Почему осипов без бороды
…Честно говоря, собираясь на эту встречу, я немного волновался: боялся разочароваться. Как часто доводится слышать с высоких «православных трибун» правильные слова о смирении и служении, призывы к подвигу во имя Господа и ближнего, а потом терзаться соблазном осуждения, видя, как эти декларации в некоторых «мелочах» расходятся с делом.
Сомнения мои и страхи оказались, слава Богу, напрасны. Даже сам неброский, вполне светский облик известного профессора как бы подчеркивал его близость к нам, простым смертным, ради которых он живет и, не покладая рук, трудится. Вот еще один «секрет» Алексея Ильича!
Беспризорник ведь по природе своей сторонится благочинья внешней церковности. Пусть это опрометчиво и неразумно с его стороны, но его пугает «сановное» облачение иерархов, бороды и рясы священства, паникадила и… собственное невежество в понимании тонкостей церковной жизни. Беднягу надо просто понять и пожалеть. В духовном смысле он еще младенец. Его для начала надо отогреть и отмыть, приодеть и приободрить, не вредно и подкормить с ложечки «теплым молоком», пока он не привыкнет к более твердой духовной пище. Ему надо многое объяснить из разряда азбучных православных истин, выдернуть из его души немало духовных сорняков и терний — следов «кое-каковского» светского образования.
Именно этот чудовищный онтологический провал, поразивший девять десятых нашего постсоветского общества, и старается заполнить своим проникновенным словом «мой Осипов», оказавшийся при личном знакомстве точно таким, каким я его себе и представлял. Даже отсутствие на его лице бороды, оказывается, имеет свой скрытый и важный смысл. На вопрос «почему» Алексей Ильич хитро ухмыляется и отсылает к своему духовному учителю — игумену Никону (Воробьеву), письмами которого я зачитывался и зачитываюсь до сих пор наравне с трудами древних отцов; оказывается, это он, отец Никон давным-давно отсоветовал «Лешеньке» отпускать бороду, поскольку, «это внешнее».
Был ли тот совет случайным, или отец Никон прозревал, какой крест миссионерского служения ожидает его юного воспитанника – тогда еще семинариста Осипова — в мучительно-переломные для России годы лихолетья, на стыке двух тысячелетий? Как знать? Плод духовных трудов отца Никона оказался, как воздух, созрел ко времени, указывая пути «блудным сынам» перестройки. В силу беспримерной «испорченности» рационализмом этому поколению практически закрыт путь прямой, интуитивной веры. Ему надо знать о вере все и сразу, глубоко и панорамно, строго и научно. Иначе не сломать каменного панциря «эго», окружающего «внутреннего человека» — душу живую! Иначе не принять Бога, ибо «Царство небесное внутрь вас есть». Таково оно — «второе принятие» Христа – болезненное и, как писали Отцы, «непадательное». Люди образованные и успешные добровольно отбрасывают и свою показную напыщенную образованность, и сытую свою успешность – вообще все наружное… ради чего-то сокровенного, неопределимо-трепетного, тревожащего душу в самых ее основаниях. С помощью Осипова это «что-то» со временем приобретает вид академической стройности и эмпирической достоверности, которую так легко и так трудно (но можно-таки!) испытать на себе опытно, и даже – ура! — ощутить вдруг легкое прикосновение к себе благодатной десницы Божьей. И вот тогда уже – прочь сомнения! — ухо начинает вслушиваться в вечные зовы Вселенной, око напряженно внимать скрытым смыслам евангельских откровений, иссохшее от неверия сердце — неумело открываться благодатному теплу настоящей Любви, исходящей от настоящей Жизни!
Профессор Осипов – не сладкоречивый утешитель, но требовательный взыскатель предельно строгого, по сути, монашеского подхода к духовному домостроительству. Собственно говоря, иного и быть не может, ибо заигрывание с миром страстей, согласно Святым отцам, неотвратимо влечет человека к поражению и порабощению духами злобы. Стяжание Духа Святого невозможно без осознания собственной «нищеты духа» и собственного же бессилия перед осаждающими душу «духами злобы поднебесной», без того, чтобы молитвенно и слезно выпрашивать у Господа помощи и спасения. Путь духовного исцеления не просто узок – он еще и бесконечно труден, тернист и мучителен. Все мы, словно язвами, покрыты невидимыми — даже для самих себя — духовными болячками; малейшее прикосновение к ним, особенно со стороны третьих лиц, причиняет жуткую боль. Но лечить-то надо! Фактически вопрос стоит так: или живи по Отцам, или расстанься с мыслью о победе над смертью!
В своем собеседнике я увидел пример новой и настоящей русскости, элиты духа, сочетающей с одной стороны, тонкую светскость и классическую, увы, почти утраченную в эпоху постмодернизма мягкую интеллигентность, а с другой — какую-то предельную внутреннюю напряженность, почти монашескую собранность. Простота и глубина. Обаяние и строгость. Впечатление такое, будто человек, исполняя некий круг обязательных внешних служений (включая сюда и встречу с нами), душою пребывает в непрерывном сосредоточенном бдении. В молитве? Не знаю, может быть, это только догадки, но ощущение это не оставляло меня на протяжении всего почти трехчасового разговора.
— Вы живете здесь, в Сергиевом Посаде? — интересуюсь я.
— Да, рядом с Академией, минут пятнадцать ходьбы. За руль авто сажусь редко, разве что на улице совсем ненастно… да и с педалями у меня беда. Когда-то в машине их было целых три, и приходилось все время вспоминать, какая для чего. Теперь, слава Богу, их только две.
— А как вы воспринимаете собственную известность?
— Осипова не люблю, книг его никогда не читаю, лекций не слушаю и не смотрю!
Вот так дела! Добрых пятьдесят часов всевозможных аудио и видео записей этого человека сумасшедшими тиражами «гуляет» по стране, возбуждая умы и заставляя думать и жить «инаково», и на тебе — «не люблю»!
Впрочем, если постараться, понять тоже можно. Служение ведь это добровольная каторга, а не сладостное, хотя порой и трудоемкое, взбирание на гору бренной славы. Апостольский труд. Сейчас и времена-то напоминают апостольские, раннехристианские. Все до последнего «измы» обанкротились, плавают, как дохлая рыба, брюхом к верху. Поезд бездушной цивилизации несется под откос под завывания платных апологетов. Миллиардам его пассажиров, зажатым внутри и погруженным в изучение Интернета и комиксов, даже невдомек, куда он летит: видеть пропасть могут только те, кто в кабине машиниста или… кто вообще не в поезде. Нужны, ох, как нужны сейчас именно такие люди – понимающие, что происходит и что делать, стремящиеся предупредить об опасности, перекричать грохот летящего под откос эшелона.
Алескандр Нотин
Продолжение следует. Начало см. Секреты «моего» Осипова
Источник статьи: http://pereprava.org/culture/2342-uroki-alekseya-osipova.html
Старцы без бороды
Слушая несколько раз в неделю на телеканале «Союз» лекции профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, чувствуешь себя студентом-заочником этого учебного заведения, получающим богословское образование. Великое миссионерское и даже, можно сказать, апостольское, служение несет этот человек, духовно просвещая не только священнослужителей, но и широкие массы простых людей. Низкий поклон уважаемому профессору за возможность получить «дорожную карту» для спасения души.
Однако некоторые излагаемые профессором богословские позиции вызывают недоумение. Это относится, в частности, к телесному воздержанию во время постов.
Суммарное число постных дней в году, как известно, превышает его половину, и воздерживаться от исполнения супружеского долга, считает Осипов, так долго тяжело. Профессор утверждает, что скоромную пищу во время постов можно заменить на другую (постную), а вот в сфере половых отношений замена невозможна, поэтому число супружеских контактов в эти периоды можно ПРОСТО УМЕНЬШИТЬ. Требование церкви отказаться от таких контактов во время постов профессор объясняет не тем, что это грех, а необходимостью проявить благоговение перед Богом.
При этом ни на каких святых отцов лектор не ссылается, хотя обычно он их цитирует даже чаще, чем Священное Писание. А ссылается он на фразу Христа о «неудобоносимых бременах», которые законники налагали на людей. Но там речь шла отнюдь не об этом. Необходимость строгого соблюдения постов у иудеев не подлежала сомнению (так, фарисей в притче о фарисее и мытаре ставил регулярные посты себе в заслугу (Лк. 18:12).
Что же по этому поводу говорит Евангелие? Тело человека – это храм для Духа Святого («Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1Кор. 7:19).
Дух Святой не может обитать в оскверненном храме (теле): («Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18).
В Откровении сказано, что среди ста сорока тысяч избранных Богом на первом месте стоят девственники, НЕ ОСКВЕРНИВШИЕСЯ с женами (именно с женами, а не с блудницами (Откр.14:4).
Поэтому половой контакт – это, с духовной точки зрения, ОСКВЕРНЕНИЕ человека, как бы ни пытались приукрасить его сущность. Апостол Павел разъясняет, что ждет тех, кто вступает в брак (в частности, уже после утраты супруга) и делает свой жизненный выбор в пользу такого осквернения («Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:28).
Именно поэтому монахи, стремящиеся достичь ангельской чистоты еще на земле, дают обет безбрачия. Простым людям церковь делает послабление, предписывая им соблюдать такую чистоту только во время постов, иначе не получится попасть на «пир к царю в БРАЧНОЙ (то есть незапятнанной) ОДЕЖДЕ», и такого человека ждет «тьма внешняя, где плач и скрежет зубов» (Мф. 22:11-13).
Всем ведь понятно, что стремление удовлетворить желание половой близости связано с зависимостью, или со СТРАСТЬЮ, которой одержим человек. Ученые экспериментально установили, что за половое возбуждение отвечает тот же участок мозга человека, который реагирует на алкоголь или наркотики.
Святые же отцы считают БЕССТРАСТИЕ важнейшим условием уподобления человека Богу (29-я ступень «Лествицы» называется именно «О бесстрастии»). Поэтому даже из такого простого рассуждения ясно, что половые отношения удаляют человека от Бога.
Что же рекомендует профессор Осипов? Всем сидящим в зале (без оговорок на присутствующих здесь монахов!) – сохранять эту одну из самых богопротивных страстей в себе даже во время приближающих человека к Богу «духовных взлетов», каковыми есть посты. Странная, мягко говоря, позиция. Ведь Евангелие постоянно ориентирует нас на то, что нужно потрудиться и «отвергнуться себя», чтобы получить награду свою.
…Однажды на одной из лекций профессор Осипов рассказал о произошедшим с ним смешном, на его взгляд, эпизоде. В одном из монастырей к нему обратилась женщина с просьбой показать дорогу к старцу. «А может, это я и есть?», – в шутку ответил Осипов. «Нет, у вас нет бороды», – ответила женщина.
А ведь в этом ответе не было ничего смешного. Сначала богословы сбривают бороды, затем начинают увлекаться элегантной светской одеждой, поездками за границу, другими мирскими искушениями. А там, глядишь, и прелесть тихой сапой начинает их одолевать…
Источник статьи: http://proza.ru/2015/06/06/572
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если кого-либо из наших сограждан попросить нарисовать словесный портрет православного священника, то он может забыть (или не знать) о каких-либо частях (элементах) облачения, но о бороде не забудет никто. Более того, именно борода будет тем, о чем он вспомнит в первую очередь. Утверждение, что попы носят бороду, уже настолько прижилось в нашем сознании, что ответить напрямую: почему священники носят бороду, – сможет не каждый. Так уж повелось, а если кому-то доведется увидеть безбородого священника в облачении, то без легкой дезориентации и приступа когнитивного диссонанса тут не обойтись.
Итак, зачем священники носят бороды? Многие, наверное, подумав, сошлются на образ Иисуса Христа, который мы видим на иконах, и укажут, что так проявляется подражание внешности Спасителя. Безусловно, это одна из причин, но не единственная.
Борода в Священном Писании
Даже те, кто особо не вникал в тексты Священного Писания, могут догадаться, что ношение бороды священниками имеет древние ветхозаветные корни. И действительно, в 19-й и 21-й главах Книги Левит мы увидим прямое повеление Господа не стричь головы и бороды. Есть для этого и свои причины. Неканоническое Послание Иеремии, в самой первой главе, сообщает нам, что бритье голов и бород свойственно языческим жрецам, именно поэтому Моисеев Закон был направлен на то, чтобы удержать еврейских священников от идолопоклоннических обычаев. Прп. Ефрем Сирин уточняет, что язычники специально отращивали волосы на голове и лице, дабы затем остричь их в специально назначенное время у «священных» источников или прямо на самих капищах. Таким образом, бритье голов и бород было не просто традицией, а частью идольских мистериальных культов. Мы прекрасно понимаем, что Христос отменил ветхозаветный обрядовый закон, потому в Новом Завете подобных повелений относительно ношения бороды не встретим, но есть в этом вопросе другая сторона.
Борода в канонах
В первой книге «Апостольских постановлений» (п. 4) говорится, что «обнажает бороду» тот, кто хочет нравиться другим. Примерно эта же мысль звучит и в 96-м правиле Шестого Вселенского Собора. Там идет речь о том, что те, кто облеклись во Христа, должны подражать и житию Его, а отсюда избегать плетения и специальных укладок своих волос, которыми они искушают неокрепшие души. Зонара в своем толковании поясняет, что правило это относится и к бороде, но здесь опять же есть свои причины. В то время мужчины плели волосы и брили бороды, дабы казаться нежными и походить более на женщин. Как, возможно, вы догадались, речь в данном случае идет о гомосексуальных традициях древнеримской империи. Дабы дистанцироваться от подобных ассоциаций, Церковь и вводит запрет на манипуляции с волосами, которые были признаком блудных пороков.
Как мы понимаем, с тех времен традиция ношения бороды настолько укоренилась, что теперь батюшки носят бороду, как бы сказали современные программисты, по умолчанию.
В дальнейшем идея схожести безбородого мужчины с женщиной перекочевала в определения Стоглавого Собора (1551 год). Но, видимо, в XVI веке отсутствие бороды у мужчины казалось настолько противоестественным, что в определениях Собора содержится даже запрет отпевания и каких-либо иных молитв в храме за упокой душ тех, кто посмел сбрить бороду.
Наверное, именно поэтому православная борода в Украине, России, Беларуси, в общем, в славянских странах, приобрела смысловую связь с такими понятиями, как могучесть, сила, воля, и прочими атрибутами мужественности.
Может ли священник не носить бороду?
Теоретически, конечно, может, но практически бороды православных священников стали неотъемлемым признаком их внешности. За границей ситуация иногда складывается немного иная. Как мы знаем, латинские священнослужители в большинстве своем не носят бород, так как с раннехристианских времен это считалось указанием на принадлежность к высшим социальным слоям древнеримского общества, постепенно данная традиция укоренилась и стала общепринятой на Западе. Но вот когда Европу и США в 60–70-х годах ХХ века накрыла популярность движения хиппи, то бороды начали сбривать и некоторые православные священники. Представители хиппи принимали и распространяли наркотики, «прославились» и другими нарушениями закона, а одним из признаков их внешности стала борода. Так вот, священникам просто надоело, что их постоянно задерживала полиция, воспринимавшая наличие бороды как атрибут принадлежности к хиппи.
Сегодня мы видим, что носить бороды стали не только священнослужители, но и просто многие мужчины. Но если для далеких от Церкви людей это дань моде, то для православных борода стала символом стремления подражания Христу. Поэтому, отвечая на вопрос: зачем православным бороды, – достаточно будет и ссылки на то, что бороду носил наш Спаситель. Хотя мы, конечно, прекрасно понимаем, что наша духовная жизнь, а тем более вечность уж никак не зависят от наличия или отсутствия растительности на лице.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyashchenniki-nosyat-borodu