Зачем православным нужны бороды
протоиерей Артемий Владимиров
315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.
— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.
Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.
Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.
Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).
Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.
Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.
Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка “прогрессивного” толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…
Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.
— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?
— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.
И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека “по одежке”, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.
Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.
— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.
Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если кого-либо из наших сограждан попросить нарисовать словесный портрет православного священника, то он может забыть (или не знать) о каких-либо частях (элементах) облачения, но о бороде не забудет никто. Более того, именно борода будет тем, о чем он вспомнит в первую очередь. Утверждение, что попы носят бороду, уже настолько прижилось в нашем сознании, что ответить напрямую: почему священники носят бороду, – сможет не каждый. Так уж повелось, а если кому-то доведется увидеть безбородого священника в облачении, то без легкой дезориентации и приступа когнитивного диссонанса тут не обойтись.
Итак, зачем священники носят бороды? Многие, наверное, подумав, сошлются на образ Иисуса Христа, который мы видим на иконах, и укажут, что так проявляется подражание внешности Спасителя. Безусловно, это одна из причин, но не единственная.
Борода в Священном Писании
Даже те, кто особо не вникал в тексты Священного Писания, могут догадаться, что ношение бороды священниками имеет древние ветхозаветные корни. И действительно, в 19-й и 21-й главах Книги Левит мы увидим прямое повеление Господа не стричь головы и бороды. Есть для этого и свои причины. Неканоническое Послание Иеремии, в самой первой главе, сообщает нам, что бритье голов и бород свойственно языческим жрецам, именно поэтому Моисеев Закон был направлен на то, чтобы удержать еврейских священников от идолопоклоннических обычаев. Прп. Ефрем Сирин уточняет, что язычники специально отращивали волосы на голове и лице, дабы затем остричь их в специально назначенное время у «священных» источников или прямо на самих капищах. Таким образом, бритье голов и бород было не просто традицией, а частью идольских мистериальных культов. Мы прекрасно понимаем, что Христос отменил ветхозаветный обрядовый закон, потому в Новом Завете подобных повелений относительно ношения бороды не встретим, но есть в этом вопросе другая сторона.
Борода в канонах
В первой книге «Апостольских постановлений» (п. 4) говорится, что «обнажает бороду» тот, кто хочет нравиться другим. Примерно эта же мысль звучит и в 96-м правиле Шестого Вселенского Собора. Там идет речь о том, что те, кто облеклись во Христа, должны подражать и житию Его, а отсюда избегать плетения и специальных укладок своих волос, которыми они искушают неокрепшие души. Зонара в своем толковании поясняет, что правило это относится и к бороде, но здесь опять же есть свои причины. В то время мужчины плели волосы и брили бороды, дабы казаться нежными и походить более на женщин. Как, возможно, вы догадались, речь в данном случае идет о гомосексуальных традициях древнеримской империи. Дабы дистанцироваться от подобных ассоциаций, Церковь и вводит запрет на манипуляции с волосами, которые были признаком блудных пороков.
Как мы понимаем, с тех времен традиция ношения бороды настолько укоренилась, что теперь батюшки носят бороду, как бы сказали современные программисты, по умолчанию.
В дальнейшем идея схожести безбородого мужчины с женщиной перекочевала в определения Стоглавого Собора (1551 год). Но, видимо, в XVI веке отсутствие бороды у мужчины казалось настолько противоестественным, что в определениях Собора содержится даже запрет отпевания и каких-либо иных молитв в храме за упокой душ тех, кто посмел сбрить бороду.
Наверное, именно поэтому православная борода в Украине, России, Беларуси, в общем, в славянских странах, приобрела смысловую связь с такими понятиями, как могучесть, сила, воля, и прочими атрибутами мужественности.
Может ли священник не носить бороду?
Теоретически, конечно, может, но практически бороды православных священников стали неотъемлемым признаком их внешности. За границей ситуация иногда складывается немного иная. Как мы знаем, латинские священнослужители в большинстве своем не носят бород, так как с раннехристианских времен это считалось указанием на принадлежность к высшим социальным слоям древнеримского общества, постепенно данная традиция укоренилась и стала общепринятой на Западе. Но вот когда Европу и США в 60–70-х годах ХХ века накрыла популярность движения хиппи, то бороды начали сбривать и некоторые православные священники. Представители хиппи принимали и распространяли наркотики, «прославились» и другими нарушениями закона, а одним из признаков их внешности стала борода. Так вот, священникам просто надоело, что их постоянно задерживала полиция, воспринимавшая наличие бороды как атрибут принадлежности к хиппи.
Сегодня мы видим, что носить бороды стали не только священнослужители, но и просто многие мужчины. Но если для далеких от Церкви людей это дань моде, то для православных борода стала символом стремления подражания Христу. Поэтому, отвечая на вопрос: зачем православным бороды, – достаточно будет и ссылки на то, что бороду носил наш Спаситель. Хотя мы, конечно, прекрасно понимаем, что наша духовная жизнь, а тем более вечность уж никак не зависят от наличия или отсутствия растительности на лице.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyashchenniki-nosyat-borodu
Почему у православных священников и монахов длинные волосы и бороды?
Борода священника – незыблемая традиция, существующая испокон веков. Трудно представить служителя, без этого атрибута русской православной церкви. Традиция восходит к ветхозаветным временам, когда стрижка и бритье считались языческими траурными обрядами, потому строго запрещались. Чтобы разобраться, почему священники носят бороду и длинные волосы, уйдем вглубь истории нашей страны.
Зачем священнику борода и длинные волосы
Существует версия, что подобный образ был воспринят монашествующими странниками, у которых было мало возможностей для поддержания себя в опрятном виде.
Сегодня у людей сложился обобщенный образ батюшки, чаще всего он имеет такие аксессуары:
- длинная ряса;
- большой крест;
- книжечка с молитвенным текстом;
- длинные волосы, завязанные в хвост;
- растительность на лице.
Трудно представить батюшку без этого атрибута. Шевелюру отращивает не каждый, многие носят современную стрижку.
История православия повествует, что ранее, людям, облаченным церковным саном, запрещалось удалять щетину с лица, даже, когда существовал повсеместный закон о запрете на её ношение среди мирян. Корни этой традиции уходят далеко, в древние цивилизации.
Такие традиции имеют свои основания:
- во время приема Русью религии из Византии, воспринимался церковный устав, который был создан для монашествующих лиц;
- запрет на стрижку волос головы пришел вместе с религией;
- растительность являлась характерным признаком, выделяющим батюшек среди населения.
Ношение такой стрижки, способно доставлять немало неудобств, начиная от застревания кусочков пищи во время еды. Такой аксессуар обладает несомненной пользой: личность идентифицируют, как слугу Божьего, представителя Церкви Христовой. Это дает осознание собственного предназначения, лишний повод следить за собственным поведением, чтобы не опозорить имя Божие.
Есть люди без этого традиционного атрибута. К примеру, святитель Николай, отличался аккуратной стрижкой. Он носил выстриженное гуменцо, являвшееся признаком его принадлежности к священному сану. У людей, служащих церкви, могут быть совершенно разные виды бороды, только традиционные её модели.
Можно встретить молодого батюшку, практически без растительности. Это временное явление, просто юноша, еще молод, не успел отрастить нужное количество щетины.
Если обратиться к Вселенскому Собору, можно отметить наличие запрета и апостольских наставлений уже тогда. Брадобритие открыто именовалось грехом по канонам Ветхого Завета, Библия содержит отсылки к подобному запрету.
Православная вера утверждает, что бритье – признак недовольства людей собственной внешностью, дарованную Господом Богом. История знает о созвании Стоглавого собора, когда было принято решение о проведении погребальной службы над безбородыми личностями.
Умершего мужчину запрещалось отпевать, когда он не имел подобного атрибута, после его погребения запрещалось ставить о нем свечи в храме.
До прихода к власти Петра Первого, брадобрейство строго запрещалось и наказывалось, приравнивалось к греху прелюбодейства, за непослушание отлучали от церкви.
Старообрядцы и сейчас верят, что отсутствие волос на линии подбородка будет препятствием к попаданию после смерти в Царство Небесное.
Существует несколько версий этой традиции:
- Соблюдение канонов Ветхого Завета, запрещающих стрижку растительности лица и головы, а также любое изменение их формы.
- Желание быть похожим на Иисуса.
- Признак выделения из общей массы, чтобы другие воспринимали священника иным, прислушивались к проповедям, внимали доводам.
- Существует версия, что растительность – способ накопления энергии, как жизненной, так и духовной.
Найти точный, единственно верный ответ, почему священники оставляют волосы нетронутыми, трудно. Самым распространенным считается мнение о наложении подобного запрета Библией.
Запрещено ли брить бороду попам
Православным попам ношению этого атрибута предлагают обучаться со времени посещения духовной семинарии. Растительность лица является одним из символов веры.
Согласно Библии, каждый мужчина обязан отращивать шевелюру, отказываться от её состригания. Женщинам предписывалось оставлять без изменений свою шевелюру. Рекомендации обуславливались мнением, что человек обязан выглядеть таким, каким его создал Бог. Если люди изменяют собственную внешность, они противятся воле Бога.
Если для обычных людей нарушение такого запрета воспринималось лояльно, то для служителей строго порицалось. Они должны были строго придерживаться законов Божьих.
Русские православные традиции приравнивают растительность к символам православного духовенства. Когда батюшка не носит этого атрибута по состояния своего здоровья или иным физиологическим причинам, он неизменно вызывает подозрение.
Борода – обыденное, привычное облачение человека, облаченного церковным саном. Большинство людей не придают ей большой роли, однако она имеет глубокие корни, уходящие в древнюю историю, обладает великим значением.
Источник статьи: http://borodadeda.ru/interesnoe/pochemu-svyashhenniki-nosyat-borodu-i-dlinnye-volosy/