По следам петербургской египтомании: исполняют ли мечты сфинксы?
Темы дня
Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» заглянул в глаза сфинксам и узнал, что так делать нельзя.
Сколько всего сфинксов в Петербурге? Как они попали в наш город? Что олицетворяет каждый из них? А знаете ли вы, что мода пить пиво, по легенде, пришла в Петербург вместе со сфинксами? Египетскую «мифологию» Северной столицы изучал корреспондент «Санкт-Петербург.ру».
«Египтомания» в Европе началась еще в начале 19 века после похода в Египет Наполеона. В России увлечение загадочной и далекой культурой затронуло прежде всего не менее загадочный Петербург. В Северной столице и пригородах египетский стиль использовали в оформлении внутридворцовых интерьеров и фасадов зданий, мостов и ворот. Египетские традиции продолжают то и дело всплывать в архитектуре и современного Петербурга. В советское время возводили четырехгранные обелиски по образу египетских архитектурных форм времен Среднего и Нового царства, в 1995 году именно образы сфинксов выбрали для памятника на набережной Робеспьера, египетским орнаментом украшают многие современные клубы и рестораны.
Гранитные сфинксы на Университетской набережной действительно настоящие. 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III. Их лица являются портретными копиями своего хозяина. Сдвоенные короны указывают на двойное царствование фараона — Нижним и Верхним Египтом. На лбы им сползают кобры — покровительницы и защитницы фараонов.
Сфинксы были найдены при раскопках древней столицы Египта — Фив, в 1832 году они были перевезены в град Святого Петра. У сфинксов отбиты подбородки и покрывавшие их накладные бороды. При погрузке один из сфинксов упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. До последней реставрации на лице сфинкса был виден след от троса.
По легенде, привезенные из фараоновской гробницы сфинксы меняют выражение лица в течение дня. До полудня они спокойны и умиротворены. Но с наступлением темноты портретные копии фараона становятся зловещими, на лицах сфинксов появляется угрожающая ухмылка. Говорят, если увидеть, как лицо сфинкса меняет свое выражение, можно сойти с ума. Заметив слежку корреспондента «Санкт-Петербург.ру», сфинксы в целях конспирации сохранили каменное выражение лица.
В разгар европейской «египтомании» в 1825—1826 годах на реке Фонтанка появился Египетский мост. Однопролетный цепной мост был весь украшен орнаментами из иероглифов.
Фото: clubs.ya.ru
На въездах располагались четыре сфинкса с шестигранными фонарями на головах. Эти сфинксы изваяны русским скульптором академиком Павлом Соколовым. Первоначально были отлиты два других сфинкса, но те не подошли и впоследствии они были установлены на набережной Малой Невки на Крестовском острове.
Хотя мост и называется Египетским, его сфинксы скорее относятся к древнегреческим, так как имеют женское лицо. Согласно мифологии, именно женоподобный сфинкс самый страшный и опасный — демон разрушения и неудачи. Он, вернее она, женщина-сфинкс, сидела на большой дороге на окраинах Фив и задавала путешественникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?». Проигравшего сфинкс душила или по другой не менее утешительной версии — съедала.
По легенде, загадку разгадал царь Эдип. Сфинкс, не выдержав поражения, бросилась со скалы и разбилась (по другой версии — съела саму себя).
Если Вы окажетесь на Египетском мосту, на всякий случай помните разгадку — «человек»: в молодости он ползает на четырех конечностях, взрослый ходит на двух, а в старости еще и опирается на трость.
В 1905 году Египетский мост не выдержал груза и рухнул под эскадроном гвардейской кавалерии и двигающихся ей навстречу 11 саней с возницами. Жертв не было, сфинксы также уцелели и теперь сторожат новый мост, построенный через 50 лет после обрушения на том же месте.
Весной 1995 года на набережной Робеспьера были установлены два бронзовых сфинкса. В отличие от красавцев, украшающих Университетскую набережную, эти сфинксы были созданы русским скульптором Михаилом Шемякиным и имеют печальную миссию — напоминают о жертвах политических репрессий сталинской эпохи. Их лица символично разделены на две части: одна часть — это юное женское лицо, обращенное к набережной и живым людям, другая часть — это изъеденный череп, повернутый к тюрьме «Кресты», находящейся на противоположном берегу. Между сфинксами на граните — окно тюремной камеры с решеткой. Недалеко от набережной в Большом доме на Литейном проспекте располагалось Управление Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), где в 1930-е годы допрашивали политзаключенных.
Фото: arttower.ru
Два небольших сфинкса с женскими лицами охраняют бывший парадный вход Строгановского дворца на Невском проспекте, 17. Имя создавшего их скульптора неизвестно, однако историки утверждают, что сделаны они в Петербурге и, судя по всему, именно строгановские сфинксы первыми появились в Северной столице.
Первоначально они были установлены на даче графа Строганова, построенной в конце XVIII века на берегу большой Невки. Сфинксы украшали пристань дачи. Во двор Строгановского дворца скульптуры переехали в 1908 году.
Четыре небольших гранитных сфинкса в 90-х ХVIII века были установлены на пристани Полюстровской набережной (наб. Свердлова). Сфинксы расположены парами, традиционно напротив друга друга и имеют женские лица. Двое охраняют верхнюю часть пристани, двое — нижнюю.
Во второй половине ХIХ века сфинксы таинственно исчезли, вора и пропажу так и не нашли. Только в 1958 году при реставрации на пристани появились новые сфинксы, их воссоздали по подобию строгановских.
ПОЧЕМУ ОНИ СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА?
Уж не знаем, откуда пошла эта старая добрая традиция тереть памятники за носы, уши и прочие части, «чтобы желание исполнилось», но со сфинксами так шутить точно не стоит. А еще им нельзя смотреть в глаза. Помните, как в книге Михаэля Энде «Бесконечная история»: «сфинксы ничего не видят вокруг, в каком-то смысле они слепы. Зато их глаза что-то излучают. И знаешь, что именно? Все загадки мира! Поэтому они и глядят только друг на друга: взгляд сфинкса может выдержать только сфинкс».
Само слово «сфинкс» и вовсе с древнегреческого переводится как «душитель» (вероятно, в честь той самой страшной женщины-сфинкса).
КАКИЕ СФИНКСЫ ИСПОЛНЯЮТ ЖЕЛАНИЯ?
Все чудотворные свойства легенды приписывают сфинксам и грифонам на Университетской набережной.
Если жених и невеста в день свадьбы напишут желание на бумажке и закупорят ее в выпитую здесь же бутылку шампанского (в воду ее бросать не обязательно), сфинксы исполнят просьбу молодоженов.
Счастье ждет того, кто спустится к воде и, глядя в глаза ближайшему сфинксу, погладит по голове грифона , держа при этом его за правый зуб (по другой версии — за крылья).
«Египетская» пирамида с собачками
Затронула «эгиптомания» и пригороды Петербурга. Четырехгранная гранитная «Египетская» пирамида в Екатерининском парке воссоздавалась дважды. В 1770—1771 годах — архитектором Василием Нееловым, в 1783 году — Чарльзом Камероном.
Внутри в стенах Пирамиды сделаны специальные отверстия для хранения урн. У задней стены снаружи Пирамиды были похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес.
Въезд в Царское село со стороны Петербурга венчают Египетские ворота, построенные в 1827-1830 гг. по проекту архитектора Менеласа. В рельефах, украшающих ворота, воспроизведены сцены из египетской мифологии и быта древних египтян. Выполнил их художник Василий Додонов, опираясь на графические материалы французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе.
По одной из легенд, мода пить пиво пришла в Петербург именно из Египта вместе со сфинксами.
«В одной из древнеегипетских рукописей есть упоминание, что технологию пивоварения придумал бог Осирис и обучил этому своих жрецов, — рассказал корреспонденту «Санкт-Петербург.ру» сотрудник Музея истории пивоварения. — Египетские фараоны любили этот напиток, многие имели свои пивоварни. Так, например, в результате раскопок в Тель-эль-Амарне, древнейшей столице Египта, британские археологи обнаружили остатки пивоварни, принадлежавшей храму, построенному знаменитой Нефертити (конец XV — начало XIV в. до н.э.), а на одном из настенных панно изображение самой царицы, разливающей пиво через ситечко. Такое ситечко имеется в Британском музее».
Известно, что уже древние Египтяне обладали искусством приготовления ячменного солода, приписывая изготовление пенного напитка богу Осирису (или Озирису).
Именно Осирис научил народ земледелию, оседлой жизни, врачебному искусству и строительству.
В одном из писем на папирусе около 3 тысяч лет тому назад отец упрекал сына, что тот слишком часто посещал заведение, где пьют «гаг» — один из сортов пива.
Интересно, что дневная норма питания строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, нескольких пучков чеснока и лука и трех жбанов пива. Более того, оно было одной из важнейших жертв, приносившихся в ритуальных целях в гробницах. Древнее пиво, скорее всего, не понравилось бы нашим современникам, ведь это был не столько напиток, сколько еда. Тогда пиво изготавливалось без применения хмеля и представляло собой слегка процеженную забродившую хлебную массу.
Твердо верившие в загробную жизнь египтяне оснащали умерших всем необходимым. Без пива древние египтяне не представляли себя ни на том, ни на этом свете. На стенах гробниц они высекали сначала в рельефе процесс изготовления пива. В конце III тысячелетия до нашей эры в гробницах вместо барельефов появились деревянные модели с раскрашенными фигурками пивоваров, которые размещали в ящиках, имитирующих определенные помещения дома.
Источник статьи: http://saint-petersburg.ru/m/culture/old/311308/
Тайна петербургских сфинксов
Сфинксы, стоящие на Университетской набережной, до приезда в Петербург стояли во дворе заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, на западном берегу Нила.
Ориентировочная датировка создания статуй XIV веке до н.э. Лица сфинксов изображают Аменхотепа III молодым, несмотря на то, что выполнены во второй половине его долгого правления.
В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.
В Греции сфинкс был женского рода
Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, – «отцом ужаса».
Внешний облик сфинксов
На головах сфинксов – царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. На груди и плечах каждого сфинкса – широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого памятника. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.
При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал
Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.
История
Сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта. Сын Аменхотепа III — Аменхотеп IV бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”). Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.
Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819-1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности.
Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.
В своем письме брату 20 июня 1829 года, он писал:
«Эти два колосса были некогда частью огромного сооружения, остатки которого все еще выступают там и тут из нильского ила… Это место открыто исследованиями, отчасти подземными, которые велись беспорядочно, без плана; поблизости найдено более 40 львиноголовых статуй, выполненных из серого гранита, более или менее поврежденных, другие скульптурные фрагменты. Это самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале, в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и самой прекрасной работы; этот сфинкс, который только что найден для того, чтобы пойти на продажу: бесспорно, это самый нетронутый памятник из всех подобных ему, существующих сегодня».
Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.
Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, однако с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.
После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль.
В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.
Сфинксы «не хотели» покидать родину. Во время погрузки один из них рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины: «веревка, охватывающая его голову, сдвинулась при внезапном толчке и содрала с правой стороны его чепчика три маленьких куска гранита, которые были аккуратно собраны в кассетку, переданную на хранение капитану. Водворение второго сфинкса обошлось без приключений, как и помещение обеих громоздких корон сфинксов (упали ли они с голов их, или же были, ради удобства нагрузки, сняты, остается неясным) и куска красного гранита, купленного с целью починить кое-какие повреждения на коронах». К сожалению, сегодня неизвестно место нахождения отщепов от клафта на голове одного из сфинксов, который так никогда и не был отреставрирован. Сложно определить и то, какая из корон была в итоге отреставрирована с помощью запасенного куска камня; думается, корона восточного сфинкса, состоящая из нескольких кусков камня и не отличающаяся превосходной степенью полировки, в отличие от самих памятников, может быть частично дополненной при установке сфинксов на их настоящее место в Петербурге.
В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.
Между сфинксами предлагали установить колоссальную статую Осириса
В 1843 году на самом постаменте была сделана надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Петров в 1832 году».
Первая работа, посвященная сфинксам и их истории, была выпущена академиком В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года». В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.
К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы.
Тайны сфинксов
Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.
Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.
По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».
Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.
Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» называют пророчеством о переезде в новую империю
Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.
Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.
Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.
Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.
Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.
После смерти фараона его имя прокляли на века
После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»
Источник статьи: http://antennadaily.ru/2019/06/03/taina-sfinksov/