Почему у петра не росла борода

История бороды: почему на Руси ее нельзя было брить, а при Петре от нее избавлялись

Как вы относитесь к моде на бороды? Что это, возрождение давних обычаев?

В Древней Руси увидеть мужика без бороды было дико. Это как в наше время даму с бородой. Безбородые мужчины на Руси считались несерьезными, ненадежными, неспособными к деторождению. В общем, девушки старались обходить их стороной. А если и попадался им такой на свою беду, они смеялись ему вслед: «Босое рыло, уходи!».

Так было в допетровские времена. Злые языки говорили, что у царя Петра Первого борода не росла. Максимум усики. Когда он вернулся из заграничного турне, им овладела идея европеизации страны. И первое, что попало под санкции — это раздражавшая его борода. В 1698 году вышел указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Это было шокирующей новостью.

Первые бороды отрезал сам Петр своему ближайшему окружению. Когда поняли что с бритьем бород не все просто и народ сопротивляется, решили ввести специальный налог. Бог с вами, хотите носить бороды — носите , но это будет дорого стоить.

Ввели четыре разряда государственной пошлины. К первому относились государственные служащие и городская знать. С них брали по 600 рублей. Ко второму причисляли торговцев. Они отдавали в казну по 100 целковых. Жители городских окраин — по 60 руб. и прислуга, кучера — по 30 руб. Для сравнения — 30 рублей составляло ежегодное жалованье пехотинца.

Крестьяне налоги не платили, но должны были при въезде в город отдавать в казну по копейке за каждый приезд с бородой.

«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год

На Руси к бороде относились как к святыне. В Псковской судной грамоте за надругательство над бородой наказание было хуже, чем за убийство. За убийство по штрафу нужно было заплатить один рубль, а за нанесение ущерба бороде — 2 рубля.

Хуже не было наказания, чем бритье. Когда к князю прибывали послы с неподобающими предложениями, им молча срезали бороды и отправляли домой. И слова не нужны.

Так вот, почему русских нельзя было лишать бород:

  1. Борода — БОгатство РОДА. Чем обильнее растительность на лице, тем богаче семья, сильнее род и успешнее потомки.
  2. Борода — признак отваги. Воину без нее никак нельзя — на войну не пускали. Мужчин с детства убеждали в том, что борода делает их бесстрашными.
  3. Борода — символ духовной мощи. Мужчина — выразитель силы рода, несет наследие предков. Кроме того, бог создал его по своему образу, значит борода — это необходимый атрибут. Ее сбривание является нарушением божественных законов.
  4. Бородач в семье — хозяин в доме.

Так было у нас. Вообще, борода имела много применений в истории человечества.

Доисторические люди отращивали бороды для тепла, запугивания и защиты. Волосы на лице сохраняли температуру тела древнего человека, а также защищали от песка, грязи и многих других элементов, способных проникнуть в организм через рот. Кроме того, она придавала пугающий вид, как бы визуально увеличивая челюсть.

С 3000 г. до н.э. до 1580 г. до н.э. египтяне использовали фальшивую бороду, сделанную из золота. Эту фальшивую бороду они привязывали, закрепляя узелком на затылке.

Представители месопотамских цивилизаций очень заботились о своих бородках. Они первыми начали употреблять такие продукты, как масло для бороды, чтобы их растительность выглядела здоровой и шелковистой. Они также формировали свои бородки с помощью древних щипцов для завивки — создавали локоны, кудри, придавали волосам волнистость. Ассирийцы красили их в черный цвет, а персы — в оранжево-красный. В древние времена, в Турции и Индии, когда у кого-то была длинная борода, это считалось символом мудрости и достоинства.

Читайте также:  Прически для девочек плисти

В Греции борода была знаком чести. Древние греки обычно обрабатывали бороды щипцами, чтобы создать завитки. Стрижка бороды использовалась только как наказание.

Около 345 г. до н. э. Александр Великий постановил, что у солдат не может быть бороды. Он боялся, что враги схватятся за бороды греков и будут использовать их против них во время битвы.

Древние римляне предпочитали, чтобы их бороды были пострижены и ухожены.

Портрет римлянина

Римлянин по имени Луций Тарквиний Приск поощрял использование бритв, чтобы провести в городе гигиеническую реформу в 616-579 годах до нашей эры. Несмотря на то, что Приск пытался поощрить бритье, оно все еще не было общепринятым до 454 года до нашей эры. В 454 г. до н.э. группа греков-парикмахеров отправилась из Сицилии в основную Италию. Они открыли парикмахерские, которые были расположены на главных улицах Рима. Эти парикмахерские обычно использовались только теми людьми, у которых не было рабов. Если у человека был раб, то он своего хозяина стриг и брил. Со временем бритье стало тенденцией в Древнем Риме, но философы сохраняли свои бороды независимо от тренда.

Англосаксонские племена не брили бороды до появления христианства в седьмом веке.

В Англии титулованные особы носили усы до 1066-1087 гг. н.э. пока закон Уильяма Первого не потребовал, чтобы они брились по норманнской моде.

Как только начались крестовые походы, бороды вернулись в обиход. В течение четырех столетий допускалась любая растительность. Как и в наше время, мужчины могли свободно выбирать, что им носить на лице: бороды, усы или чисто бриться. В 1535 году борода снова вошла в европейскую моду. Появились разные стили и длина бород. В 1560 году английские дворяне свои бороды крахмалили, чтобы они были острыми и аккуратными.

Для предания формы своим бородам мужчины использовали помаду и воск. Каждый уважающий себя сэр всегда имел при себе специальную щеточку или расческу для бороды. Кроме того, использовались специальные закрепители для бороды и усов, пока мужчиныспали.

На протяжении веков человечеством было придумано множество стилей ношения бороды. Например, стиль Авраама Линкольна называют «ширмой (занавесом) подбородка». Волосы на бороде настолько длинные, что свисают.

Авраам Линкольн

У писателя и эссеиста Генри Дэвида Торо на лице «Странствующий Джим».

У писателя Генри Лонгфелло — «Удлиненная голландка».

Генри Лонгфелло

«Борода лопатой» у художника Василия Верещагина.

По результатам социологического интервью, проведенного специалистами из Новой Зеландии и Канады, обнаружилось, что основной массе девушек нравится не борода, а легкая небритость на лице того паренька с которым ей доведется целоваться.

Источник статьи: http://travelask.ru/blog/posts/16907-istoriya-borody-pochemu-na-rusi-ee-nelzya-bylo-brit-a-pri-pe

Зачем Петр I запрещал носить бороды?

Вступив на престол, царь Петр Алексеевич, уже в 26-летнем возрасте, в 1697 году отправился в Европу с официальным визитом, где пробыл практически полгода. Посмотрев на внешний облик жителей передовых европейских стран, царь решил, что старославянский образ его подданых сильно устарел. И уже в конце 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», чем вызвал волну недовольства в разных областях страны.

Борода еще во времена Крещения Руси (10 век) считалась обязательной к ношению для всех православных. Ношение бороды было закреплено в церковных правилах и гражданских сборниках, так в 11 века за брадобритие полагался штраф — 12 рублей, это при том, что за убийство был штраф 36 рублей.

Запреты на сбривание бороды сохранились вплоть до начала царствования Петра Великого. Патриарх Московский и всея Руси Адриан в конце 17 века, то есть уже при правлении Петра I, во время своих проповедей подтверждал запрет на бритьё бороды, а тех, кто это делал, он сравнивал с собаками, кошками и женоподобными, — брадобритие считалось в православной церкви признаком нетрадиционной ориентации.

Читайте также:  Модные стрижки для круглого лица 2020 длинные волосы

Но вернемся к Петру Алексеевичу и его новыми, радикальными взглядами на внешний образ православных, в контексте растительности на лице. Комментируя свой закон о запрете бород царь говорил:

Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов.

В Преображенском дворце, на царских пирах,Петр самолично стал резать бороды своим вельможам, боярам. Ввиду упорного сопротивления населения, в том числе приближенных, в январе 1705 года он издает указ, по которому носить бороды свободно можно было дьяконам и священникам, все остальные должны были оплачивать специальную пошлину. Было установлено четыре разряда пошлины:

  • царедворцы, городовые дворяне, чиновники — 60 рублей в год
  • гости (купцы) 1-ой статьи — 100 рублей в год
  • купцы средней и мелкой статьи, посадские люди — 60 рублей в год
  • слуги, извозчики, ямщики, разные чины московских жителей — 30 рублей в год
  • «бородатые» крестьяне не облагались пошлиной, но при въезде в город должны были заплатить 1 копейку

После уплаты пошлины «человек с бородой» получал бородовой знак (бородовая копейка) — металлической жетон, квитанция об оплате. Эта пошлина действовала до 1772 года, а с 1715 года был единый тариф — 50 рублей в год. Петр I стремился полностью искоренить ношения бороды и «русского» платья и с 1714 году указом ввел полный запрет на ношения бороды и на торговлю и ношения национального русского платья, — за невыполнения указа били кнутом и могли вообще отправить на каторгу. Исключения были сделаны для старообрядцев, но они все равно платили пошлину 50 рублей и носили только определенную одежду с нашитым медным бородовым знаком. Политика ликвидации обычая носить бороды продолжалась вплоть до конца 18 века, даже церковные сборники старались не печатать, где речь шла об обязательном ношении бороды, либо исключалась эта глава.

Но уже в 1833 году, во время царствования Николая I, при вступлении в должность министра народного просвещения, действительный тайный советник, граф Уваров, которые имел весьма консервативные взгляды на науку, литературу, образование, в своем докладе императору изложил, что:

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера
2) Самодержавие
3) Народность

За это идею «официальной народности» «уцепились» славянофилы и стали дальше развивать ее, популяризировать ношение русской одежды и бороды. Власть не поощряла это движение, некоторые сторонники даже арестовывались на небольшие сроки, чтобы отбить желание у сочувствующих. Но с годами сторонников идеи возвращения к национальным и церковным, православным обычаям становилось все больше и уже два последних царя из династии Романовых — Александр III и Николай II носили бороду.

Если понравилась статья, подписывайтесь , делитесь, ставьте лайки !

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/ourhistory/zachem-petr-i-zaprescal-nosit-borody-5b9b6b2e41e36100a99907f7

Почему Петр I так рьяно боролся с бородами?

Еще с конца восемнадцатого века личность Петра многие историки и мыслители оценивали критически. В основном, согласно одной мотивации: «разрушение старинных обычаев».

Упрекам подвергалась и жесткая борьба Петра Великого с визуальными признаками «старины глубокой»: с бородами, с диковинными длиннополыми одеждами.

Взамен этого российская элита получила «европейскую моду»: кафтаны и камзолы.

Конечно, определенную роль играло личное негативное отношение Петра Алексеевича к бороде. Она была в глазах самодержца как бы символом «оппозиционности» царю. Бородатыми были стрельцы, духовенство, старые бояре. Все они в той или иной форме противились петровским нововведениям. И борода была их «знаменем». Или даже визуальной формой протеста.

Читайте также:  Где можно научится делать прически

Однако, было бы наивно полагать, что Петр поступал так только из-за своих «хотелок» (хотя, помимо прочего, бритье бород было отличным способом пополнить казну путем введения налога на ношение бород). Более того, он был лишь радикальным продолжателем того курса, который наметился в Русском царстве еще с середины семнадцатого века.

Курс на «вестернизацию» государства включал в себя и модернизацию элиты. Заметьте, Петр не стал трогать крестьян и духовенство (а ведь это большая часть населения), он «тиранил» в отношении бород именно элиту: дворянство, купечество. Все для того, чтобы в европейских державах верхи русского общества не держали за «варваров». То бишь речь идет о дипломатическом и культурном сближении с Европой.

Сейчас, конечно, можно вспомнить о том, что «у нас особый пусть и ну ее нах..й, эту Европу». Да-да, вот только заграничные технические достижения тех лет говорили Петру о правильности выбранного им курса.

Гениальность Петра именно в том, что он первый ринулся догонять и перегонять. А вот турки с персами, например, не поспели.

Но, что характерно, и турки, и персы, и японцы постепенно отказались от своих (не мене роскошных) традиционных одеяний. И перешли на европейскую моду.

И да, подобное положение вещей сохраняется и в двадцать первом веке. Лидеры практически всех стран, бизнесмены и «сливки общества» ходят в деловых костюмах. А не в кимоно, длиннополых кафтанах или рыцарских доспехах. Притом отказываться от прошлого страны, от ее традиций, конечно, не стоит. Но, как гласит японская мудрость: «восточная мораль — западная техника».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dark_historian/pochemu-petr-i-tak-riano-borolsia-s-borodami-5e82d90976040914a467c42f

Почему Петр брил бороды?

Реформаторская деятельность Петра Первого всем хорошо известна, но один вопрос меня интересовал давно — почему Петр решил брить бороды. Объяснение всегда было таким, что мол де западная мода Мода, конечно дело великое, но уж больно были высоки налоги, которые вдруг пришлось платить за право ношения бороды. Как это мода увязывается с драконовскими поборами? Интересно, что Петр проводит указ о бритье бород сразу после возвращения из-за границы. Оттуда кстати приходит и право торговли табаком. За это, разумеется, торговцы должны были платить лицензионные деньги.

Давайте посмотрим на вопрос бритья с экономической стороны.

Для процесса бритья необходимы как минимум две вещи — бритва и мыло. Вопрос не праздный, а сколько стоила клинковая бритва в 18 веке? Наверное есть соответствующие документы и если, уважаемые форумчане найдут информацию, то это будет очень ценно. Возьмем современные цены на качественные бритвы. 200- 300 евро. Это при условии развитости рынка и конкуренции. В 18 веке это должен был быть или Шеффилд или Золинген. И количество бритв должно было быть невелико.

Стрелец получал 4 рубля в год. Корова стоила 2 рубля. Исходим из того, что корову сейчас можно купить за 500 евро. Совершенно грубо представим, что бритва могла стоить до одного рубля. А может быть и больше. Понятно, что человек не мог ее позволить но, тогда он должен был идти к цирюльнику, для которого это уже был реальный бизнес. А теперь представим количество потенциальных клиентов…

Теперь о мыле. Только с 19 века мыло становится более-менее доступным, а в петровские времена это был достаточно дорогой продукт. Наверное установить объективную стоимость мыла того времени можно, но не столь уж важно. Денег это требовало больших.

Являлась ли эта реформа идеологической? Несомненно. Бритье это дисциплина. Дисциплина это подчинение. Подчинение это залог достижения цели. Не любили и не любят Петра. Любили и любят Петра. И смысл этого антагонизма в том, что Петр это проводник новых экономических отношений, у которого можно поучиться нынешним маркетологам.

Не могу утверждать, что так и выглядили бритвы 18 века как на иллюстрации, но близко к образцу т. н. португальской бритвы.

Источник статьи: http://diletant.media/blogs/60839/195/

Оцените статью
Adblock
detector