Отряд Стрекозы (Odonata)
Жизнь животных: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А.Гладкова, А.В.Михеева . 1970 .
Смотреть что такое «Отряд Стрекозы (Odonata)» в других словарях:
СТРЕКОЗЫ — (Odonata) очень привлекательны на вид: все тело их стройно, легко, а тонкие прозрачные крылья кажутся как бы кружевами, почему французы и назвали их девицами . Это прожорливое и хищное животное. Замечено, что атмосферное электричество приводит их … Жизнь насекомых
СТРЕКОЗЫ — (Odonata), отряд насекомых. Известны с карбона. Дл. совр. С. 1,4 120 мм, крыла до 90 мм. Глаза фасеточные, занимают большую часть подвижной головы. Усики короткие, малозаметные. Крылья с густой сетью жилок. Для С. в отличие от др. насекомых… … Биологический энциклопедический словарь
Стрекозы — (Odonata s. Libellulidae) семейство насекомых из отрядапрямокрылых (Orthoptera), принадлежащее к подотряду ложносетчатокрылых(Pseudoneuroptera); семейство это признается многими за особый отряд вклассе насекомых. Ложносетчатокрылые разделяются на … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
СТРЕКОЗЫ — (Odonata), отряд примитивных крылатых насекомых, распространенных повсеместно. Личинки стрекоз выводятся в воде и носят название нимф. Один из видов красотки (подотряд равнокрылых) имеют тонкое туловище с крыльями, которые в состоянии покоя… … Научно-технический энциклопедический словарь
Стрекозы — Запрос «Стрекоза» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Стрекозы … Википедия
Стрекозы — (Odonata) отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные, с подвижной головой, большими глазами. короткими щетинковидными усиками, 4 прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. С. делят на 3 подотряда… … Большая советская энциклопедия
Стрекозы — (Odonata s. Libellulidae) семейство насекомых из отряда прямокрылых (Orthoptera), принадлежащее к подотряду ложносетчатокрылых (Pseudoneuroptera); семейство это признается многими за особый отряд в классе насекомых. Ложносетчатокрылые разделяются … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
стрекозы — отряд насекомых. Длина тела 1,4 12 см, крыла 1 9 см. Крылья перепончатые. Около 4500 видов, распространены широко. Истребляют вредных насекомых. Личинки водные, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб. * … Энциклопедический словарь
Дедки (стрекозы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дедки. ? Gomphidae … Википедия
Равнокрылые стрекозы — ? Равнокрылые стрекозы … Википедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/304/%D0%9E%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B4
Познавательное занятие
план-конспект урока (7 класс) по теме
Тема: « Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное занятие | 1006.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые
Цель урока: изучить характерные особенности отрядов; рассмотреть значение этих отрядов в природе и жизни человека.
- расширить знания учащихся о многообразии насекомых.
- познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых и блох.
- продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.
- выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.
- развивать познавательный интерес к предмету;
- расширять кругозор;
- развивать умение обобщать, выделять главное;
- совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах.
- воспитывать положительное отношение к учебному труду.
- осуществлять экологическое воспитание.
листочки-вопросы 9 шт., определительные таблицы отрядов насекомых 4 шт., карточки с изображением рисунков различных насекомых известных отрядов 4шт, рабочая тетрадь.
Этапы урока основные вопросы содержания
- (1мин.)
- (7 мин.)
1 Работа по карточкам с использованием определительных таблиц.
2 Работа у доски
Этапы развитие жуков с полным превращением
- зачем кузнечику «сабля»? (для откладки яиц);
- на кого похожа медведка? (на крота);
- чем комар может быть полезен? (служит пищей рыбам и птицам);
- зачем слепню цветное зрение? (чтобы пищу и воду отыскивать);
- почему у стрекозы усы маленькие? (потому что глаза большие);
- почему шмели лохматые? (чтобы было потеплее);
- для чего сверчок стрекочет? (для удовольствия сверчихи);
- для чего моли шелк? (для постройки дома);
- зачем майскому жуку газоанализатор? (для поиска пищи).
Изучение нового материала
- Отряд Бабочки, или Чешуекрылые их особенности, значение в природе.
- Отряд Равнокрылые их особенности, значение в природе.
- Отряд Двукрылые их особенности, значение в природе.
- Отряд Блохи их особенности, значение в природе.
Творческое задание – составить кроссворд об изученных отрядах насекомых.
Подведение итогов урока, оценка учащихся за работу на уроке.
Работа с учебником
Работа с учебником
варианта) определительные таблицы 4 шт.
- Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Отметим отсутствующих.
- Проверка домашнего задания
1.Сейчас проверим домашнее задание.
Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и определите систематическое положение отряда.
Я раздам определительные таблицы отрядов насекомых и карточки, следующим ученикам Беловой Анне, Исакову Ивану, Клунковой Алене, Шевченко Виталию.
2. К доске пойдет и запишет этапы развитие жуков с полным превращением Котенко Сергей
3 Ребята, посмотрите на «древо мудрости»
На нем листочки с вопросами, ответим на вопросы:
Выходят по порядку Баласанова Римма, Бредихина Юлия, Мельников Дмитрий, Шапилов Дмитрий, Сибелева Елена, Литинская Алена
- зачем кузнечику «сабля»?;
- на кого похожа медведка?;
- чем комар может быть полезен?;
- зачем слепню цветное зрение?;
- почему у стрекозы усы маленькие?;
- почему шмели лохматые?;
- для чего сверчок стрекочет?;
- для чего моли шелк?;
- зачем майскому жуку газоанализатор?
Сейчас сдаем карточки, я проверю в течение урока, проверим ответ у доски Котенко Сергея.
- Изучение нового материала.
Продолжаем изучать «Класс Насекомых. Многообразие. Значение в природе и жизни человека»
Отгадав загадку, вы определите, с какого отряда насекомых мы начнем изучение нового материала.
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их. Похожа .
Н а порхающий цветок .
В летний солнечный денёк
Представители отряда бабочки, или чешуекрылые, — отличаются разнообразной окраской своих крыльев. К этому отряду относятся крапивница, капустница, тутовый шелкопряд и др. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками — чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Бабочек подразделяют на две группы – дневные, или булавоусые. Посмотрите представителей на рисунке 65 в учебнике. А так же ночные, или перистоусые рисунок 66 .Личинки бабочек называют гусеницами. Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки — очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядные, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты. Тутовый и дубовый шелкопряды — их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон, аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз, на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо. Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями отличающиеся очень быстрым полетом — бражники, названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающие на ранах и пнях.
Следующий отряд равнокрылые. Рисунок 69 учебника. Внешне равнокрылые разнообразны. Это насекомые с малоподвижно головой и колюще-сосущим ротовым аппаратом, отходящим от заднего края головы. Усики обычно короткие, состоят из 3-10 члеников. Глаза большинства хорошо развиты, но у некоторых тлей сильно редуцированы, а кокцид вовсе отсутствуют. Крылья с обедненным жилкованием, складываются на спине кровлеобразно, у тлей и кокцид часто отсутствуют. Ноги ходильные, лапка содержит не более трех члеников, у листоблошек и цикадовых задние ноги прыгательные, но с неутолщенными бедрами. У самок кокцид ноги недоразвитые. Это насекомые с неполным превращением. Все равнокрылые растительноядные, питаются соками растений. Тли — вредители диких и культурных растений. Листья поражённых тлями растений вянут, побеги не растут, на корнях образуются полые выросты — галлы. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады , размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев. Отгадав загадку, вы определите, о каком отряде далее пойдет речь. Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький. … К отряду двукрылые относятся всем известные насекомые: мухи, комары, мошки, оводы, слепни и др. похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары, бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом. Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.
Прослушайте загадку о следующем отряде.
Мала, а проворна,
Где бывает, там повелевает,
В шатёр взойдёт —
Богатыря перевернёт
Блохи — бескрылые насекомые. (Рис73) Это пример специализированных паразитов животных и человека. Известно более тысячи паразитирующих на птицах, зверях и на человеке. Живут в волосяном покрове, имеют сплющенное с боков гладкое тело, приспособленное для передвижения среди волос. Задние ноги у блох прыгательные, крыльев нет. Передвигают насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50см в длину и на 30см вверх, длину тела всего 3—4 мм. Личинки блох живут в мусоре, питаются гниющими остатками. Блохи — насекомые с полным превращением. Развитие протекает медленно: личинка живет более 3 месяцев, фаза куколки может длиться 7 месяцев. При благоприятных условиях новое поколение блох появляется через 3-4 недели. Взрослые блохи живут до 1,5 лет. Особенно опасны крысиная, собачья, кошачья, человеческая блохи. Питаются блохи кровью, ротовой аппарат — колюще-сосущий. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная — чума. Блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что в Европе в средние века от чумы погибло 25 млн. человек — европейского населения, а во всем мире — 75 млн. В XIX и начале XX в. существовали блошиные цирки.
На основании текста учебника стр. 77-84, заполните таблицу в рабочей тетради.
Заканчиваем работу в тетрадях. Дежурный соберет, к следующему уроку проверю.
Записываем домашнее задание в дневники
Творческое задание – составить кроссворд об изученных отрядах насекомых. Записываю в журнал.
- Подведение итогов урока, оценка учащихся за работу на уроке.
Итак, что же у вас получилось: «Насекомые – это многочисленный класс живых организмов, относящийся к типу членистоногие. Они летают, процветают, приспособляются к условиям окружающей среды. Это удивительные и загадочные существа нашей планеты».
Я благодарю вас за работу на сегодняшнем уроке; заслуженные оценки получают:
За работу по карточкам.
Белова Анна – отлично,
Исаков Иван – отлично,
Клункова Алена – отлично,
Шевченко Виталий – отлично,
За работу у доски
Котенко Сергей – отлично.
За ответы на вопросы «древо мудрости»
и работу на уроке.
Мельников Дмитрий – отлично,
Сибилева Елена – отлично,
Шапилов Дмитрий – отлично,
Баласанова Римма – отлично,
Бредихина Юлия – отлично,
Литинская Алена – отлично
Здравствуйте, садятся. Дежурный
Котенко Серей указал, что отсутствующих нет.
Ученики работают письменно по карточкам. Смотреть (Приложение №1)
Насекомые отряда Стрекозы. Систематическое положение:
Насекомые отряда Жесткокрылые (жуки) Систематическое положение:
Отряд: Жесткокрылые (жуки)
Насекомые отряда Полужесткокрылые (клопы)
Отряд: Полужесткокрылые (клопы)
Насекомые отряда Поденки
Котенко Сергей выходит, пишет на доске.
Этапы с полным превращением
Яйцо личинка куколка
Смотри ( Приложение №2)
Выходят по порядку Баласанова Римма, Бредихина Юлия, Мельников Дмитрий, Шапилов Дмитрий, Сибелева Елена, Литинская Алена.
- зачем кузнечику «сабля»? (для откладки яиц);
- на кого похожа медведка? (на крота);
- чем комар может быть полезен? (служит пищей рыбам и птицам);
- зачем слепню цветное зрение? (чтобы пищу и воду отыскивать);
- почему у стрекозы усы маленькие? (потому что глаза большие);
- почему шмели лохматые? (чтобы было потеплее);
- для чего сверчок стрекочет? (для удовольствия сверчихи);
- для чего моли шелк? (для постройки дома);
- зачем майскому жуку газоанализатор? (для поиска пищи)
Этапы с полным превращением
Яйцо личинка куколка
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/11/26/urok-po-biologii-v-7-klasse
Adblockdetector