Почему армяне носят бороду

Обычаи древних армян — Ношение волос

Современные нам писатели и художники, представляя древних армян, изображают их, как правило, черноволосыми. Надо полагать, что среди древних армян действительно преобладал черный цвет волос во всех его оттенках.

Светлые же волосы, благодаря своей редкости, в народе были в очень большом почете. Видимо поэтому в эпических песнях армян герои зачастую бывают красавцами с роскошными русыми волосами.

«Огонь волосы и борода у него из пламени».

Для более полного представления облика древних армян необходимо отметить и обычай ношения специальной повязки для удержания волос в порядке, называемой «Варсекал».

Такой обычай существовал у армян с древнейших времен. По величине и украшениям этих повязок отличались чины, власти, сословия древней Армении.

Они были большего или меньшего размера, с жемчугом, золотом или драгоценными камнями. Надо отметить, что не только вельможи, но и простонародье армянское тоже щеголяло своими волосами, о чем есть свидетельство в истории Фавстоса Бюзанда.

Но, наверное, самым лучшим свидетельством особой заботы армян о волосах служит обилие слов, созданных народом для выражения понятий тех или иных волос и причесок. Слов этих более 140.

Если быть последовательным в рассмотрении вопроса о ношении волос у древних армян, то надо отметить и то, что с принятием христианства в эти обычаи были внесены некоторые ограничения.

Если длинные и распущенные волосы язычников считались символом мужества и величия, то в противоположность этому отцами церкви было введено пострижение как символ смирения.

Говоря об обычаях ношения волос мужчинами, нельзя обойти и представительниц прекрасного пола. Но как это ни странно, говорить о женщинах значительно труднее, хотя, несомненно, они заняты волосами гораздо более мужчин.

Возможно, потому что история не оставила нам никаких свидетельств, а может быть, и потому, что обычаи эти были подвержены изменчивой моде. Так оно или иначе, но все-таки сохранилось немало интересных фактов, рассказывающих о ношении, сохранении и заботе за своими волосами среди армянских женщин разных возрастов. Предания гласят…

По понятию армянской девушки, обладательницы богатых волос, счастье длится так долго, как долго она сохранит свои волосы. А богатством надо дорожить, хранить его от недобрых глаз. Никому не дозволено прикоснуться к нему. А кроме того, необходимо принять специальные меры для его охраны.

И тут на выручку приходят разного рода чародейства и волшебные талисманы. В роскошных прическах девушки тайно хранят ожерелья, желательно, из камней синего цвета. Они предохранят от дурного глаза.

Интересно отметить и тот факт, что определенные прически соответствовали определенному возрасту, например:

Девушка со сплетенными в косу волосами считается уже невестой. Чем больше у девушки волос, тем больше у нее кос. Их должно быть всегда четное число — 2, 4, 6…

Старухи и женщины в возрасте более двух кос не отпускали. Отличие возрастов определялось еще и формой сплетения кос.

У девушек коса плелась из нескольких пучков волос. у старух — только из двух. Кроме того, конец косы у девушки не завязан, а кончается расчесанным пучком волос. У старухи же коса сплетена до конца.

Но бывали в жизни армянки случаи, когда, невзирая на возраст, она оставляла свои волосы в полном пренебрежении.

Источник статьи: http://vstrokax.net/legendyi/obyichai-drevnih-armyan-noshenie-volos/

Почему мусульмане сбривают усы, но оставляют бороду?

В русской традиции принято отращивать бороду с усами. А вот мусульмане иногда усы сбривают, оставляя только бороду. Разберемся, с чем это связано.

Согласно мусульманским преданиям, Пророк призывал последователей сбривать усы, но отращивать бороду, чтобы правоверные не походили «на огнепоклонников». Сам Пророк придерживался именно такого правила – носил бороду без усов. В сборнике канонических хадисов имама аль Бухари рассказано предание, когда в последних паломничествах в Мекку Пророк раздавал людям состриженные с головы и лица волосы. В исламском мире они считаются одной из почитаемых и ценнейших реликвий.

Читайте также:  Какие стрижки для длинноносых

Обязательно или нет?

В многочисленных течениях ислама и у мусульманских богословов не сложилось единого мнения о том, обязательно ли оставлять бороду и сбривать усы. Так, захиристкий теолог Ибн Хазм писал о строгом запрете на сбривание бороды. Такой же позиции придерживались сторонники суннитского, ханбалитского мазхаба и ханафиты.

Отдельные представители шафиитского мазхаба (арРафии, анНавави, Закария-аль-Ансари, аль-Хатиб-аш-Шарбини) говорили, что сбривать бороду нежелательно, но оставляли человеку право выбора.

Главное условие отращивания бороды

Сегодня большинство теологов склоняется к мнению, что строгий запрет на сбривание бороды – проявление неграмотности и неверного толкования традиций ислама. Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы.

Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям. Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным.

Шамиль Аляутдинов напоминает, что уход за отпущенной бородой – часть кропотливой работы над собственной личностью. Борода – это маркер, через который окружающие оценивают ее хозяина. А ее ношение – сунна, то есть путь и пример подражания Пророку и праведникам. А потому все бородачи обязаны помнить об ответственности, которую накладывает на них буйная растительность.

Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников. Однако традиция ношения бороды характерна и для других религий: и православные, и иудеи носят бороды. Чтобы отличаться от них не только сбритыми усами, мусульмане издавна красили бороды натуральными природными красителями. По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины – басма или хна.

В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок – огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные. Именно такой непредсказуемый эффект дает окрашивание седины натуральной хной и басмой. А вот в черный бороду красить запрещено. Исключение – придание устрашающего облика во время джихада.

Большинство богословов считают, что бороду можно постричь, но в том случае, если она перерастает длину сжатого кулака. При такой оптимальной длине бороды и ухаживать за ней проще, и смотрится она аккуратно и солидно. Бороды подстригали ближайшие сподвижники Пророка – Ибн-Умар и Абу-Хурайра. О разрешении подстригать бороду говорится в трудах многих богословов – исламского аскета Хасан аль Басри, правоведа маликитской школы Ибн-Абд аль Барра, арабо-мусульманского теолога Ибн-Таймии и пр.

О правилах сбривания усов у исламских богословов единого мнения нет. Так, сторонники шафиита считают, что сбривать усы полностью не нужно. Достаточно подрезать то, что отросло ниже губы. Ханафиты убеждены, что усы нужно «искоренять» полностью. Заметим, что часть сподвижников Пророка сбривали усы целиком (Абу-Раида, Инб-Умар и пр.). Другие – лишь подстригали (Абдуллах-ибн-Бишр, Микдам-ибн-Мадикариб и др.).

О запретах и наказаниях

В современном сознании любой темноволосый мужчина с бородой (как и женщина в хиджабе, кстати) ассоциируется с террористом, поэтому во многих странах буйная растительность на лице становится причиной повышенного интереса к человеку со стороны правоохранительных органов. Например, в Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды, но многие мужчины расстаются с ней, чтобы не вызывать подозрения и не оказаться в «списке бородатых» Службы безопасности. Узбеку-бородачу для получения паспорта требуется специальная справка, доказывающая его непринадлежность к экстремизму, получить которую практически невозможно. Дагестанские бородачи рискуют постановкой на «профилактический учет».

Читайте также:  Прическа кудри одну сторону

В истории зафиксированы случаи, когда нарушение правил относительно бороды приводило к трагическим последствиям. Так, талибы в Афганистане обязывали мужчин отращивать бороды и проводили проверки. Тех, кто по каким-то причинам не смог вырастить бороду длиннее сжатого кулака, жестоко избивали. В Пакистане талибы запрещали парикмахерам брить бороды, а заведения отказавшихся или нарушивших запрет подрывали.

Сегодня большинство мусульманских стран всё же относятся к бородачам лояльно. Так, обязательное ношение бороды в Карачаево-Черкессии предписано только имамам. В Татарстане считают, что борода – атрибут, который следует заслужить, поэтому небольшую поросль можно отпустить в 30-35 лет после женитьбы, и только разменяв седьмой десяток, разрешается отращивать длинную бороду.
источник

Источник статьи: http://staryiy.livejournal.com/2779249.html

От Че Гевары до Пашиняна: как рэперская борода стала трендом в Армении

Почему армянским мужчинам (и даже премьер-министру Николу Пашиняну) так нравится этот атрибут мужского лица? Колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян рассуждает на тему бороды и красоты.

Из всех первых лиц Армении обозримого прошлого с бородой только Никол Пашинян, все остальные — без. В случае с премьер-министром она начала расти в ходе пешего марш-броска будущего премьера к власти, после чего, достигнув кондиции, стала еще одним символом «бархатной революции».

Как знак крутизны, а не только нехватки времени на бритье, борода воспринималась задолго до Хемингуэя, Че Гевары и других героев давнего времени, хотя нередко отращивалась и просто для красоты. Если подходила лицу. Пашиняну подошла.

Из всех известных автору видов «волосяного покрова на нижней части лица» («якорь», «бальбо», «капитан Джек», «эспаньолка», «шкиперская» и др.) ближе всего к премьеру так называемый «Рэп индустриальный стандарт» (Rap Industry Standard).

Такая борода, поясняют специалисты, создается благодаря тонким контурам, поэтому подходит мужчинам, у которых хватает терпения и не дрожат руки. Как и борода Генриха IV, «Рэп индустриальный» проходит вокруг рта, но есть и отличие: в нем оставляется тонкая полоска от подбородка до губ. Говорят, изящные линии хорошо подстриженной бороды заставляют сильнее биться сердце женщины, но так как женские сердца вне компетенции автора, об этом не будем и пойдем дальше.

Отрастить бороду — это лишь полдела. Мнение, будто раз борода, то зачем бриться каждый день, рискуя получить раздражение, ошибочно — если не каждый день и не тщательно, получается Бармалей.

Есть ли у первого лица страны желание, и, главное, время, поддерживать бороду в образцовом порядке? А зачем? Первые лица тем и отличаются от не первых, что могут иметь помощников на все случаи жизни. Кто именно заведует премьерской бородой, автор не знает, а, скорее всего, и не должен знать. Дальше о том, что он знает.

Всяк, входивший в здание ЦК, а нынче Национального собрания, с парадного крыльца, оказывался в небольшом тамбуре и мог повернуть направо или пройти налево. Если поворачивал налево, оказывался в комнатке, где мог увидеть любимца партийного истеблишмента парикмахера Ваню.

Спецконтингенту Ваня пришелся по душе, но сказать, что и по вкусу, было преждевременно, пока первое лицо Армении не ответило на вопрос собственной головой. Демирчяну понравилось.

Уста Данэл, у которого прежде стригся Карен Серобович, (и, стало быть, вся аппаратная знать) был по жизни славным малым, но в профессиональном смысле больше, чем на «тройку» не тянул, отчего ходила байка, будто по первой специальности парикмахер был плотником. Вообще то, похоже…

Словом, уста-Данэл, доставшийся Карену Серобовичу Демирчяну от Антона Ервандовича Кочиняна, представлениям нового лидера о прекрасном не соответствовал, вследствие чего отставка плотника-парикмахера была предрешена.

Экзамен Ваня выдержал и отстоял свою вахту до самого разгула перестройки, после чего ушел в интуристовскую «Армению», а затем в бизнес, открыв в Ереване свой салон красоты.

Читайте также:  Стрижка с переходом виды стрижек

Тут пара шагов в сторону. В советские годы борода оказалась не в чести по той причине, что была как бы визитной карточкой священника или фидаина — ни тем, ни другим среди строителей коммунизма делать было нечего (в данном случае не помог даже авторитет Карла Маркса).

А еще раньше, во времена язычества, символом мужества армянских мужчин считались не только бороды, а еще и длинные волосы, но с принятием Арменией христианства, короткие стрижки и бритые лица стали восприниматься как знак христианского смирения.

Но вот грянули неспокойные девяностые и борода снова оказалась в тренде: ее стали носить герои карабахской войны, а дальше их дети, пожелавшие хотя бы внешне походить на отцов. Но не только это.

Еще один шаг к бороде могли помочь сделать популярные в Армении Серж Танкян, Канье Уэст и Тимур Ильдарович Юсупов, больше известный поклонникам как Тимати.

А вообще знающие люди называют восемь причин, заставляющих отращивать бороду. Среди них: борода — это очень сексуально, борода — это синоним престижа, борода ассоциируется с мудростью, бородатый мужчина — это здоровый мужчина…

Что заставило нашего премьера отрастить бороду, знает только он.

Источник статьи: http://ru.armeniasputnik.am/columnists/20180902/14182998/foto-ehvolyuciya-armyanskoj-borody.html

БОРОДАТАЯ МОДА

Почему не бриться — круто?

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В АРМЕНИИ СТАЛО МОДНЫМ НОСИТЬ БОРОДЫ. К НОШЕНИЮ БОРОДЫ ПРИСТРАСТИЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО МОЛОДЕЖЬ, НО И МУЖЧИНЫ В ВОЗРАСТЕ ДО 50, А ПОРОЙ И 60 ЛЕТ.

Что же побудило армян следовать «бородатой» моде? Беседы с соотечественниками разных возрастов позволили в какой-то мере понять природу этой тенденции. Впрочем, об этом чуть позже. А пока немного истории.

ПРИЗНАК И СИМВОЛ

Оказывается, во времена язычества своеобразным символом мужества армянских мужчин считались не только бороды, но и длинные волосы. Однако с принятием Арменией христианства на смену этим подходам пришли другие — короткие стрижки и бритые лица стали считаться показателем христианского смирения.

Со временем ношение бороды стало признаком принадлежности к привилегированному сословию. Кроме того, носить бороду был обязан мужчина, у которого в доме траур. Вдовцы оставались бородатыми до конца своих дней, а те, кто собирался вновь привести в дом жену, брились в торжественной обстановке, в присутствии друзей.

Ношение бороды в Армении стало популярным и в 90-е годы прошлого века, в период национально-освободительного движения после распада СССР, когда на арене появились герои-азатамартики, бородатые образы которых ассоциировались с мужеством, храбростью, патриотизмом. Молодежь стремилась походить на отцов, павших в боях на фронтах Карабахской войны.

РАМКА ДЛЯ ЛИЦА

Часть опрошенных мужчин уверяет, что сегодня борода или хотя бы усы – естественный элемент образа армянина, отобранный у него советской властью и разрешенный в течение 70 социалистических лет лишь деятелям искусства.

Наличие бороды, по словам респондентов, имеет ряд преимуществ. С эстетической точки зрения она является своеобразной рамкой для лица. При этом возможность придать рамке нужный вид, размер и объем позволяет замаскировать недостатки: массивный подбородок, узкие губы, пухлые или, наоборот, впалые щеки, асимметрию лица, проблемные участки кожи и т.д.

Кроме того, после службы в армии и обязательного каждодневного бритья многим парням хочется отдохнуть от армейского порядка. Да и многим армянским женщинам нравятся бородачи, выглядящие, по их мнению, особенно брутальными.

Немалую роль в распространении моды на бороду у армян сыграл и Фейсбук. Несколько лет назад в ФБ появилась группа I love t@rash («траш» в разговорной армянской речи означает борода, небритость), продвигающая идею ношения бороды. На странице этой группы выкладывались фотографии бородачей, приводились аргументы в пользу щетины и факты, представляющие ее преимущества. Группа вызвала большой интерес среди молодежи, а затем и мужчин постарше.

Источник статьи: http://www.golosarmenii.am/article/48825/borodataya-moda

Оцените статью
Adblock
detector