План работы ус школа

План работы школьного самоуправления
методическая разработка на тему

Цели и задачи; понятие «школьное самоуправление»; структура и основные виды деятельности; ожидаемые результаты; основные формы самоуправления; план работы шмо.

Скачать:

Вложение Размер
shkolnoe_samoupravlenie.doc 706 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Богатовская средняя школа

_____________ Рубан М.П.

1. Позиционный блок

Цель — формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через

освоение навыков социального взаимодействия.

Задачи ученического самоуправления:

  • Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
  • Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
  • Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • Организация деятельности органов ученического самоуправления;
  • Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
  • Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
  • Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

  • Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
  • Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
  • Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
  • Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
  • Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  • Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  • Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  • Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» — «сам» и «nomos» — «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. (Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд.-М., 1988.- С.568).

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление — объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является ни кто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544).

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для

организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
  • Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность — организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
  • Художественно-эстетическая деятельность — тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
  • Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию

учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных,

правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления — в социальной активности народа.

Политические корни, в частности, — в демократической культуре, идеологические — в оптимальном сочетании личного

и общественного, а нравственные — в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку. (Детское

движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544

Помощь педагогов в работе органам самоуправления.

Министерство науки и образования — заместитель директора школы по УВР

Министерство культуры и досуга – педагог — организатор ВР

Министерство здоровья и спорта — руководитель МО физкультуры

Министерство рекламы и информации – председатель МО гуманитарного цикла

Министерство труда и экологии-

Структура ученического самоуправления:

Данная модель самоуправления опирается на:

  • Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
  • Основные нормативные документы школы, не противореча им;
  • Сохранение и приумножение школьных традиций;
  • Простоту внедрения проекта в жизнь;
  • Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.

Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.

Социализация детей и подростков — это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно-деятельностный, ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.

Социальная среда — это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.

Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.

2. Организационный блок

Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.

Первый уровень — индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.

Индивидуальный уровень – ученик.

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
  • Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
  • Воспитание ответственности за порученные дела;
  • Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Второй уровень — школьное самоуправление.

Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления — регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.

Совет школы – высший орган самоуправления школы.

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

  • Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
  • Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
  • Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

3. Нормативно – правовой блок

Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  • Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности.
  • Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (с изменениями от 11.07.2000 г.)
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  • Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123)
  • Национальный проект «Образование».
  • Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

4. Содержательный блок

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

Ведущий вид деятельности

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА

Спортивно – оздоровительная деятельность

организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ

Художественно – эстетическая деятельность

тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

5. Технологический блок

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Основные формы ученического самоуправления .

  • Заседания Совета ученического самоуправления;
  • Участие в работе собрания;
  • Участие в работе ученических и родительских собраний;
  • Проведение благотворительных и иных акций;
  • Проведение социологических опросов;
  • Участие в работе творческих групп;
  • Проведение круглых столов;
  • Организация и проведение досуговых мероприятий;
  • Организация и проведение спортивных соревнований;
  • Другие формы работы.

6. Управленческий блок

Управление развитием ученического самоуправления .

Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,

являясь органической частью общешкольного управления.

Т Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование

(коррекция) и снова анализ.

Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий

  • Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета,

председателем и педагогом-организатором ВР);

  • Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
  • Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
  • Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
  • Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)

Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

  • «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
  • «Отечество» (гражданско-патриотическое);
  • «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
  • «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
  • «Право и закон» ( профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).

По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены

в планировании на год.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик

может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи

взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий

педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,

направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/11/05/plan-raboty-shkolnogo-samoupravleniya

Читайте также:  Что значит борода для мужика
Оцените статью
Adblock
detector