- Длинные волосы имели глубокий смысл для мужчин древнего Китая
- Почему мужчины и женщины Китая не обрезали длинные волосы
- Длинные косы Бань-фа у мужчин в Китае
- Почему китайские мужчины носили косы?
- Прически Древнего Китая
- Книга о сыновьей почтительности
- Истоки китайской косички
- Приказ об обрезании волос
- Женские прически Древнего Китая
Длинные волосы имели глубокий смысл для мужчин древнего Китая
Источник иллюстрации / фото: Depositphotos Реклама —>
Почему в древнем Китае мужчины ходили с длинными волосами, можно понять детальнее изучив культуру и историю этой удивительной страны. Волосы для ее жителей были наследием предков, которое нужно было оберегать. За ними тщательно ухаживали и заплетали в замысловатые прически, которые могли многое рассказать о том, кто их носит. Но есть и не очень приятный период в истории Поднебесной, связанный с длинными косами.
Почему мужчины и женщины Китая не обрезали длинные волосы
В былые времена, в Китае считалось, что волосы это наследие предков, которое досталось от предков. Истоки традиции следует искать во времена становления конфуцианства. Их никогда не обстригали, а мужчины и женщины заплетали их в разнообразные прически. Они были визитной карточкой. По ним можно было определить профессию и сословие.
По прическе можно было отличить замужнюю женщину от незамужней. Первые делали пучки, а вот вторые заплетали косы. Кроме того, с собранными в высокий пучок волосами, женщине было проще управляться по хозяйству. Если же женщина была вдовой, и не хотела повторно вступать в брак, она полностью сбривала волосы. По количеству же украшений в прическе, можно было определить насколько знатная и богатая представительница слабого пола. Это помогало мужчинам определить, с какой девушкой можно познакомиться, не нарушив правила приличия.
Особое место длинные волосы занимали и в жизни мужчин. Они также укладывали их в пучки, которые имели безупречный вид. Если же мужчина становился монахом, то обривал голову на лысо. Распущенные волосы часто обозначают свободу и протест, а растрепанные – признак тоски и печали.
Есть и еще одна прическа, которая получила широкое распространение на территории Китая начиная с 17 века. В это время, мужчины заплетали волосы в косы, получившие название Бянь-фа. Особенностью этой прически также является выбритые передняя и боковые стороны головы. Сзади же свисает длинная коса. Как правило, чтобы поддерживать эту прическу в нормальном состоянии, голову приходилось обривать 1 раз в 10 дней.
Длинные косы Бань-фа у мужчин в Китае
Прическа Бань-фа стойко ассоциируется с временами имперского Китая, но изначально она была отличительной чжурчжэней или маньчжуров. Маньчжурская армия завоевала Китай в середине 17 века. После захвата Пекина на престол взошла семья Цин. Она стала последней имперской династией в Китае, и правила вплоть до 1912 года.
Первый маньчжурский император Китая распорядился делать прическу Бянь-фа. Это был знак подчинения новой власти. Исключение из правила сделали для буддийских монахов и даосских священников.
Новые правила вызвали целую волну возмущений по всей стране, которые были жестко подавлены маньчжурами. Был дан выбор: оставить голову, или волосы. Если человек отказывался носить Бянь-фа, то его ждала смертная казнь. Нарушение, установленного правила, приравнивалось к государственной измене. Рисковать своей жизнью не захотело большинство.
Издавая требование о необходимости носить Бань-фа, маньчжуры не распространили их на женщин. Они могли делать те же прически, что и ранее.
Интересно, что в начале 20-го века в Китае вспыхнуло восстание, против правящей династии Цин. Тогда, повстанцы, в знак неповиновения, обрезали свои косы. Среди них был и молодой Мао Цзедун.
Источник статьи: http://wordyou.ru/442515-dlinnye-volosy-imeli-glubokij-smysl-dlya-muzhchin-drevnego-kitaya.html
Почему китайские мужчины носили косы?
Когда мы говорим про Китай и китайскую моду, сразу всплывает в памяти необычная мужская прическа – выбритая голова с «островком» волос на макушке и длинной косой.
Казалось бы, это вообще не должна быть прическа бравых мужчин, но тем не менее, почти 265 лет местные жители подчинялись закону и носили косичку. Это стало своеобразным символом Китая. И тем более удивительно, что прическа эта пришла из другой страны – Маньчжурии.
Косичка была первоначально деталью прически чжурчжэньской или Маньчжурской династии, которая когда-то располагалась на северо-востоке современного Китая, но не была китайской территорией. В 1644 году армия захватчиков разгромила ханьских китайцев и завоевала страну. В стране установилась новая власть новой династии, взявшей себе имя – Цин.
Новый император Китая, взявший тронное имя — Шунци, приказал всем китайцам сделать на голове косичку в знак подчинения власти.
Исключение сделали лишь для монахов и священников, которые могли полностью сбривать волосы или отрастить их по своему усмотрению. Для всех остальных жителей действовало новое правило.
Разумеется, нововведение вызвало широкое сопротивление по всему Китаю. У маньчжуров разговор был короткий — они установили политику «потеряй волосы или потеряй голову»; за нежелание изменить прическу полагалась смертная казнь.
Однако и тут были свои подводные камни. Мужчинам приходилось подбривать головы раз в 10 дней, чтобы косичка смотрелась ярко и выделялась.
Вот как описывали современники эту прическу — «Первоначально это был знак покорности, которого требовал первый маньчжурский император только через год после захвата трона в 1645 году.
Китайцы брили переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетали в косы. Они использовали не только собственные натуральные волосы, но и конский волос или черный шелк».
Интересно, что маньчжуры не издавали никаких эквивалентных правил о женских прическах- то есть в подавляющем большинстве случаев косичка предназначалась только для мужчин.
Даже китайцы, проживавшие за границей, старались сохранять свои традиционные прически с косичкой, ведь их жизнь на чужбине была не навсегда, они планировали вернуться домой. И нужно было стараться не вызвать гнев властей.
В начале 20-го века повстанцы (в том числе молодой Мао Цзэдун) отрезали свои косы в качестве демонстрации неповиновения властям.
Постепенно Китай отходил от этого пережитка прошлого и императорского наследия. Косичка была отменена в Китае в 1911 году, когда маньчжурская династия была свергнута в пользу Республики. То есть символ эпохи ушел вместе с ней. В 1922 году последний император Пу И самолично отрезал свою косичку, чтобы показать, что Китай отныне шагает по новому пути.
Источник статьи: http://history-doc.ru/pochemu-kitajskie-muzhchiny-nosili-kosy/
Прически Древнего Китая
Китайские прически, столь непривычные взгляду среднестатистического европейца, являются своеобразным символом Поднебесной, неотъемлемой частью образа, элементом культуры. Женские прически варьируются в зависимости от возраста и семейного положения. Стричь волосы считается неуважительным действом, так как это то, что унаследовано от родителей. Маньчжурский режим диктовал мужчинам необходимость бритья передней части головы. Волосы с макушки заплетались в косичку и перевязывались черной шелковой лентой. Это было традицией, сломленной лишь недавно, во времена правления последнего императора в начале прошлого века. Обрезание косички стало одним из наиболее известных символов падения императорского правления династии Цин, готовности к модернизации и политическим изменениям.
Прически – один из способов персонализации истории. Норманны носили их во времена Вильгельма Завоевателя, который побудил англичан отращивать волосы. В умах населения прочно засели ассоциации длинных волос с крепкой политической властью, а их отсутствие – с анархией. Волосы – символ энергии, жизненной силы библейского Самсона. Распущенные волосы часто обозначают свободу и протест, а растрепанные – признак тоски и печали. Собранные волосы могут означать семейное положение или порабощение. Бритая голова – удел истинно верующего. Заключенные, рабы и солдаты, чье положение предполагает послушание – владельцы коротких причесок. Так, в древнем Китае прически символически иллюстрируют вехи китайской истории.
Книга о сыновьей почтительности
Основы традиций, в частности касательно отношения к убранству головы, лежат в древности и отсылают к конфуцианскому трактату под названием «Книга о сыновьей почтительности». Упор в тексте был сделан на социальные отношения, особенно между отцом и сыном. Трактат традиционно приписывается Конфуцию, то есть датируется 479 годом до нашей эры. Однако эта теория подвергалась сомнению вплоть до периода династии Сун, управлявшей Китаем с 1127 года по 1279-й. Предполагалось, что текст был составлен учениками Конфуция или последователями мыслителя в конце периода Воюющих царств или во времена начала правления династии Хань. Несмотря на то, что привлекла к себе внимание эта книга в незапамятные времена, частью конфуцианского канона она стала лишь во время правления Северной Сун с 960 по 1126 год.
Часть глав книги посвящена сыновьей почтительности, которая рассматривается в качестве основной концепции конфуцианской социальной системы. Согласно конфуцианской философии благочестие детей – социальный руководящий принцип, который является основой всех других добродетелей и всех действий, предпринимаемых человеком. Благочестивый правитель способен управлять своей страной справедливо, а это значит, что и народ станет наводить порядок и привносить гармонию в свои семьи. Сыновье благочестие, равно как и отношения между отцом и сыном, распространяются в полной мере и на сферу государственных отношений между правителем и его народом. В отношении двух братьев его можно сравнить с любовью младшего брата к старшему. Книга дает конкретные инструкции по выстраиванию взаимоотношений во всех сферах взаимодействия.
Тело дано сыну его родителями, и почтительность подразумевает невозможность навредить собственному телу. Самоубийство, равно как и бритьё на себе волос, как у буддийских монахов, является выражением отсутствия сыновней почтительности. Концепция также подразумевает, что сыновья должны почтить имя родителей и уважать предков. Высшая форма почитания собственных родителей – достижение высокого положения и социального статуса. Собственная позиция влияет на славу предков.
Истоки китайской косички
Характерная маньчжурская прическа привлекала внимание приезжих западных путешественников с древних времен. Так, в 1618 году Альваро де Семедо, португальский миссионер в Китае, утверждал, что китайцы бреют бороды и часть головы, а оставшиеся волосы собирают в пучок, заплетенный таким образом, что они небрежно свисают ниже плеч. Британец девятнадцатого века уверял соплеменников, что у китайцев волосы собраны в хвост на макушке, который они формируют в прическу. Юстус Дулиттл в 1865 году в опубликованной им книге о Китае пишет, что волосы сбривают все, начиная с простых людей и заканчивая мандаринами, оставляя круговой участок на макушке, который растет в течение жизни и, разбиваясь на три пряди, заплетается. Гильом де Рубрук, путешественник в страны Востока, описывал мужчин, которые выбривают все волосы, кроме квадрата на верхней части головы, включая виски, заднюю часть шеи и лба.
Большинство людей на Западе считают, что маньчжуры изобрели косы, но эта китайская традиция намного древнее. Кочевое племя хунну, то самое, которое воевало с империей Хань на стыке первого и второго тысячелетий, имело символ, описывающий процесс плетения волос или веревок. Мужские и женские косы наблюдались у племен на крайнем западе Китая во время правления династии Тан в период с 618 по 907 год. Правители Северного Китая во времена династии Ляо носили нечто вроде косы на затылке с 947 по 1125 год. Этот же обычай был приписан племенам чжурчжэней, которые наводнили север страны и создали династию Цзинь. Есть мнение, что такими прическами китайцы обязаны указу императора Тай-Цзуна. Во времена Марко Поло большинство китайцев носили завязанные на затылке или на макушке волосы. Китайские прически были описаны и рядом путешественников шестнадцатого века. Хуан Гонсалес де Мендоса отметил, что китайские мужчины собирают волосы на макушке. Отец Гаспар да Круз в 1569 году был удивлен тем, что мужчины носят длинные волосы, подобно женщинам, и так же хорошо причесывают их. Мартин де Рада завершил картину, заметив, что сильный пол гордится длинными волосами не меньше слабого.
Приказ об обрезании волос
Все изменилось летом 1645 года. Китай увидел указ об обрезании волос, выпущенный маньчжурским военачальником Доргонем. Согласно указу, каждый взрослый китайский мужчина должен был брить переднюю часть головы, а волосы с затылка собирать в тугую косу. Безапелляционность указа, равно как и требования к его неукоснительному выполнению под страхом смерти, походили на российский указ Петра Первого относительно бритья бород. Для представителей маньчжурских народов это требование было возможностью отличить своих от чужих, а для многочисленной ханьской народности выполнение Доргонского приказа стало действом, оскорбляющим чувства приверженцев учения Конфуция. Во время правления прошлой династии Мин мужчины завязывали волосы, а неповиновение новому указу повлекло массовую гибель ханьцев.
Маньчжуры принуждали ханьцев следовать северным обычаям и заставляли брить головы, за исключением макушки. Несогласных казнили. Даже король Кореи подчинился как правитель вассалитета. Приказ об обрезании волос распространялся на все категории граждан, но встретил сопротивление народа. Был создан военный совет, призванный подавить оппозицию. Бытует мнение, согласно которому цирюльники носили по городам на бамбуковых палках головы тех, кто не подчинился, чтобы показать обоюдоострый характер их профессии.
Несколько смягченный указ опирался частично на конфуцианские заповеди, трактуя их в свою пользу. В обращении говорилось, что в то время, когда страна объединилась и стала одной семьей, правитель стал народу отцом, а подданные – его сыновьями. Но эта попытка смягчить подход не возымела действия. При этом повиновение было верным отличительным знаком согласия с властью.
Женские прически Древнего Китая
Женская традиция ухода за волосами в Китае не зависела от политической конъюнктуры в такой степени, как мужская. Девочки до достижения ими возраста 16 лет не были обременены серьёзными ограничениями при выборе прически. По достижении этого времени девушки проходили церемонию переходного возраста «цзи-ли» (笄禮), в ходе которой волосы собирались в традиционную для Китая прическу. Во время ритуала волосы мылись, скручивались и фиксировались заколкой-шпилькой, называемой «цзи», (笄) или гребнем. Девушка, прошедшая церемонию, считалась взрослой и получала право на брак.
Простая прическа времен династии Хань, правившей с 206 года по 22 год до нашей эры, состояла из длинного «конского» хвоста, распадающегося вдоль головы так, чтобы волосы обрамляли лицо с обеих сторон и показывали в выгодном свете лоб. Волосы могли разделяться пробором, так как идеалы красоты предполагали симметрию. Девочки могли оставить большую часть своих волос распущенными, собирая лишь их часть в пучок на затылке, который фиксировался шпилькой.
После того как девушка выходила замуж, прагматизм брал верх. Занимаясь семьей и домашними делами, женщины не имели необходимости выставлять напоказ свои волосы.
Замужние женщины в Древнем Китае носили волосы собранными в прически различных стилей, начиная от практичных до сложных, предназначенных для праздников и церемоний. Прическа зависела и от социального ранга. Самым простым был пучок из волос, собранных на затылке. Более сложный вариант времен династии Тан (618–907 годы) предполагал использование шиньонов, декоративных гребней, булавок и даже свежих цветов. Для фиксации причесок использовался прототип нынешнего лака для волос, изготовленный методом вымачивания древесины в горячей воде, в результате чего получался липкий гель.
Источник статьи: http://mychinaexpert.ru/pricheski-drevnego-kitaya/