Писатель классик с бородой

Федор Михайлович Достоевский — противоречивый бородач русской литературы

Литературное наследие Федора Михайловича Достоевского занимает особое место в мировой культуре. Произведения писателя давно и прочно завоевали широкую читательскую аудиторию во всех странах. Чем глубже мы проникаем в художественную вселенную Достоевского, тем сильнее задумываемся о его создателе: противоречивой, неоднозначной и, бесспорно, гениальной личности.

Первое впечатление от встречи: разочарование

Современники вспоминают, что первое впечатление при встрече с Достоевским всегда разочаровывало. Неброская внешность, лишенная аристократичности, и больше похожая на лицо ремесленника или рядового мещанина: тонкий и упрямый рот, широкий лоб с глубоко посаженными глазами, в форме лопаты темно-русая борода. Однако эти впечатления бесследно развеивались при общении с писателем. С первых минут разговора можно было безошибочно оценить значительность этого человека.

Это не лихо закрученный сюжет — это биография

Биография писателя – уникальный материал, по степени психологизма, драматизма и внутреннего напряжения не уступающий его произведениям. Участие в неугодном царскому режиму кружке петрашевцев, последующий арест, смертный приговор, инсценировка расстрела и помилование; ссылка на каторгу; роман с молодой и эксцентричной особой Аполлинарией Сусловой; смерть первой жены и сына, судьбоносная встреча в 45 с 20-летней А. Сниткиной; бесконтрольное увлечение азартными играми, прижизненное признание его литературного величия – одних этих беглых биографических зарисовок хватает, чтобы оценить неординарную и драматическую судьбу писателя.

Всем знакомый портрет писателя

Внешний образ Достоевского неизменно ассоциируется с его клочковатой и скрученной бородой, поникшими, но решительными усами. Растительность на лице писатель начал носить в 60-х годах, после 40 лет. До этого времени он был даже без усов. В эти годы в России мода на бороду стала повальной. Это был своеобразный маркер, свидетельствующий о том, что человек не имеет никакого отношения к государственной системе, поскольку даже после либерализации законов при Александре II чиновникам все еще было запрещено носить бороду. Эта тенденция нашла отражение в характеристике Птицына в романе «Идиот»: «Темно-русая бородка обозначала в нем человека с неслужебным занятием».

Уже в ХХ веке вокруг фигуры писателя сформировался громкий официоз, который не позволял открыто говорить о многих «неудобных» моментах биографии величайшего русского писателя. Патологическая игромания Достоевского упоминалась вскользь, было не принято открыто упоминать о сложных и неоднозначных отношениях с женщинами. До сих пор мало кто говорит о ярко выраженной сексуальности автора, которая, по воспоминаниям современников, несмотря на все старания сдерживать ее, невольно прорывалась наружу. Тургенев не без иронии даже называл его «русским маркизом де Садом».

Источник статьи: http://usachi.ru/stil/fedor-mikhaylovich-dostoevskiy-protivorechivyy-borodach-russkoy-literatury/

Мода на бороду среди русских писателей и поэтов 19-20 века

История становления моды на территории Российского государства была пресыщена знаменательными событиями: под влиянием веяний западной культуры, Европы и самоидентификации народности модные направления быстро сменялись другими, кардинально отличаясь от предыдущих.

К брадоношению тоже было полярное отношение: от тотального запрета с наложением штрафов от Петра I до ухоженных остроконечных «наполеоновских» бородок у светских франтов.

Такие колебания не могли остаться без внимания – цвет нации и ближайшие к народу стремились непременно соответствовать новомодным течениям.

Император Александр II задал тон современникам и потомкам — он первый отрастил и носил густую бороду при гладко выбритом подбородке. За брутальным образом самодержца последовала сначала рать и военачальники, позже — государственные служители, а дальше мода покорила и простого крестьянского мужика.

Читайте также:  Короткие стрижки креативные ассиметрия короткие

Без тени сомнения интеллектуальная элита одобрила «бородатое» веяние: русские писатели с бородой в 19-20 веках ассоциировались с выходцами «из народа», теми, к кому можно прислушиваться, чьи высказывания разбирались на цитаты, чьему зову откликались. Образ эрудированного мужчины с трубкой в руке, размышляющего о политике и жизни государства, разбирающегося в хитросплетениях военных стратегий, вызывал доверие и искренний интерес среди народных масс.

По крупицам сложился собирательный образ российской литературы 19-20 веков: писатель с бородой, бархатным голосом и четкой жизненной позицией.

Познакомимся с бородатыми писателями, чье творчество и мировоззрение имели колоссальное влияние на соотечественников.

Александр Островский

Один из самых ярких представителей интеллигенции того времени, талантливый драматург с незаурядными организаторскими способностями. Творчество и жизненные устремления сыграли решающую роль в становлении национального театра.

Скромный и аккуратный внешний вид Островского был привит ему отцом-священником, обучение в Костромской семинарии, а позже — в духовной академии, зародили в юноше не только высокоморальные качества — человечность, сострадание, глубокое уважение к окружающим, но и тонкую душевную организацию.

Борода и усы Александра Николаевича заканчивались бакенбардами, даже в преклонном возрасте рыжая щетина обрамляла улыбающееся лицо на фоне поредевшей шевелюры. Поэт предпочитал аккуратную бородку средней длины, подбривал область под нижней губой и укорачивал усы — такое оформление не мешало драматургу внятно и разборчиво корректировать работу актеров во время репетиций перед масштабными постановками.

Леонид Андреев

Имя этого талантливого поэта занимает особую нишу Серебряного века отечественной литературы. Считается, что понятие российского экспрессионизма ввел именно Леонид Николаевич.

Впечатлительный и находчивый, эрудированный и обаятельный, он прошел долгий путь становления, борясь со своими внутренними демонами и отголосками революции.

На облик талантливого шатена оказал влияние вынужденный переезд в Италию, где он продолжил творчество, описывая революционные настроения и события Первой мировой войны. Именно в этот период он отращивает бороду на римский манер — коротко стриженная и опоясывающая нижнюю часть лица с мягким переходом к волосам на голове.

Репин изобразил Андреева с улыбающимися глазами и легкой улыбкой, которую прикрывали густые остроконечные усы. Густая шевелюра гармонично завершала образ страстного мужчины.

Константин Бальмонт

Один из самых громогласных авторов среди современников: полиглот, мемуарист, социальный деятель и талантливый писатель. Тонкий живой ум, которым обладал Константин Дмитриевич, быстро возвел его до высокого ранга, где с его словом уже необходимо было считаться. Долгий и витиеватый жизненный путь наложил отпечаток на внешность нобелевского лауреата.

Находясь на пике популярности, Бальмонт не мог позволить себе выглядеть небрежно или неопрятно. Всегда аккуратная одежда новейших фасонов, идеальная укладка коротко стриженых волос и опрятные борода и усы.

Константин Дмитриевич следовал моде английских джентльменов: густая напомаженная борода треугольной формы, немного выступающая над подбородком, и отдельно растущие усы, едва прикрывающие губы. Остальное лицо гладко выбрито и напарфюмлено.

Выбор в пользу такого консервативного образа был сделан под влиянием новомодных течений Оксфорда, позже — Парижа и Берлина, где мужчины предпочитали лаконичный стиль растрепанной бороде.

Валерий Брюсов

Фамилия незабвенного Брюсова неразрывно связана с российским символизмом, родоначальником которого и считается талантливый автор. Литературный критик и историк прошел длинный путь к личностному становлению, на пике карьеры писал и революционном периоде державы, и антиутопические произведения. Отдельной вехой стоят произведения мифологического содержания.

К моменту относительно спокойного периода в жизни и материальной стабильности окончательно сформировал свой неповторимый стиль.

Монголоидные черты лица, высокие ярко выраженные скулы позволяли носить густые остроконечные усы. Клиновидная холеная борода на подбородке и визуально вытягивала лицо, придавая аристократические черты, а в сочетании с коротко стрижеными волосами и открытым лбом образ получался загадочным и притягательным.

Иван Бунин

Известный российский писатель, номинированный на Нобелевскую премию, имел дворянские корни. Детство и отрочество сложились неблагополучно, из-за разорения юноша рано вступил во взрослую жизнь и узнал, что такое тяжелая работа. Однако жаркий характер и жажда знаний быстро возвели Ивана Алексеевича в ранг народных любимчиков.

Читайте также:  Прикольные прически для подростков девочек для коротких волос

Вместе с супругой посетил множество стран: Италию, Палестину, Францию — не прекращая творческой деятельности.

В период путешествий у состоявшегося Бунина сформировался особый стиль — педантично уложенные волосы с боковым пробором, короткие усики, расходящиеся в стороны и стриженая борода, не выходящая за размеры нижней губы. Французский стиль отчетливо просматривался не только в одежде писателя, но и в общем завершенном образе аксессуарного набора.

Иван Тургенев

Вклад в развитие и становление русской литературы этим гениальным писателем трудно переоценить: публицист и почетный доктор наук именитых университетов, автор увлекательных произведений, романист.

Детство и отрочество прошли под эгидой материнского деспотизма и лишений, но именно это закалило нрав мальчика и заставило с утроенной старательностью двигаться к достижению целей.

Среди друзей во взрослом возрасте были Гаевский, Некрасов, Добролюбов, а в период Крестьянской реформы Иван Сергеевич занял активную социальную позицию.

Близость к простому народу, за чьи права ратовал поэт, сказались и на внешнем облике: шикарная густая борода опоясывала всю нижнюю часть лица, соединяясь с усами. Однако образ мужчины не был неряшливым: волосы, как и борода, поддерживались средней длины, усики стабильно подравнивались. Такая форма «шкиперской» бороды в сочетании с изысканной одеждой завершали пресловутый образ интеллигенции.

Источник статьи: http://beardy.blog/stil/russkie-pisateli-s-borodoj/

ТОП-70 дореволюционных русских писателей. Борода как Символ Русской Литературы.

От себя добавлю. Все лучшие русские писатели были бородаты. Чем больше борода — тем больше таланта. В 18 веке почти все писатели были гладко выбриты. И ничего стоящего не написали. Первым провидцем стал Пушкин, который и отпустил бакенбарды. Тем самым, он открыл ПУТЬ к совершенству Достоевский и Толстой, Тургенев и Лесков, Щедрин и Некрасов, Островский и Гончаров составили цвет русской словесности и прославили Православную Благодатную Бороду.

Литераторы Серебренного Века сбились в ересь эстетствующей козлиной бородки. Ровно в той степени как уменьшалась их растительность на лице, падал их вес в Литературе.

Наконец, безблагодатные эссеровские и большевисткие писатели совсем предали Бороду ради Опасной Бритвы и конце своего развития русская литература стала Пустыней Бесплодной. Рейтинг писателей свидетельствует. Чем выше место писателя в истории, чем больше его издают и читают, тем больше у него волосов. А ныне молодежь завела богомерзкую привичу брить даже подмышки и еще-кое что. Результат налицо. Никто кинжки не читает.

А вот неполживый Солженицин знал тайну Русской Литературы и отрастил Благочинную Бородищу. Поэтому и стал Великим Писателем Земли Русской уже в наше время.

1
А. С. Пушкин
10,29
2
Л. Н. Толстой
7,93
3
М. Горький
7,05
4
А. П. Чехов
5,48
5
А. Н. Толстой
4,15
6
Н. В. Гоголь
4,08
7
И. С. Тургенев
4,00
8
М. Ю. Лермонтов
3,58
9
Ф. М. Достоевский
3,10
10
А. И. Куприн
2,42
11
Н. А. Некрасов
2,34
12
И. А. Бунин
2,29
13
В. В. Маяковский
2,23
14
Д. Н. Мамин-Сибиряк
2,01
15
В. Г. Короленко
1,64
16
А. А. Блок
1,57
17
Н. С. Лесков
1,49
18
А. Н. Островский
1,42
19
В. Я. Брюсов
1,40
20
Б. Л. Пастернак
1,39
21
С. А. Есенин
1,24
22
К. Д. Бальмонт
1,18
23
Ф. И. Тютчев
1,15
24
А. А. Фет
1,11
25
И. А. Гончаров
1,11
26
А. А. Ахматова
1,07
27
В. А. Жуковский
1,00
28
А. Белый
1,00
29
И. Ф. Анненский
0,88
30
Н. С. Гумилев
0,88
31
П. П. Ершов
0,87
32
Л. Н. Андреев
0,86
33
Ф. К. Сологуб
0,86
34
В. М. Гаршин
0,83
35
А. К. Толстой
0,83
36
М. И. Цветаева
0,81
37
А. С. Грибоедов
0,80
38
В. Ф. Одоевский
0,79
39
И. С. Шмелев
0,71
40
З. Н. Гиппиус
0,66
41
Е. А. Баратынский
0,66
42
О. Э. Мандельштам
0,65
43
А. И. Герцен
0,65
44
В. И. Иванов
0,64
45
Д. И. Хармс
0,62
46
М. А. Кузмин
0,6
47
Н. Г. Чернышевский
0,58
48
М. А. Волошин
0,52
49
А. А. Погорельский
0,47
50
М. Е. Салтыков-Щедрин
0,44
51
Н. Г. Гарин-Михайловский
0,44
52
Д. С. Мережковский
0,43
53
А. В. Кольцов
0,41
54
В. Ф. Ходасевич
0,38
55
А. М. Ремизов
0,35
56
Г. И. Успенский
0,35
57
Д. В. Григорович
0,35
58
П. А. Вяземский
0,28
59
К. Н. Батюшков
0,28
60
А. И. Введенский
0,28
61
Г. В. Иванов
0,27
62
И. Северянин
0,27
63
Н .А. Клюев
0,24
64
Б. К. Зайцев
0,2
65
В. Хлебников
0,2
66
А. В. Дружинин
0,17
67
А. Б. Мариенгоф
0,14
68
А. Ф. Писемский
0,13
69
Р. Ивнев
0,13
70
Н. Г. Помяловский
0,12

Читайте также:  Технология стрижек для мужчин

Источник статьи: http://zheniavasilievv.livejournal.com/723994.html

Главные бородачи мировой литературы

Борода — это не только знаковый аксессуар, но и средство извлечения выгод, лекарство, скоростной транспорт и маскировочный элемент. Представляем вам хит-парад бород, без которых наши любимые книжки были бы далеко не так увлекательны.

10. Открывает парад Моховая борода — главный герой серии книг «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Эно Рауда. Бороду литературного героя можно было употреблять в пищу в виде отвара — случай, кажется, уникальный. Однако по полезности она не на первом месте, и мы позже выясним, кто её опередил.

9. Далёкий предок Карлсона, а может быть, Рапунцель — Черномор из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» — пожертвовал для транспортировки героя своей длинной бородой. Мы можем позавидовать силе мышц его шеи!

8. Толкиновский гном Гимли, сын Глоина , и его роскошная рыжая борода, заплетённая в косички. Благодаря кинематографу мы смогли визуализировать свои представления об этой легендарной бороде, но даже в своих фантазиях такое великолепие мы предположить не могли.

7. Дон Кихот Мигеля Сервантеса обладает далеко не такой роскошной, но несомненно самой печальной в мире бородой, завершающей печальный образ этого рыцаря.

6. Барон Пампа , персонаж «Трудно быть богом» братьев Стругацких — полная противоположность Дон Кихоту, но то, что он бородат (мы проверили), делает его самым весёлым бородачом из этой подборки!

5. Отец Фёдор Востриков , чья «благообразная» борода, судя по сюжету романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, была гарантом разума её хозяина. Лишившись части бороды, отец Фёдор попал во власть дурных идей, которые привели его к сумасшествию.

4. Емельян Пугачёв , разбойник из «Капитанской дочки» Пушкина, удостаивается звания «самая чёрная борода» этого списка.

3. Гэндальф из трилогии Толкина о кольце — маг с длинной седой бородой, которая никак не помогает ему в магических делах, однако добавляет магической крутизны его внешности!

2. Злой дух Мефистофель , получивший известность как литературный персонаж благодаря «Фаусту» Гёте. Он единственный из этого списка дал своё имя одной из разновидностей бороды. Клок волос на подбородке известен как «мефистофелевская бородка» и придаёт его владельцу сатанинский вид.

1. И, наконец, возглавляет бородатый чарт старик Хоттабыч ! Сила бороды этого старца безгранична: борода Хоттабыча строит дворцы, переносит людей в другие страны, превращает их в рыб, заставляет обрастать бородой маленьких мальчиков. Мы склоняемся перед величием бороды Хоттабыча и замираем в безмолвном восхищении.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/leninka/glavnye-borodachi-mirovoi-literatury-5bf4572197c63f00ab0b0fda

Оцените статью
Adblock
detector