Почему петр 1 брил бороды боярам

Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Читайте также:  Полоски при стрижке для мужчин

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831

Почему Петр брил бороды?

Реформаторская деятельность Петра Первого всем хорошо известна, но один вопрос меня интересовал давно — почему Петр решил брить бороды. Объяснение всегда было таким, что мол де западная мода Мода, конечно дело великое, но уж больно были высоки налоги, которые вдруг пришлось платить за право ношения бороды. Как это мода увязывается с драконовскими поборами? Интересно, что Петр проводит указ о бритье бород сразу после возвращения из-за границы. Оттуда кстати приходит и право торговли табаком. За это, разумеется, торговцы должны были платить лицензионные деньги.

Давайте посмотрим на вопрос бритья с экономической стороны.

Для процесса бритья необходимы как минимум две вещи — бритва и мыло. Вопрос не праздный, а сколько стоила клинковая бритва в 18 веке? Наверное есть соответствующие документы и если, уважаемые форумчане найдут информацию, то это будет очень ценно. Возьмем современные цены на качественные бритвы. 200- 300 евро. Это при условии развитости рынка и конкуренции. В 18 веке это должен был быть или Шеффилд или Золинген. И количество бритв должно было быть невелико.

Читайте также:  Прически легкие простые с короткой челкой

Стрелец получал 4 рубля в год. Корова стоила 2 рубля. Исходим из того, что корову сейчас можно купить за 500 евро. Совершенно грубо представим, что бритва могла стоить до одного рубля. А может быть и больше. Понятно, что человек не мог ее позволить но, тогда он должен был идти к цирюльнику, для которого это уже был реальный бизнес. А теперь представим количество потенциальных клиентов…

Теперь о мыле. Только с 19 века мыло становится более-менее доступным, а в петровские времена это был достаточно дорогой продукт. Наверное установить объективную стоимость мыла того времени можно, но не столь уж важно. Денег это требовало больших.

Являлась ли эта реформа идеологической? Несомненно. Бритье это дисциплина. Дисциплина это подчинение. Подчинение это залог достижения цели. Не любили и не любят Петра. Любили и любят Петра. И смысл этого антагонизма в том, что Петр это проводник новых экономических отношений, у которого можно поучиться нынешним маркетологам.

Не могу утверждать, что так и выглядили бритвы 18 века как на иллюстрации, но близко к образцу т. н. португальской бритвы.

Источник статьи: http://diletant.media/blogs/60839/195/

Зачем Петр I рубил бороды и как это аукнулось сегодня

Как известно, Петр Алексеевич был западноориентированным правителем: многие обыденные вещи современности появились в России именно благодаря ему (вспомним хотя бы новый год, создание флота, Петербург и перенос столицы) Однако не все нововведения царя поддерживались большинством и легко проходили внедрение — «бородатый» указ тому подтверждение. Зачем Петр 1 обязал сбривать бороды и через какие преграды пришлось идти к этому решению сегодня в нашем рассказе.

Одним из европейских направлений царя Петра Алексеевича стала забота о внешнем виде населения России. Такая идея посетила молодого правителя во время своего вояжа по европейским государствам.

Возвратившись домой, Петр 1 собрал бояр и публично остриг нескольких знатных вельмож, в одно мгновение превратив их из суровых и солидных приближенных в достаточно приличных людей внешней наружности. Боярскому изумлению не было предела – их ли царь вернулся из поездки?! Процессия насильственного лишения бороды принимала обороты: однажды на званом ужине у знатного вельможи Шеина по случаю Нового года, бояре были построены в шеренгу для стрижки бород, а цирюльником выступал… царский шут!

Царь подвергся осуждению, общественность категорически отказывалась принимать эту новаторскую идею: в России брить бороду было греховно, безбородые не могли получить благословение. Бывали даже случаи самоубийства после лишения бороды. Общество всколыхнулось, в действиях государя стали усматривать покушение на сами священные устои жизни.

Петр 1 понимает, что кардинальные меры нужно разбавлять либеральными, и в 1698 году в стране устанавливается налог на ношение бороды. Контроль за исполнением этого указа был своеборазен: каждому, кто уплатил в казну сумму налога, выдавался «пропуск» — жетон с указанием … . В дальнейшем указ определил группы населения и были даже установлены штрафы за неисполнение предписаний. К слову, доносительство на «бородоносцев» поощрялось – им полагалась половина выписанного штрафа.

Пошлины платились в зависимости от разряда: царедворцы, дворяне и чиновники платили баснословные по тем временам шестьсот рубликов в год, купцы отплачивали сто рублей, посадские люди платили за бороду шестьдесят, а слуги, извозчики и жители Москвы – по тридцатке. Крестьянам, как низшему классу, было разрешено носить бороду бесплатно, однако при входе в город они обязаны были платить «по копейке с бороды».

Таким нехитрым способом, царь убивал сразу двух зайцев: обеспеченные товарищи, не желавшие расставаться со своей густой бородой «отстегивали» в казну немалую копеечку, а деньги шли на развитие флота и ведение войн.

Читайте также:  Как связать бороду для зубаря

Интересный факт: несмотря на жесткую политику приведения подданных в европейский вид, двое высоких чинов все же сохранили «бородатую неприкосновенность», это был московский губернатор Тихон Стрешнев (хороший знакомый Петра) и боярин Михаил Черкасский (ввиду возраста).

И все же общественность была не совсем согласна с безбородым указом: в 1757 году Михайло Ломоносов пишет стихотворение, как бы сейчас выразились, в стиле стёба, «Гимн Бороде».

«Антибородатый» указ был отмен Екатериной II лишь в 1772 году, но его отголоски и по сей день шумят в нашей жизни: например, военным и по сей день запрещено ношение бороды. Интересно отметить, что бородатость во время Великой Отечественной войны была отличительным признаком между действующими бойцами и партизанами.

Понравилась публикация? Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!

Фото и коллажи взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ccd47c524de2d00b2dde917/zachem-petr-i-rubil-borody-i-kak-eto-auknulos-segodnia-5cdf002f4f68ae00b21fd22c

Почему Петр I заставлял сбривать бороды бояр.

Почему Петр I заставлял бояр сбривать бороды.

25 июня по старому стилю (5 июля) 1682 года Петр Алексеевич Романов далее по тексту Петр I был коронован на Российский престол. Период правления последнего вошел в историю государства Российского вошел как одна из самых судьбоносных вех.

Петр I как никто понимал, что в Российском государстве нужны реформы во многих областях.

Как всем известно Петр I достаточно долгий период своей жизни провел в странах Западной Европы, где перенимал передовой опыт.

Петр I понимал насколько Российское государство отставало от передовых стран Западной Европы того времени, в связи с чем изучал и перенимал передовой опыт во многих областях начиная от науки и военного дела и заканчивая Западноевропейской модой, в частности Петру I понравился стиль одежды, которую носили в Западной Европе, так как последняя была более практичная и удобная кроме того Петр I перенял в Западной Европе множество новых для Российского государства гигиенических привычек, в числе которой была бритье бороды, находясь в Западной Европе Петр I открыл для себя, что по мнению передовых ученых того времени ношение бороды не гигиенично,

и влечет определенные проблемы со здоровьем, кроме того в Западной Европе того времени ношение бороды считали признаком невежественности и необтесанности, что не редко выступало первопричиной смеха над русскими купцами и боярами которых считали дремучими и необразованными людьми.

В связи с чем вернувшись на родину Петр I издает указ о запрете ношения бороды, в котором было указано, что бояр носящих бороды ловить и обривать насильно, если же кто из бояр хотел ходить с бородой, то для последних вводился довольно существенный налог, который нередко боярина мог привести к разорению, в связи с чем носить бороду могли себе позволить лишь немногие единицы из боярской верхушки, которых в наше время можно было бы по уровню доходов и состояния причислить к олигархам, для остальных ношение бороды стало довольно накладным удовольствием, большая часть бояр последовала указу Петра I и сбрили бороды, однако осталось немалая часть бояр которая вышеуказанный указ Петра I проигнорировала, так как считала, что для боярина ходить без бороды неприемлемо, что можно приравнять к выходу на улицу голым. Петру I было известно что часть радикально настроенных бояр отказывается брить бороды, кроме того отказывается платить налог на ношение бороды. В связи с чем Петр I неоднократно ловил бородатых бояр и самостоятельно при людно отрезал бороды. В конечном итоге Петр I искоренил привычку ношения бороды среди лиц, так называемого высшего сословия. А вы как считаете правильно ли поступил Петр I ?

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e1794be8d5b5f00b19c6238/pochemu-petr-i-zastavlial-sbrivat-borody-boiar-5e1795b11febd400ae3b533d

Оцените статью
Adblock
detector