Петр 1 резал бороды

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

«Режьте бороды!» — так приказал царь

5 сентября 1698 года Петр Великий в рамках своей политики по европеизации России приказал всем сбрить бороды. Те, кто отказывались, должны были платить особый налог, а в качестве квитанции за уплату они получали особую металлическую монету — бородовой знак.

Петр Первый был невероятно энергичным лидером, он практически вывернул Россию наизнанку, как носок, для того, чтобы поднять ее до уровня Запада. Изменения коснулись всех аспектов жизни общества, включая моду на чисто выбритые щеки и подбородки.

Именно поэтому он запретил бороду, которую в Европе уже давно никто не носил. Точнее, он ввел высокий налог для тех, кто все-таки хотел сохранить «красу подбородка». Этот налог был утвержден 5 сентября 1698 года, после Петра его сохраняли целых три правителя вплоть до 1772 года. В течение этих 70-ти лет «нарушители» должны были платить сумму, зависящую от их доходов, а в качестве квитанции за уплату налога они получали плоскую круглую монету, и если во время проверки у носителя бороды такой монеты не оказывалось, его брили прямо на месте.

Сын царя Алексея Петр родился в 1672 году и взошел на трон, когда ему было всего лишь 10 лет от роду, хоть поначалу и находился под опекунством двора. В 1696 году он стал официальным правителем и оставался им до 1725 года. Он был великим реформатором, а к тому же еще и очень высоким — почти два метра ростом, именно поэтому он заслужил не только прозвище «Великий», но и горячую народную любовь: недаром даже сейчас изображения его профиля часто встречаются на марках и на банкнотах в 500 рублей. Он привнес изменения во всех секторах огромной и потому отсталой страны, которая подверглась быстрому и мощному процессу уподобления Западу. И дело не ограничивается лишь новыми кораблями для российского флота, новым оружием для вооруженных сил, новыми фабриками и новой бюрократией. В Европе бороды, широко распространенные в эпоху Средневековья, уже исчезли, и если русские хотели быть похожи на европейцев, им также следовало побриться.

Петру пришлось столкнуться со многими трудностями, так как со времен Рюрика, который правил Новгородом с 828 года, мнение о мужчине люди составляли по густоте и чистоте его бороды. Худшим оскорблением, которое только можно было представить себе, считался плевок на бороду. Но когда дело доходило до того, чтобы навязать собственную точку зрения, Петр не церемонился, стоит лишь вспомнить, с каким остервенением он подавлял восстания, включая то, которое, как говорят, собирался организовать его собственный сын Алексей. В 1718 году его сообщники были посажены на кол, а сам царевич — заморен до смерти. Именно с такой энергией 5 сентября 1698 года царь ввел закон для того, чтобы избавить людей от привычки носить бороду. Петр самолично побрил своих бояр топором на эшафоте. Подобный «спектакль» был нужен для того, чтобы народ понял: царь не шутит.

Петр сделал исключение в отношении священников, монахов и крестьян, все остальные должны были пойти к брадобрею или же платить пропорциональный налог, который менялся в зависимости от доходов и социального статуса. Была даже утверждена своеобразная «лестница доходов»: придворные, охрана знатных господ и чиновники должны были платить по 600 рублей в месяц, по 100 — купцы, по 60 — городские жители, кучера и другие московские сословия — по 30. Как уже упоминалось выше, крестьяне от налога освобождались, но строго до тех пор, пока оставались в деревнях: каждый раз, когда они приезжали в город, они должны были платить за свою бороду по копейке. Они также получали бородовой знак, без него проверяющие их бы немедленно побрили. Бородовой знак выглядел как медная или серебряная монета, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, а на другой — нижняя часть лица: нос, рот, усы и борода. На такой монете были выгравированы две фразы: «С бороды пошлина взята» и «Борода — это лишняя тягота».

Уже в 1715 году Петр решил сделать налог единым для всех — 50 рублей, и это решение было подтверждено после смерти царя его женой Екатериной. Петр II освободил от него крестьян, но ужесточил наказание за неуплату для остальных социальных слоев: теперь дело не обходилось простым бритьем, неплательщик еще должен был отработать необходимое количество часов. Закон оставался в силе в течение всего периода правления Анны и лишь в 1772 году был отменен Екатериной Второй. Тогда русские, наконец, получили возможность «бесплатно» отращивать бороду, именуемую «красой подбородка».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник статьи: http://inosmi.ru/world/20140907/222836448.html

Зачем Петр I запрещал носить бороды?

Вступив на престол, царь Петр Алексеевич, уже в 26-летнем возрасте, в 1697 году отправился в Европу с официальным визитом, где пробыл практически полгода. Посмотрев на внешний облик жителей передовых европейских стран, царь решил, что старославянский образ его подданых сильно устарел. И уже в конце 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», чем вызвал волну недовольства в разных областях страны.

Борода еще во времена Крещения Руси (10 век) считалась обязательной к ношению для всех православных. Ношение бороды было закреплено в церковных правилах и гражданских сборниках, так в 11 века за брадобритие полагался штраф — 12 рублей, это при том, что за убийство был штраф 36 рублей.

Запреты на сбривание бороды сохранились вплоть до начала царствования Петра Великого. Патриарх Московский и всея Руси Адриан в конце 17 века, то есть уже при правлении Петра I, во время своих проповедей подтверждал запрет на бритьё бороды, а тех, кто это делал, он сравнивал с собаками, кошками и женоподобными, — брадобритие считалось в православной церкви признаком нетрадиционной ориентации.

Читайте также:  Прически вечерние для длинных волос поэтапно

Но вернемся к Петру Алексеевичу и его новыми, радикальными взглядами на внешний образ православных, в контексте растительности на лице. Комментируя свой закон о запрете бород царь говорил:

Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов.

В Преображенском дворце, на царских пирах,Петр самолично стал резать бороды своим вельможам, боярам. Ввиду упорного сопротивления населения, в том числе приближенных, в январе 1705 года он издает указ, по которому носить бороды свободно можно было дьяконам и священникам, все остальные должны были оплачивать специальную пошлину. Было установлено четыре разряда пошлины:

  • царедворцы, городовые дворяне, чиновники — 60 рублей в год
  • гости (купцы) 1-ой статьи — 100 рублей в год
  • купцы средней и мелкой статьи, посадские люди — 60 рублей в год
  • слуги, извозчики, ямщики, разные чины московских жителей — 30 рублей в год
  • «бородатые» крестьяне не облагались пошлиной, но при въезде в город должны были заплатить 1 копейку

После уплаты пошлины «человек с бородой» получал бородовой знак (бородовая копейка) — металлической жетон, квитанция об оплате. Эта пошлина действовала до 1772 года, а с 1715 года был единый тариф — 50 рублей в год. Петр I стремился полностью искоренить ношения бороды и «русского» платья и с 1714 году указом ввел полный запрет на ношения бороды и на торговлю и ношения национального русского платья, — за невыполнения указа били кнутом и могли вообще отправить на каторгу. Исключения были сделаны для старообрядцев, но они все равно платили пошлину 50 рублей и носили только определенную одежду с нашитым медным бородовым знаком. Политика ликвидации обычая носить бороды продолжалась вплоть до конца 18 века, даже церковные сборники старались не печатать, где речь шла об обязательном ношении бороды, либо исключалась эта глава.

Но уже в 1833 году, во время царствования Николая I, при вступлении в должность министра народного просвещения, действительный тайный советник, граф Уваров, которые имел весьма консервативные взгляды на науку, литературу, образование, в своем докладе императору изложил, что:

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера
2) Самодержавие
3) Народность

За это идею «официальной народности» «уцепились» славянофилы и стали дальше развивать ее, популяризировать ношение русской одежды и бороды. Власть не поощряла это движение, некоторые сторонники даже арестовывались на небольшие сроки, чтобы отбить желание у сочувствующих. Но с годами сторонников идеи возвращения к национальным и церковным, православным обычаям становилось все больше и уже два последних царя из династии Романовых — Александр III и Николай II носили бороду.

Если понравилась статья, подписывайтесь , делитесь, ставьте лайки !

Источник статьи: http://zen.yandex.com/media/ourhistory/zachem-petr-i-zaprescal-nosit-borody-5b9b6b2e41e36100a99907f7

Зачем Петр I бороды боярам брил

Царя Петра раздражали окладистые бороды бояр. Ну, чисто мужики! Не то, что европейская знать! Лощеные, элегантные, с гладко выбритыми щеками, разве что с небольшими усиками, — европейцы своим видом поразили воображение русского царя.

Однажды, возвратясь из дальней поездки по странам Европы, Петр позвал к себе бояр. Через некоторое время открылась дверь, и вошли, щелкая острыми ножницами, цирюльники.

— В Европе над вами смеются! Сие есть признак дикости и варварства! — сказал царь, дергая бояр за длинные бороды, и кивнул цирюльникам.

Что тут началось! Бояре плакали, закрывали бородатые мужественные лица, умоляли не делать их «босыми»! Они-то бородами гордились, считали их символом своих древних родов. Но царь был непреклонен.

Вдруг один из бородачей заявил, что лучше умрет, а позора не примет! Тогда Петр встал, взял в руки ножницы и лично откромсал боярину предмет его гордости.

— Возьми свою мочалку, — сказал он, обрезав непокорному боярину бороду. — В баню чаще с ней ходи! А когда помрешь, вели положить ее в гроб. Авось, на том свете прирастет!

Кстати, из Европы царь Петр привёз также и обычай носить короткую одежду. Этот обычай был связан с привычкой европейцев жить в более быстром темпе, чем россияне.Высокому темпу жизни никак не соответствовал длинный, до пола кафтан, который носили бояре и который сдерживал их движение.

Петр велел мужчинам носить немецкие кафтаны (более короткие), женщинам — вместо телогрей носить юбки.

У бояр отношение к длинным одеждам было таким же серьезным, как и к бороде: указ Петра был равносилен разрушению основ мироздания.

Вот как сильно мода в то время влияла на умы людей.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/bigtrain/zachem-petr-i-borody-boiaram-bril-5eb0329fd3478357e02f1b4b

Петр 1 резал бороды

Петр I / «Бороды брить, табак курить»

5 сентября 1698 года, царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Читайте также:  Анжелика варум стрижка сейчас 2020

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к «светской» европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

— В тот самый день, когда вельможи локтями расталкивали друг друга, чтобы пробраться поближе к царю, искренность их чувств подверглась необычному испытанию. Обойдя всех и обняв каждого, Петр вдруг вытащил длинную и острую бритву и принялся собственноручно брить им бороды. Начал он со славного полководца Шеина, слишком потрясенного, чтобы сопротивляться. Следующим стал Ромодановский, чья фанатичная преданность Петру превозмогла даже эту насмешку над гордостью старого московита. Потом дошла очередь и до остальных, и скоро все присутствующие бояре оказались безбородыми и никто из них не мог со смехом показывать пальцем на других. Пощадили только троих: патриарха, который в ужасе смотрел на происходящее, из уважения к его сану; князя Михаила Черкасского из-за преклонного возраста; Тихона Стрешнева в знак почтения к его роли опекуна юного Петра при покойной царице-матери.

— Зрелище было в своем роде замечательное: одно мановение царской руки — и все ведущие политики, военные, знать России полностью преобразились. Вдруг исчезли знакомые, привычные лица и взамен появились новые. Подбородки, щеки, рты, губы, которые много лет были скрыты от глаз, теперь открылись, совершенно изменив облик своих обладателей. В общем, все это было скорее смешно, однако комичность ситуации омрачалась беспокойством и страхом. Для большинства православных русских борода служила неотъемлемым атрибутом их приверженности вере, их самоуважения. Это дарованное Богом украшение носили пророки, апостолы, сам Иисус. Иван Грозный выразил типичное ощущение москвичей, провозгласив: «Бритье бороды есть грех, которого не смыть кровью всех мучеников. Оно губит образ от Бога мужу дарованный». Безбородым священники обычно отказывали в благословении. Считалось, что таким срамникам нет места в лоне христианской церкви. И все же, когда в середине XVII века в Москве стало появляться все больше безбородых иностранных купцов, военных и инженеров, царь Алексей смягчил это правило и объявил, что если русские пожелают, то могут бриться безбоязненно. Немногие воспользовались его разрешением, но и тех, кто решился, хватило, чтобы вдохновить патриарха Адриана на новое осуждение: «О пребеззаконники! Ужели вы считаете красотою брить бороды и оставлять одни усы? Но так сотворены Богом не человеки, а коты и псы! Брадобрйтие не только есть безобразие и бесчестие, но и грех смертный» . Вот что проносилось в головах обритых бояр, хотя они и подчинились приказу царя. Петр, никогда не носивший бороды, считал эту деталь внешности ненужной, неприличной и смехотворной. Над русскими бородачами потешались и насмехались на Западе. Словом, борода воплощала в себе все то, что Петр вознамерился изменить, и он, по своему обыкновению, ринулся в бой, самолично орудуя бритвой. С этого дня, когда бы Петр ни появился на официальном приеме или на пиру, тот, кто приезжал туда с бородой, уезжал без нее. Не прошло и недели с его возвращения, как он посетил праздник в доме Шеина и поручил своему придворному шуту Якову Тургеневу обойти всю комнату и поработать цирюльником. Процедура была довольно болезненная: трудно обойтись без порезов, пытаясь справиться с длинными, густыми бородами при помощи сухого лезвия. Но возражать никто не осмеливался. Царь был здесь же, готовый съездить по физиономии каждому, кто вздумает протестовать.

Брадобрйтие началось с тесного кружка приближенных Петра — с намерения посмеяться над стародавним русским обычаем и показать, что тот, кто рассчитывает на царскую милость, должен впредь появляться в его присутствии бритым, но скоро запрет носить бороды стал вполне серьезным и всеобщим. Указом Петра всем подданным, кроме духовенства и крестьян, было велено сбрить бороды. Чтобы добиться послушного выполнения приказа, чиновникам дали право резать бороды у всех встречных и поперечных, невзирая на чины. Перепуганные и охваченные отчаянием люди подкупали одного чиновника, чтобы их оставили в покое, но тут же попадали в лапы к следующему чиновнику. Очень скоро ношение бороды сделалось слишком дорогим удовольствием. В конце концов самым отъявленным упрямцам позволили оставить бороду — при условии уплаты ежегодного налога. Уплативший получал маленький медный медальон с изображением бороды и словами «деньги взяты», который носили на цепочке на шее для доказательства, что хозяин бороды имеет на нее законное право. Налог не был для всех одинаковым: крестьяне платили две копейки в год, а с богатых купцов брали до ста рублей. Многие и рады были бы платить налог ради сохранения бороды, но те, кто имел дело с царем, не рисковали прогневить его растительностью на подбородке. Если царю попадался на глаза бородач, то иногда он «в веселом расположении духа с корнем выдирал их бороды или сбривал так грубо, что срезал и часть кожи вместе с волосами».

— Царь веселился, а большинство русских считало насильственное бритье унизительным посягательством на их достоинство. Некоторые отдали бы что угодно, только бы не потерять бороду, которую носили всю жизнь И без которой не мыслили лечь в могилу и явиться в лучший мир. Сопротивляться царевой воле они не могли — слишком неравные силы. Но они трогательно пытались искупить грех, который привыкли считать смертным. Джои Перри, английский инженер, нанятый Петром на службу во время поездки в Лондон, так описывал пожилого русского плотника, с которым встретился на воронежских верфях: «Примерно в это время царь прибыл в Воронеж, где я служил, и множество моих рабочих, всю жизнь проходивших с бородами, теперь оказались принуждены с ними расстаться; одним из тех, кто только что вышел из рук цирюльника, был старый русский плотник. большой мастер работать топором, к которому я всегда питал дружеское расположение. Я немного пошутил с ним. сказав, что он помолодел, и спросил, что он сделал со своей бородой. Он сунул руку за пазуху, вытащил и показал мне бороду; затем сказал, что когда придет домой, то спрячет ее, и потом ее положат к нему в гроб и похоронят вместе с ним, чтобы он мог дать за нее отчет Святому Николаю, когда явится в мир иной, и что его собратья приняли такие же меры»*.

Читайте также:  Прически для пацанов назад

* В послепетровское время бороды очень медленно возвращались в верхние слои русского общества. Весь XVIII и первую половину XIX века должностные лица, офицеры и солдаты в армии должны были бриться. В 1860-1870-х годах, при Александре II, это правило смягчили и многие русские правительственные чиновники и военные, за исключением служивших в императорской гвардии, снова стали носить бороды. Все цари, правившие после Петра, были гладко выбриты, кроме двух последних, Александра III и Николая II, которые носили бороды, демонстрируя свои славянофильские пристрастия.

Из путешествия Петр вернулся в бодром, приподнятом настроении. Он рад был снова очутиться в дружеском кругу и так рвался начать преобразования, что не знал, с чего раньше начать. Он метался с места на место. На второй день в Москве царь устроил войсковой смотр и остался страшно недоволен Как писал австрийский дипломат Иоганн Корб:

. (Он) убедился, что многого не достает этим-толпам, чтоб можно было их назвать воинами. Он лично показывал им, как нужно делать движения и обороты наклонением своего тела, какую нестройные толпы должны были иметь выправку; наконец, соскучившись видом этого скопища необученных, отправился, в сопровождении бояр, на пирушку, которую, по желанию его, устроил Лефорт. Пированье длилось до позднего вечера, сопровождаясь веселыми кличами при заздравных чашах и пальбою из орудий. Пользуясь тишиною ночи, Государь, с немногими из близких к себе, отправился в Кремль повидаться с царевичем, сыном своим. Дав волю своему родительскому чувству и осыпая сына ласками, три раза поцеловал его; затем, избегая встречи с женою, которая давно ему опротивела, он возвратился в свой Преображенский кирпичный .

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду. Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик. В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.
Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535. Этот налог зависел от социального статуса носителя бороды. Дочь короля Елизавета I тоже вводила аналогичный налог, которым облагалась любая борода, растущая больше двух недель

Основателем моды на ношение бороды среди дворянства и духовенства Франции стал король Франциск I (1515—1547). Правительство обложило священнослужителей налогом: духовенство победнее предпочитало бриться. Возникли споры сторонников и противников права на бесплатное ношения бороды и вообще на её ношение, что повлекло вмешательство высших католических иерархов с попытками запретить бороду. Запрет на ношение бороды и длинных волос истекал из предписания лат. Clericus nec comam nutriat nec barbam, и осуждение бороды звучало ещё в 1119 году на Тулузском соборе, однако правило можно было трактовать в пользу короткой бороды. Полный запрет на бороду попытался ввести в 1576 году кардинал Карло Борромео, издавший пасторское послание (англ.)русск. «De barba radenda»

Источник статьи: http://vk.com/wall-27569095_784040

Оцените статью
Adblock
detector