойти к брадобрею или же платить пропорциональный налог, который менялся в зависимости от доходов и социального статуса. Была даже утверждена своеобразная «лестница доходов»: придворные, охрана знатных господ и чиновники должны были платить по 600 рублей в месяц, по 100 — купцы, по 60 — городские жители, кучера и другие московские сословия — по 30. Как уже упоминалось выше, крестьяне от налога освобождались, но строго до тех пор, пока оставались в деревнях: каждый раз, когда они приезжали в город, они должны были платить за свою бороду по копейке. Они также получали бородовой знак, без него проверяющие их бы немедленно побрили. Бородовой знак выглядел как медная или серебряная монета, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, а на другой — нижняя часть лица: нос, рот, усы и борода. На такой монете были выгравированы две фразы: «С бороды пошлина взята» и «Борода — это лишняя тягота».
Уже в 1715 году Петр решил сделать налог единым для всех — 50 рублей, и это решение было подтверждено после смерти царя его женой Екатериной. Петр II освободил от него крестьян, но ужесточил наказание за неуплату для остальных социальных слоев: теперь дело не обходилось простым бритьем, неплательщик еще должен был отработать необходимое количество часов. Закон оставался в силе в течение всего периода правления Анны и лишь в 1772 году был отменен Екатериной Второй. Тогда русские, наконец, получили возможность «бесплатно» отращивать бороду, именуемую «красой подбородка».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник статьи: http://inosmi.ru/world/20140907/222836448.html
Драма о бороде
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.
«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.
Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.
Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»
Источник статьи: http://diletant.media/articles/43168226/