Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!
Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831
Почему Петр I так рьяно боролся с бородами?
Еще с конца восемнадцатого века личность Петра многие историки и мыслители оценивали критически. В основном, согласно одной мотивации: «разрушение старинных обычаев».
Упрекам подвергалась и жесткая борьба Петра Великого с визуальными признаками «старины глубокой»: с бородами, с диковинными длиннополыми одеждами.
Взамен этого российская элита получила «европейскую моду»: кафтаны и камзолы.
Конечно, определенную роль играло личное негативное отношение Петра Алексеевича к бороде. Она была в глазах самодержца как бы символом «оппозиционности» царю. Бородатыми были стрельцы, духовенство, старые бояре. Все они в той или иной форме противились петровским нововведениям. И борода была их «знаменем». Или даже визуальной формой протеста.
Однако, было бы наивно полагать, что Петр поступал так только из-за своих «хотелок» (хотя, помимо прочего, бритье бород было отличным способом пополнить казну путем введения налога на ношение бород). Более того, он был лишь радикальным продолжателем того курса, который наметился в Русском царстве еще с середины семнадцатого века.
Курс на «вестернизацию» государства включал в себя и модернизацию элиты. Заметьте, Петр не стал трогать крестьян и духовенство (а ведь это большая часть населения), он «тиранил» в отношении бород именно элиту: дворянство, купечество. Все для того, чтобы в европейских державах верхи русского общества не держали за «варваров». То бишь речь идет о дипломатическом и культурном сближении с Европой.
Сейчас, конечно, можно вспомнить о том, что «у нас особый пусть и ну ее нах..й, эту Европу». Да-да, вот только заграничные технические достижения тех лет говорили Петру о правильности выбранного им курса.
Гениальность Петра именно в том, что он первый ринулся догонять и перегонять. А вот турки с персами, например, не поспели.
Но, что характерно, и турки, и персы, и японцы постепенно отказались от своих (не мене роскошных) традиционных одеяний. И перешли на европейскую моду.
И да, подобное положение вещей сохраняется и в двадцать первом веке. Лидеры практически всех стран, бизнесмены и «сливки общества» ходят в деловых костюмах. А не в кимоно, длиннополых кафтанах или рыцарских доспехах. Притом отказываться от прошлого страны, от ее традиций, конечно, не стоит. Но, как гласит японская мудрость: «восточная мораль — западная техника».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dark_historian/pochemu-petr-i-tak-riano-borolsia-s-borodami-5e82d90976040914a467c42f
Драма о бороде
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.
«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.
Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.
Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»
Источник статьи: http://diletant.media/articles/43168226/